План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Яковлева Валентина Бадмаевна

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1
Развитие речи. Повторение. Пишем письма

Цели: повторить правила написания писем; развивать умение логично излагать свои мысли.

Ход урока

I. Чистописание.

Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей.

Ахикар из Ассирии

– Как вы понимаете эти строки?

– Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.

II. Повторение изученного материала.

1. Экскурс «По страницам учебника «Русский язык».

– Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык», который разработан авторами С. В. Ивановым, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой. Весь материал в нем представлен блоками. Каждый урок относится к определенному блоку.

– Помните  ли  вы,  как  называются  тематические  блоки  в  учебнике? («Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)

– Какие рубрики нам встречались на страницах учебника? («Давай подумаем», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое».)

– Объясните назначение этих рубрик.

– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?

– Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя, путешествуя по страницам учебников русского языка?

– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?

2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.

В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, а в минутке чистописания запишете наиболее известные афоризмы из сокровищницы мировой мудрости.

Показать книгу «Мудрость тысячелетий» В. Балязина.

III. Работа по теме урока.

1. Чтение и анализ письма авторов учебника к детям.

– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?

Авторы учебника написали вам письмо. Прочитайте его.

– Что выражено в содержании этого письма?

– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо, которое адресует свое письмо кому-нибудь?

– Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.

– Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой обращаются к вам авторы учебника?

2. Правила написания писем.

– Вспомните правила написания писем.

Создавая письмо, вы должны ориентироваться на своего адресата. Возраст, пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.

– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:

а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;

б) другу (приятелю);

в) официальному лицу?

Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как влияют отношения между автором текста и адресатом на обращение.

– Как вы обратитесь к авторам учебника?

– Как вы подпишете письмо?

– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно и в то же время просто подобраны слова.

– И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с вами знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание письма – это тоже труд) никогда не допустит небрежности, неточности, неряшливости в оформлении результатов своего труда. Пишите красиво, разборчиво любое письмо.

Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (повторов, неблагозвучия и т. д.).

3. Самостоятельная работа.

Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на поставленные вопросы.

IV. Итог урока.

– Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам учебника?

– Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще потренироваться в написании писем?

– Как  вы  думаете,  авторам  учебника  приятно  получать  письма  от ребят?

– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника? По какому адресу направим нашу корреспонденцию?

Ваши  письма  я  обязательно  перешлю  по  этому  адресу  авторам учебника.

 Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и «Словообразование»; подготовить и подписать конверты для отправления писем авторам учебника.

Урок 2
Повторяем фонетику и словообраЗование

Цель: повторить знания и умения разбора слов по составу, фонетического разбора слов.

Ход урока

I. Чистописание.

Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

(Древний Египет.)

II. Повторение изученного.

1. Вопросы по теме «Фонетика».

– Что изучает фонетика?

– Сколько в русском языке гласных звуков? А букв?

– На какие группы делятся согласные звуки?

– Что такое транскрипция слова?

2. Запись на доске:

Дочь, елка, ночью, герой, опять, моя, знаю, рыбка, поет, юла, солнце, свистнул, пьет, съел, лень, стулья, вестник.

3. Работа по вариантам (у доски – трое учащихся).

– Запишите слова, в которых:

I вариант – букв больше, чем звуков;

II вариант – одинаковое количество букв и звуков;

III вариант – звуков больше, чем букв.

Последующая проверка.

4. Запишите транскрипцию слов:

рыбка, стулья – двое учащихся у доски.

– Проверьте работы своих товарищей у доски.

5. Работа по учебнику: упражнение 2, с. 5–6.

Упражнение 3, с. 6 – слово по выбору.

6. Вопросы по теме «Словообразование».

– Что изучает раздел «Словообразование»?

– Какая часть слова изменяет его форму?

– Какая часть слова образует новые слова?

– Что называется основой слова?

– Без какой части слово не может существовать?

7. Работа в парах. Упражнение 4, с. 6.

– Разберите любое из слов по составу.

8. Выполнение упражнения 5, с. 6.

– Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова. У имен прилагательных отметьте основу и окончание.

