Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание местоимений с предлогами"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Местоимения с предлогами в русском языке всегда пишутся раздельно.

Вот несколько правил:

  1. Перед формами косвенных падежей местоимения "я" предлоги, оканчивающиеся на согласные (под, над, с, перед, об), пишутся с дополнительной буквой "о" на конце: (передо мной, ко мне, со мной, обо мне).

  2. После предлогов в косвенных падежах местоимения 3-го лица, начинающиеся с "н", пишутся без этой буквы: (у него, за ним, возле неё).

  3. Буква "н" не пишется, если местоимения употребляются с производными предлогами или с прилагательными в сравнительной степени. Например: (благодаря ему, навстречу им, старше его, громче её).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_4.docx30.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4-м классе

    по теме "Правописание местоимений с предлогами"

    УМК: учебник Р. Т. Рамзаева «Русскийязык» 4 кл. М. «Просвещение» 2006 г.

    Тип урока: урок – обобщение и закрепление изученного материала

    Методы: Словесный, рассуждение, показ, комментирование, практический, частично-поисковый, повтор, сравнение, обобщение.

    Формы: Коллективная, индивидуальная.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами;
    • создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний;
    • мотивировать учащихся на понимание природы личных местоимений (их восприятия особого значения и особых свойств этой части речи);
    • проверить у учащихся уровень сформированности умения определять лицо местоимений.

    Развивающие:

    • работать над развитием речи учащихся, грамматического мышления и мышления вообще, обогащением словарного запаса;
    • работать над активизацией познавательного интереса у учащихся;

    Воспитательные:

    • развитие чувства взаимопомощи, самостоятельности, любви к родному языку.

    Цели урока:

    • Воспитание интереса к русскому языку.
    • Воспитание трудолюбия.
    • Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи.
    • Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
    • Учить детей сотрудничеству, сотворчеству.
    • Развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.

    Формирование УУД

    Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

    Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Ход урока

    1. Оргмомент и сообщение цели урока.

    - Доброе утро, дорогие учащиеся. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке, и надеюсь на то, что вы тоже этому рады. Давайте начнем наш урок с приветствия. Поздоровайтесь с партнером по плечу ( плечами) и с партнером по лицу (кулачками). Улыбнитесь друг другу.

    - Давайте сначала повторим, что такое местоимение?

    - Вместо какой части речи употребляются местоимения ?

    (Дети: вместо имени сущ – ного)

    - Имена сущ – ные изменяются по падежам . Как вы думаете изменяются ли по падежам местоимения ?

    - Вот на этот вопрос и предстоит нам ответить сегодня.

    - На этот вопрос вы сможете ответить, когда послушаете стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика».

    Я талантлив от рождения!
    Не дурак и не простак!
    И моё местоимение
    Все вокруг склоняют так.
    Перво-наперво решительно
    Скажет всем моя семья,
    Что, конечно, Именительный -
    Это Я и только Я!
    Мать склонилась умилительно,
    А за ней и вся родня
    И не зря. Падеж родительный
    Для кого? А для меня;
    Все заботятся старательно
    И заслуженно вполне
    И дают подарки. Дательный -
    Это значит - только Мне!
    НЕ смотрите подозрительно,
    У меня родня-броня!
    И запомните: Винительный
    Не касается Меня!
    Жизнь легка и упоительна
    За родительской спиной!..
    Нет, друзья, падеж Творительный
    Сотворён совсем не Мной!
    Ждёте, видимо, Предложного?
    Новых данных обо Мне?
    Не просите невозможного,
    Хватит с вас и так вполне.

    Учащиеся приходят к выводу, что местоимения изменяются по падежам.

    - Сегодня на уроке мы будем наблюдать за изменением местоимений 1-го лица по падежам и узнаем о том, как пишутся местоимения с предлогами.

    II. Работа по теме

    а) Знакомство с раздельным написанием местоимений 1 - го лица с предлогами.  

     - Измените местоимения 1 - го лица по вопросам (устно):

    Кто?            Я Мы

    У кого?       У меня     У нас

    К кому?      Ко мне     К нам

    На кого?     На меня   На нас

    С кем?        Со мной   С нами

    О ком?       Обо мне    О нас

    - По каким вопросам мы изменяли местоимения? (По падежным).

     - Как нужно писать местоимения с предлогами? (Отдельно.)

    - Почему? ( Предлог - это слово.)

     

    ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ

    Местоимения с предлогами пиши раздельно!

     

    1 - е лицо

    2-е лицо

    3-е лицо

    ед.ч.

    мн. ч.

    ед. ч.

    мн. ч.

    ед.ч.

    мн. ч.

    кто?

    я

    мы

    ты

    вы

    он

    они

    у кого?

    у меня

    у нас

    у тебя

    у вас

    у него

    у них

    к кому?

    ко мне

    к нам

    к тебе

    к вам

    к нему

    к ним

    на кого?

    на меня

    на нас

    на тебя

    на вас

    на него

    на них

    с кем?

    со мной

    с нами

    с тобой

    с вами

    с ним

    с ними

    о ком?

    обо мне

    о нас

    о тебе

    о вас

    о нём

    о них

    перед кем? передо мной, перед нами, перед тобой и т.д. за кого? за меня, за вас, за ними, за них и т.д.

    б) Работа по учебнику. Чтение вывода на стр. 167. Упр.381 ( письменно).

    - Найдите местоимения с предлогами (у нас, со мной, для них).

    - Спишите текст. Подчеркните местоимения с предлогами одной чертой).

    в) Работа над развитием речи. Обучающая структура ТИК-ТЭК-ТОУ.

    - Ученик №1 берет лист бумаги, складывает его пополам, отрывает и отдает партнеру по лицу. Опять складываете пополам, разрываете и отдаете партнеру по плечу.

    - Вы сейчас переписали текст на тему «Свободное время».

    - У вас на столе лежат 9 карточек, на которых написаны слова на эту тему.

    - Ученик №2 собирает карточки, перемешивает и раскладывает листочки 3 на 3 словами вверх.

    - А теперь каждый составляет с этими словами предложения и записывает на листочке.

    - А теперь прочитайте предложения, которые у вас получились (по кругу).

    III. Закрепление темы.

    Упр. 384 (устно)

    IV. Домашнее задание

    Упр.383, стр.167 - правило.

    V. Итог урока.

    - Спасибо всем за урок. Вы хорошо поработали

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

    Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

    Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"

    Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100"....

    Школа 2100. Урок русского языка. 2 класс. Тема "Упражнение в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов"

    Урок обощения и закрепления изученного. Расширение знаний учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке; формирование навыка отдельного написания предлогов с другими словами....

    урок русского языка 2 класс УМК "Школа России" по теме "Предлог. Роль предлога в речи"

    Урок русского языка подготовлен и проведен учителем начальных классов Арсеньевской СОШ тульской области. Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

    Урок русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица с предлогами"

    Открытый урок русского языка был дан накануне дня освобождения города Льгова от немецко - фашистских захватчиков, поэтому весь материал для раскрытия новой темы был взят из исторических источников....