Конспекты по русскому языку, 7 класс
материал по русскому языку
В данном разделы помещены конспекты по русскому языку за 7 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
7 класс
Цели:
- познакомить ребят с условиями выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях;
- формировать практическое умение: верно определять гласную перед н;
- повторить правописание полных и кратких страдательных причастий.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжаем изучение большой темы «Причастие». Мы уже многое знаем об этой новой для вас части речи. Знаем, как образуются действительные и страдательные причасти, поэтому урок начнём с повторения уже изученного материала.
- Один ученик самостоятельно работает у доски. Задание: от данных глаголов образовать все возможные формы причастий:
-строить - унести
- Проверка знания теоретического материала. Один ученик у доски отвечает на вопросы учащихся класса по теме «Причастие»
- Что такое причастие? Примеры.
- Каким словосочетанием мы можем заменить любое причастие?
- Что такое причастный оборот? Когда причастный оборот выделяется запятыми?
- Какие причастия называются действительными? страдательными?
- По какой части слова мы можем узнать причастие?
2. Проверка домашнего задания (№110)
- Какое правило вы вспоминали, выполняя домашнее упражнение? (н и нн в прилагательных)
Проверка усвоения правила, диктант:
Кожаный, глиняный, соломенный, песчаный, серебряный, стеклянный, осенний, пустынный, станционный, утренний, старинный, длинный, водяной, весенний, каменный, деревянный.
- Какие причастия встретились вам при выполнении д/з?
- Как образуются страдательные причастия прошедшего времени, какие у них суффиксы?
3. Объяснение нового материала.
Учащиеся образовывают от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени (полные и краткие) и объясняют, какая гласная будет стоять перед суффиксами –н,-нн и от чего это зависит.
Рассчитать – рассчитанный, рассчитана
Развеять – развеянный, развеяна
Обидеть - обиженный, обижен
Построить – построенный, построена.
- Сравните суффиксы глаголов и причастий.
- Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной перед н в суффиксе причастия?
Читаем правило и образец рассуждения §20
.
5. Закрепление нового материала. Выполнение упражнения 111.
1).Образуйте от следующих глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте изучаемую орфограмму.
Услышать, прекратить, озарить, остановить, таять, соорудить, рассеять, перекачать, обидеть, сорвать.
2).Игра (устно). Даны две загадочные буквы: РК. Составьте любые словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе - существительным. Например, растущая кукуруза. Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми.
3). Написать страдательные причастия прошедшего времени от основы данных глаголов.
заметить-_______________________________________________________
смешать-________________________________________________________
обстрелять-______________________________________________________
обидеть-_________________________________________________________
6. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Просмотр…нный альбом; задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд; взвеш…нный товар; запачк…ный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в упор; рекомендов…нная литература; слыш…нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нные рядом дома; изобрет…нный прибор;
7.Выводы по уроку.
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
8. Домашнее задание.
Стр. 55 (правило); упр. 112.
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 7 классе «Монолог и его виды».
ЦЕЛИ УРОКОВ:
- познакомить детей с монологом и его видами;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- развивать монологическую речь учащихся;
- воспитывать интерес к предмету.
Урок 1 МОНОЛОГ
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, целей, задач.
1. Беседа с классом.
– Какая наука изучает законы языка? (ЯЗЫКОЗНАНИЕ)
– Из каких разделов состоит грамматика? (СИНТАКСИС И МОРФОЛОГИЯ)
– Что изучает морфология? (ЧАСТИ РЕЧИ)
– Какие части речи относятся к самостоятельным, какие – к служебным?
– Что изучается в синтаксисе? (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
– Что такое пунктуация?
2. Тексты хранят информацию. Сегодня на уроке познакомимся с тем, какие бывают тексты, как в них хранится информация. Итак, тема сегодняшнего урока “Монолог и его виды”. Чем различаются понятия диалог и монолог?
Что же обозначают эти понятия? Попытайтесь найти информацию пользуясь “Толковым словарем”.
(учащиеся самостоятельно работают со словарем)
Диалог (в переводе с греческого – разговор, беседа) – это разговор двух или нескольких человек на одну тему.
Диалог отличается от прямой речи тем, что он не вводится в текст словами автора. Для диалога характерны краткие высказывания (реплики), преобладание простых предложений. Большую роль в диалоге играют интонация, внеречевые средства (мимика, жесты).
На письме реплика каждого собеседника пишется с красной строки, перед ней ставится тире.
Монолог (в переводе с греческого – один, речь) – это ряд высказываний на определенную тему, речь одного лица, адресованная одному или нескольким лицам.
В отличие от диалога, монологическая речь характеризуется развернутостью, наличием распространенных синтаксических конструкций.
Вывод: диалог и монолог – слова греческого происхождения, обозначают вид текста в зависимости от того, происходи или не происходит смена говорящих. Какие виды монолога бывают? Так же, как и типы речи, они бывают трех видов: повествование, описание, рассуждение. Функционально-смысловые типы монолога: повествование – последовательный рассказ о событии; описание – словесное изображение предмета или явления; рассуждение – объяснение явлений действительности.
IV. Получение нового знания о монологе
Формирование знаний о видах монолога.
Монологи бывают различных видов: Монолог – описание. Монолог – рассуждение. Монолог – повествование.
- Монолог-описание имеет цель всесторонне охарактеризовать предмет речи через перечисление его признаков.
- Монолог-повествование передает временную последовательность событий, характеризуется изменением обстановки, поведения действующих лиц, логическими переходами от одного действия, состояния к другому
- Монолог-рассуждение представляет собой процесс получения нового знания о предметах, событиях, явлениях и сообщения этого знания в форме вывода.
V. Закрепление знаний на практике
Формирование умений распознавать виды монолога.
- Определите виды следующих монологов:
Однажды осенью я с друзьями пошёл в лес за грибами. В лесу было тихо. Вдруг раздались странные звуки. Мы притаились. |
Природа - это красота всей нашей жизни. В красоте природы присутствует густые гуманные деревья, кустарники, цветы, густая трава. В нашей природе очень много морей, они очень разнообразные. Цвета у них присутствует яркие, красочные как краска. Небо разных цветов, голубое, синее, белое, серое, темно - синее. Мне очень нравится наша природа. Я очень благодарна этой природе за такую красоту. |
Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для образования спор и гамет, а также для проведения полового процесса, завершающегося образованием плода с семенами. |
Обобщение.
