Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы «не» с глаголами» 3 кл. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: «Правописание частицы «не» с глаголами»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: обеспечен формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.знакомить учащихся с ролью частицы не в речи; 2.способствовать обогащению словарного запаса детей; 3.формировать орфографическую зоркость; 4.познакомить со словами-исключениями;
| Предметные: 1.знать: правила правописания частицы не с глаголами; глаголы-исключения. 2.уметь: обозначать орфограмму, графически объяснять выбор написаний, применять правила на правописание частицы не с глаголами;
|
Развивающие: 1. развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации; 2.развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы | Личностные: 1.способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; 2.проводить самооценку своих действий;
|
Воспитательные: 1.воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся, настойчивость в достижении цели; 2.воспитывать интерес к занятиям русским языком.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 16.04.2024 Школа: МКОУ Белоносовская СОШ Класс: 3 Урок: 2 | Студент: Группа: Учитель: Соболева Т. В. Методист: | |
Время: 08: 55- 09: 35 | Кабинет:7 |
Тема урока: «Правописание частицы «не» с глаголами»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: обеспечен формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.знакомить учащихся с ролью частицы не в речи; 2.способствовать обогащению словарного запаса детей; 3.формировать орфографическую зоркость; 4.познакомить со словами-исключениями; | Предметные: 1.знать: правила правописания частицы не с глаголами; глаголы-исключения. 2.уметь: обозначать орфограмму, графически объяснять выбор написаний, применять правила на правописание частицы не с глаголами; |
Развивающие: 1. развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации; 2.развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы | Личностные: 1.способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; 2.проводить самооценку своих действий; |
Воспитательные: 1.воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся, настойчивость в достижении цели; 2.воспитывать интерес к занятиям русским языком. |
УМК: Школа России
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой | - Здравствуйте, ребята! - Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок. | Приветствуют учителя. | П.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: М: П: Внешний контроль | - Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа». - Пропишите сочетание букв ЛлЛл каллиграфическим почерком. – Начнем словарную работу. - Прочитайте слово КОМАНДИР на доске - что оно обозначает? КОМАНДИР – Подберите 1) однокоренные слова 2)синонимы к слову «командир» Составьте предложения с этим словом. - Обозначьте орфограммы в слове командир. - Прочитайте слово РАКЕТА на доске - что оно обозначает? РАКЕТА – Подберите 1) однокоренные слова 2)синонимы к слову «ракета» Составьте предложения с этим словом. - Обозначьте орфограммы в слове. – подберите глагол к слову «командир». - подберите глагол к слову «ракета» | Выполняют каллиграфичное письмо 1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна. 2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать. - команда, командирский, командующий, командовать. - руководитель, начальник, военачальник. -ракетоноситель, ракетостроение - космический корабль, звездолет, космолет Два ученика выходят к доске и записывают словарное слово с глаголом. | П.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П.: структурирование знаний. | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | - Теперь внимательно посмотрите на доску. Я написала перед глаголом частицу «не». Что изменилось? - Почему я поставила «не» в скобки? - Как я должна написать «не» с этими глаголами? - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока? - Все верно. Какие цели мы поставим на урок? - Хорошо. | - изменился смысл действия, оно стало отрицательной формы. - мы еще не знаем, как писать частицу «не» с глаголами. Тема нашего урока: «правописание частицы «не» с глаголами» Цели: научится писать частицу «не» с глаголами. | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. | ||
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | - Послушайте сказку. Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка - с ноготок величиной, и вышло из неё слово - крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил: - Ты куда? - Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу «не»! - отвечал глагол. - За что же? – удивился волшебник. - Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает всё, что мы говорим. Она всё отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отменить. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. «Не смей, - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!» - Так вот почему «не» с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник. - Ну конечно! Если только может любой глагол без этой «не» обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу!» Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы «не» с глаголами: Глаголу очень нравится Все делать очень живо… Частица «не» - красавица, Но как она ленива! Глагол же, не любя безделья, С частицей «не» пишется раздельно! - Что вы узнали из стихотворения и сказки о глаголе и частице не? -Как пишется не с глаголами? - давайте проверим наши предположения и откроем учебник на странице 124 - Прочитайте правило. – Как пишется частица НЕ с глаголами? – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи? – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий. К ним нельзя поставить вопрос. Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите! Составьте пословицы, объясните их смысл. Кто (не) работает, (не) сидеть на печи. Есть калачи - торопись делом. (Не) спеши языком, тот (не) ест -Запишите понравившуюся пословицу, раскрывая скобки. – Прочитайте глаголы с частицей НЕ. – Как написали эти слова, почему? | Воспринимают на слух Воспринимают на слух - глаголы с частицей «не» пишутся всегда раздельно! Читают правило в учебнике - раздельно - служебная Кто не работает- тот не ест Не спеши языком – торопись делом Есть калачи –не сидеть на печи | П.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. П.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||
Динамическая пауза | Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот Не качайтесь, не кружитесь, Не тянитесь, не шагайте, Не приседайте, не моргайте, Не шепчите, и не спите. А теперь все просыпайтесь И за дело принимайтесь. | |||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | - Выполним №223 в учебнике. Прочитайте задание - Почитайте стихотворение - о чем оно? - Выпишите глаголы с частицей «не». - Как вы их напишете? -Кто назовет изученные орфограммы в выделенных словах? - Посмотрите на №224. - Почитайте выражения. - Объясните смысл первого выражения? - есть ли в нем глагол с частицей «не»? - значит мы его напишем слитно или раздельно? - Спишите. - Кто объяснить смыл второго выражения? - есть ли в нем глагол с частицей «не»?