III. Итог урока.

– О каких разделах русского языка говорили мы сегодня на уроке?

 Домашнее задание: упр. 5, с. 6 – остальные задания к тексту.

Урок 3
Вспоминаем изученные орфограммы.
отработка орфографических правил,
изученных во 2–3 классах

Цель: закрепить и повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.

Ход урока

I. Чистописание.

Если не исправишь зло, оно удвоится.

(Древний Египет.)

II. Повторение изученного.

1. Словарная работа.  Упражнение  1  (тетрадь «Пишем грамотно», № 1, с. 3).

– Вставьте буквы в слова.

– Проведите взаимопроверку.

– В каких словах были допущены ошибки?

– Прочитайте слова 1 мин. Запишите в тетрадь слова по памяти.

2. Работа по вопросам.

– Прочитайте вопросы на доске.

– Что такое орфограмма?

– Зависит ли способ проверки от того, в какой части слова находится орфограмма?

– Какие орфограммы гласных вы знаете?

– Какие орфограммы согласных вы знаете?

– Какие орфограммы корня вы знаете?

– Как вы на них ответите?

– Все согласны с ответом, или есть дополнения?

3. Выполнение упражнения 2 («Пишем грамотно», № 1, с. 3).

– К каким ответам на вопросы данные слова могут подойти в качестве примера?

4. Работа по учебнику.  Упражнение  3,  с. 8  (трое  учащихся – у доски).

– Какие слова остались? Почему?

III. Работа по выбору.

– Я предлагаю вам работу по выбору: это упражнение 4 на с. 9 учебника и упражнение 4 на с. 4 в орфографической тетради.

– Прочитайте задание. Вам все понятно?

IV. Итог урока.

– Какие орфограммы мы повторяли на уроке?

V. Дополнительно: работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 3, № 3.

 Домашнее задание: упр. 2, 5, с. 8, 9 учебника.

Урок 4
Вспоминаем изученные орфограммы.
отработка орфографических правил,
изученных во 2–3 классах

Цели: повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.

Ход урока

I. Чистописание.

Люби людей, чтобы люди тебя любили.(Древний Египет.)

II. Повторение изученного.

1. Работа по карточкам.

– Ребята, у меня на карточках подготовлены для вас вопросы. Вы можете подойти, выбрать любой вопрос и ответить на него. Все остальные внимательно слушают своего товарища. Возможны дополнения, исправления.

Вопросы на карточках:

1) Как проверить орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова»?

2) Как  проверить  орфограмму  «Непроизносимые  согласные  в  корне слова»?

3) Как проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»?

4) Когда написание слов с двойными согласными нужно заучивать, а когда можно объяснить? Приведите примеры.

5) Подбери и назови свои примеры к орфограмме «Непроизносимые согласные в корне слова».

6) Подбери свои примеры к написанию двойных согласных в корне:

– на стыке приставки и корня;

– на стыке корня и суффикса.

2. Выполнение упражнения 2, с. 10 учебника.

гибкий                поздний                        аллея

гладкий                местный                        грамм

сладкий                гигантский

редкий

чуткий

сказка

III. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 1 (учебник, с. 10).

IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 4.

Упражнения 1, 2 – с объяснением.

V. Работа по учебнику: с. 11, упражнение 5.

– Какие орфограммы в словах вы заметили?

– На сколько групп вы разделите все слова?

– Запишите слова по группам.

VI. Итог урока.

– Какие орфограммы мы повторяли на уроке?

 Домашнее задание: учебник, с. 11, упр. 3, с. 12, упр. 6 (подготовка к словарному диктанту).

Урок 5
Повторение. Пишем письма.
Совершенствование речевых умений

Цель: повторить правила написания писем.

Ход урока

I. Чистописание.

Полезно слушать слова других.

(Древний Египет.)

II. Вводная беседа.

– Ребята, самые длинные и радостные каникулы уже позади. Вы хорошо отдохнули, загорели. Кто-то уезжал к родственникам в деревню, кто-то был в загородном лагере, кто-то в санатории. У вас появились новые друзья, вы узнали много интересного, возможно, с вами даже приключились невероятные истории.

