Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме “Как найти корень слова?” (УМК “Школа России”)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Рац Оксана Евстахиевна

Материал представляет собой конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Как найти корень слова?». Урок разработан на основе УМК «Школа России» (автор В.П. Канакина). В ходе занятия ученики повторяют понятие «корень», учатся выделять его в словах, классифицировать родственные слова и применять полученные знания на практике.

Методика проведения урока включает разнообразные формы работы: игровые задания, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, работу в парах и самостоятельную деятельность. В материале также предложены упражнения для развития речевых навыков, внимания и мелкой моторики.

Цель урока — сформировать у школьников умение находить корень в словах, способствовать развитию навыков самооценки, сотрудничества и познавательной активности. Конспект содержит рекомендации по использованию учебных пособий, карточек и мультимедийных средств для повышения интереса к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx121.51 КБ

Предварительный просмотр:


                                     
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме “Как найти корень слова?” (УМК “Школа России”)

 

 Урок  русского языка

по теме

«Как найти корень в слове»»

(УМК «Школа России», автор учебника Канакина В. П., 3 класс)

Результаты деятельности :

а) личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях , способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

б) метапредметные

-регулятивные:  планировать решение учебной задачи,  оценивать  правильность выполнения действия по результату.

- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать ;

- коммуникативные:   участвовать в учебном диалоге и строить  монологические высказывания; работать в парах ,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .

Предметные: - распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

                         -выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коррекционные : развитие умения отличать родственные слова от сходных с ними по звучанию.

ЦельВспомнить понятие-корень, однокоренные слова, научиться находить корень в слове.

Оборудование:  Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах

        Ход урока:

1.Мобилизующее начало урока: 

2.Артикуляционная разминка.(слайд) 

-Себре-себре-себреле-стоит октябрь на дворе.

Обре-обре-обреле – красива осень в октябре.

3.Пальчиковая гимнастика.

«Осень»

Ветер северный подул, - подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу

4.Минутка чистописания

Учитель: Откройте тетради и запишите число.

-На минутке чистописания.

-Запишите букву,которая в слове «пятнадцатое» обозначает парный глухой мягкий  согласный звук.(Пп).Придумайте слова с этим звуком.

5.Словарная работа : Ур.жай, к.пуста, м.рковь, ябл.ко, р.бина.

 (взаимопроверка, слайд)

-В какое время года собирают урожай ?(осенью)

-Сделайте звуко-буквенный разбор слова «осень»

6.Самоопределение к деятельности

-Работа с пословицей.(слайд)

Корень учения горек ,а плод сладок.

-Как вы понимаете эту пословицу?(учиться всегда сложно,но если будешь постигать новое, результат обязательно порадует).

-Найдите многозначное слово в этой пословице.(корень)

-Какие значения имеет это слово?(корень растения,корень зуба,корень слова)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?(Как найти корень слова).

-Откройте учебник на стр.75,посмотрите,верно ли мы определили тему урока.

-На какой вопрос мы должны сегодня ответить?(Как найти корень слова?)

7.  Актуализация знаний

-А что такое корень слова?

1) На какие две группы можно разбить слова. (Слайд ).

Дождь, гриб, дождливый, грибок, дождик, грибной.

-Почему вы так сделали? (это однокоренные слова)

-А какие слова называются однокоренными?

- Приведите пример своих однокоренных слов(Ответы детей)

-М ы собираем осенью грибы,осенью дождливая пасмурная погода.

Составьте свои предложения об этом времени года.

-Запись предложения на доске «Перелетные птицы потянулись в теплые края

Выделите основу предложения  и дайте ему характеристику).

(простое,повеств.,невоскл.,распр.)

2) Пробное действие

-Я предлагаю вам  найти корень в слове перелетные.

Учащиеся выполняют пробное действие.

- Итак, у кого появилось затруднение?

Учащиеся поднимают руки.

- А у кого есть варианты ответа (Урок показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и спрашивает:)

.- Выявление места и  причины затруднения.

- Что же нужно делать? (Нужно остановиться и подумать.)

- В чем возникло затруднение? (Мы не можем выделить корень)

- Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа нахождения корня слова)

8.Работа по учебнику с правилом. 

-На стр.75 найдите правило тетушки Совы.

  • Прочитай слово и пойми его смысл.(слайд и у каждого на столе)
  • Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.
  • Проверь, близки ли они по смыслу.
  • Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
  • Это и будет корень слова. Выдели его знаком .
  • Лес , лесник, лесной .

