Русский язык 3 класс «Правописание частицы «не» с глаголами»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гетманская Ксения Дмитриевна

Тема урока: «Правописание частицы «не» с глаголами»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: обеспечен формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 16.04.2024

Школа: МКОУ Белоносовская СОШ

Класс: 3

Урок: 2

Студент:

Группа:

Учитель: Соболева Т. В.

Методист:

Время: 08: 55- 09: 35

Кабинет:7

Тема урока: «Правописание частицы «не» с глаголами»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: обеспечен формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

Предметные:

  • Знать: правила правописания частицы не с глаголами; глаголы-исключения.
  • уметь: обозначать орфограмму, графически объяснять выбор написаний, применять правила на правописание частицы не с глаголами;

Развивающие:

 

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

УМК: Школа России

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.

Приветствуют учителя.

П.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф:

М:

П:

Внешний контроль

- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

- Пропишите сочетание букв ЛлЛл каллиграфическим почерком.

 – Начнем словарную работу.

- Прочитайте слово КОМАНДИР на доске

- что оно обозначает? КОМАНДИР

 – Подберите

1) однокоренные слова

2)синонимы к слову «командир»

Составьте предложения с этим словом.

- Обозначьте орфограммы в слове командир.

- Прочитайте слово РАКЕТА на доске

- что оно обозначает? РАКЕТА

 – Подберите

1) однокоренные слова

2)синонимы к слову «ракета»

Составьте предложения с этим словом.

- Обозначьте орфограммы в слове.

– подберите глагол к слову «командир».  

- подберите глагол к слову «ракета»

Выполняют каллиграфичное письмо

1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна.  

2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.

- команда, командирский, командующий, командовать.  

- руководитель, начальник, военачальник.  

-ракетоноситель, ракетостроение

- космический корабль, звездолет, космолет

Два ученика выходят к доске и записывают словарное слово с глаголом.

П.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

-  Теперь внимательно посмотрите на доску. Я написала перед глаголом частицу «не». Что изменилось?

- Почему я поставила «не» в скобки?

- Как я должна написать «не» с этими глаголами?

- Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Все верно. Какие цели мы поставим на урок?

- Хорошо.  

- изменился смысл действия, оно стало отрицательной формы.

- мы еще не знаем, как писать частицу «не» с глаголами.

Тема нашего урока: «правописание частицы «не» с глаголами»

Цели: научится писать частицу «не» с глаголами.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

- Послушайте сказку.

Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка - с ноготок величиной, и вышло из неё слово - крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил:

- Ты куда?

- Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу «не»! - отвечал глагол.

- За что же? – удивился волшебник.

- Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает всё, что мы говорим. Она всё отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отменить. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. «Не смей, - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!»

- Так вот почему «не» с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник.

- Ну конечно! Если только может любой глагол без этой «не» обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу!»

Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы «не» с глаголами:

Глаголу очень нравится

Все делать очень живо…

Частица «не» - красавица,

Но как она ленива!

Глагол же, не любя безделья,

С частицей «не» пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения и сказки о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

- давайте проверим наши предположения и откроем учебник на странице 124

- Прочитайте правило.

– Как пишется частица НЕ с глаголами?

– Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи?

– Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.

 К ним нельзя поставить вопрос.

 Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может.

Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!

Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто (не) работает,                     (не) сидеть на печи.

Есть калачи -                   торопись делом.

(Не) спеши языком,                 тот (не) ест         

-Запишите понравившуюся пословицу, раскрывая скобки.

 – Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

– Как написали эти слова, почему?

Воспринимают на слух

Воспринимают на слух

- глаголы с частицей «не» пишутся всегда раздельно!

Читают правило в учебнике

- раздельно

- служебная

Кто не работает- тот не ест

Не спеши языком – торопись делом

Есть калачи –не сидеть на печи

П.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

П.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Динамическая пауза

Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот

Не качайтесь, не кружитесь,

Не тянитесь, не шагайте,

Не приседайте, не моргайте,

Не шепчите, и не спите.

А теперь все просыпайтесь

И за дело принимайтесь.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

- Выполним №223 в учебнике. Прочитайте задание

- Почитайте стихотворение

- о чем оно?

- Выпишите глаголы с частицей «не».

- Как вы их напишете?

-Кто назовет изученные орфограммы в выделенных словах?

- Посмотрите на №224.

- Почитайте выражения.

- Объясните смысл первого выражения?

- есть ли в нем глагол с частицей «не»?

- значит мы его напишем слитно или раздельно?

- Спишите.

- Кто объяснить смыл второго выражения?

- есть ли в нем глагол с частицей «не»?

 

- значит мы его напишем слитно или раздельно?

- Спишите.

- Кто объяснить смыл третьего выражения?

- есть ли в нем глагол с частицей «не»?