Вам хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями, с родственниками?

– Что же можно сделать, чтобы все рассказать своему другу (подруге), которого нет рядом? Конечно же, написать письмо.

– Какие правила написания писем вы знаете?

III. Работа по учебнику, с. 12–13.

– Прочитайте письма, которые написали Сережа и Таня.

– Кому писал письмо Сережа?

– Все ли тебе понятно?

– Что хотелось бы уточнить?

– Кому написала письмо Танюша?

– Как вы думаете, понятно ли ее письмо дедушке с бабушкой?

– О чем забыли, когда писали письма, Сергей и Таня?

С. 12, правило и упражнение 2 устно.

– Как я уже сказала, у вас тоже немало интересных историй.

Напишите письмо своему другу или подруге в классе и расскажите о том, как прошло лето, что было интересного и что вам запомнилось больше всего.

IV. Самостоятельная работа.

V. Проверка задания.

– Ребята, может быть, кто-то из вас прочитает нам свои письма?

– Мы послушаем, и, если есть какие-то ошибки в составлении письма, вместе их исправим.

VI. Итог урока.

– Что мы повторяли сегодня на уроке?

 Домашнее задание: Я думаю, вы не забыли, что воспитанный человек всегда отвечает на письма. Дома обязательно напишите ответ на письмо, которое вы получили.

Урок 6
Повторяем признаки имени существительного

Цель: повторить признаки имени существительного.

Ход урока

I. Чистописание.

Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.

(Древний Египет.)

– Как вы понимаете этот афоризм?

II. Словарная работа.

– Запишите слова с комментированием: какие буквы пишем, какие подчеркиваем.

Аккура́тно,  алле́я,  килогра́мм,  мета́лл,  перро́н,  су́́мма,  ссо́ра,  телегра́мма.

– Составьте предложение, в котором было бы не менее двух словарных слов.

III. Работа по повторению изученного.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать о самой представительной, самой существенной, состоятельной, ведущей части речи в грамматике.

Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить? Конечно же, об имени существительном.

– Вспомните и расскажите все, что вам известно об имени существительном.

1. На доске:                студент (м. р.) –

                                учитель (м. р.) –

                                массажист (м. р.) –

                                воспитанник (м. р.) –

                                оса (ж. р.) –

– К данным существительным запишите пару по роду. Укажите род.

– Ко всем ли словам подобрали пару? Почему?

2. Выполнение упражнения 3 (устно) – учебник, с. 14.

3. Работа в парах. Упражнение 2, с. 14.

IV. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

– Прочитаем текст рубрики. Интересно?

– А знаете ли вы, что означает ваше имя?

– Найдите в библиотеке ответ на этот вопрос.

V. Работа по учебнику. Упражнение 4, с. 15.

– Так  какой  же  признак  имени  существительного  иллюстрирует  эта таблица?

«Давайте подумаем» – чтение рубрики и ответ на вопрос.

VI. Итог урока.

– Какие признаки имени существительного мы успели сегодня повторить?

 Домашнее задание: с. 15, упр. 5.

Урок 7
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 1-
го склонения

Цель: повторить алгоритм определения окончаний имен существительных 1-го склонения.

Ход урока

I. Чистописание.

Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими.(Древний Египет.)

II. Словарная работа.

Охо́тник, тайга́,

охота, таёжный

– Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные в корне.

– Подберите родственные слова.

– Составьте словосочетания с этими словами.

(Удачная охота, таёжный житель.)

III. Повторение изученного.

1. Выберите карточку с вопросом и подготовьте ответ.

а) К 1-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.

б) К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.

в) К 1-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

2. Что вам помогает правильно писать безударные окончания имен существительных 1-го склонения? Опорные слова или таблица падежных окончаний?

– Выберите опорные слова 1-го склонения. Объясните свой выбор.

Рожь, дядя, слон, весна, земля, колесо, книга.

3. Заполните таблицу окончаний имен существительных 1-го склонения: «Пишем грамотно» № 1, с. 6, № 2.

IV. Работа по учебнику.

1. Выполнение упражнения 1, с. 17 – устно.

2. Выполнение упражнения 2, с. 17 – письменно.

V. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

1. Выполнение упражнения 3, с. 6 – объяснение по цепочке.

2. Выполнение упражнения 4, с. 7 – самостоятельно вставить в слова пропущенные буквы.

– Обменяйтесь  тетрадями  и  проверьте  работу  своего  товарища  по парте.

– Запишите в тетрадь по памяти столько слов, сколько запомнили.

VI. Итог урока.

– Что мы вспоминали и повторяли на сегодняшнем уроке?

 Домашнее задание: учебник, с. 18, упр. 3.

Урок 8
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 2-
го склонения

Цель: повторить окончания имен существительных 2-го склонения.

Ход урока

I. Чистописание.

Беспричинная ссора – вот признак глупости. (Древняя Индия.)

II. Словарный диктант.

Аллея, ссора, сумма, аккуратно, телеграмма, перрон, металл, килограмм, ботинки, болото, везде, впереди, организм, кастрюля, комната.

III. Повторение изученного.

– Выберите из группы слов те существительные, которые относятся ко 2-му склонению. Объясните свой выбор.

Береза, дом, рожь, дерево, погода, ночь, жара, мороз, лещ, ключ, облако, море.

– Выберите опорные слова для 2-го склонения.

Земля, весна, рожь, слон, колесо, солнце, брат.

– Как еще можно определить безударное окончание имен существительных 2-го склонения? (Вспомните таблицу окончаний.)

IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

Выполнение упражнения 2, с. 7 – заполнить таблицу окончаний.

V. Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 1 (устно), с. 19.

VI. Работа по выбору.

– Я предлагаю вам работу по выбору: упражнение 2 из учебника, с. 19, упражнение 3 из тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 8.

VII. Вспомните: какая буква пишется в окончаниях после шипящих и ц под ударением?

– Прочитайте ответ ученицы Гали на с. 20.

– Права ли Галя?

– Выполните упражнение 4 на с. 20.

VIII. Итог урока.

– Что вспомнили на уроке?

 Домашнее задание: тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 8, упр. 4; учебник – с. 20, упр. 3 (устно).

Урок 9
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 3-
го склонения

Цель: повторить алгоритм определения безударного окончания существительных 3-го склонения.

Ход урока

I. Чистописание.

Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение – вот шесть признаков дружбы.

(Древняя Индия.)

II. Повторение изученного.

– О существительных какого склонения мы еще не вспоминали?

– Какова особенность существительных 3-го склонения?

1. Выполнение упражнения  1  –  с  комментированием  (учебник,
с. 21).

2. Выполнение упражнения 2.

– Объясните написание выделенных букв.

– Запишите под диктовку: сорока, сахар, солёный, вороной, на дубе, в шубе, в море, в печке.

III. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

1. Выполнение задания: проверьте работу ученицы Даши.

Правильно  ли  Даша  заполнила  таблицу  окончаний  3-го  склонения? (С. 9, упражнение 1.)

2. Выполнение упражнения 2 на с. 9 – письменно.

IV. Запишите одним словом:

– Существительные мужского рода 2-го склонения с уменьшительно-ласкательным  суффиксом,  образованные  от  слов:  медведь, волк, барсук (медвежонок, волчонок, барсучонок);

– существительные мужского рода 2-го склонения с суффиксом -щик, обозначающие профессию и образованные от слов: камень, стекло (каменщик, стекольщик).

V. Самостоятельная работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

Выполнение упражнения 4, с. 10.

VI. Итог урока.

– Назовите все грамматические признаки имени существительного.

– Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения?

 Домашнее задание: учебник, с. 22, упр. 3 (подготовка к словарному диктанту); тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 10, упр. 3.



Предварительный просмотр:

Урок 1
Развитие речи. Повторение. Пишем письма

Цели: повторить правила написания писем; развивать умение логично излагать свои мысли.

Ход урока

I. Чистописание.

Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей.

Ахикар из Ассирии

– Как вы понимаете эти строки?

– Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.

II. Повторение изученного материала.

1. Экскурс «По страницам учебника «Русский язык».

– Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык», который разработан авторами С. В. Ивановым, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой. Весь материал в нем представлен блоками. Каждый урок относится к определенному блоку.

– Помните  ли  вы,  как  называются  тематические  блоки  в  учебнике? («Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)

– Какие рубрики нам встречались на страницах учебника? («Давай подумаем», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое».)

– Объясните назначение этих рубрик.

– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?

– Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя, путешествуя по страницам учебников русского языка?

– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?

2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.

В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, а в минутке чистописания запишете наиболее известные афоризмы из сокровищницы мировой мудрости.

Показать книгу «Мудрость тысячелетий» В. Балязина.

III. Работа по теме урока.

1. Чтение и анализ письма авторов учебника к детям.

– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?

Авторы учебника написали вам письмо. Прочитайте его.

– Что выражено в содержании этого письма?

– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо, которое адресует свое письмо кому-нибудь?

– Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.

– Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой обращаются к вам авторы учебника?

2. Правила написания писем.

– Вспомните правила написания писем.

Создавая письмо, вы должны ориентироваться на своего адресата. Возраст, пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.

– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:

а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;

б) другу (приятелю);

в) официальному лицу?

Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как влияют отношения между автором текста и адресатом на обращение.

– Как вы обратитесь к авторам учебника?

– Как вы подпишете письмо?

– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно и в то же время просто подобраны слова.

– И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с вами знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание письма – это тоже труд) никогда не допустит небрежности, неточности, неряшливости в оформлении результатов своего труда. Пишите красиво, разборчиво любое письмо.

Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (повторов, неблагозвучия и т. д.).

3. Самостоятельная работа.

Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на поставленные вопросы.

IV. Итог урока.

– Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам учебника?

– Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще потренироваться в написании писем?

– Как  вы  думаете,  авторам  учебника  приятно  получать  письма  от ребят?

– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника? По какому адресу направим нашу корреспонденцию?

Ваши  письма  я  обязательно  перешлю  по  этому  адресу  авторам учебника.

 Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и «Словообразование»; подготовить и подписать конверты для отправления писем авторам учебника.

Урок 2
Повторяем фонетику и словообраЗование

Цель: повторить знания и умения разбора слов по составу, фонетического разбора слов.

Ход урока

I. Чистописание.

Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

(Древний Египет.)

II. Повторение изученного.

1. Вопросы по теме «Фонетика».

– Что изучает фонетика?

– Сколько в русском языке гласных звуков? А букв?

– На какие группы делятся согласные звуки?

– Что такое транскрипция слова?

2. Запись на доске:

Дочь, елка, ночью, герой, опять, моя, знаю, рыбка, поет, юла, солнце, свистнул, пьет, съел, лень, стулья, вестник.

3. Работа по вариантам (у доски – трое учащихся).

– Запишите слова, в которых:

I вариант – букв больше, чем звуков;

II вариант – одинаковое количество букв и звуков;

III вариант – звуков больше, чем букв.

Последующая проверка.

4. Запишите транскрипцию слов:

рыбка, стулья – двое учащихся у доски.

– Проверьте работы своих товарищей у доски.

5. Работа по учебнику: упражнение 2, с. 5–6.

Упражнение 3, с. 6 – слово по выбору.

6. Вопросы по теме «Словообразование».

– Что изучает раздел «Словообразование»?

– Какая часть слова изменяет его форму?

– Какая часть слова образует новые слова?

– Что называется основой слова?

– Без какой части слово не может существовать?

7. Работа в парах. Упражнение 4, с. 6.

– Разберите любое из слов по составу.

8. Выполнение упражнения 5, с. 6.

– Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова. У имен прилагательных отметьте основу и окончание.

III. Итог урока.

– О каких разделах русского языка говорили мы сегодня на уроке?

 Домашнее задание: упр. 5, с. 6 – остальные задания к тексту.

Урок 3
Вспоминаем изученные орфограммы.
отработка орфографических правил,
изученных во 2–3 классах

Цель: закрепить и повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.

Ход урока

I. Чистописание.

Если не исправишь зло, оно удвоится.

(Древний Египет.)

II. Повторение изученного.

1. Словарная работа.  Упражнение  1  (тетрадь «Пишем грамотно», № 1, с. 3).

