ЗДРАВСТВУЙ, «АЗБУКА»!
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Дьяченко Наталия Николаевна

Цели деятельности педагога: организовать праздничное начало учебной деятельности; пробудить интерес к школе, знаниям, предмету; дать понятие о предложении как единице речи; создать условия для формирования умения составлять рассказы на заданную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_azbuka.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1
ЗДРАВСТВУЙ, «АЗБУКА»!
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
(УРОК-ПРАЗДНИК)

Цели деятельности педагога: организовать праздничное начало учебной деятельности; пробудить интерес к школе, знаниям, предмету; дать понятие о предложении как единице речи; создать условия для формирования умения составлять рассказы на заданную тему.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают школьные принадлежности, необходимые на уроках по предмету; правила обращения с учебной книгой; значение понятий «устная речь», «письменная речь», «слово», «предложение»; условные обозначения предложения в письменной речи (полоска); умеют наблюдать за словами и предложениями в речевом потоке и в письменной речи; составлять предложения по иллюстрациям и с помощью заданных слов; объяснить, получилось предложение или нет, в чём причина; выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, порядок слов в предложении, смысловую связь слов в предложении, выражение законченной мысли; обозначать каждое предложение полоской; выделять в предложении слова; изменять порядок слов в предложении.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осмысливание процесса общения как способа получения и передачи информации; последовательное и логичное рассказывание о событии, явлении, составление рассказов по сюжетным картинкам о первом дне в школе с обозначением каждого предложения длинной полоской; формулирование ответов на вопросы, пересказывание небольших литературных произведений, составление рассказов по плану, из личного опыта, описание предмета, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия; различение основных литературных жанров; логические – построение рассуждений о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение», употреблении вежливых слов в речи, необходимости учебной деятельности, подтверждение рассуждений собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: положительно отзываются о школе, имеют желание учиться, адекватное представление о школе, поведении в процессе учебной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Повторение правил поведения:

1 правило «Заливается звонок

                    Начинается урок.»

                                Звенит звонок всё громче, всё сильней.

Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь, распелся соловей?

Не соловей – уроки начинаются!

- Что должны делать дети? (Стоять около парты)

2 правило «Вошёл учитель в светлый класс

                    Он очень рад увидеть вас.»

(Учитель здоровается с детьми, ученики отвечают.

Учитель предлагает детям присесть.)

3 правило «Парта – это не кровать

                    И на ней нельзя лежать

                    Ты сиди за партой стройно

                    И веди себя достойно.»

4 правило «Ответить хочешь – не шуми,

                    А только руку подними.

                    Ответить хочешь – надо встать,

                     Когда же сесть позволят – сядь.

II. Самоопределение к деятельности.

- Я предлагаю сегодня урок провести под девизом:

Дружно работаем – больше узнаём.

- Прочитать предложение на доске.

- Как вы понимаете эти слова?

- Что будем делать на уроке?

Организация  рабочего места

1. Отгадывание загадок.

- С чем вы сегодня пришли в школу?

Новый дом несу в руке,              

Дверцы дома – на замке.  

            Тут жильцы бумажные

            Все ужасно важные. (Портфель.)

- Где должен быть портфель на уроке?

- Какие жильцы находятся в портфеле?

Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке –
На листах своей тетрадки.

                                       (Ручка.)

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.

                          (Карандаш.)

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Называюсь я… (тетрадь).

– А вы приготовили эти вещи для школы?

Это ваши главные помощники, они должны быть аккуратно сложены во время урока на парте, а после – в портфеле. Запомните: каждой вещи – своё место.

III. Основная часть урока

1) Знакомство с учебником «АЗБУКА»

– Много вещей в портфеле ученика. Но пока нет самой главной.

Я всех знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

                    (Книга.)

– Ребята, как называется ваша первая книга? ( «Азбука»)

Я – «Азбука», учу читать,              И сможешь ты тогда

Меня никак нельзя не знать.            Любую книжку прочитать

Меня изучишь хорошо –                  Без всякого труда.