- Соедините пары из разных столбцов. Объясните свой выбор.
Монолог-описание | Учитель на уроке рассказывает про новую ракету. |
Монолог-повествование | Обращение писателя в начале книги. |
Монолог-рассуждение | Рассказ одноклассника о походе в зоопарк. |
VI. Рефлексия
-Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
-Что такое монолог и какие его виды выделяются?
VII. Домашнее задание. Творческая работа.
Подготовить монологическое высказывание на тему: «Сотовые телефоны, для чего они нужны?».
Предварительный просмотр:
Причастие как особая форма глагола.
Цели:
Дидактическая - формирование знаний о причастии как особой форме глагола;
Психологическая – формирование общего познания и применения причастий в речи;
Воспитательная – формирование интереса к познанию русского языка, обогащение словарного запаса учеников.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация и выравнивание знаний обучающихся:
Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (на карточке).
Бушующий вет…р гнул и гр…зил сломать мач…ты к…раблей которые носились в море как скорлу…ки.
Анализ предложения (ученики работают в парах):
- Какие виды орфограмм вы нашли?
- Объясните постановку знаков препинания.
Выполните задание: Укажите морфологическую характеристику каждого слова.
Бушующий ветер (сущ) гнул (глаг.) и (союз) грозил (глаг.) сломать (глаг.) мачты (сущ.) кораблей (сущ.), которые (мест) носились (глаг.) в (предл.) море (сущ.), как (союз) скорлупки (сущ.).
Постановка проблемного вопроса: У всех ли слов вы смогли определить морфологическую принадлежность? Какое слово вызвало у вас затруднения? Почему?
Анализ слова «бушующий»:
- На слово какой части речи похоже слово «бушующий»? (Ответ: на глагол «бушевать»).
- Какие вопросы можно задать к этому слову? (Ответ: вопросы какой? Что делающий?).
- Что обозначают причастия? (Ответ: признак, но и действие – признак по действию)
- каким членом предложения является? (Ответ: определением)
- Т.о., на какие части речи «похоже» это слово? (Ответ: на прилагательное и глагол).
Слово учителя.
- Итак, в русском есть удивительная, замечательная и очень нужная часть речи, которая чем-то похожа на гибрид. Кто из вас знает, что означает слово гибрид?
(Гибрид — объект, сочетающий в себе свойства других (двух или более) объектов).
- А почему эта часть речи похожа на гибрид, постарайтесь догадаться, послушав лингвистическую сказку.
- Старый ученый-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты, не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько новых сортов.
- Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного? – размышлял как-то ученый садовник. – Только будет ли толк, они так далеки друг от друга?
Но сказано-сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, а самостоятельные части речи, у которых были признаки «папы» - глагола и «мамы» - прилагательного.
- Догадались, почему эта загадочная часть речи похожа на гибрид?
На доске оформляется схема с человечками «Глагол», «Прилагательное». Под ними записываются грамматические признаки, которые перешли к человечку «Причастие».
ПРИЧАСТИЕ
(особая форма глагола)
Признаки:
Глагола: Прилагательное:
1. Вид: соверш., несоверш. 1. Изменяется по числам,
2. Время: наст., будущ. родам, падежам.
3. Возвратность 2. В предложении выполняет
функцию определения
3.Решение учебной задачи.
- А теперь давайте на примере слова «бушующий» проверим правильность наших выводов (определяем грамматические признаки, доставшиеся от глагола и прилагательного этому причастию).
- Ребята, давайте разберём это слово по составу( буш-у-ющ-ий)
Обратите внимание на суффикс -ющ-. Как вы, наверное, уже догадались, это суффикс причастий. Однако это не единственный суффикс данной части речи. Есть и другие. Давайте запишем их в наши тетради для схем и таблиц: –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш, -ем,-ом, -им, -енн, -нн, -т. Именно благодаря этим суффиксам и тем признакам, которые мы с вами выделили, мы сможем узнавать причастие.
Работа с учебником.
- Прочитайте определение причастия, данное вам в учебнике. Скажите, все ли аспекты мы рассмотрели в ходе нашей работы?
4. Закрепление изученного.
Тренировочное упражнение (по учебнику): Прочитайте текст, найдите и выпишите причастия, определите их вид, время, род, число, падеж.
5. Рефлексия.
- Какую задачу мы решали сегодня на уроке?
- Какие признаки глаголов и прилагательных вобрали в себя причастия?
- Какие трудности возникли у вас в ходе работы?
Общая самооценка обучающихся.
Д\з.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Действительные и страдательные причастия (7 класс)
Цели урока:
1. Дать обучающимся понятие о действительных и страдательных причастиях.
2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.
3. Развивать в обучающихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
Задачи урока:
- отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;
- отработать навык определения вида причастия по суффиксам.
Оборудование: презентация
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Выпишите из текста в один столбик все причастия, в другой – прилагательные.
Осень, раскрашенная в яркие цвета, не заставила себя ждать. Деревья, одетые в нарядный убор, чинно стоят в ряд. Птенцы, окрепшие за лето, приготовились к первому перелету на юг. Не перестающие лить дожди1 зарядили надолго. Свинцовое небо, нависшее над землей, кажется, давит на тебя. Солнце, так ярко светившее летом, теперь редко появляется из-за туч. Пожелтевшие на ветках деревьев листья осыпаются на землю. Накопившие за лето жир животные готовятся к зимней спячке. На небе можно увидеть стаи гусей и уток, летящих в теплые страны. Осень, радующая нас своими красками, - любимая пора многих поэтов.
III. Изучение нового материала.
Наблюдение.
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию. Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.
Рассмотрите словосочетания:
умывающийся малыш умываемый мамой малыш
Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.
Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.
Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?
Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.
Сравните свой вывод с информацией в учебнике (стр. 54).
Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.
Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.
Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены
Апельсины, положенные на стол - те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.
К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
IV. Первичное закрепление знаний.
Поупражняемся! Давайте немного поучимся различать наши причастия.
Состарившийся башмак- состарился САМ. Это действительное причастие.
А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.
Съеденная котом ветчина (ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.
Съевший ветчину кот (кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие
Подсказка!
Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!