– Вставьте буквы в слова.

– Проведите взаимопроверку.

– В каких словах были допущены ошибки?

– Прочитайте слова 1 мин. Запишите в тетрадь слова по памяти.

2. Работа по вопросам.

– Прочитайте вопросы на доске.

– Что такое орфограмма?

– Зависит ли способ проверки от того, в какой части слова находится орфограмма?

– Какие орфограммы гласных вы знаете?

– Какие орфограммы согласных вы знаете?

– Какие орфограммы корня вы знаете?

– Как вы на них ответите?

– Все согласны с ответом, или есть дополнения?

3. Выполнение упражнения 2 («Пишем грамотно», № 1, с. 3).

– К каким ответам на вопросы данные слова могут подойти в качестве примера?

4. Работа по учебнику.  Упражнение  3,  с. 8  (трое  учащихся – у доски).

– Какие слова остались? Почему?

III. Работа по выбору.

– Я предлагаю вам работу по выбору: это упражнение 4 на с. 9 учебника и упражнение 4 на с. 4 в орфографической тетради.

– Прочитайте задание. Вам все понятно?

IV. Итог урока.

– Какие орфограммы мы повторяли на уроке?

V. Дополнительно: работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 3, № 3.

 Домашнее задание: упр. 2, 5, с. 8, 9 учебника.

Урок 4
Вспоминаем изученные орфограммы.
отработка орфографических правил,
изученных во 2–3 классах

Цели: повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.

Ход урока

I. Чистописание.

Люби людей, чтобы люди тебя любили.(Древний Египет.)

II. Повторение изученного.

1. Работа по карточкам.

– Ребята, у меня на карточках подготовлены для вас вопросы. Вы можете подойти, выбрать любой вопрос и ответить на него. Все остальные внимательно слушают своего товарища. Возможны дополнения, исправления.

Вопросы на карточках:

1) Как проверить орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова»?

2) Как  проверить  орфограмму  «Непроизносимые  согласные  в  корне слова»?

3) Как проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»?

4) Когда написание слов с двойными согласными нужно заучивать, а когда можно объяснить? Приведите примеры.

5) Подбери и назови свои примеры к орфограмме «Непроизносимые согласные в корне слова».

6) Подбери свои примеры к написанию двойных согласных в корне:

– на стыке приставки и корня;

– на стыке корня и суффикса.

2. Выполнение упражнения 2, с. 10 учебника.

гибкий                поздний                        аллея

гладкий                местный                        грамм

сладкий                гигантский

редкий

чуткий

сказка

III. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 1 (учебник, с. 10).

IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 4.

Упражнения 1, 2 – с объяснением.

V. Работа по учебнику: с. 11, упражнение 5.

– Какие орфограммы в словах вы заметили?

– На сколько групп вы разделите все слова?

– Запишите слова по группам.

VI. Итог урока.

– Какие орфограммы мы повторяли на уроке?

 Домашнее задание: учебник, с. 11, упр. 3, с. 12, упр. 6 (подготовка к словарному диктанту).

Урок 5
Повторение. Пишем письма.
Совершенствование речевых умений

Цель: повторить правила написания писем.

Ход урока

I. Чистописание.

Полезно слушать слова других.

(Древний Египет.)

II. Вводная беседа.

– Ребята, самые длинные и радостные каникулы уже позади. Вы хорошо отдохнули, загорели. Кто-то уезжал к родственникам в деревню, кто-то был в загородном лагере, кто-то в санатории. У вас появились новые друзья, вы узнали много интересного, возможно, с вами даже приключились невероятные истории.

Вам хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями, с родственниками?

– Что же можно сделать, чтобы все рассказать своему другу (подруге), которого нет рядом? Конечно же, написать письмо.

– Какие правила написания писем вы знаете?

III. Работа по учебнику, с. 12–13.

– Прочитайте письма, которые написали Сережа и Таня.

– Кому писал письмо Сережа?

– Все ли тебе понятно?

– Что хотелось бы уточнить?

– Кому написала письмо Танюша?

