АОП по русскому языку для 3-х классов (вариант 6.1)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
В рабочей программе предоставлена пояснительная записка, развернутое тематическое планирование по русскому языку для 3-го класс в соответствии с программой обучения детей НОД (вариант 6.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz.docx | 84.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) по русскому языку для 3 класса уровень: базовый |
Учебная программа
по курсу «Русский язык»
Предмет – русский язык
Класс -3
Уровень- базовый
Всего на изучение программы- 102 ч.
Количество часов в неделю- 3
Статус документа
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении
и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
6. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
7. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 №177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»
9. Постановление правительства Еврейской автономной области от 29.07.2014 №369-пп «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительной лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучении по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
10. Приказ «Об утверждении адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ …………………….
11. Авторские программы в соответствии с УМК «Школа России» «Русский язык», 3 класс в 2-х частях В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Просвещение, 2013;
Пояснительная записка.
Целями изучения предмета «Русский язык» в 3 классе являются:
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с общешкольным учебным планом в 3 классе на предмет «Русский язык» отведено 5 часов в неделю-170 часов в год. В рабочей программе произведена корректировка, в связи с тем, что в учебном плане по адаптированной программе отведено 3 часа в неделю, всего 102 часа.
Результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасных, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использовать знаково-символические средства представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовидным признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения: умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде , в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися, того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения: осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) передвигающиеся с применением ортопедических средств, имеют нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Основные направления коррекционной работы:
1) Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2) Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
3) Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4) Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5) Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6) Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формы и методы работы:
- использование частично поисковых методов;
- отработка умения работать самостоятельно;
- отработка умения работать по алгоритму; памяткам; инструкциям учителя и др.
- использование анализа, синтеза, классификации, обобщения, моделирования, измерения;
- учёт индивидуальных особенностей каждого ученика при усвоении и проверке знаний;
- разработка дифференцированных заданий для самостоятельных и контрольных работ
- проверка знаний в устной форме индивидуально;
- оптимальное сочетание словесных, практических и наглядных методов, которые должны соответствовать следующим требованиям:
- стимулировать у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;
- формировать умение пользоваться имеющимися знаниями;
-иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;
- поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и зависимостей);
- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
- опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;
- достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени сложности.
Приемы обучения
- наглядно-образные опоры (схемы, чертежи, рисунки);
- опорные таблицы с выделением ключевых слов правила;
- обобщающие таблицы по темам (условные обозначения);
- памятки;
- работа с инструктивными предписаниями, алгоритмами;
- самостоятельные задания с последующей проверкой;
- работа по образцу;
- дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка.
Общие подходы в работе с детьми с ДЦП
-индивидуальный подход;
-предотвращение наступления утомляемости;
-активизация познавательной деятельности;
-обогащение знаниями об окружающем мире;
-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
-проявление педагогического такта.
Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета включает в себя 4 раздела:
Раздел 1 «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи» «Вспоминаем, повторяем, изучаем»
1. Язык и речь.
2. Текст.
3. Предложение.
4. Слово и его лексическое значение.
5. Части речи.
6. Однокоренные слова.
7. Слово и слог. Звуки и буквы.
Раздел 2 «Состав слова»
1. Общее понятие о значимых частях слова.
2. Правописание частей слова.
Раздел 3 «Части речи»
1 Общее представление о частях речи.
2. Имя существительное.
3. Имя прилагательное.
4. Местоимение.
5. Глагол.
Раздел 4 «Работа с текстом»
Раздел 5 «Повторение изученного за год».
Чистописание
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнение по переводу детей на письмо по одной линейке. Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и соединений типа з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; Г, П, Т, Р, З, Е, Ю ,Д, У ,Ф ,К ,В и др.. упражнение в безотрывных соединениях букв типа ол,ое,во, се, од, ас,уеи др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.
Слова с непроверяемыми написаниями.
Алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, ладонь, лагерь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, Россия, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамваи, ужин, улица, урожаи, ученик, учитель, февраль, хорошо, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.