- значит мы его напишем слитно или раздельно? - Спишите. - Кто объяснить смыл третьего выражения? - есть ли в нем глагол с частицей «не»? - значит мы его напишем слитно или раздельно? - Спишите. - Теперь прочитайте №225 - Кто громко и четко прочитает первую строчку, чтобы все слышали, как правильно нужно говорить. - в каком времени стоят глаголы? -что особенного у глаголов женского рода с частицей не? - какое значение вносит частица не? - Кто прочитает вторую строчку? - Кто прочитает третью строчку? - какой вывод мы можем сделать? | Читают задание - о друге Выписывают глаголы с частицей «не» - напишем раздельно - честен (честь)- проверяемый непроизносимый огласный; -бесстрашен – удвоенный согласный; - товарища – непроверяемая безударная гласная; - гнезд (гнездо) – звонкая согласная на конце слова; -подножках( ножной) – звонкая согласная в корне слова; - чужого- сочетание чу, щу пишем с буквой у. Читают выражения Огонь – это опасно - да - пишем раздельно Объясняют смысл выражения Когда надо заканчивать разговоры, садиться за стол - да -пишем раздельно Объясняют смысл выражения Лучше меньше говорить, больше делать. - да -пишем раздельно Читают глаголы с частицей «не» правильно устанавливая ударение - в прошедшем - ударение ставится на окончание, в остальных случаях частица забирает ударение на себя. -придает высказыванию отрицательный смысл. Нужно знать, ка произносятся глаголы с частицей «не» | Л.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | - У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку. -Что такое глагол? -Что обозначает глагол? -На какие вопросы отвечает глагол? -В предложении глагол чаще всего бывает -Назовите время глаголов. -Назовите число глагола. -Как пишется частица НЕ с глаголами? | Слушают задание. Выполняют работу самостоятельно Выполняют самопроверку Частица не с глаголами | П.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. | ||
Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | - поиграем в игру «Выбери» Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Пишите в строчку, через запятую. Как будете писать частицу не с глаголами? Слезь со стула! Не _ хочу! Упадёшь! Не _ упаду! Отойди! Не _ отойду! Приедешь? Не _ приеду! Придёшь? Нет, не _ приду! Услышишь? Не _ услышу! Найдёшь? Нет, не _ найду! Слезаешь? Не _ слезаю! Решишь? Нет, не _ решу! Мечтаешь? Не _ мечтаю! Молчишь? Нет, не _ молчу! Конфетку, может, хочешь? Нет! Да, хочу, хочу! – Проверим. – У кого так же? – Сколько глаголов выписали? - как написали их? -какая роль у частицы не? - как можно назвать героя стихотворения? -Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения в школе”. А теперь я предлагаю поработать в группах . 1 группа. Дети на листе фломастерами разных цветов записывают составленные предложения. НЕ опаздывать в школу. НЕ разговаривать на уроке. НЕ мешать своему соседу по парте. НЕ рисовать на партах. НЕ дергать девочек за косички. НЕ жевать после звонка. 2 группа. Выбери из слов для справок и вставь нужные слова., чтобы получились фразеологизмы. _____________ (не) доходят. ____________ воли (не) давай. __________ (не) ударял. ___________носа (не) подточит Слова для справок: палец о палец, руки, рукам, комар 3 группа . Перед вами вопросы. Вы должны ответить на них, используя данные в скобках глаголы с частицей не. 1)Как школьники относятся к книге?(Рисуют на страницах) 2)Как ты относишься к малышам?(Обижаю, дерусь, ссорюсь) 3)Как мы ведем себя на уроках?(Шумим, вертимся, разговариваем громко) 4)Какие правила уличного движения ты соблюдаешь?(Играю на проезжей части улицы) 5)Как ты бережешь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки) |
Слушают задание - раздельно, если это не исключение Выполняют задание (11). - раздельно - отрицание - нехочуха Слушают задание Выполняют задание | П.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках? - Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. №227 | - Тема нашего урока: «правописание частицы «не» с глаголами» Цели: научится писать частицу «не» с глаголами. - Все цели мы реализовали. Анализировать свою работу на уроке. | Л.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»Цель урока: Ознакомление с ролью частицы НЕ и ее раздельным написанием с глаголами.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тема урока «Правописание частицы НЕ с глаголами»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство ...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание частицы не с глаголами." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголами.Цели деятельности учителя: знакомство с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результатыДи...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; с ...

Технологическая карта урока русского языка “ Правописание частицы Не с глаголами” (УМК “Школа России”, 2 класс)
Цель урока: формирование орфографического умения в правописании частицы не.Дидактические:Познакомить с правилом написания частицы не с глаголами.Учить писать частицу не с глаголами.И...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" (УМК "Школа России")
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о правописании частицы не с глаголами.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучаю...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" (УМК: "Школа России" 2 класс)
Дата: 05. 03. 2024 г.Школа: МАОУ «СОШ №152»Класс: 2 «Б»Урок: 1Время: 14:00 - 14:40 Кабинет: 209Студент: Телегина В. М.Группа: 35Учитель: Евстифеева Н. А.Методист: Кошкарова Л. ...