В настоящем времени
-ущ (-ющ) – I спр.
-ащ (-ящ) – II спр.
несущий, поющий, держащий, смотрящий
- ом (-ем) – I спр.
-им – II спр.
ведомый, читаемый ,гонимый
В прошедшем времени
-вш-, -ш-
прочитавший ,нёсший
-ен-, -енн-, -нн-, -т-
унесённый, прочитанный, вышитый, открытая
Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями
Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Действительные причастия | Страдательные причастия |
Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт. | Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь. |
Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий
Мяч разбивший окно влетел в комнату.
Разбитое мячом окно распахнулось.
Задание. Выполнить тренировочные задания
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2646/train/#197621
V. Подведение итогов урока.
-Что-то новое узнали на уроке?
VI. Задание на дом: упр. 102
VII. Рефлексия. Оценивание.
- Доволен ли тем, как прошел урок?
- Было ли тебе интересно?
- Ты был активен на уроке?
- Какую отметку поставишь себе за урок?
Предварительный просмотр:
Тема: Виды диалогов (урок открытия новых знаний).
(по учебнику Русский язык: 7-й класс: учебник: в 2 частях/ М.Т.Баранов, А.Т.Ладыженская, Л.А.Тростенцова [и др.].-4-е изд.,-Москва:Просвещение, 2022)
Ц е л и:
- познакомить учеников с понятием диалога, видами диалогов;
-формировать пунктуационные навыки (оформление диалога и прямой речи);
-совершенствовать умение вести диалог.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Познавательные УУД. Осмысление новизны прочитанного в системе накопленных личных знаний. Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, смайлики для оценки урока.
Ход урока
I. Мотивационное начало урока. Постановка цели и задачи урока. Приветствие-настрой к уроку.
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
Словарный диктант: монолог, диалог, полилог,реплика.
Шел лесничий из сторожки
По глухой лесной дорожке.
А навстречу заинька,
Беленький, маленький.
– Ты куда бежишь, косой?
– Я бегу к себе домой.
– Покажи мне, где твой дом?
– Под развесистым кустом!
Прочитайте записанный разговор и определите его тему.
- Сколько персонажей участвует в разговоре?(2)
2-это ди, на уроке мы с вами будем изучать что? (диалог)
II. Актуализация знаний.
§ 8, стр.26.
- Прочитайте записанный разговор и определите его тему.
- Сколько человек участвует в разговоре?
- Что такое диалог?
- Как выделяется на письме каждая реплика диалога?
- С помощью диалога люди взаимодействуют друг с другом; каждый человек в течение дня много раз участвует в диалогах и становится их свидетелем. В современной культуре слово диалог, как и его производные, является часто употребительным: «диалог культур», «диалоговое окно», «диалог со зрителями», «диалоги о животных» и пр.
II. Первичное усвоение новых знаний.
Ученики читают материал на стр.27,30 (определение диалога) и отвечают на вопрос учителя:
- Что нового вы узнали о диалоге как языковом явлении?
(Узнали значение лингвистического термина, виды диалогов)
III. Первичная проверка понимания.
Физминутка «Диалог».
-Как живёшь?
- Вот так! (поднимают вверх большой палец).
- Как идёшь?
- Вот так! (маршируют).
- Как бежишь?
- Вот так! (показывают на месте).
- Ночью спишь?
- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).
- Как даёшь?
- Вот так!
- Как берёшь?
- Вот так!
- Как плывёшь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).
- Как грозишь?
- Вот так!
− В виде чего представлена наша физкультминука? (диалог)
Работа с учебником. Упр.54. Учащиеся уясняют, что диалог тоже является текстом, т. е. обладает тематической цельностью, логичностью, связностью, законченностью.
Упр.57. Ребята читают диалоги и определяют их вид (этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями), учитывая задачу каждого из участников (фронтальная работа).
IV. Первичное закрепление. Упр.61- работа в парах (дети составляют диалоги в разных ситуациях, затем читают классу, другие учащиеся должны определить вид диалога).
Тест Диалог по русскому языку онлайн (obrazovaka.ru)-индивидуальная работа
V. Домашнее задание (разноуровневое).
Учить §8,9-всем
1. Упр. 60 (выбрать две ситуации, к каждой ситуации составить диалог из 5—7 реплик).
2. Выписать из произведений литературы разные виды диалогов (для сильных учащихся).
VI. Рефлексия.
- Как вы думаете, почему в настоящее время слово диалог является столь востребованным? (Говорится о безопасности при взаимодействии культур, о том, что представители разных национальностей должны уметь слышать друг друга в целях доброжелательного взаимодействия; о том, что начало ХХI века — это время связи, коммуникаций, общения, причём в новых формах, как то: sms-общение, общение в соцсетях.)
- Итак, что нового узнали на уроке? Чему научились? Понравился ли урок? (смайлики выбирают). Самооценка.
