АООП русский язык вариант 8.1 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Осокина Анна Владимировна

Адаптированная ООП по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_russkiy_yazyk_2_klass.docx52.36 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Берёзовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № 1

 от «31» августа 2023 г. Руководитель МО

________С.А. Михайлишина

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________ Г.Б. Янгутова

«____»__________2023г.

Утверждаю

Директор МБОУ

Игримская СОШ №1                

_________Л.Ф. Андронюк

Приказ от «31» августа  2023г.

№ 152 - о

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 8.1)

по предмету «Русский язык»

на 2023 – 2024 учебный год

2Б класс

Составитель:

А.В. Осокина,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Игрим, 2023 год

Пояснительная записка

Данная адаптированная основная общеобразовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  «Средняя общеобразовательная школа №1 г.п. Игрима» Берёзовского района 2023-2024 учебном году. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее АООП НОО), адаптирована для лиц с умственной отсталостью, разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация основной общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

  • анализ и подбор содержания,
  • изменение структуры ООП НОО,
  • использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности

Нормативной основой АООП НОО являются документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • приказ МОиН РФ № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 с изменениями (приказы МОиН РФ №1241 от 26.10.2010 и  №2357от 22 09.2011 г.),
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва /Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993/"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"";
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ ИСОШ №1 (коррекционная работа).
  • Устав школы.

        Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на использование включенных в Федеральный перечень учебников для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2023-2024 учебный год.  

Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель обучения русскому языку детей сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Общая характеристика учебного предмета

Основными критериями отбора материала по русскому языку, рекомендованного для изучения во втором классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.         Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.

Целью данной программы является:

- приобретение практических навыков устной и письменной речи;

- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

- воспитание интереса к родному языку.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

  • Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
  • Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
  • Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
  • Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
  • Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

В I полугодии 2-го класса продолжается изучение звуков, букв и слоговых структур. Во II полугодии центральное место отводится изучению таких основных речевых единиц, как слово и предложение.

Для обеспечения благоприятных условий необходимо соблюдать общие гигиенические требования: правильное расположение тетради на парте, правильная посадка, правильное держание ручки в руке и т.д. Поскольку двигательный навык письма формируется у умственно отсталых первоклассников крайне медленно и требует большого напряжения всех сил ребенка, это вызывает необходимость проведения на уроке, как минимум, двух динамических пауз, выполнения с детьми гимнастики для пальцев и кистей рук, зрительной гимнастики, упражнений, направленных на ориентировку на листе бумаги. На уроках письма обязательно выполнение упражнения для развития тонкой моторики: штриховка, раскрашивание, обводка, дорисовывание по образцу и по точкам, рисование узора и бордюра по образцу. Выполняя эти задания, учащиеся отрабатывают двигательные навыки, координируют движения, тренируют зрительное восприятие.

Межпредметные связи:

Обучение русскому языку носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами

Чтение: чтение заданий, текстов.

Математика: количество предложений, слов, слогов.

Рисование: цвета красный – синий (выделение гласных, согласных)

Мир природы и человека: сведения о сезонных изменения в природе, жизни животных и птиц, описание овощей и фруктов в текстах.

С учениками, которые отстают от одноклассников в усвоении знаний, проводится дифференцированная помощь.  Для самостоятельного выполнения этим ученикам нужно предлагать письмо по обводке.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

        Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

        Степень выраженности интеллектуального недоразвития  соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия.

        Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.

В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50), умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ — 34-20), глубокая (IQ<20).

        Развитие ребенка с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных системами др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.

        Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная,социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь,  поведение. в некоторых случаях физическое развитие.

        Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.

        В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ощущение и восприятие. Они так же дефицитарны: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка,  оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Но, правильная, особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности, проведение специальных коррекционных занятий повышают качество ощущений и восприятий   и оказывают положительное влияние на развитие когнитивной  сферы, позволяют овладеть отдельными мыслительными операциями.

        Внимание легко привлекается, но оно неустойчиво (страдает произвольный компонент).

Выражены трудности распределения внимания.

Часто значительно затруднено переключение (произвольное) внимания.

Для поддержания внимания необходимы специальные приемы и дидактика.

        Память. Процесс запоминания чаще всего замедлен.

Ограничен объем запоминаемого одноразово материала.

Есть трудности избирательности мнестических следов.

Есть трудности удержания порядка предъявляемого материала.