Учебный план
№ | Наименование разделов | Всего часов | в том числе на: | ||||||
проекты | обучающие сочинения и изложения | контрольные работы | |||||||
контр.д. | слов.к.д. | спис. | |||||||
1 | Язык и речь. | 2 | |||||||
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 11 | 1 | 1 | |||||
3 | Слово в языке и речи. | 13 | 1 | 2 | 1 | ||||
4 | Состав слова. | 29 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
5 | Части речи. | 1 | |||||||
6 | Имя существительное. | 15 | 2 | 2 | 1 | ||||
7 | Имя прилагательное. | 11 | 1 | 1 | |||||
8 | Местоимение. | 4 | 1 | 1 | 1 | ||||
9 | Глагол. | 13 | 1 | 1 | |||||
10 | Повторение. | 3 | |||||||
Всего: | 102 | 5 | 8 | 6 | 2 | 2 |
График контрольных работ
№ урока | Вид контроля | дата по плану | дата по факту |
1 | Входная контрольная работа (административная) | ||
2 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием № 1. | ||
3 | Контрольное списывание с грамматическим заданием № 1. | ||
4 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием №2. | ||
5 | Контрольный словарный диктант №1 | ||
6 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием № 3. | ||
7 | Контрольное списывание с грамматическим заданием № 2. | ||
8 | Контрольный словарный диктант №2 | ||
9 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием № 4. | ||
10 | Промежуточная аттестация |
Календарно – тематическое планирование
Всего часов – 102
В неделю – 3
№ урока | № урока по теме | Наименование раздела, темы уроков | Характеристика деятельности учащихся | Дата план | Дата Факт. | ||||
Язык и речь (2ч.) | |||||||||
1 | Виды речи и их назначение. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях). Объяснять, в каких случаях используются разные виды речи. Осознавать, что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты своей деятельности. | 02.09 05.09 | ||||||
2 | Речь — отражение культуры человека. Для чего нужен язык? С. 6-9, Р.т. 5-7 | ||||||||
Текст. Предложение. Словосочетание. (11 ч.) | |||||||||
1 | Текст. Что такое текст? Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. С. 12-17 Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. С .17-19 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту и частям текста. Определять структурные компоненты текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Работать с информационной таблицей «Типы текстов». Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Определять по заголовку тип текста и его содержание. Оценивать результаты своей деятельности. | 07.09 | ||||||
2 | Обучающее сочинение по рисунку. (с. 26 упр. 36) | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | |||||||
3 | Работа над ошибками. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. С. 20-22 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать предложения по цели высказывания. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Оценивать результаты. | |||||||
4 | Обращение. Предложения с обращением (общее представление). Знаки препинания в предложениях диалогической речи. Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. С.24 - 28 (до у.41) | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях обращения, записывать диалог. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
5 | Входная контрольная работа (административная) | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
6 | Работа над ошибками. Главные члены предложения. С.28-30 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над составом простых и сложных предложений. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения. Объяснять постановку запятой в сложном предложении. Работать со схемой «Предложение: простое и сложное»: уметь формулировать ответ на вопрос «Как различить простое и сложное предложения?», составлять по ней текст-сообщение. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
7 | Простое и сложное предложение. Сложное предложение. 31-32 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения, соединёнными союзами (а, и, но). Объяснять знаки препинания между частями сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Работать с памяткой 3 «Как дать характеристику предложения». Рассуждать при определении характеристики заданного предложения. | |||||||
8 | Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. С 32-34 | ||||||||
9 | Словосочетание (общее представление). С 35-36 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выделять из предложения основу и словосочетания. Работать с памяткой 2 «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при полном разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. | |||||||
10 | Связь слов в словосочетании. Словарный диктант. | ||||||||
11 | Обобщение и по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». (рубрика проверь себя). С 37- 38 | Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из данных пар слов. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
Слово в языке и речи (13 ч) | |||||||||
1 | Как определить лексическое значение слова? С 40-42 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». Работать со схемой «Однозначные и многозначные слова» в учебнике, составлять текст-сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Распознавать однозначные и многозначные слова, объяснять их значение, составлять предложения, употребляя в них многозначные слова. Работать с «Толковым словарём» в учебнике, находить в нём необходимую информацию о слове. Знакомиться со значением и написанием слова альбом. Оценивать результаты своей деятельности | |||||||
2 | Синонимы и антонимы. Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. С 42-46 | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по «Толковому словарю». Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомиться со значениями слова погода. Распознавать синонимы и антонимы, подбирать к слову синонимы или антонимы. Находить слова, употреблённые в переносном значении. Работать со «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов» в учебнике; находить в них необходимую информацию о слове. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
3 | Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. С 47-48 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
4 | Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. С 49-52 | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со «Словарём фразеологизмов» в учебнике, находить в нём нужную информацию. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомиться со сведениями о возникновении фразеологизмов бить баклуши, спустя рукава и др. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