– Как вы думаете, понятно ли ее письмо дедушке с бабушкой?

– О чем забыли, когда писали письма, Сергей и Таня?

С. 12, правило и упражнение 2 устно.

– Как я уже сказала, у вас тоже немало интересных историй.

Напишите письмо своему другу или подруге в классе и расскажите о том, как прошло лето, что было интересного и что вам запомнилось больше всего.

IV. Самостоятельная работа.

V. Проверка задания.

– Ребята, может быть, кто-то из вас прочитает нам свои письма?

– Мы послушаем, и, если есть какие-то ошибки в составлении письма, вместе их исправим.

VI. Итог урока.

– Что мы повторяли сегодня на уроке?

 Домашнее задание: Я думаю, вы не забыли, что воспитанный человек всегда отвечает на письма. Дома обязательно напишите ответ на письмо, которое вы получили.

Урок 6
Повторяем признаки имени существительного

Цель: повторить признаки имени существительного.

Ход урока

I. Чистописание.

Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.

(Древний Египет.)

– Как вы понимаете этот афоризм?

II. Словарная работа.

– Запишите слова с комментированием: какие буквы пишем, какие подчеркиваем.

Аккура́тно,  алле́я,  килогра́мм,  мета́лл,  перро́н,  су́́мма,  ссо́ра,  телегра́мма.

– Составьте предложение, в котором было бы не менее двух словарных слов.

III. Работа по повторению изученного.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать о самой представительной, самой существенной, состоятельной, ведущей части речи в грамматике.

Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить? Конечно же, об имени существительном.

– Вспомните и расскажите все, что вам известно об имени существительном.

1. На доске:                студент (м. р.) –

                                учитель (м. р.) –

                                массажист (м. р.) –

                                воспитанник (м. р.) –

                                оса (ж. р.) –

– К данным существительным запишите пару по роду. Укажите род.

– Ко всем ли словам подобрали пару? Почему?

2. Выполнение упражнения 3 (устно) – учебник, с. 14.

3. Работа в парах. Упражнение 2, с. 14.

IV. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

– Прочитаем текст рубрики. Интересно?

– А знаете ли вы, что означает ваше имя?

– Найдите в библиотеке ответ на этот вопрос.

V. Работа по учебнику. Упражнение 4, с. 15.

– Так  какой  же  признак  имени  существительного  иллюстрирует  эта таблица?

«Давайте подумаем» – чтение рубрики и ответ на вопрос.

VI. Итог урока.

– Какие признаки имени существительного мы успели сегодня повторить?

 Домашнее задание: с. 15, упр. 5.

Урок 7
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 1-
го склонения

Цель: повторить алгоритм определения окончаний имен существительных 1-го склонения.

Ход урока

I. Чистописание.

Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими.(Древний Египет.)

II. Словарная работа.

Охо́тник, тайга́,

охота, таёжный

– Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные в корне.

– Подберите родственные слова.

– Составьте словосочетания с этими словами.

(Удачная охота, таёжный житель.)

III. Повторение изученного.

1. Выберите карточку с вопросом и подготовьте ответ.

а) К 1-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.

б) К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.

в) К 1-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

2. Что вам помогает правильно писать безударные окончания имен существительных 1-го склонения? Опорные слова или таблица падежных окончаний?

– Выберите опорные слова 1-го склонения. Объясните свой выбор.

Рожь, дядя, слон, весна, земля, колесо, книга.

3. Заполните таблицу окончаний имен существительных 1-го склонения: «Пишем грамотно» № 1, с. 6, № 2.

IV. Работа по учебнику.

1. Выполнение упражнения 1, с. 17 – устно.

2. Выполнение упражнения 2, с. 17 – письменно.

V. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

1. Выполнение упражнения 3, с. 6 – объяснение по цепочке.

2. Выполнение упражнения 4, с. 7 – самостоятельно вставить в слова пропущенные буквы.

– Обменяйтесь  тетрадями  и  проверьте  работу  своего  товарища  по парте.

– Запишите в тетрадь по памяти столько слов, сколько запомнили.

VI. Итог урока.

– Что мы вспоминали и повторяли на сегодняшнем уроке?