Смысловой контекст далеко не всегда улучшает качество запоминания, эмоциональный – чаще улучшает его.

Механическая память может быть достаточной.

        Особенности развития речи. Речь как правило простая, обедненная, но может быть и обильной, плохо регулируемой.

Словарный запас выражено ограничен.

Качество звукопроизношения недостаточно в разной степени.

Часто нарушена слоговая структура слова.

Фраза аграмматичная.

Могут быть нарушения фонематического восприятия.

Затруднено понимание даже относительно простых речевых конструкций.

Часто имеют диагноз: вторичное, системное недоразвитие всех сторон речи.

В процессе занятий выражены следующие особенности:

        Особенности развития мышления. Сообразительность на бытовом уровне может вполне удовлетворять задачам адаптации в детской среде.

 Мыслительная деятельность страдает во всех ее звеньях - как в аналитическом, так и синтетическом  звене, обобщении материала и т.п.

Мыслительная деятельность инертна, значительно замедленна, тугоподвижна.

Мышление тяготеет к простому, «линейному», конкретно-ситуативному.

Труднее всего даются абстрактные знания и понятия.

        Особенности эмоциональной сферы и поведения. Дети, как правило простодушны, привязчивы, незлобны.

Часто копируют эмоциональные реакции других детей, без сущностного понимания ситуации (подражание).

Дистанцию в общении удерживают недостаточно или не удерживают, могут быть некритично прилипчивы.

Может быть значительно затруднен контакт с другими людьми, трудности взаимодействия, коммуникации.

        В процессе занятий выявляются следующие особенности:

-трудности понимания сложно организованных инструкций;

-низкий темп и недостаточная продуктивность деятельности в целом;

-ориентировка на оценку взрослого (педагога, родителя), а не на собственный контроль;

-недостаточная критичность, адекватность, в том числе в поведении;

-низкая обучаемость, трудности переноса  способов действий.

- Явная недостаточность развития компонентов познавательной  деятельности, в том числе произвольности деятельности.

- Потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении, особых дидактических и методических приемах

- Необходимость индивидуализации учебного плана.      

- Ориентация на слова взрослого, потребность в одобрении, достаточная усидчивость.

Описание места предмета в учебном плане

        Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для второго класса, курс русского языка во втором классе рассчитан на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Личностные и предметные результаты

                Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Русский язык» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

                В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.         Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
  • проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах;
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Прописях, тетрадях и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  • принимать участие в диалоге;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты:

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности;
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки;
  • иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
  • понимать и показывать пространственное расположение фигур;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • различать слово и предложение, слово и слог;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из данных слов;
  • составлять предложения по схеме;
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
  • ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
  • списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;
  • писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены личностные и предметные результаты. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по русскому языку включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

  • овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Основное содержание учебного предмета

Звуки и буквы

           Звуки гласные и согласные, их различение.

           Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения.

           Слова с гласной э.

           Слова с буквами иий, их различение.

           Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.

           Слова звонкие и глухие, артикулярно сходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

            Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

            Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

Слово

             Изучение слов, обозначающих предметы:

называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;

различение основных частей хорошо знакомых предметов;

сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.

            Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.

            Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

            Изучение слов, обозначающих действия:

называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;

группировка действий по признаку их однородности;

различение предметов по их действиям;

умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

          Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.

          Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.  

Предложение

           Практическое знакомство с построением простого предложения:

составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

заканчивание начатого предложения;

составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

выделение предложения из текста.

            Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

Связная письменная речь

(упражнения даются в процессе изучения всего программного материала

 по русскому языку)

            Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке.

            Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.

           Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

Письмо и чистописание

(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин);

содержание занятий связывается с материалом урока)

Планируемые результаты

Успех обучения русскому языку во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка (личностных и предметных).

Личностные БУД

Регулятивные БУД

Познавательные БУД

Коммуникативные БУД

Формирование навыков аккуратного письма с учетом гигиенических требований. Формирование навыков ценностного и смыслового действия. Формирование осознанной мотивации.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Осознание цели и ситуации устного общения. Орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании.

Формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Понимание учебного текста. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация, обобщение, анализ, оценка содержания и языковых особенностей. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных, жизненных речевых ситуаций и впечатлений. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению.

Предметные результаты:

Достаточный уровень

Учащиеся должныуметь:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы;
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Минимальный уровень

      Учащиеся должныуметь:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, в произношении, написании;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения,;
  • писать предложения с заглавной буквы;
  • выделять предложения из речи и текста.