Технологическая карта урока
Тип урока: усвоение новых знаний | ||
Педагогические задачи: познакомить учеников с понятием диалога, видами диалогов; формировать пунктуационные навыки (оформление диалога и прямой речи); совершенствовать умение вести диалог. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации. Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах. | Метапредметные: Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач | Личностные УУД. Воспитание уважительного отношения к окружающим. |
Образовательные ресурсы: Русский язык: 7-й класс: учебник: в 2 частях/ М.Т.Баранов, А.Т.Ладыженская, Л.А.Тростенцова [и др.].-4-е изд.,-Москва:Просвещение, 2022 | ||
Интернет-ресурсы: Тест Диалог по русскому языку онлайн (obrazovaka.ru) |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка. - Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Словарный диктант: монолог, диалог, полилог,реплика. Шел лесничий из сторожки – Ты куда бежишь, косой? Прочитайте записанный разговор и определите его тему. - Сколько персонажей участвует в разговоре?(2) 2-это ди, на уроке мы с вами будем изучать что? (диалог) | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: Осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. |
3. Актуализация знаний. | § 8, стр.26. -Что такое диалог? -Как выделяется на письме каждая реплика диалога? - С помощью диалога люди взаимодействуют друг с другом; каждый человек в течение дня много раз участвует в диалогах и становится их свидетелем. В современной культуре слово диалог, как и его производные, является часто употребительным: «диалог культур», «диалоговое окно», «диалог со зрителями», «диалоги о животных» и пр. | Работа в группах. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Первичная проверка понимания. Физминутка «Диалог». -Как живёшь? - Вот так! (поднимают вверх большой палец). - Как идёшь? - Вот так! (маршируют). - Как бежишь? - Вот так! (показывают на месте). - Ночью спишь? - Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку). - Как даёшь? - Вот так! - Как берёшь? - Вот так! - Как плывёшь? - Вот так! - Как шалишь? - Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк). - Как грозишь? - Вот так! − В виде чего представлена наша физкультминука? (диалог) Работа с учебником. Упр.54. Учащиеся уясняют, что диалог тоже является текстом, т. е. обладает тематической цельностью, логичностью, связностью, законченностью. Упр.57. Ребята читают диалоги и определяют их вид (этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями), учитывая задачу каждого из участников (фронтальная работа). | Работа с текстом. Запись в тетрадь. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичная проверка понимания | - Что такое диалог? - Какие виды диалога знаете? | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
6. Первичное закрепление | Упр.61- работа в парах | Читают, отвечают на вопросы. Учащиеся составляют диалоги в разных ситуациях, затем читают классу, другие учащиеся должны определить вид диалога. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | (разноуровневое). Учить §8,9-всем 1. Упр. 60 (выбрать две ситуации, к каждой ситуации составить диалог из 5—7 реплик). 2. Выписать из произведений литературы разные виды диалогов (для сильных учащихся). | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Над чем мы сегодня работали? Что было сложным? Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… Смайлики для оценки урока | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Цели: познакомить учащихся со способами образования страдательных причастий настоящего времени, с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; способствовать развитию умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее; воспитывать уважительное отношение к людям.
Планируемые результаты: Предметные: научиться определять способ образования страдательных причастий настоящего времени, уметь находить страдательные причастия прошедшего времени.
Метапредметные УУД: Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства; в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам. Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний. Тестовые задания (10 мин)
Тестовые задания (10 мин) Причастие. В-1
1. Причастие – это: 1.Особая форма глагола; 2.Часть слова; 3. Самостоятельная часть речи;
2. Причастия изменяются: 1.По родам; 2.По падежам и числам; 3.По падежам, числам и родам;
3Найдите словосочетание с причастием в роли главного слова:
1. За чернеющим лесом; 2.Чернеющему вдали; 3.Летящий шар.
4. Найдите словосочетание «причастие + сущ.»:
1.Косить траву; 2.Высокое дерево; 3.Светящиеся окна;
5. Причастный оборот – это:
1.Причастие с определяемым словом; 2.Два причастия; 3.Причастие с зависимым словом;
6. Найдите признаки глагола у причастия: 1.Обозначает признак предмета по действию, изменяется по родам, числам, падежам 2.Обозначает признак предмета по действию, бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.
7. Найдите причастный оборот в предложении: Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.
1.Слова имеющие; 2.Имеющие несколько значений; 3.Слова называются;
8. Определите синтаксическую роль причастного оборота в предложении:
Засеянные пшеницей поля дали дружные всходы.
1.Является обстоятельством; 2.Является сказуемым; 3.Является определением;
9. Причастный оборот выделяется запятыми:
1.Если стоит перед определяемым словом;
2.Независимо от места в предложении
3.Если стоит после определяемого слова;
10. Действительные причастия – это:
1.Причастия, которые обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета.
2.Причастия, обозначающие признак предмета, который сам совершает действие.
11. Найдите словосочетание со страдательным причастием: 1.На пестреющем лугу; 2.О движущемся предмете. 3.Опавшие с тополя; 4.Отнятая игрушка.
12.Найдите словосочетание с действительным причастием:
1.Списанная учеником; 2.Распиленная плотником; 3.Ведущая в парк
13. Какие причастия имеют краткую форму: 1.Страдательные 2.Действительные
14. Найдите краткое причастие: 1.Засушенная; 2.Преодолевающий; 3.Начаты;
15. Какие суффиксы имеют действител. причастия наст. вр., образованные от глаголов 1 спр.
1.-Ащ- (-ящ) 2.-Ущ- (-ющ) 3.-Вш
(Ответы: 1-1; 2- 3; 3-2; 4-3; 5-3; 6-2; 7-2; 8-3; 9-3; 10-2; 11-4; 12-3; 13-1; 14 – 3; 15-2)
III. Формулировка темы и постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Словосочетания глагол + сущ.в косвенном падеже. Прочтите их. Запишите словосочетания в столбик, определяя вид, переходность, спряжение (переходные- глаголы, которые сочетаются с сущ. в В.п. без предлога
ОБРАЗЕЦ: встречают (кого?) гостя (перех., несов. в., I спр.)
Возводят ( что?) электростанцию ( перех. несов. 2 спр.) , видят ( что?) кирпич ( перех. несов.2 спр. ), наливают ( что?) бензин (перех. несов. 1 спр.), решают (что?) задачу ( перех., несов. в. 1 спр.)
- Какие глаголы были вам даны? Назовите постоянные признаки глагола (вид, переходность, спряжение).
- От всех ли этих глаголов можно образовать страдательные причастия настоящего времени? Мы узнаем это после знакомства с новым материалом. Запишите тему урока. Сформулируйте цели урока (познакомиться со способами образования страдательных причастий настоящего времени, с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; уметь находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Проанализируйте таблицу образования страдательных причастий пар. 14 стр. 50
- От основы какого времени и какого вида образуются страдательные причастия настоящего времени? (от основы настоящего времени, несов.вида)
- От каких глаголов образуются страдательные причастия наст. вр.: переход. или непереход.? (от переходных гл.)
- При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
( - ом-, -ем, - от глаголов 1 спр., -им- от глаголов II спр. )
- Какие гласные нужно писать в суффиксах причастий, от чего они зависят?
(выбор гласной зависит от спряжения глагола (-от глаголов 1 спр. -- ом-, -ем) (от глаголов II спр. - -им- )
- Обратите внимание на слова прочитать, привести понять, умываться. Можно ли от таких глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени? Если нет, то почему? (прочитать, привести, понять – гл. сов.в., умываться – неперех. гл.)
!!! Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени, например: кричать, жевать, крыть, есть, бить, петь.
Составляем схему образования страдательных причастий настоящего времени. Запись в тетрадь.
Итак, страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов наст. времени от гл. 1спр. при помощи суф. –ем- , -ом- , от гл. II спр. при помощи суф. –им-.
Если глагол настоящего времени с основой на гласную, то страдательных причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ем-.
Если основа глагола настоящего времени оканчивается на согласную, то образование страдательные причастий настоящего времени идёт с помощью суффикса -ом-.
V. Первичная проверка понимания
Работа с теоретическим материалом стр. 51.
Выполнение упр. 97 (по образцу)
VI. Первичное закрепление. Выполнение упр.98
Зацветающая рожь, ярко освещённые, чуть различимый, сильно любящий, изучаемый детьми, невидимые в сумерках.
Задание. Выпишите страдательные причастия настоящего времени, рядом глагол, от которого образовано.
Обратите внимание на доску. Из глаголов нужно образовать страдательные причастия (работа у доски):
(комментирует учитель): увенчать – увенчанный
сшить – сшитый
поразить – пораженный
Чтобы из оставшихся глаголов образовать страдательные причастия прошедшего времени, к доске выйдут 3 учащихся.
(на доске)
Убрать - напечатать - разработать-
Застеклить - окружить - проложить-
Обмануть - сжать- размолоть-
Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных
глаголов. Выделите формообразующие суффиксы.
Задание. Запиши в два столбика причастия с суффиксами -ем- и -им-
Муч….ый жаждой, рекоменду…..ая книга, сжига…..ое топливо, уважа…..ый всеми, гон……ые ветром листья, умножа….ое число, вид…..ый простым глазом, колебл……ый ветром, взвешива……ый товар, слыш……ый многими людьми звук, забива…..ый в стену гвоздь.
-ем- | -им- |
|
|
|
|
VII. Подведение итогов занятия. Рефлексия .
- Что нового узнали на уроке?
- Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
- От чего зависит выбор гласной в суффиксе страдательных причастий настоящего времени?
Продолжите предложения:
Сегодня я узнал, что...
Теперь я знаю…
Сегодня у меня получилось…
Сегодня у меня не получилось…
Домашнее задание:
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе, разработанный в технологии педагогической мастерской (УМК под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта).
Тема: «Объяснительную на стол, или Официально-деловой стиль речи»
Цели урока:
Образовательная: закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля , формировать умение применять эти знания на практике (составлять и оформлять различные документы, необходимые в повседневной жизни).
Развивающая: развивая у учащихся навыки работы в коллективе, в группе, продолжить работу по формированию умения логически мыслить, выделять главное, обобщать изученное.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету и культуру общения.
Задачи:
- продолжить формирование общеучебных умений и навыков (навыки планирования ответа, самоконтроля);
- закрепить изученный материал;
- формировать умение слушать и понимать текст; способствовать развитию психических процессов (логическое мышление, внимание).
Формируемые УУД:
Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)
Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.
Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни.
Оборудование:
1.Русский язык 6 класс под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. Москва: Дрофа, 2011.
2.Раздаточный материал для работы в группах и по вариантам (тексты инструкций и памяток, карточки-подсказки).
3. Атрибуты для ролевой игры (фонарь, свеча, цепь мэра, шляпа горожанина).
4. Мультимедийный проектор, проекционный экран
Ход урока.
- Организационный момент (индуктор)
Сегодня у нас насыщенный и интересный урок, давайте начнем его интересно.
Внимание на экран.
Мы посмотрели отрывок из мультфильма, который снят по мотивам одного из рассказов русского писателя. Кто-нибудь догадался, что это за произведение и кто его автор? (А.П.Чехов «Смерть чиновника»)
В чем особенность речи героя? Какой стиль речи вы вспомнили, когда услышали его слова? (Его речь нельзя отнести к художественному или научному стилю, в то же время, это и не вполне разговорный стиль, так как присутствует книжная лексика. Значит, мы знаем еще далеко не все о стилях речи).
- Проверка изученного материала (актуализация знаний)
Орфографическая пятиминутка.
Доводим до вашего сведения:
ЧП в нашем районе,
произошло возг…рание,
в жилом кошкином доме.
В срочном пожар…тушении
принимали участие:
курица, лошадь, с…бака
и заяц серой масти.
С пожар…тушением справились,
очаг огня ликвидирован.
В…ды и ведер хв…тило,
и даже никто не ш…кирован.
Охарактеризуйте орфограммы, которые вам встретились, и объясните их написание.
(Безударные проверяемые и чередующиеся гласные в корне)
Какое детское стихотворение здесь скрыто? (С.Я.Маршак «Кошкин дом») Что случилось со стихотворением? (Поменяло стиль с художественного на деловой)
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросенок - с решетом
И козел - с фонарем.
Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо!
Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.
Поскорей, без проволочки,
Наливайте воду в бочки.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
В какой обстановке мог прозвучать первый вариант? (В официальной). Сегодня мы знакомимся с новым стилем речи – официально-деловым. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока: «Заявление на стол, или Официально-деловой стиль речи».
- Формулировка целей и задач урока
Что мы знаем об этом стиле речи? Можем ли мы сейчас назвать его особенности? Что предстоит нам сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями делового стиля речи, выработать умение отличать тексты этого стиля от известных нам). Для чего? (Создавать тексты официально-делового стиля самостоятельно)
- Изучение нового материала (работа с текстом)
О каком жанре этого стиля заявлено в теме урока? (Заявление)
Как вы думаете, в каких еще случаях, кроме подачи заявления, нам приходится использовать деловой стиль речи?
Обратимся к материалу учебника (стр.77)
(Деловой стиль речи используется в различных деловых бумагах (объявлениях, заявлениях, расписках, справках, отчётах и др.), инструкциях, законодательных документах).
Перед вами 2 текста. Определите. В каком варианте представлен официально-деловой стиль?
Представьте себе. Сижу за рулём «Волги». Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что в машине один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы защититься!... Но защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел… котёнок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвёз его к себе домой.
Однажды, работая в ночную смену, таксист чуть было не совершил наезд на дерево. Причиной тому стал маленький котёнок, который сел ему на плечо и которого таксист принял за руку преступника. Подобная ситуация могла спровоцировать ДТП на дороге.
По каким же приметам мы узнаем официально-деловой стиль речи?