5 | Части речи и их значение. Имя существительное. Предлоги с именами существительными. С 53-56, | Работать с таблицей «Части речи и их значение», составлять текст сообщение на тему «Что я знаю счастях речи». Распознавать изученные части речи на основе информации, заключённой в таблице, v, приобретённого опыта. Приводить примеры слов изученных частей речи. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имена существительные, определять их признаки (обозначает предмет, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные), доказывать их принадлежность к части речи -имени существительному. Определять роль имён существительных в речи и в предложении. | |||||||
6 | Имя прилагательное. Глагол. Уточнение знаний об изученных признаках имени прилагательного и глагола. С 57- 59 | ||||||||
7 | Имя числительное (общее представление). С 59-60 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
8 | Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. 61-62. Словарный диктант. Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. С 63 -64 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать однокоренные слова и слова-синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
9 | Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. (с. 70 упр. 129) | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам (или коллективно составленному плану). Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
10 | Работа над ошибками. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне. С 65- 68 | Работать с таблицей «Согласные звуки», составлять текст-сообщение по данной таблице. Работать с памяткой 1 «Как сделать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова с опорой на алгоритм памятки 1, оценивать правильность разбора. Объяснять правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
11 | Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Проект «Рассказ о слове» с.72, С 69-70 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы в слове, группировать слова по типу орфограммы, объяснять правописание слов с изученными орфограммами. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
12 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием № 2. | Самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
13 | Работа над ошибками. Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
Состав слова (29 ч) | |||||||||
1 | Корень слова. Что такое корень слова? Как найти в слове корень? Страничка для любознательных. Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. С 74-77(до упр. 138), 77-78 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.Различать сложные слова, находить в них корни. Наблюдать над правописанием сложных слов (соединительные гласные в сложных словах). Подбирать однокоренные слова с заданным значением. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова. | |||||||
2 | Формы слова. Что такое окончание? Как найти в слове окончание? С 79-82 Слова, которые не имеют окончания. Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. С 83 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении). Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, осознавать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты своей деятельности. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: лингвистический текст «Все ли слова имеют окончания?». | |||||||
3 | Приставка как значимая часть слова. С 84-85 Как найти в слове приставку? С 85-86 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать признаки приставки как части слова. Формулировать определение приставки. Наблюдение над правописанием приставок. Образовывать слова с помощью приставок. Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове приставки. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать признаки суффикса как части слова. Формулировать определение суффикса. Наблюдать над ролью суффикса в слове. | |||||||
4 | Значение приставок. С 86-88 Суффикс как значимая часть слова. С 89 - 90 | ||||||||
5 | Алгоритм выделения в слове суффикса. Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. Словарный диктант. С 91 -94 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать признаки суффикса как части слова. Формулировать определение суффикса. Наблюдать над ролью суффикса в слове. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове суффикса. Находить и выделять в слове суффиксы. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
6 | Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». (с. 94 упр. 177) | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. Оценивать результаты своей деятельности | |||||||
7 | Работа над ошибками. Основа слова. Страничка для любознательных. С 95-96 | Адекватно оценивать результаты проверочной работы и результаты изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдать над и статьями в Словообразовательном словаре». | |||||||
8 | Разбор слов по составу. Рубрика «Проверь себя». С 97-100 | Самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
9 | Проект «Семья слов». С 101 | ||||||||
10 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. С 101-103 | Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты своей деятельности | |||||||
11 | Правописание слов с безударными гласными в корне. С 104-105 Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. С 105-106 | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Осуществлять взаимоконтроль и само контроль при проверке выполненной письменной работы | |||||||
12 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. С 107 -108 Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-. -ере-. С 109-110 | Подбирать проверочные слова для слов с двумя орфограммами в корне. Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и обосновывать их написание. Составлять текст из деформированных предложений, записывать его, подбирать к нему заголовок, выделять в предложениях сравнения. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | |||||||
13 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Словарный диктант. С 111-112 | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности | |||||||
14 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. С 112-113 Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне. С 114-115 | Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука и безударного гласного в корне слова, проверяемого ударением. | |||||||
15 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. С 115-116 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. С 117-118 | Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать опознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи обозначения буквой непроизносимого согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить в словах орфограмму непроизносимого согласного звука. | |||||||
16 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. С 118- 119 | ||||||||
17 | Контрольное списывание с грамматическим заданием №1. | Оценивать результаты своей деятельности. Различать слова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного | |||||||