Контрольные работы во 2 классе

Входная контрольная работа

по теме «Повторение изученного в 1 классе»

Цель: Уметь писать под диктовку, применяя правила (заглавная буква в предложениях, в именах людей), проверять свою работу\

Мяч.

Дети стали в ряд. Федя бросил мяч. Яша и Коля ловят.

Контрольное списывание по теме «Повторение»

Цель: Уметь списывать по слогам печатный текст, применяя изученные правила

Синий карандаш рисовал капусту. Капуста плакала. Она же белая!

Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы»

Цель: Уметь списывать по слогам печатный текст, применяя изученные правила

Червячки любят фрукты. Для них фрукты — это и домик, и еда.

Картинный диктант по теме: «Слог»

Капуста, карандаш, собака, помидор.

Контрольная работа за 1 четверть

Цель: Уметь писать под диктовку, применяя правила (заглавная буква в предложениях, перенос слов), проверять свою работу

Мама.

У мамы крупа. У мамы лук и мясо. Мама варит суп. Суп вкусный.

Контрольное списывание по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

Цель: Уметь списывать по слогам печатный текст, применяя изученные правила

Зайку бросила хозяйка. Он промок под дождём. Наша собака принесла игрушку домой.

Контрольное списывание по теме «Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога»

Цель: Уметь списывать по слогам печатный текст, применяя изученные правила

Ветер качнул ветку. Слетел последний лист. Он упал в лужу.

Кораблик плывёт, - подумал заяц.

Контрольная работа за 2 четверть

Цель: Уметь писать под диктовку, применяя правила (заглавная буква в предложениях, в именах людей, перенос слов), проверять свою работу

У пруда.

Галя была у пруда. Там утки. У Гали горох.

Она кормит уток. Утки сыты.

Контрольное списывание по теме ««Мягкий знак на конце слова»

Цель: Уметь списывать по слогам печатный текст, применяя изученные правила

Решили девочки сварить кисель. Бросили в воду ягоды, сахар. А крахмал забыли. Получился компот.

Контрольное списывание по теме «Предмет»

Цель: Уметь списывать по слогам печатный текст, применяя изученные правила

Где живёт карандаш? У карандаша есть домик. Это пенал.

Картинный диктант по теме: «Слово. Названия предметов»

Морковь, заяц, ворона, корова

Контрольная работа по теме «Названия предметов»

Цель: Уметь писать под диктовку, применяя правила (заглавная буква в предложениях, в именах собственных, перенос слов), проверять свою работу

У Кати кошка Дымка. У Дымки котёнок Пушок. Пушок и Катя играют с мячом.

Картинный диктант по теме «Названия предметов»

Пальто, огурец, ребята, воробей.

Контрольная работа за 3 четверть

Цель: Уметь писать под диктовку, применяя правила (заглавная буква в предложениях, перенос слов), проверять свою работу

Кубики.

У нас кубики. Мы строим дом. Вот крыша. Вот пол. Вот окно. А вот стены. Дом готов.

Картинный диктант по теме «Слова с непроверяемыми гласными»                      

Огурец, помидор, капуста, берёза, машина.

Контрольное списывание по теме «Предложение»

Цель: Уметь списывать по слогам печатный текст, применяя изученные правила

Весной дождик тёплый. Он дружит с солнышком. Дождь и солнце дарят детям радугу.

Контрольное списывание по теме «Предложение»

Цель: Уметь списывать по слогам печатный текст, применяя изученные правила

Бабочка весело порхала. Тут дождь пошёл. У бабочки сразу намокли крылышки. Она быстро спряталась под грибок.

Контрольная работа по теме «Предложение»

Цель: Уметь писать под диктовку, применяя правила (заглавная буква в предложениях, перенос слов), проверять свою работу

Испекла Маша пирожки. Козлику Ромке пирожок с капустой. Щенку Кузе с мясом. А Мурке с рыбой.

Контрольная работа за год

Цель: Уметь писать под диктовку, применяя правила (заглавная буква в предложениях, перенос слов), проверять свою работу

Тимка.

Кот Тимка пил молоко. Видит он мышку. У мышки кусок сыра. Тимка - за мышкой. Мышка - в норку. Упустил кот мышку.