 Домашнее задание: учебник, с. 18, упр. 3.

Урок 8
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 2-
го склонения

Цель: повторить окончания имен существительных 2-го склонения.

Ход урока

I. Чистописание.

Беспричинная ссора – вот признак глупости. (Древняя Индия.)

II. Словарный диктант.

Аллея, ссора, сумма, аккуратно, телеграмма, перрон, металл, килограмм, ботинки, болото, везде, впереди, организм, кастрюля, комната.

III. Повторение изученного.

– Выберите из группы слов те существительные, которые относятся ко 2-му склонению. Объясните свой выбор.

Береза, дом, рожь, дерево, погода, ночь, жара, мороз, лещ, ключ, облако, море.

– Выберите опорные слова для 2-го склонения.

Земля, весна, рожь, слон, колесо, солнце, брат.

– Как еще можно определить безударное окончание имен существительных 2-го склонения? (Вспомните таблицу окончаний.)

IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

Выполнение упражнения 2, с. 7 – заполнить таблицу окончаний.

V. Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 1 (устно), с. 19.

VI. Работа по выбору.

– Я предлагаю вам работу по выбору: упражнение 2 из учебника, с. 19, упражнение 3 из тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 8.

VII. Вспомните: какая буква пишется в окончаниях после шипящих и ц под ударением?

– Прочитайте ответ ученицы Гали на с. 20.

– Права ли Галя?

– Выполните упражнение 4 на с. 20.

VIII. Итог урока.

– Что вспомнили на уроке?

 Домашнее задание: тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 8, упр. 4; учебник – с. 20, упр. 3 (устно).

Урок 9
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 3-
го склонения

Цель: повторить алгоритм определения безударного окончания существительных 3-го склонения.

Ход урока

I. Чистописание.

Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение – вот шесть признаков дружбы.

(Древняя Индия.)

II. Повторение изученного.

– О существительных какого склонения мы еще не вспоминали?

– Какова особенность существительных 3-го склонения?

1. Выполнение упражнения  1  –  с  комментированием  (учебник,
с. 21).

2. Выполнение упражнения 2.

– Объясните написание выделенных букв.

– Запишите под диктовку: сорока, сахар, солёный, вороной, на дубе, в шубе, в море, в печке.

III. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

1. Выполнение задания: проверьте работу ученицы Даши.

Правильно  ли  Даша  заполнила  таблицу  окончаний  3-го  склонения? (С. 9, упражнение 1.)

2. Выполнение упражнения 2 на с. 9 – письменно.

IV. Запишите одним словом:

– Существительные мужского рода 2-го склонения с уменьшительно-ласкательным  суффиксом,  образованные  от  слов:  медведь, волк, барсук (медвежонок, волчонок, барсучонок);

– существительные мужского рода 2-го склонения с суффиксом -щик, обозначающие профессию и образованные от слов: камень, стекло (каменщик, стекольщик).

V. Самостоятельная работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

Выполнение упражнения 4, с. 10.

VI. Итог урока.

– Назовите все грамматические признаки имени существительного.

– Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения?

 Домашнее задание: учебник, с. 22, упр. 3 (подготовка к словарному диктанту); тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 10, упр. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»Тема. В. Сутеев «Под грибом»...

план - конспект урока « Путешествие в страну английского языка»

План урока во 2-ом классе "Путешествие в страну английского языка"...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Школа 21 века".

Вашему вниманию предлагается урок по литературному чтению во 2 классе по теме: "М. Пришвин. Ребята и утята". Этот материал могут использовать учителя начальных классов для своей работы. К уроку прилаг...

План-конспект урока«Перенос слова»в теме: «Язык-главный помощник в общении» Предметная программа и ее автор: «Русский язык.3 класс» автор Л.Ф.Климанова и др., учебно-методического комплекса «Перспектива

1.      Цель урока:1) повторить правило переноса слова; 2)продолжить формировать опыт применения ранее сформированных знаний и действий.2.     Тип урока: к...

План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Существительные с подвижным и неподвижным ударением".

  Необходимость  изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативн...

План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом –ищ".

   Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторы...