1. Организационный момент: | Эмоциональный настрой на работу (взявшись за руки) - Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». | “мы будем добрыми, внимательными друг к другу“. |
2. Минутка чистописания
| Сказала Й сестре родной: - Вот ты, сестра-соседка, Бываешь часто прописной. А я – ужасно редко. - Ну, редко, - это не беда, Иные буквы – никогда! - И много их? - Да целых три: Сестра и с ней два брата Зовут их так… - Не говори… Скажите Вы, ребята! |
|
| - О каких буквах говорится в стихотворении? (Какие буквы всегда бывают маленькими или строчными?) | - Ъ, Ы, Ь. |
| - сегодня мы их напишем в минутке чистописания. Что общего в написании этих букв? (Письмо в тетради.) | - Наклонная палочка с закруглением внизу, Ь. |
3. Актуализация опорных знаний. | - Ребята! Давайте вспомним, что вы знаете о букве ь. | Буква Р перевернулась — Мягким знаком обернулась. ( В.Степанов ) Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой Вот так: Букву капелька смягчит — Слово мягко прозвучит. ( А.Шибаев )
|
| - Сейчас поиграем в игру “ Третий лишний”. На доске слова: белка, дочка, пень. - Какое слово лишнее? Почему? | - Лишнее слово—пень, в нём 4 буквы, а звуков – 3, т.к. мягкий знак звука не обозначает. |
| - А какую работу он выполняет? | - Он обозначает мягкость согласного звука [ н '] |
| На доске слова: осень, кольцо, цепь. Какое слово лишнее? | - Кольцо. В этом слове мягкий знак стоит в середине слова. |
| На доске слова: яблоко, пятно, пляска. - Какое слово лишнее? | - Лишнее слово — яблоко, т.к. в этом слове я обозначает два звука [й а]. |
| На доске слова: новые, вместе, плед:
| - Лишнее слово новые , т.к. е стоит после гласной и обозначает два звука. |
| На доске буквы: а, у, ё.
| - Лишняя буква ё, т.к. она может обозначать два звука. |
| -Какие гласные могут обозначать два звука? | -е, ё, ю, я могут обозначать два звука, когда стоят в начале слова или после гласных. |
| -Приведите примеры. | Юла – в начале слова слышим [ й у ]. Якорь – в начале слова [ й а ]. Ёлка – в начале слова [ й о ]. Енот – в начале слова [ й э ].
|
| -Итак, что мы повторили о мягком знаке и гласных буквах е, ё, ю, я ? | -Мягкий знак звука не обозначает, а обозначает мягкость согласного звука, который стоит впереди. Гласные буквы Е Ё Ю Я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласных букв. |
| -Эти выводы нам понадобятся для открытия нового знания. |
|
4. Постановка проблемы.
| -А сейчас послушайте сказку “О мягком Знаке и его брате” ) В стране Грамматике жил дед Всевед, и было у него два внука, два брата-близнеца. Одного знали просто Мягкий Знак, а другого - Разделительный Мягкий Знак. Они были ужасными шалунами и все время спорили, кто из них главнее. –Я! - говорил Мягкий Знак, обозначающий мягкость согласных на письме. –Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А еще я показываю, что... |
|
| -Как вы думаете, ребята, что показывает разделительный мягкий знак? Об этом вы мне скажите чуть позже. |
|
5. “Открытие” нового знания. 1. Поиск решения. | На доске запись: Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. - Прочитайте загадку: Отгадайте. Запиши отгадку на доске и в тетради. |
- Муравьи
|
| -Произнесите все звуки в слове муравьи, «зажгите фонарики» | М – [м] – твердый согласный звук – синий цвет У – [у] – гласный – красный Р – [р] – твердый согласный – синий А – [а] – гласный – красный В – [в’] – мягкий согласный – зеленый Ь – звука не обозначает И – [й] – мягкий согласный - зеленый [и] – гласный – красный |
| -Какие звуки слышатся после звука [в’]? | - [й] [и]. |
| - Слитно или раздельно они произносятся со звуком [в’]? | - Раздельно. |
| - Что показывает мягкий знак в этом слове? | - мягкий знак показывает на раздельное произношение звуков [в’] и [й] [и]. |
| - Подчеркните разделительный мягкий знак вместе с буквой, перед которой стоит. |
|
| -Скажите, сколько букв и звуков в слове Муравьи? | - В этом слове 7 букв и 7 звуков. |
| - Почему в этом слове поровну звуков и букв, ведь мягкий знак звука не обозначает? | - Да, мягкий знак звука не обозначает, но он разделяет два согласных звука – [ й ] и предыдущий мягкий согласный звук. |
| - Итак, какова тема нашего урока? | - Разделительный мягкий знак |
2. Работа с учебником | № 200 стр 114 - Давайте прочитаем вывод о разделительном мягком знаке в учебнике. |
|
| - Ребята, что вы ещё новое открыли для себя? | - Буква «и» в слове муравьи обозначает два звука – [ й' и ] |
Физкультминутка для глаз |
|
|
6. Первичное закрепление. 1. Выполнение упражнений | - Выполнение упр. 201 стр. 114. – Прочитайте. Найдите выделенные слова. Сравните. – Чем похожи эти слова? – Чем отличаются эти слова? – Объясните значение выделенных слов? – Выполните задание. – В каких словах пишется мягкий знак? | -В написании одинаковые буквы. -Имеют разное значение разное произношение. -Полю – очищаю от сорных растений. Полью –создам влажность в почве. Олени – парнокопытное животное с рогами. Оленьи – принадлежит оленю. |
| - Выполнение упр.202 стр. 115. – Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах? – Запишите слова. Выполните задание. – Прочитайте слова, которые у вас получились? |
|
| Делаем вывод, перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак На доску вывешивается опора: Разделительный мягкий знак
| Перед е, ё, и, ю, я, Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жильё — Перед я, ю, и, е, ё. Воробьи, жильё, ручьи, Листья, крылья, стулья, чьи, Колья, перья и семья, Вьюга, осенью, друзья. |
Физминутка. Массаж пальцев. |
|
|
2. Работа в парах. Уровень А.
| - Впишите в кроссворд слова с разделительным мягким знаком:
- Снежная буря.
- Домики для пчёл.
- Мать, отец, дети.
- Животное.
- Ягоды, сваренные в сахаре.
| - вьюга, улья, семья, обезьяна, варенье. |
Уровень Б. | – Укажите стрелками к какому столбику относятся слова. мягкий знак | деньки ученье огоньки льёт пальцы вьюга письмо соловьи | Раздели-тельный мягкий знак |
|
|
7. Итог урока. | -Какую тему мы сегодня изучали? -Какую работу может выполнить буква ь? -Что показывает разделительный мягкий знак? -Что было трудно, что интересно? |
|
8. Задание на дом: | - № 203 стр. 115.
|
|
Творческие задания на выбор: | - Придумать рифмовку, загадку по теме урока..
- Составить кроссворД:
|
|