Тематическое планирование уроков русского языка

Класс:2 Б

Учитель:      А.В. Осокина

Количество учебных недель – 34

Количество часов в год –68

Количество часов в неделю – 2

1 триместр

сент.- окт.- нояб.

 12 уч. недель

2 триместр

дек.- янв.- февр.

12 уч. недель

3 триместр

март - апр.- май

10 уч. недель

Общее количество часов

24

24

20

Контрольных работ

4

3

3

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол.во часов

Повторение за 1 кл.(10 ч)

1

04.09

Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема предложения. Обозначение на схеме правил записи предложений.

1

2

05.09

Схема предложения. Обозначение на схеме правил записи предложений.

1

3

11.09

Большая буква в предложении и точка в конце. Анализ схемы. Количество слов в схеме и записанном предложении.

1

4

12.09

Анализ схемы. Количество слов в схеме и записанном предложении.

1

5

18.09

Распространение предложений с помощью картинок: Вова рисует (заяц). Степа стучит (молоток) и др.

1

6

19.09

Обозначение в схеме предлога короткой чертой (особым значком). Наблюдение за отдельным написанием «маленького слова» в схеме и на доске. Запись по образцу предложений из 4 слов, включая предлог.

1

7

25.09

Называние предметов различных родовых групп: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др.Диктант «Мяч»

1

8

26.09

Работа над ошибками. Называние предметов различных родовых групп: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др.

1

9

02.10

Различение реального предмета  и слова, называющего этот предмет (слово произносим, обозначаем на схеме, записываем в тетради). Составление предложений с данным словом. Фиксация предл. в схеме и в тетради.

1

10

03.10

Расположение предложений в последовательном порядке на основе серии сюжетных картинок. Контрольное списывание по теме «Повторение»

1

Звуки и буквы (10 ч.)

11

09.10

Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды (наблюдение в зеркале за произношением звуков).

1

12

10.10

Звуки гласные и согласные, их различение.

1

13

16.10

Гласные звуки и буквы. Условное обозначение гласных звуков и букв в схеме (звуко-буквенная схема).

1

14

17.10

Согласные звуки и буквы. Условное обозначение согласных  звуков и букв в схеме (звуко-буквенная схема).

1

15

23.10

Четкое произношение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление  предложения с данным словом.

1

16

24.10

Сравнение слов, отличающихся одним звуком (дом-дым, кашка-каска). Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова, Наглядное объяснение значения слова

(«Покажи на картинке»).

1

17

07.11

Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы»

1

18

13.11

Работа  над ошибками

1

19

14.11

Ударение в двусложных словах. Знак ударения. Картинный диктант .

1

20

20.11

Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.

1

Слог (8ч.)

21

21.11

Слог. Деление слов на слоги. Четкое произнесение каждого слова. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки.

1

22

27.11

Составление слов из данных слогов с опорой на картинки.

1

23

28.11

Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос двусложных слов типа Ми-тя, тра-ва, зем-ля и д.

1

24

29.11

Слогообразующая роль гласных. Перенос двусложных слов типа

1

25

04.12

Слова со звуками [и] и [й], различение их значений.

Деление данных слов на слоги. Составление схемы слова.

1

26

05.12

Слова со звуками [р] и [л], дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов. Звукобуквенный анализ слов с четким звуко-слоговым проговариванием.

1

27

11.12

Звонкие и глухие согласные, их различение.Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в сильной позиции – в начале слова или перед гласными). Условные обозначения звонких и глухих согласных звуков.

1

28

12.12

Дифференциация б-п. Различение слов на слух и в произношении. Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ. Четкое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы, запись слов.

1

Парные звонкие и глухие согласные(6ч.)

29

18.12

Дифференциация в-ф. Различение слов на слух и в произношении. Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ. Четкое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы, запись слов.

1

30

19.12

Дифференциация г-к. Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ. Четкое звуко-слоговое проговаривание.  Составление схемы, запись слов.  

1

31

25.12

Дифференциация д-т,  Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ. Четкое звуко-слоговое проговаривание.  Составление схемы, запись слов.

1

32

26.12

Дифференциация ж-ш,  Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ. Четкое звуко-слоговое проговаривание.  Составление схемы, запись слов.

1

33

09.01

Дифференциация з-с.Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ. Четкое звуко-слоговое проговаривание.

1

34

15.01

Составление схемы, запись слов

Слоговой диктант по теме: «Звонкие и глухие согласные»

1

35

16.01

Обобщение по теме «Звонкие и глухие согласные, их различение».