18 | Работа над ошибками. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне. С 120-121 Правописание слов с удвоенными согласными. С 121-122 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать опознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи обозначения буквой изучаемой орфограммы и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить в словах орфограммы корня. | |||||||
19 | Правописание слов с удвоенными согласными. С 122 -123 | ||||||||
20 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием № 3. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выделять в словах приставки, правильно их записывать в слове. Находить предлоги, правильно писать предлоги со словами. Объяснять значение фразеологизмов. Находить в словах орфограммы и обосновывать их написание. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
21 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы - ек, -ик в словах, их правописание. С 124-125 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Дифференцировать суффиксы и приставки, подбирать слова с суффиксами и приставками и записывать их. Определять способы проверки написания приставок и суффиксов. Наблюдать над правописанием суффиксов -ек, -ик в словах, писать слова с этими суффиксами. Определять значение слов с заданным суффиксом. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
22 | Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». с 123 Упр 238 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Оценивать результаты своей деятельности | |||||||
23 | Правописание суффиксов в словах. Правописание суффикса – ок после шипящих. С 125-с 126 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять способы проверки написания суффиксов. Наблюдать над правописанием в словах суффикса –ок после шипящих, писать слова с этим суффиксом. Определять значение слов с заданным суффиксом. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
24 | Правописание суффиксов в словах. Контрольный словарный диктант №1 С 127-128 Правописание суффиксов – оньк – еньк | ||||||||
25 | Правописание приставок и предлогов в словах. С 128 -130 Правописание приставок и предлогов в словах. С 131-134 | Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять тему и главную мысль текста. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать приставки и предлоги. Правильно писать слова с предлогами и приставками. Оценивать результаты своей деятельности | |||||||
26 | Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове. С 134-135 Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). С 135-136 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять роль и место в слове разделительного твёрдого знака (ъ). Различать разделительный твёрдый (ъ) и разделительный мягкий (ь) знаки. Обосновывать правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. | |||||||
27 | Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). С 137-140 | Обучаться под руководством учителя самостоятельной работе (подготовиться к написанию изложения по памятке 7 «Как подготовиться к изложению») | |||||||
28 | Проверочная работа по теме «Правописание частей слова» С 141 | Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Писать слова с изученными орфограммами, обосновывать их написание. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | |||||||
29 | Работа над ошибками. Наши проекты «Составляем «Орфографический словарь». С 142 | Осознавать задачу предстоящей деятельности, намечать пути её осуществления, составлять собственный. «Орфографический словарь», подготовиться к его презентации. | |||||||
Части речи (1 ч) | |||||||||
1 | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. С 3-6 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с определениями частей речи. Определять по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). | |||||||
Имя существительное (15 ч.) | |||||||||
1 | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. Начальная форма имени существительного. с 8-11 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. С 12-15 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с определением имени существительного, осмысливать его содержание. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи по лексическому значению и вопросу, определять лексическое значение имен существительных, ставить вопросы к именам существительным. Различать среди имён существительных многозначные слова, определять их значение. Приводить примеры имён существительных. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
2 | Распознавание одушевлённых и неодушевлённых имен существительных. (с. 14 упр. 21) Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Проект «Тайна имени». С 15-18 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочеты и ошибки. Оценивать результаты своей деятельности. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Составлять письменные ответы на вопросы. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
3 | Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. Словарный диктант. С 20 - 24 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать единственное и множественное число имён существительных. Обосновывать правильность определения рода имён существительных. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Работать с «Орфоэпическим словарём» учебника, правильно произносить слова, определённые в «Орфоэпическом словаре» учебника. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
4 | Род имён существительных: мужской, женский, средний. Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. С 25-28 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять род имён существительных, обосновывать правильность его определения. Согласовывать в роде и числе имена существительные и имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. Составлять развёрнутый ответ на вопрос: «Как определить род имён существительных?» Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
5 | Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. С 30-32 Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. С 33-34 (с. 35 упр. 62) | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Род некоторых имён существительных». Определять род имён существительных. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Определять род имён существительных общего рода. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
6 | Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам) С 37-40 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать таблицу «Склонение (изменение по падежам) имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей и вопросы к ним. Определять падеж имён существительных по вопросам. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
7 | Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Неизменяемые имена существительные. С 40-41 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Учиться определять падеж имён существительных. Осмысливать, что неизменяемые имена существительные употребляются во всех падежах в одной форме. Составлять рассказ (под руководством учителя) по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