- Чему мы будем учиться, открыв Азбуку? (полистайте азбуку)

- Что вы увидели?

- Знакомство с условными обозначениями.

2) Правила обращения с книгой.

– Когда я вошла в класс, то услышала какой то шёпот. это шептались ваши буквари. Одни из них с гордостью хвалили своих хозяев.

«Какой я чистый, опрятный. В новой обложке. Любо дорого посмотреть. И всё это благодаря моему хозяину.

- Как вы думаете, разговор чьих книг я услышала?

- За что они хвалили ребят?

- Для чего вашим Азбукам обложки?

- За что ещё вас благодарят книги?

- Кто из вас хочет услышать благодарность своих учебников?

     - Что для этого вы должны сделать?

 Я нужна вам для порядка,

Зря страницы не листай:

Там, где я, вот там читай.

                   (Закладка.)

Как надо обращаться с учебниками? (Ответы учеников.)

К учебникам надо относиться бережно, содержать их в порядке, не забывать про обложки, не брать книги грязными руками.

IV.  Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику.

– Рассмотрите иллюстрацию на стр.4

Что на ней изображено? Какой это день?

     - Чем заняты дети?

- Что делает учитель?

– Какое у всех настроение? Почему?

– Сейчас мы с вами разговаривали. Всё, что мы говорим, это речь. Называется она устной, так как мы пользуемся ртом (устами)

Устную речь мы слышим и произносим.

– Устная речь делится на части. Эти части называются предложениями.  Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении стоят в определённом порядке и   связаны по смыслу.

Каждое предложение мы будем обозначать  моделью - полоской.

2. Игра «Составь предложения».

- Сейчас мы буде учиться составлять предложения.

– Сколько картинок? (4.)

– Составьте устно предложение по каждому рисунку и обозначьте его полоской.

- Куда привели детей родители?

1. Родители привели учеников в школу.

- Кто встретил ребят?

2. Ребят встречает учительница.

- Что сделали ребята?

3. Учащиеся сели за парты и познакомились.

- Что делает учитель?

4. Учительница начала урок.

- Сколько предложений получилось?

- Кроме устной речи, есть речь, которая используется в книгах, газетах и обычно обозначается буквами. Это письменная речь.

 - Кто внимательный? Найдите элементы письменной речи. (1«А», 1 сентября, книги.) 

Вывод: письменную речь мы видим и пишем.

3. Игра «Исправь предложения».

     - Проверь,  верно ли составлены предложения.

– На сидит дереве белка. – Нарушен порядок слов.

– Волк делает стол. – Нет смысла.

– Маленькая кузнечик сидит в траве. – Слова не связаны по смыслу.

Вывод: предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении стоят в определённом порядке. Слова в предложении связаны по смыслу.

V. Первичное закрепление: упражнение в составлении предложений.

– Ребята, как вы думаете, что говорит учитель? (Свободные высказывания учеников.)

Школа – самый лучший друг! Второй наш дом родной!

Здесь постигаем курс наук мы дружною семьёй.

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что вы узнали нового  сегодня на уроке?

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

– Что выражает предложение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, здравствуй Новый Год.

Сценарий новогодней елки на чувашском языке....

"Здравствуй, здравствуй, Новый год!"

Сценарий новогоднего праздника в начальной школе....

До свидания, Азбука! Здравствуй, страна Читалия!

    Цели:  1. Образовательные:                                        обо...

Здравствуй, школа. Моя малая Родина. Первый школьный учебник «Азбука».

Цели: создание атмосферы праздника, знакомство детей со школой, с первым учебником « Азбука».Прогнозируемые результаты:формирование учебной мотивации и желания учиться;развитие культуры общения ...

Открытый урок в первом классе на тему «Прощай, Азбука, но здравствуй, Литературное чтение!»

Цели: Обобщить знания учащихся, полученные при изучении азбуки.Задачи: 1.Создание ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания.2.Способствовать развитию умения грамотно, выразительно излагать св...

Конспект "Здравствуй, школа. Азбука безопасности"

Конспект урока для первоклассников....