Методы и приёмы работы со словами на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка

Увашкаева Саглара Давидовна

Аннотация к методической разработке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 259 имени  М.Т. Лорис-Меликоваhttps://lh3.googleusercontent.com/AJv8Y4fwrwI9fNYKtaEhuZMJD2Fmf2cyX6abCiDbOskbcIwEp1IbEpiTnrCzqVA75T99U7NO1ClVFs4BhAQODExpvNOI_ecHeuFWmJZeWAXU4jJ5clsdGyzV7gkJj9fKKuKOQMpKaQbq2fQNcR68tg=s2048

Адмиралтейского района  

Санкт-Петербурга


C:\Users\User\Desktop\Логоназвание_ПМОФ_цветное_для_светлого_фона_RU.pngC:\Users\User\Desktop\Logotip_nastavnichestva.jpg

        

Авторы: Евстафьева Саглар Давидовна

2020-2023

Аннотация к методической разработке на тему

Методы и приёмы работы со словами на уроках русского языка в начальной школе

Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще. Кроме того, хорошо развитые навыки словарной работы помогают правильно воспринимать окружающую среду, реализовать учебные, познавательные и воспитательные функции учебного процесса.

Знание русского языка – это основа обучения в школе. Русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения в работе по другим предметам. По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом.

В современной начальной школе программой по русскому языку для каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока. И одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно и правильно будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

Задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. И чтобы научиться решать такие орфографические задачи необходимо не только знать правила, но и уметь его применять на письме. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений.

Структура содержания работы по преодолению нарушений и активизации словаря у учащихся 3-х классов на уроках русского языка: обогащение словаря; уточнение словаря; активизация словаря; ограничение употребления слов со сниженной стилистической окраской, перевод их из активного словаря в пассивный. Активизация словаря возможна при помощи толкования слов в виде контекста, подбора синонима или антонима и оборота; детям необходимо читать и записывать слова; дети должны работать с образцом слова. Для работы над активизацией словаря необходимо на каждом уроке работать проводить словарную работу, пополнять и словарный запас детей новыми словами; применять методы и приемы, которые заинтересуют детей в работе со словом; раскрывать возможности многозначности слова; работать над орфографией и орфоэпией слова; составлять словари на различные темы.

Использованные технологии и методы:

  • для развития правильности, богатства и точности использования лексических единиц проводится работа со словарями русского языка: толковым, словарем синонимов, словарем омонимов;
  • для развития чистоты, выразительности и уместности использования лексических единиц используются упражнения на систематизацию и активизацию словаря;
  • в ходе словарной работы используются упражнения, предполагающие репродуктивную, творческую и аналитическую деятельность обучающихся.

Замысел методической разработки заключается в том, чтобы развивать у учеников внимание к значению слова, закреплять умение выбирать наиболее точное слово для выразительности высказывания, расширять количественный и качественный объем словаря.

Информационный блок:

В результате исследования состояния словаря у детей 3-го класса выявлено, что в глагольном словаре 60% детей преобладают слова, обозначающие действия, которые регулярно выполняются или наблюдаются ребенком. В заменах глаголов обращало на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев (у 40% обучающихся) приводило к использованию глаголов общего назначения. Нарушения сформированности словаря существительных у 40% детей выражалось как в незнании многих слов, так и трудностях поиска известного слова, у 30% обучающихся отмечались неточности или неправильное употребление слов в речи. Трудности актуализации прилагательных у 80% детей свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов и его признаков.

Тем не менее, обучающиеся 3-го класса испытывали трудности при объяснении значений слов, что свидетельствует недостаточном становлении и выстраивании ими системных связей между лексическими единицами. Большинство обучающихся адекватно оценивали речевую ситуацию, однако испытывают трудности при выборе языковых средств и их структурирования.

Практическая часть:

Для устранения выявленных проблем проведена педагогическая работа по формированию словаря у учащихся 3-го класса на уроках русского языка.

Работа по совершенствованию объема пассивного и активного словаря на уроках русского языка представляет собой ряд взаимосвязанных этапов.

Формирование лексической системности идет в направлении от группировки на основе ситуационных семантических признаков и дифференциации на основе понятийных признаков, от семантически резкой противоположности к более тонкой дифференциации. Эта работа осуществляется на основе усвоения структуры значения слова. Развитие лексической системности предполагает и организацию семантических полей по различным признакам. Формирование лексической системности тесно связано с развитием логических операций (классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения). (Например, прочитай предложения и замени выделенные слова одним словом: В магазине продавались платья, брюки, рубашки, шорты.  Бабушка купила на рынке помидоры, огурцы, капусту, перец. Весной с юга прилетают грачи, ласточки, журавли. В лесах России водятся медведи, лисы, лоси и зайцы.

На начальном этапе проводится группировка, объединение слов по тематическим признакам (например, выбери из текста слова, обозначающие предмет, действие предмета и его признак, распредели их по столбикам в таблице. К каждому слову подбери синоним). В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии (Например, используя корень – дом, вспомни и запиши как можно больше родственных слов). С этой целью используются различные игры на группировку и классификацию (Прочитай цепочку из 3 – 4 слов, выдели лишнее, объясни свой выбор. Речевой материал: учебник, энциклопедия, словарь, тетрадь; автомобиль, велосипед, корабль, пассажир; ручка, карандаш, портфель, одежда).

Каждое новое слово вводится в определённое семантическое поле, уточняются его связи с другими словами данного семантического поля, обращается внимание на то, почему это слово объединяется с другими словами (например, используя слова для справки, такие как: грандиозный, взлет, энциклопедия – составь предложения). При изучении многозначности слова, использовались различные словари. Формирование у младших школьников умения работать с толковым словарем – одна из задач начального обучения русскому языку, поэтому в современных учебниках имеются толковые словарики, к которым обучающиеся обращаются в случае необходимости. Также широко используются школьные толковые словари.

Электронная почта: aralgas@mail.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....

лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету....

Приёмы работы с синонимами на уроках русского языка в начальной школе

Сейчас идёт модернизация образования. Поэтому, необходимо рассмотреть вопросы, направленные на развитие речи учащихся, сделать её более правильной, грамотной, хорошей. Поэтому, системная работа над си...

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Материал будет полезен учителям, работающим в начальных классах. Можно вести плодотворную работу над словом....

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе...

Приёмы работы с алгоритмом на уроках русского языка в начальной школе.

В презентации показаны эффективные приёмы работы с алгоритмом на уроках русского языка в начальной щколе....

Методы,формы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в начальном курсе грамматики, правописания и развития ре...