Учитель: Что позволяет делать этот план? (находить корень слова.)

 - А теперь вернемся к нашему пробному заданию и выделим корень в слове перелетные.(летать, летчик ,полет,) 

9.Физминутка.  

10. Первичное закрепление .

«Как зовут мастера?». От названия предметов образуйте названия профессий, запишите. Выделите корень в словах.

Рыбка - _______________,баян - ____________________комбайн-__________________,

трактор - __________________________.

11. Работа в парах по карточкам.

Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.(у Гаврикова и Безмельницына упрощенное задание)

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.

Проверка у доски.(на листе маркером выделяем корень)

12.Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы поработали в парах. А сейчас время для самостоятельной работы.

-В учебнике на стр.149 есть словарь однокоренных слов. Найдите в нем слова с общей частью –дар.

Дарить,дар,дареный,подарить.

-Запишите их в тетрадь и выделите корень.

Проверка проводиться по эталону для самопроверки . (на доске образец) .

- Сверьте свою работу с образцом, исправьте ошибки, если они есть.

- У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

- Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще тренировать.)

- У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем находить корень слова.)

13.Итог урока.

- Где нам может пригодиться сегодняшнее умение находить корень слова?

( проверка безударных гласных в корне слова, т. к. корень у родственных слов пишется одинаково)

14. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

«Игра «Третий лишний» (на доске слова, уберите лишнее слово, найдите корень в родственных словах.)

Игра «Третий лишний».

Холод, холмик, холодный.

Моряк, море, морж.

Снеговик,снежный,нежность.

- Какова была цель сегодняшнего урока? (научиться находить корень в слове..)

- Достигли ли вы цели? Докажите.

Что нужно сделать,чтобы найти корень слова?(подобрать родственное слово и найти общую часть).

-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: стр.75 правило,упр.132 по заданию, по желанию добавить свою группу однокоренных слов и обозначить в них корень.

Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.

Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.

Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.

Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.

Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка, белый, белить.

2.Вода, водяной, водить.

3.Лист, лиса, лисенок.

4. Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный, горка, горе.

                                                   Памятка

                                 «Как найти в слове корень»

  • Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)
  • Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.
  • Проверь, близки ли они по смыслу.
  • Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
  • Это и будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник, лесной .

                                                   Памятка

                                 «Как найти в слове корень»

  • Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)
  • Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.
  • Проверь, близки ли они по смыслу.
  • Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
  • Это и будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник, лесной .

                                                   Памятка

                                 «Как найти в слове корень»

  • Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)
  • Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.
  • Проверь, близки ли они по смыслу.
  • Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
  • Это и будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник, лесной .

                                                   Памятка

                                 «Как найти в слове корень»

  • Прочитай слово и пойми его смысл.(на доске план)
  • Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.
  • Проверь, близки ли они по смыслу.
  • Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
  • Это и будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник, лесной .

                                                 

Холод Изображение выглядит как зима, природа, снег, дерево  Автоматически созданное описание

холмикИзображение выглядит как мультфильм, зеленый  Автоматически созданное описание

холодный

                                                                                          Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

моряк Изображение выглядит как Анимация, Мультфильм, иллюстрация, графическая вставка  Автоматически созданное описание

        

море Изображение выглядит как небо, вода, пальма, Тропики  Автоматически созданное описание

морж Изображение выглядит как Фигурка животного, графическая вставка, мультфильм, иллюстрация  Автоматически созданное описание

 снеговикИзображение выглядит как мультфильм, графическая вставка, снеговик, Мультфильм  Автоматически созданное описание

снежныйИзображение выглядит как на открытом воздухе, замерзание, зима, дерево  Автоматически созданное описаниенежностьИзображение выглядит как млекопитающее, зарисовка, картина, кот  Автоматически созданное описание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные". УМК "Школа России", презентация

Данный урок способствует изучения правописания слов с парными согласными в корне слова. Подобранный игровой и познавательный материал нацелен на развитие памяти, внимания, речи, пополнение лексическог...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Слова с удвоенными согласными» УМК "Школа России" ФГОС

Урок русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными», содержит презентацию, конспект, также приложения необходимые для проведения урока...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложногоЦели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и слож...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать признаки глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени;    ...

Урок русского языка 4 класс по теме " Морфологический разбор имени прилагательного. " УМК "Школа России

Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного. Цель: развивать умение называть грамматические признаки имён прилагательных (производить морфологический разбор Оборудование: ...