(Второй текст значительно короче первого, что говорит о краткости, лаконичности официально-делового стиля. Отсутствуют просторечия, характерные для разговорного стиля, лексика книжная. Речевая ситуация предполагает официальную обстановку.)
Запишем в тетрадь приметы этого стиля
- Краткость изложения
- Книжная лексика
- Р/с: Официальная обстановка
А чем же будут такие тексты отличаться от текстов известного нам научного стиля?
Ролевая игра «Приказы мэра».
«Перенесёмся в средние века. Это произошло в те времена, когда на улицах города не было освещения. Как-то раз мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.
- Вы не читали моего приказа? – спросил мэр сердито.
- Читал. Вот мой фонарь, - ответил горожанин.
- Но в фонаре у вас ничего нет!
- В приказе об этом не упоминалось.
Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.
- Где фонарь? – закричал мэр.
- Вот он.
- Но в нём нет свечи!
- Нет, есть! Вот она.
- Но она не зажжена!
- В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.
И мэру пришлось издать ещё один приказ…»
(« В чём же проблема мэра? Что бы вы ему посоветовали?»)
Запишите еще одну примету текстов официально-делового стиля – их цель – не только сообщить информацию, но и дать инструкцию.
- Цель текста – сообщение+инструкция (сопутствующий вопрос – обоснуйте постановку тире)
А теперь вернемся к нашему тексту. Где еще мы можем встретить выделенные фразы? (В других протоколах, заявлениях, объяснительных). Почему? Еще один признак нашего стиля – это речевые штампы или клише. Попробуйте дать определение тому, что это такое. (Готовый устойчивый речевой оборот, который используется в официально-деловом стиле речи)
- Речевые штампы - готовые устойчивые речевые обороты
Теперь давайте попробуем самостоятельно определить, к какому стилю речи относится лексическая единица. На доске записаны пары синонимов Вопрос для повторения:
- Какие слова мы называем синонимами? Приведите пример.
(Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Например, метель – вьюга, буран, пурга, метелица; мокрый – влажный, сырой.)
Одно слово в паре относится к официально-деловому стилю, а другое является нейтральным и может употребляться в любом стиле речи. Ваша задача - распределить синонимы в таблицу, в зависимости от стиля речи.
- Оказать помощь – помочь
- одержать победу - победить
- осмотреть - подвергнуть осмотру
- Сбежать - совершить побег
- провести ремонт - отремонтировать
Проверка задания.
Словосочетания официально-делового стиля Нейтральные синонимы
Оказать помощь Помочь
Одержать победу Победить
Совершить побег Сбежать
Подвергнуть осмотру Осмотреть
Провести ремонт Отремонтировать
Теперь поменяйтесь тетрадями с своим соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания.
Запишите в тетрадь Жанры официально-делового стиля.
Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление .
Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с некоторыми из них: инструкция, деловое письмо и объяснительная записка.
Где мы можем встретить инструкцию? (Инструкция по эксплуатации техники, памятка – тоже в своем роде инструкция: Как переходить улицу, Как действовать при пожаре, Как писать сочинение) Объявление? А нужно ли нам знать, как пишется заявление? (нам пригодится это знание при приеме на работу, зачислении в секцию). Вот пример того, что может получиться, если с формой заявления вы не знакомы.
А какой официальный документ иногда приходится писать некоторым нерадивым школьникам?
Еще один пример, который вам нужно исправить самостоятельно. Объяснительная записка должна содержать «шапку», в которой указана должность и ФИО адресата, сам текст записки, а так ФИО заявителя, число и подпись.
- Закрепление (социализация)
Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика:
- Ты опять “пару” хватанул? Эх, ты! То “пара”, то “кол”. Смотри “всыпят” тебе”.
Но если вы увидите деловое письмо классного руководителя, в котором говорится: “Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару”, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я советую Вам “всыпать” ему как следует!” - вы решите, что классный руководитель совсем забыл официально-деловую лексику.
Задание: собери деловое письмо.
У вас на столах лежат обрывки этого письма. Вам необходимо соединить эти части, чтобы получилось настоящее деловое письмо.
уважаемый
систематически
семь
меры
к урокам
Александр Николаевич
не готов
он получил
оценок
ваш сын
примите
классный руководитель
Смирнова Л.Н.
неудовлетворительных
за последнюю неделю
Проверка задания.
Уважаемый Александр Николаевич!
Ваш сын систематически не готов к урокам. За последнюю неделю он получил семь неудовлетворительных оценок. Примите меры.
Классный руководитель Смирнова Л.Н.
- Заключительный этап (домашнее задание, рефлексия)
Дома я предлагаю вам выбрать тот жанр официально-делового стиля, в работе с которым вы чувствуете себя увереннее: инструкция, деловое письмо или заявление. Вы можете попробовать переделать текст художественного стиля так, чтобы получилась памятка (упр. ), составить деловое письмо – ответ родителя директору – по образцу того, которое мы делали на уроке, или написать заявление от имени ваших родителей о зачислении вас в спортивную (или любую другую на ваше усмотрение) секцию.
Итак, подведем итоги. Пусть каждый из вас попробует составить связное высказывание по этим опорным фразам:
Сегодня на уроке мы познакомились с ………стилем.
Его основными чертами являются……………………
Мы можем встретиться с этим стилем в разных ситуациях:…………..
Он имеет ряд особенностей, таких как:………………………….
Сегодня на уроке я…………………………………………………….
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Публицистический стиль и его особенности» в 7 классе.
Цель урока: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления.
Задачи урока:
А) Обучающие: ознакомление с понятием «публицистический стиль речи», повторение понятий: текст, тема и идея текста, стили речи и типы речи.
Б) Развивающие: формирование умения «узнавать» тексты публицистического стиля, формирование умения работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую проблему текста, развитие навыков грамотной речи при устном ответе.
В) Воспитательные: Воспитание нравственных качеств учащихся, необходимых для их социально-культурного развития; воспитание интереса и бережного отношения к литературному языку.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: учебник под ред. Ладыженской 7 класс, карточки с текстом.
Формы работы учащихся: индивидуальная и коллективная.
План урока:
1. Орг. Момент (создание рабочей обстановки) – 1 мин.
2. Актуализация знаний и умений– 7 мин.
3. Объяснение нового материала (анализ публицистического текста) – 15 мин.