8 | Именительный падеж имён существительных. С 42-43 Родительный падеж имён существительных. С 43-45 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и его роли в предложении (является в предложении подлежащим). Обосновывать правильность определения падежа. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
9 | Дательный падеж имён существительных. 46-47 Винительный падеж имён существительных. С 48-49 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и его роли в предложении (является в предложении подлежащим). Обосновывать правильность определения падежа. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
10 | Именительный, родительный, винительный падежи. С 50-51 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
11 | Творительный падеж имён существительных. С 52-53 Предложный падеж имён существительных. Словарный диктант. С 54-55 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать со схемой-памяткой «Творительный падеж». Распознавать имя существительное в творительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа имён существительных. Находить в художественном тексте сравнения, наблюдать над использованием авторами сравнений, выраженных именем существительным в творительном падеже. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
12 | Подробное изложение текста повествовательного типа. (с. 56 упр. 101) | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
13 | Работа над ошибками. Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. С 42-56 | Работать с таблицей «Признаки падежей». Находить и сопоставлять внешне сходные падежные формы. Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных с опорой на вопросы. Приводить примеры предложений с использованием в них определённой падежной формы имени существительного. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
14 | Все падежи. Начальная и косвенные формы имён существительных. С 57-58 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выделять в словах приставки, правильно их записывать в слове. Находить предлоги, правильно писать предлоги со словами. Объяснять значение фразеологизмов. Находить в словах орфограммы и обосновывать их написание. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
15 | Наши проекты «Зимняя страничка». С 60-61 | Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени, используя разные источники информации (словари, Интернет и др.). Готовиться к презентации своего рассказа. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
Имя прилагательное (11 ч) | |||||||||
1 | Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. С 64-65 Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, их правописание. С 65-67 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять лексическое значение имён прилагательных. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные (из слов для справок), а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать среди однокоренных слов имена прилагательные. Выбирать те имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы. Определять роль имён прилагательных в тексте. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
2 | Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. С 68-69 Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». (с. 70 упр. 122) | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Составлять описание растения в научном стиле. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля « Царевна -Лебедь»). Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдать происхождение названий цветов, составлять с этими словами предложения, находить имена прилагательные в тексте. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
3 | Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). С 72-73 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Работать с таблицей «Изменение имён прилагательных по родам», определять по таблице признаки имён прилагательных каждого рода, выделять родовые окончания имён прилагательных. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных, правильно выделять и записывать окончания имён прилагательных. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
4 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. С 74-75 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Согласовывать имена прилагательные с именами существительными грамматически, правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, красивый тюль и др. Осмысливать значение имён прилагательных-паронимов, обосновывать правописание родовых окончаний имён прилагательных. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
5 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием № 4. | ||||||||
6 | Работа над ошибками. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. С 76-77 Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. С78-79 | ||||||||
7 | Число имён прилагательных. Сравнительное описание. С 80-81 | ||||||||
8 | Падеж имён прилагательных (общее представление). С 82-84 Начальная форма имени прилагательного С 85 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать таблицу в учебнике «Склонение (изменение) имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
9 | Обобщение знаний об имени прилагательном. С 86 Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». (с. 88 упр. 154) | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке 2. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их определения. Оценивать результаты своей деятельности. . Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. | |||||||
10 | Обобщение по теме «Имена прилагательные». С 88 Проектная деятельность «Имена прилагательные в загадках». С 90 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанных сочинения, диктанта, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Адекватно оценивать результаты выполненных заданий рубрики «Проверь себя».. | |||||||
11 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» С 89 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в словах орфограммы и обосновывать их написание. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
Местоимение (4 ч) | |||||||||
1 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. С 92-94 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение. Работать с таблицей «Личные местоимения», находить в ней информацию в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивать результаты своей деятельности Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течении учебного года | |||||||
2 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. С 95-96 Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных. С 97 | ||||||||
3 | Контрольное списывание с грамматическим заданием № 2. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.. Находить в словах орфограммы и обосновывать их написание. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
4 | Работа над ошибками. «Проверь себя». С 98 | ||||||||
Глагол (13 ч) | |||||||||
1 | Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи. С 100-101 Значение и употребление глаголов в речи. С 102-103 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать глаголы среди других частей речи по лексическому значению и вопросам. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять синтаксическую функцию глаголов в предложении. Работать с текстом, определять его тему и главную мысль, определять роль глаголов в тексте. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
2 | Составление текста по сюжетным рисункам. С 105 упр 180 Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме. С 106- 107 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Составлять (под руководством учителя) рассказ по сюжетным рисункам. Оценивать результаты своей деятельности. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме. Различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
3 | Неопределённая форма глагола. С 107-108 Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. С 109-110 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме. Различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
4 | Контрольный словарный диктант №2.Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. С 110-111 | ||||||||
5 | Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов. С 111-112 Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. С 115- 116 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать значение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Работать с определением времён глаголов. Распознавать время глаголов в предложениях и тексте. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
6 | Изменение глаголов по временам. С 116-117 Время и число глаголов. С 118-119 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с таблицей «Изменение глаголов по временам». Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы. Преобразовывать одну форму глагола в другую. Определять время глаголов. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, части текста, записывать текст по частям. | |||||||
7 | Обучающее изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. (с. 120 упр. 213) | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать текст, отбирать содержание для изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержания, имеющего глагол с частицей не. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
8 | Работа над ошибками. Роль глаголов в прошедшем времени С 121-123 Правописание частицы не с глаголами. С 124-125 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить глаголы с частицей не. Раздельно писать частицу не с глаголами. Обосновывать написание глаголов с изученными орфограммами. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
9 | Правописание частицы не с глаголами. Закрепление. С 126-128 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты выполненных заданий рубрики «Проверь себя». Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
10 | Правописание глаголов. С 129 Обобщение знаний о глаголе. Рубрика «Проверь себя» С 130 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с памяткой 3 «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой 3, разбирать глагол как часть речи. | |||||||
11 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием № 4. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Контролировать правильность записи текста диктанта, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
12 | Промежуточная аттестация | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
13 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол» (рабочая тетрадь). | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с памяткой 3 «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой 3, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | |||||||
Повторение (3 ч) | |||||||||
1 | Части речи. Имя существительное. С 131-132 Части речи. Имя прилагательное. С 132-133 | Распознавать имена существительные, определять их признаки (обозначает предмет, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные), доказывать их принадлежность к части речи - имени существительному. Определять роль имён существительных в речи и в предложении. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам, правильно писать окончания имён существительных во множественном числе. | |||||||
2 | Части речи. Глагол. Части речи. Местоимение. С 134-135 | Осознавать значение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Работать с определением времён глаголов. Распознавать время глаголов в предложениях и тексте. Оценивать результаты своей деятельности. | |||||||
3 | Связь местоимения с существительным. Части речи. Предложения по цели высказывания и по интонации. С 135-136 Части речи. Имя числительное. С 137-138 Обобщение о частях речи. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подготовиться к написанию изложения (по памятке 6). Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности. |
Список литературы (основной и дополнительной)
Основная литература:
1.В.П. Канакина учебник «Русский язык.» 3 класс.
2. Рабочая тетрадь к учебнику В.П. Канакина «Русский язык.» 3 класс
3. «Программа и тематическое планирование» («Русский язык»).
Дополнительная литература:
1. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. 500 контрольных диктантов по русскому языку.
2. Л.П. Барылкина. Тесты, проверочные работы , мини-диктанты.
3. Г.Т. Дьячкова. Диктанты 1-4 классы.
4. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. 3000 примеров по русскому языку. Безударные гласные.
5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. 3000 примеров по русскому языку парные согласные.
6. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. 3000 примеров по русскому языку. Разделительный Ь и Ъ знаки.
7. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. 3000 примеров по русскому языку. Удвоенные согласные.
8. Журналы «Начальная школа»
9. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.3 класс. – М.: Росткнига, 2010.
10. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей – М.: Росткнига, 2012.
Оборудование
1. Компьютер
2. Видеопроектор
3. Электронные пособия
4. Комплект таблиц для 3 класса
- Местоимение.
- Имя существительное.
- Имя прилагательное.
- Глагол.
- Однокоренные слова.
- Части слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)...
Самостоятельная работа по русскому языку " Перенос слов" -1, 2 вариант (1 класс).
Данный материал может быть использован на уроках русского языка и во внеурочное время, а так же для проверки домашнего задания....
Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ (вариант 7.2) 4 класс
Рабочая программа по русскому языку длядетей с ОВЗ 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...
Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опо...