- значит мы его напишем слитно или раздельно?

- Спишите.

- Теперь прочитайте №225

- Кто громко и четко прочитает первую строчку, чтобы все слышали, как правильно нужно говорить.

- в каком времени стоят глаголы?

-что особенного у глаголов женского рода с частицей не?

- какое значение вносит частица не?

- Кто прочитает вторую строчку?

- Кто прочитает третью строчку?

- какой вывод мы можем сделать?

Читают задание

- о друге

Выписывают глаголы с частицей «не»

- напишем раздельно

- честен (честь)- проверяемый непроизносимый огласный;

-бесстрашен – удвоенный согласный;

- товарища – непроверяемая безударная гласная;

- гнезд (гнездо) – звонкая согласная на конце слова;

-подножках( ножной) – звонкая согласная в корне слова;

- чужого- сочетание чу, щу пишем с буквой у.

Читают выражения

Огонь – это опасно

- да

- пишем раздельно

Объясняют смысл выражения

Когда надо заканчивать разговоры, садиться за стол

- да

-пишем раздельно

Объясняют смысл выражения

Лучше меньше говорить, больше делать.

- да

-пишем раздельно

Читают глаголы с частицей «не» правильно устанавливая ударение

- в прошедшем

- ударение ставится на окончание, в остальных случаях частица забирает ударение  на себя.

-придает высказыванию отрицательный смысл.

Нужно знать, ка произносятся глаголы с частицей «не»

Л.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

- У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.

 -Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-В предложении глагол чаще всего бывает

-Назовите время глаголов.

-Назовите число глагола.

-Как пишется частица НЕ с глаголами?

Слушают задание.

Выполняют работу самостоятельно

Выполняют самопроверку

Частица не с глаголами

П.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

- поиграем в игру «Выбери»

Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь.

Пишите в строчку, через запятую.

Как будете писать частицу не с глаголами?

Слезь со стула!

Не _ хочу!

Упадёшь!

Не _ упаду!

Отойди!

Не _ отойду!

Приедешь?

Не _ приеду!

Придёшь?

Нет, не _ приду!

Услышишь?

Не _ услышу!

Найдёшь?

Нет, не _ найду!

Слезаешь?

Не _ слезаю!

Решишь?

Нет, не _ решу!

Мечтаешь?

Не _ мечтаю!

Молчишь?

Нет, не _ молчу!

Конфетку, может, хочешь?

Нет! Да, хочу, хочу!

– Проверим.

– У кого так же?

– Сколько глаголов выписали?

- как написали их?

-какая роль у частицы не?

- как можно назвать героя стихотворения?

-Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения в школе”. А теперь я предлагаю поработать в группах .

1 группа.

Дети на листе фломастерами разных цветов записывают составленные предложения.

НЕ опаздывать в школу.

НЕ разговаривать на уроке.

НЕ мешать своему соседу по парте.

НЕ рисовать на партах.

НЕ дергать девочек за косички.

НЕ жевать после звонка.

2 группа. Выбери из слов для справок и вставь нужные слова., чтобы получились фразеологизмы.

_____________ (не) доходят.

____________ воли (не) давай.

__________ (не) ударял.

___________носа (не) подточит

Слова для справок: палец о палец, руки, рукам, комар

3 группа .

Перед вами  вопросы. Вы должны ответить на них, используя данные в скобках глаголы с частицей не.

1)Как школьники относятся к книге?(Рисуют на страницах)

2)Как ты относишься к малышам?(Обижаю, дерусь, ссорюсь)

3)Как мы ведем себя на уроках?(Шумим, вертимся, разговариваем громко)

4)Какие правила уличного движения ты соблюдаешь?(Играю на проезжей части улицы)

5)Как ты бережешь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки)

 

Слушают задание

- раздельно, если это не исключение

Выполняют задание

(11).

- раздельно

- отрицание

- нехочуха

Слушают задание

Выполняют задание

П.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. №227

- Тема нашего урока: «правописание частицы «не» с глаголами»

Цели: научится писать частицу «не» с глаголами.

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

Л.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема: «Правописание частицы не с глаголом» 2 класс (УМК «Школа России»)

Технологическая карта Урокрусского языка Тема: «Правописание частицы не с глаголом»2 класс (УМК «Школа России»)...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Тенологическая карта урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса....

Конспект урока русского языка Тема: Правописание частицы НЕ с глаголом.

Цель деятельности учителя: ввести понятие “частица  НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с правописанием частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируемые ре...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о правописании частицы НЕ с глаголами; развитие умения различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не.Планируем...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "правописание частицы НЕ с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с ролью частицы не; формирование навыка писать частицу не с глаголами раздельно; формирование знаний алгоритма разбора глагола как части речи. Планируемые резул...