Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК (Вариант 1) 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа для детей с легкой степенью умственной отсталости (Вариант 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_variant_1_russkiy_yazyk_-_4_klass.docx | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ Сагайская ООШ, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).
Основные задачи реализации содержания предмета:
- формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;
- формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний;
- использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык как учебный предмет является обязательным, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Все знания обучающихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» в 4 классе рассчитан на 102 часа, занятия проводятся по 3 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия — осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание учебного предмета
Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова - «слог» (без называния термина), «звуки гласные согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на
серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т. д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении
предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Тематическое планирование, 4 класс
Название тем содержания программы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1.Повторение. | 10 | Наблюдение (внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них). |
2.Звуки и буквы. | 50 | Работа с книгой (систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе). |
3.Слово. | 38 | Систематизация знаний (существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний). |
4.Предложение. | 21 | Решение познавательных задач (проблем) (комплексная разнообразная информация познавательного характера). |
5.Повторение. | 17 | Эксперимент (существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них). |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету русский язык 4 классе (Вариант 1)
№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Домашнее задание | |
план | факт | ||||
1 | 5.09 | 1 | День знаний | ||
2 | 06.09 | 1 | Выделение предложения из текста. | ||
3 | 07.09 | 1 | Предложение законченное и незаконченное. | ||
4 | 12.09 | 1 | Завершение начатого предложения. | ||
5 | 13.09 | 1 | Предложение и его схема. Распространение предложений. | ||
6 | 14.09 | 1 | Порядок слов в предложении. | ||
7 | 19.09 | 1 | Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. | ||
8 | 20.09 | 1 | Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. | ||
9 | 21.09 | 1 | Составление предложений по сюжетной картинке. | ||
10 | 26.09 | 1 | Составление предложений по предметной картинке. | ||
11 | 27.09 | 1 | Алфавит. Расположение слов по алфавиту. | ||
12 | 28.09 | 1 | Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове. | ||
13 | 03.10 | 1 | Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове. | ||
14 | 04.10 | 1 | Различение ударных и безударных гласных. | ||
15 16 | 05.10 10.10 | 2 | Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. | ||
17 18 | 11.10 12.10 | 2 | Проверка безударной гласной в слове. | ||
19 | 17.10 | 1 | Проверка безударной гласной в слове. | ||
20 | 18.10 | 1 | Проверка безударной гласной в слове. Закрепление | ||
22 23 | 19.10 24.10 | 2 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | ||
24 | 25.10 | 1 | Контрольный диктант. «В норе» | ||
25 | 26.10 | 1 | Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. | ||
26 | 07.11 | 1 | Контрольное списывание. | ||
27 | 08.11 | 1 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. | ||
28 29 | 09.11 | 2 | Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. | ||
30 | 1 | Письмо по памяти. | |||
31 | 1 | Различение твёрдых и мягких согласных. | |||
32 | 1 | Написание жи-ши, ча-ща,чу-щу в словах. | |||
33 | 1 | Контрольное списывание. | |||
34 35 | 2 | Написание жи-ши, ча-ща,чу-щу в словах. | |||
36 | 1 | Различение правил правописания в словах. | |||
37 | 1 | Знакомство с разделительным мягким знаком. | |||
38 | 1 | Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. | |||
39 | 1 | Контрольное списывание. | |||
40 41 | 2 | Правило написания слов с разделительным мягким знаком. | |||
42 | 1 | Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него. | |||
43 | 1 | Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. | |||
44 | 1 | Картинный диктант. | |||
45 | 1 | Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний. | |||
46 | 1 | Различение звонких и глухих согласных в словах. | |||
47 | 1 | Наблюдение за парными согласными на конце слова. | |||
48 | 1 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | |||
49 50 | 2 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | |||
51 52 | 2 | Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. | |||
53 | 1 | Картинный диктант. | |||
54 55 | 2 | Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | |||
56 | 1 | Письмо по памяти. | |||
57 | 1 | Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | |||
58 | 1 | Картинный диктант. | |||
59 | 1 | Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | |||
60 | 1 | Контрольное списывание. | |||
61 | 1 | Названия предметов, действий и признаков. | |||
62 | 1 | Различение названий предметов по вопросам кто? что?. | |||
63 | 1 | Различение названий предметов по вопросам кого? чего?. | |||
64 | 1 | Различение названий предметов по вопросам кому? чему?. | |||
65 | 1 | Различение названий предметов по вопросам кем? чем?. | |||
66 | 1 | Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём?. | |||
67 | 1 | Картинный диктант. | |||
68 | 1 | Выделение названий предметов в предложении. | |||
69 | 1 | Письмо по памяти. | |||
70 | 1 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных. | |||
71 72 | 2 | Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. | |||
73 | 1 | Контрольное списывание. | |||
74 | 1 | Названия предметов. Закрепление знаний. | |||
75 | 1 | Письмо по памяти. | |||
76 | 1 | Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?. | |||
77 78 | 2 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | |||
79 | 1 | Контрольное списывание. | |||
80 | 1 | Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, вкус предмета. | |||
81 | 1 | Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. | |||
82 | 1 | Определение предмета по его признакам. | |||
83 | 1 | Картинный диктант. | |||
84 | 1 | Различение названий предметов, действий, признаков. | |||
85 | 1 | Постановка вопросов к словам в предложении. | |||
86 | 1 | Контрольное списывание. | |||
87 | 1 | Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета. | |||
88 | 1 | Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам. | |||
89 | 1 | Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА со словами. | |||
90 | 1 | Предлог ИЗ, ЗА, БЕЗ, ДО, ПРО со словами. | |||
91 | 1 | Контрольное списывание. | |||
92 | 1 | Предлоги. Закрепление знаний. | |||
93 | 1 | Письмо по памяти. | |||
94 | 1 | Выделение предложения из текста. Деление текста на предложения. | |||
95 | 1 | Контрольное списывание. | |||
96 | 1 | Завершение начатого предложения. Порядок слов в предложении. | |||
97 | 1 | Связь слов в предложении. Письмо по памяти. | |||
98 | 1 | Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. | |||
99 | 1 | Разные по интонации предложения. Картинный диктант. | |||
100 | 1 | Правописание гласных и согласных в слове. Названия предметов, действий, признаков. | |||
101 | 1 | Предложение. Письмо по памяти. | |||
102 | 1 | Учись объяснять. Повторение пройденного. | |||
Итого: 102 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету"Русский язык" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС (учебник Поляковой А.В.)
Рабочая программа предмета "Русский язык" 3 класс, система Занкова Л.В. разработана с использованием авторской программы Поляковой А.В. , Песняевой Н.А..; программы Нечаевой Н.В.. Соответствует ...
Рабочая программа по предмету "Русский язык. 2 класс" к УМК "Школа России" (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) для индивидуального надомного обучения.
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 2 класс к УМК "Школа России" предназначена для детей обучающихся на дому по медицинским показаниям. Программа разработана на основе Федерального госу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс
Пояснительная записка по русскому языку 2 класс по программе курса "Русский язык" под редакцией Н.В.Нечаевой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс, вариант 6.1
Программа разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вариант 6.1 - М.: Просвещение, 2019...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Русский язык" 1 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Адаптированная рабочая программа по предмету "Русский язык" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...