4. Закрепление материала (анализ текста, решение орфографической задачи) -12 мин.
5. Подведение итогов урока (наблюдение за умением строить устный ответ и воспроизводить только что изученный материал)- 5 мин.
6. Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока:
1. Орг. Момент (приветствие и настрой на работу)
- Добрый день! Надеюсь, настроение у вас у всех хорошее и вы готовы к работе. Поэтому в начале урока в качестве разминки поговорим о признаках и особенностях текста.
2. Актуализация знаний. (фронтальный опрос)
Давайте с вами вспомним, что такое текст? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.)
Что такое тема? (Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится)
Что такое основная мысль (идея) текста? (реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, то,что хотел сказать автор).
Что может быть отражено в заглавии текста? (И тема текста, и его основная мысль)
Назовите, какие типы речи вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение.)
Чем различаются типы речи? (информацией, которая отражается в тексте, лексическими, синтаксическими и стилистическими особенностями)
Какие стили речи вы знаете? (Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический)
3. Объяснение нового материала. (фронтальный опрос)
Итак, мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем – публицистическим. Как вы считаете, каковы цели нашего урока? (узнать об особенностях публицистического стиля и сфере его употребления, научиться отличать его от других стилей речи)
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Публицистический стиль и его особенности».
На стр. 27 учебника прочитаем материал о публицистическом стиле. (дети читают про себя, затем отвечают на вопросы учителя)
Какова главная задача публицистического стиля? (повлиять, воздействовать на мысли и чувства людей, на их поведение и поступки)
Где используется публицистический стиль? (В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах)
Таким образом, для чего используется публицистический стиль, ребята? (для обращения к массе людей, к народу).
Итак, давайте с вами пронаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля. (текст выдается каждому ученику на карточке) – анализ текста.
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
Какова тема данного текста? ( язык народа и его значение в жизни человека)
- Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и
слушателя. Сообщение информации).
Посмотрим, каковы же отличительные черты публицистического стиля.
- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст
публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?
- К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)
Призывность – отличительная черта публицистического стиля.
- Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)
Актуальность (злободневность) – еще одна отличительная черта
Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.
Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доступность (ясность).
На доске составляется схема «Отличительные черты публицистического стиля» (один из учеников с места диктует учителю, который записывает схему на доске, остальные в тетрадях)
Посмотрим теперь, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?
Найдите в тексте:
- побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения (Учиться говорить и писать нужно все время; Думает!)
- риторические вопросы (Но как научиться писать?);
- повторы (язык-язык, писать-писать и т.п)
- однородные члены;
- параллелизм (сходное построение предложений текста).
Таким же образом составляется схема «синтаксические средства».
Определим, какие лексические средства использует автор.
- Каким образом завершается текст? (завершается «крылатым» выражением)
- С какой целью автор использует его? (для придания эмоциональности тексту и доступности, т.к. «крылатое» выражение - это общеизвестное выражение)
Какие еще фразеологизмы есть в этом тексте? ( «плеваться словами»)
Итак, какие лексические средства часто используются в публицистическом стиле? (дети отвечают, учитель дополняет) и одновременно составляется схема «лексические средства».
- фразеологизмы, литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.
- контекстуальные антонимы (говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.);
- слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика).
Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.
4. Закрепление материала.(самостоятельная работа)
Упр. 61. Из учебника.
Прочитайте. Назовите отличительные черты публицистического стиля в этом тексте. Из первого абзаца выпишите слова с пропусками и скобками. Спишите второй абзац. (задание выполняется самостоятельно в тетрадях, затем учитель выборочно спрашивает учеников, все остальные проверяют)- анализ текста + задание на развитие орфографической зоркости.
Я долго стоял на берегу родной реки, невольно вспом..ная давние, навсегда отжитые врем..на. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой реч(?)кой, текущей в зелёных кудрявых берегах. Здесь прошло моё детство, перед глазами впервые ра..крывался живой радос(?)ный мир. Здесь услышал я русскую ладную реч(?), слушал чудес(?)ные народные песни. И здесь же почу(?)ствовал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей.
Пройдут врем..на, думаю я теперь, и пок..ления людей спросят у нас о пережитых и пережива..мых нами величествен..ых и трагических днях. Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пиш..м и говорим!
Какова тема данного текста? (память о предках, создавших могучий русский язык)
Отличительные черты:
доступность (текст ясен и понятен широкому кругу читателей); актуальность( проблема памяти о предках, об их вкладе в русскую культуру была актуальна всегда и остается и по сей день);
эмоциональность( автор передает свои мысли и чувства , с ностальгией и теплой грустью вспоминает свое детство)
призывность (автор призывает к тому, что «нужно помнить дедов и отцов наших, создавших могучий русский язык»)
Характерные языковые средства:
наличие побудительных предложений (Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пишем и говорим!)
однородных членов (давние, навсегда отжитые; услышал- слушал; почувствовал- полюбил; родившей и вскормившей)
параллелизм (Здесь прошло моё детство, перед глазами впервые раскрывался живой радостный мир. Здесь услышал я русскую ладную речь, слушал чудесные народные песни. И здесь же почувствовал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей.)
(вспоминая, времена, речкой, раскрывался, радостный, речь, чудесные, почувствовал, поколения, переживаемых, величественных, пишем) – орфографический комментарий.
5. Подведение итогов урока
Итак, ребята давайте подведем с вами итоги нашего урока.
- что нового вы сегодня узнали на уроке? (что такое публицистический стиль речи и его особенности)
- что же такое публицистический стиль речи? Давайте сформулируем определение этому понятию. ( публицистический стиль – это стиль речи, который служит для воздействия на мысли, чувства и поведение людей через СМИ, а также в различных очерках, памфлетах, фельетонах)
- Давайте назовем еще раз отличительные черты публицистического стиля ( актуальность(злободневность), призывность, доступность)
- чему научились? (отличать публицистический стиль речи от других, находить его лексические, синтаксические и стилистические особенности)
- все ли было понятно на уроке?
- есть ли какие-либо вопросы?
- как оцениваете свои ответы на уроке?
6. Домашнее задание.
Ваше домашнее задание, ребята, будет творческим: составить небольшой текст (6-7 предложений) в публицистическом стиле на тему «Берегите природу», используя средства, о которых мы говорили на сегодняшнем нашем уроке.