1

Шипящие и свистящие согласные(2 ч.)

36

22.01

Согласные шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами ж,ш,ч,щ. Звуко-буквенный анализ слов.

1

37

23.01

Согласные свистящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами с, з, ц. Звуко-буквенный анализ слов.

1

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога (4 ч).

38

29.01

Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

Буква е в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с этой буквой.

1

39

30.01

Контрольное списывание. «Буквы е, ё, ю, я  в начале слова или слога».

1

40

05.02

Работа над ошибками.

1

41

06.02

Буква ю в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с этой буквой

1

Твёрдые и мягкие согласные (4 ч.)

42

12.02

Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами ы-и.

1

43

13.02

Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами о-ё. Определение значений слов.

Контрольное списывание

1

44

19.02

Работа над ошибками. Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами у-ю.

1

45

20.02

Обозначение мягкости согласных буквой е.

Слуховой диктант по теме: «Твердые и мягкие согласные звуки».

1

Мягкий знак на конце слова (2 ч.)

46

26.02

Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова.

1

47

27.02

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

1

Слово. Названия предметов(7 ч.)

48

28.02

Называние предметов, отвечающих на вопрос что? Выделение частей предметов и их названий

1

49

04.03

Различение сходных по назначению предметов (стакан-кружка, кресло-стул). Их точное называние.

1

50

05.03

Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов: игрушки, учебные вещи, посуда, мебель и т.д. Вопрос что? К группе предметов и их обобщающему названию.

1

51

11.03

Группировка предметов и их названий (люди, птицы, звери, домашние животные), отвечающие на вопрос кто?

1

52

12.03

Называние одного предмета и несколько одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что?

1

53

18.03

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

1

54

19.03

Контрольный диктант по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных».

1

Названия действий(3 ч.)

55

01.04

Названия действий. Действие и его название. Различение действия и его названия.

1

56

02.04

Контрольная работа  по теме: «Названия предметов и действий»

1

57

08.04

Работа над ошибками.

Подбор и группировка слов, обозначающих действия, с названиями предметов. Тренировочные упражнения.

1

Предлоги (2 ч.)

58

09.04

Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с

1

59

15.04

Роль предлога в обозначении предметов.пространственного расположения

1

Слова с непроверяемыми гласными (2 ч.)

60

16.04

Слова с непроверяемой гласной (словарные слова). Наблюдение за единообразным написанием гласных в словах - «родственниках».

Подбор таких слов на основе картинок, предметов и вопросов.

1

61

22.04

Выделение слов -«родственников» из предложений: Собака Шарик живет в будке. Собачка Чана живет в доме.

1

Предложение (2ч)

62

23.04

Составление предложений по картинке, по теме. Обсуждение темы предложения (о ком или о чем мы хотим сказать).

Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя («Прочитай и запиши предложение о волке, о лисе»).

1

63

06.05

Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Завершение начатого предложения с опорой на картинку: В зоопарк привезли (картинка). На ветке сидела (картинка).

1

Повторение (8 )

64

07.05

Повторение. Звонкие и глухие согласные.

1

65

13.05

Твердые и мягкие согласные.

1

66

14.05

Контрольная работа.

1

67

20.05

Работа над ошибками.

1

68

21.05

Повторение изученного материала во 2 классе.

1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

1. Учебно-методическое обеспечение:

-Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.

-Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.

-Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981.

-Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2007.

-Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М., 1987.

-Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

-Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.

- Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001

-Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 1992.

-Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 1980

 -350 развивающих упражнений по русскому языку:Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004г.

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

2. Учебник:

- Э.В. Якубовской и Н.В. Павловой «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М., «Просвещение», 2012г.

3. Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет).

4. Учебно-практическое оборудование:

- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);

- дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АОП по русскому языку для 3-х классов (вариант 6.1)

В рабочей программе предоставлена пояснительная записка, развернутое тематическое планирование по русскому языку для  3-го  класс в соответствии с программой обучения детей НОД (вариант 6.1)...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)...

Конспект урока русского языка «Варианты окончаний имен существительных во множественном числе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать: как...

Адаптированная рабочая программа ( коррекционного курса) «Русский язык» (Вариант АООП НОО 7.1.)

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе: Федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК (Вариант 1) 4 класс

Рабочая программа для детей с легкой степенью умственной отсталости (Вариант 1)...