Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание местоимений с предлогами"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Местоимения с предлогами в русском языке всегда пишутся раздельно.
Вот несколько правил:
Перед формами косвенных падежей местоимения "я" предлоги, оканчивающиеся на согласные (под, над, с, перед, об), пишутся с дополнительной буквой "о" на конце: (передо мной, ко мне, со мной, обо мне).
После предлогов в косвенных падежах местоимения 3-го лица, начинающиеся с "н", пишутся без этой буквы: (у него, за ним, возле неё).
Буква "н" не пишется, если местоимения употребляются с производными предлогами или с прилагательными в сравнительной степени. Например: (благодаря ему, навстречу им, старше его, громче её).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе
по теме "Правописание местоимений с предлогами"
УМК: учебник Р. Т. Рамзаева «Русскийязык» 4 кл. М. «Просвещение» 2006 г.
Тип урока: урок – обобщение и закрепление изученного материала
Методы: Словесный, рассуждение, показ, комментирование, практический, частично-поисковый, повтор, сравнение, обобщение.
Формы: Коллективная, индивидуальная.
Задачи урока:
Образовательные:
- на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами;
- создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний;
- мотивировать учащихся на понимание природы личных местоимений (их восприятия особого значения и особых свойств этой части речи);
- проверить у учащихся уровень сформированности умения определять лицо местоимений.
Развивающие:
- работать над развитием речи учащихся, грамматического мышления и мышления вообще, обогащением словарного запаса;
- работать над активизацией познавательного интереса у учащихся;
Воспитательные:
- развитие чувства взаимопомощи, самостоятельности, любви к родному языку.
Цели урока:
- Воспитание интереса к русскому языку.
- Воспитание трудолюбия.
- Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи.
- Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Учить детей сотрудничеству, сотворчеству.
- Развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.
Формирование УУД
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
- Оргмомент и сообщение цели урока.
- Доброе утро, дорогие учащиеся. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке, и надеюсь на то, что вы тоже этому рады. Давайте начнем наш урок с приветствия. Поздоровайтесь с партнером по плечу ( плечами) и с партнером по лицу (кулачками). Улыбнитесь друг другу.
- Давайте сначала повторим, что такое местоимение?
- Вместо какой части речи употребляются местоимения ?
(Дети: вместо имени сущ – ного)
- Имена сущ – ные изменяются по падежам . Как вы думаете изменяются ли по падежам местоимения ?
- Вот на этот вопрос и предстоит нам ответить сегодня.
- На этот вопрос вы сможете ответить, когда послушаете стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика».
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И моё местоимение
Все вокруг склоняют так.
Перво-наперво решительно
Скажет всем моя семья,
Что, конечно, Именительный -
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня
И не зря. Падеж родительный
Для кого? А для меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки. Дательный -
Это значит - только Мне!
НЕ смотрите подозрительно,
У меня родня-броня!
И запомните: Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж Творительный
Сотворён совсем не Мной!
Ждёте, видимо, Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Учащиеся приходят к выводу, что местоимения изменяются по падежам.
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за изменением местоимений 1-го лица по падежам и узнаем о том, как пишутся местоимения с предлогами.
II. Работа по теме
а) Знакомство с раздельным написанием местоимений 1 - го лица с предлогами.
- Измените местоимения 1 - го лица по вопросам (устно):
Кто? Я Мы
У кого? У меня У нас
К кому? Ко мне К нам
На кого? На меня На нас
С кем? Со мной С нами
О ком? Обо мне О нас
- По каким вопросам мы изменяли местоимения? (По падежным).
- Как нужно писать местоимения с предлогами? (Отдельно.)
- Почему? ( Предлог - это слово.)
ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ | ||||||
Местоимения с предлогами пиши раздельно! | ||||||
| 1 - е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо | |||
ед.ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед.ч. | мн. ч. | |
кто? | я | мы | ты | вы | он | они |
у кого? | у меня | у нас | у тебя | у вас | у него | у них |
к кому? | ко мне | к нам | к тебе | к вам | к нему | к ним |
на кого? | на меня | на нас | на тебя | на вас | на него | на них |
с кем? | со мной | с нами | с тобой | с вами | с ним | с ними |
о ком? | обо мне | о нас | о тебе | о вас | о нём | о них |
перед кем? передо мной, перед нами, перед тобой и т.д. за кого? за меня, за вас, за ними, за них и т.д. |
б) Работа по учебнику. Чтение вывода на стр. 167. Упр.381 ( письменно).
- Найдите местоимения с предлогами (у нас, со мной, для них).
- Спишите текст. Подчеркните местоимения с предлогами одной чертой).
в) Работа над развитием речи. Обучающая структура ТИК-ТЭК-ТОУ.
- Ученик №1 берет лист бумаги, складывает его пополам, отрывает и отдает партнеру по лицу. Опять складываете пополам, разрываете и отдаете партнеру по плечу.
- Вы сейчас переписали текст на тему «Свободное время».
- У вас на столе лежат 9 карточек, на которых написаны слова на эту тему.
- Ученик №2 собирает карточки, перемешивает и раскладывает листочки 3 на 3 словами вверх.
- А теперь каждый составляет с этими словами предложения и записывает на листочке.
- А теперь прочитайте предложения, которые у вас получились (по кругу).
III. Закрепление темы.
Упр. 384 (устно)
IV. Домашнее задание
Упр.383, стр.167 - правило.
V. Итог урока.
- Спасибо всем за урок. Вы хорошо поработали
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе "Раздельное написание местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами. Понятие о склонении местоимений."
Цель: Формирование понятие о склонении местоимений....
Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"
Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...
Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"
Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100"....
Школа 2100. Урок русского языка. 2 класс. Тема "Упражнение в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов"
Урок обощения и закрепления изученного. Расширение знаний учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке; формирование навыка отдельного написания предлогов с другими словами....
урок русского языка 2 класс УМК "Школа России" по теме "Предлог. Роль предлога в речи"
Урок русского языка подготовлен и проведен учителем начальных классов Арсеньевской СОШ тульской области. Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
Урок русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица с предлогами"
Открытый урок русского языка был дан накануне дня освобождения города Льгова от немецко - фашистских захватчиков, поэтому весь материал для раскрытия новой темы был взят из исторических источников....