Список литературы
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 1990г.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2001.
2. Ладыженская Т.А. Обучение устной и письменной речи (связанная речь) в кн. Методика преподавания русского языка. М. 2004. ,С. 278.
3. Драгун Е.Г. Обучение школьников публичному выступлению. Методическая разработка. М. 2002.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Текст как произведение речи.
Цели урока:
- Обучающая: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;
- .Развивающая: развивать критическое мышление, творческие и логические способности учащихся через составление структурно – логических схем (кластеров), через написание синквейнов; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов;
- Воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, любовь к природе, уважительное отношение к русскому языку.
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, тестирование, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.
Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.
1.Умение осуществлять информационный поиск (работа с лингвистическими словарями).
2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры ( кластера).
3. Умение строить аргументированный ответ на вопрос.
5. Умение работать в паре.
6. Умение выполнять индивидуально практические задания .
7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.
8. Умение анализировать и оценивать собственную работу.
Оборудование: карточки, схемы (кластеры), лингвистические словари.
Структура урока:
- Организация начала урока.
- Актуализация знаний и целеполагание:
- Эвристическая беседа
- Работа с толковым словарём
- Словарная работа
- Морфемный анализ слов
- Стадия осмысления
-Игра «Данет-ка»
-Составление кластера «Признаки текста»
- Обобщение знаний о тексте (самостоятельно)
- Динамическая пауза
- Закрепление.Практическая работа
- Работа с учебником
- Анализ текста
- Рефлексия
-Синквейн
- Домашнее задание
- Итог урока
Ход урока:
- Организация начала урока. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа
II.Актуализация знаний и целеполагание:
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Мастера слова создают удивительно яркие
изобразительно-выразительные средства языка,
постоянно пополняя его сокровищницу,
откуда любой человек пригоршнями
может брать несметные драгоценности.
Г.Я. Солганик
1. Эвристическая беседа (актуализация внимания, постановка цели урока)
Ребята! Сейчас я прочитаю вам слова известного лингвиста Г.Я. Солганика, а вас попрошу внимательно отнестись к каждому слову этого высказывания, ведь именно их мы возьмем эпиграфом к сегодняшнему уроку .
В: Как вы понимаете сочетание «мастера слова»? Подберите синонимы.
В:Что такое «изобразительно-выразительные средства языка»?
В: Приведите примеры изобразительно-выразительных средств из этого эпиграфа
В: Что по вашему, означает слово пригоршнями? Знаете ли вы, что оно имеет двоякое ударение.
Мы перечислили с вами изобразительно- выразительные средства, подобрали синонимы, скажите чему присущи все вышеназванные признаки.
Тема урока
Язык- важнейшее средство общения людей. Общаясь, мы пользуемся одновременно всеми языковыми средствами: звуками, морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями. Средства языка не существуют сами по себе, они реализуются только в речи, в речевом общении. Поэтому текст- это произведение речи.
В: Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока?
(учащиеся выдвигают свои версии, учитель обобщает и сообщает цели урока)
- Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».
Давайте определим по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.
В: Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение»)
-Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
В: Как вы думаете, что общего между этими предметами?
- Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.
- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
2. Работа с толковым словарём:
( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.
ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.
ТЕКСТ - отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п
- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью
3. Словарная работа:
Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.
-морфемный анализ однокоренных слов.
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
В:Можно ли считать предложение текстом?
В:Чем отличается предложение от текста?
В:Любая ли группа предложений будет текстом?
III. Стадия осмысления:
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
1. Игра «Данет-ка»
2.Составление кластера «Признаки текста»
Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки (работа в парах)
3.Вывод.Обобщение учащимися сведений о тексте.
IV. Динамическая пауза (
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Текст сегодня изучали
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножкой тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем и писать начнём!
V. Закрепление: Практическая работа.
1. Работа с учебником, упр.366
Удивительной зоркостью отличался и известный писатель Н. Сладков, текст которого нам сегодня предстоит проанализировать. Интересно то, что уже со 2 класса начал вести дневники, куда записывал свои впечатления и наблюдения.
Чтение текста упражнения 366.
В: Каким же человеком предстает перед нами автор статьи? (Наблюдательным, любящим природу)
-Выпишем ключевые слова и обозначим известные орфограммы.- Опираясь на ключевые слова, определим тему текста.
- Назовем идею. К чему призывает текст?
- Как озаглавим текст? Помните, что заглавие – своеобразное ключевое слово, только более ёмкое.
- Определим стиль текста. Назовем тип речи
В :Из каких частей состоит текст- рассуждение? - Найдем в тексте лексические повторы:
- Какую роль играют в тексте лексические повторы?
- Найдем антонимы, выпишем их в тетрадь
- Отметим предложения, в которых использованы дефис и тире. Объясним сходство и различие в употреблении данных знаков.
- Зачитаем предложения, в которых содержится вывод. А теперь запишем не эмоциональный вывод, а научный.
_2. Работа с текстом. Орфографический и синтаксический анализ текста.
- последовательная запись предложений для оформления текста;
-объяснение орфограмм и пунктограмм;
-из предложения 3 выпишите слова с неизменяемой приставкой;
-дайте характеристику 2 предложения;
- выполните синтаксический разбор 3 предложения.
Молодцы, ребята вы хорошо справились с работой.
-Ребята, если мы посмотрим на тёмную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает хорошее настроение.
- Почему?
- Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Я желаю вам использовать в своей речи красивые выражения, говорить ясно, точно, понятно, чаще заглядывать в сокровищницу нашего языка.
VI. Рефлексия.
-Чем запомнился урок?
- Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?
- Синквейн (текст)
VII.Домашнее задание:
1. П.9.прочесть теоретический материал методом ИНСЕРТ (заполнить таблицу).
2. Выполнить упражнения:
“3” - упр. 359; “4” - упр. 360; “5” - упр. 362.
3.Написать сочинение- миниатюру «Однажды тёплым осенним днём…»
VIII.Итоги урока.
Выставление оценок.
Друзья, вы потрудились наславу, но помните,что при составлении текста, высказывания надо бережно относится к словам, не разбрасываться ими попусту, помнить о величии нашего языка.
Послушайте отрывок из песни о русском языке.
(звучит отрывок песни о русском языке Г.Гладкова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....