План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект уроков (сентябрь 4 класс) | 33.45 КБ |
uroki_1-9.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
Развитие речи. Повторение. Пишем письма
Цели: повторить правила написания писем; развивать умение логично излагать свои мысли.
Ход урока
I. Чистописание.
Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей.
Ахикар из Ассирии
– Как вы понимаете эти строки?
– Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.
II. Повторение изученного материала.
1. Экскурс «По страницам учебника «Русский язык».
– Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык», который разработан авторами С. В. Ивановым, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой. Весь материал в нем представлен блоками. Каждый урок относится к определенному блоку.
– Помните ли вы, как называются тематические блоки в учебнике? («Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)
– Какие рубрики нам встречались на страницах учебника? («Давай подумаем», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое».)
– Объясните назначение этих рубрик.
– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?
– Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя, путешествуя по страницам учебников русского языка?
– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?
2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.
В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, а в минутке чистописания запишете наиболее известные афоризмы из сокровищницы мировой мудрости.
Показать книгу «Мудрость тысячелетий» В. Балязина.
III. Работа по теме урока.
1. Чтение и анализ письма авторов учебника к детям.
– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?
Авторы учебника написали вам письмо. Прочитайте его.
– Что выражено в содержании этого письма?
– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо, которое адресует свое письмо кому-нибудь?
– Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.
– Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой обращаются к вам авторы учебника?
2. Правила написания писем.
– Вспомните правила написания писем.
Создавая письмо, вы должны ориентироваться на своего адресата. Возраст, пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.
– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:
а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;
б) другу (приятелю);
в) официальному лицу?
Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как влияют отношения между автором текста и адресатом на обращение.
– Как вы обратитесь к авторам учебника?
– Как вы подпишете письмо?
– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно и в то же время просто подобраны слова.
– И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с вами знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание письма – это тоже труд) никогда не допустит небрежности, неточности, неряшливости в оформлении результатов своего труда. Пишите красиво, разборчиво любое письмо.
Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (повторов, неблагозвучия и т. д.).
3. Самостоятельная работа.
Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на поставленные вопросы.
IV. Итог урока.
– Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам учебника?
– Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще потренироваться в написании писем?
– Как вы думаете, авторам учебника приятно получать письма от ребят?
– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника? По какому адресу направим нашу корреспонденцию?
Ваши письма я обязательно перешлю по этому адресу авторам учебника.
Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и «Словообразование»; подготовить и подписать конверты для отправления писем авторам учебника.
Урок 2
Повторяем фонетику и словообраЗование
Цель: повторить знания и умения разбора слов по составу, фонетического разбора слов.
Ход урока
I. Чистописание.
Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.
(Древний Египет.)
II. Повторение изученного.
1. Вопросы по теме «Фонетика».
– Что изучает фонетика?
– Сколько в русском языке гласных звуков? А букв?
– На какие группы делятся согласные звуки?
– Что такое транскрипция слова?
2. Запись на доске:
Дочь, елка, ночью, герой, опять, моя, знаю, рыбка, поет, юла, солнце, свистнул, пьет, съел, лень, стулья, вестник.
3. Работа по вариантам (у доски – трое учащихся).
– Запишите слова, в которых:
I вариант – букв больше, чем звуков;
II вариант – одинаковое количество букв и звуков;
III вариант – звуков больше, чем букв.
Последующая проверка.
4. Запишите транскрипцию слов:
рыбка, стулья – двое учащихся у доски.
– Проверьте работы своих товарищей у доски.
5. Работа по учебнику: упражнение 2, с. 5–6.
Упражнение 3, с. 6 – слово по выбору.
6. Вопросы по теме «Словообразование».
– Что изучает раздел «Словообразование»?
– Какая часть слова изменяет его форму?
– Какая часть слова образует новые слова?
– Что называется основой слова?
– Без какой части слово не может существовать?
7. Работа в парах. Упражнение 4, с. 6.
– Разберите любое из слов по составу.
8. Выполнение упражнения 5, с. 6.
– Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова. У имен прилагательных отметьте основу и окончание.
III. Итог урока.
– О каких разделах русского языка говорили мы сегодня на уроке?
Домашнее задание: упр. 5, с. 6 – остальные задания к тексту.
Урок 3
Вспоминаем изученные орфограммы.
отработка орфографических правил,
изученных во 2–3 классах
Цель: закрепить и повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.
I. Чистописание.
Если не исправишь зло, оно удвоится.
(Древний Египет.)
II. Повторение изученного.
1. Словарная работа. Упражнение 1 (тетрадь «Пишем грамотно», № 1, с. 3).
– Вставьте буквы в слова.
– Проведите взаимопроверку.
– В каких словах были допущены ошибки?
– Прочитайте слова 1 мин. Запишите в тетрадь слова по памяти.
2. Работа по вопросам.
– Прочитайте вопросы на доске.
– Что такое орфограмма?
– Зависит ли способ проверки от того, в какой части слова находится орфограмма?
– Какие орфограммы гласных вы знаете?
– Какие орфограммы согласных вы знаете?
– Какие орфограммы корня вы знаете?
– Как вы на них ответите?
– Все согласны с ответом, или есть дополнения?
3. Выполнение упражнения 2 («Пишем грамотно», № 1, с. 3).
– К каким ответам на вопросы данные слова могут подойти в качестве примера?
4. Работа по учебнику. Упражнение 3, с. 8 (трое учащихся – у доски).
– Какие слова остались? Почему?
III. Работа по выбору.
– Я предлагаю вам работу по выбору: это упражнение 4 на с. 9 учебника и упражнение 4 на с. 4 в орфографической тетради.
– Прочитайте задание. Вам все понятно?
IV. Итог урока.
– Какие орфограммы мы повторяли на уроке?
V. Дополнительно: работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 3, № 3.
Домашнее задание: упр. 2, 5, с. 8, 9 учебника.
Урок 4
Вспоминаем изученные орфограммы.
отработка орфографических правил,
изученных во 2–3 классах
Цели: повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.
I. Чистописание.
Люби людей, чтобы люди тебя любили.(Древний Египет.)
II. Повторение изученного.
1. Работа по карточкам.
– Ребята, у меня на карточках подготовлены для вас вопросы. Вы можете подойти, выбрать любой вопрос и ответить на него. Все остальные внимательно слушают своего товарища. Возможны дополнения, исправления.
Вопросы на карточках:
1) Как проверить орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова»?
2) Как проверить орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова»?
3) Как проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»?
4) Когда написание слов с двойными согласными нужно заучивать, а когда можно объяснить? Приведите примеры.
5) Подбери и назови свои примеры к орфограмме «Непроизносимые согласные в корне слова».
6) Подбери свои примеры к написанию двойных согласных в корне:
– на стыке приставки и корня;
– на стыке корня и суффикса.
2. Выполнение упражнения 2, с. 10 учебника.
гибкий поздний аллея
гладкий местный грамм
сладкий гигантский
редкий
чуткий
сказка
III. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 1 (учебник, с. 10).
IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 4.
Упражнения 1, 2 – с объяснением.
V. Работа по учебнику: с. 11, упражнение 5.
– Какие орфограммы в словах вы заметили?
– На сколько групп вы разделите все слова?
– Запишите слова по группам.
VI. Итог урока.
– Какие орфограммы мы повторяли на уроке?
Домашнее задание: учебник, с. 11, упр. 3, с. 12, упр. 6 (подготовка к словарному диктанту).
Урок 5
Повторение. Пишем письма.
Совершенствование речевых умений
Цель: повторить правила написания писем.
Ход урока
I. Чистописание.
Полезно слушать слова других.
(Древний Египет.)
II. Вводная беседа.
– Ребята, самые длинные и радостные каникулы уже позади. Вы хорошо отдохнули, загорели. Кто-то уезжал к родственникам в деревню, кто-то был в загородном лагере, кто-то в санатории. У вас появились новые друзья, вы узнали много интересного, возможно, с вами даже приключились невероятные истории.
Вам хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями, с родственниками?
– Что же можно сделать, чтобы все рассказать своему другу (подруге), которого нет рядом? Конечно же, написать письмо.
– Какие правила написания писем вы знаете?
III. Работа по учебнику, с. 12–13.
– Прочитайте письма, которые написали Сережа и Таня.
– Кому писал письмо Сережа?
– Все ли тебе понятно?
– Что хотелось бы уточнить?
– Кому написала письмо Танюша?
– Как вы думаете, понятно ли ее письмо дедушке с бабушкой?
– О чем забыли, когда писали письма, Сергей и Таня?
С. 12, правило и упражнение 2 устно.
– Как я уже сказала, у вас тоже немало интересных историй.
Напишите письмо своему другу или подруге в классе и расскажите о том, как прошло лето, что было интересного и что вам запомнилось больше всего.
IV. Самостоятельная работа.
V. Проверка задания.
– Ребята, может быть, кто-то из вас прочитает нам свои письма?
– Мы послушаем, и, если есть какие-то ошибки в составлении письма, вместе их исправим.
VI. Итог урока.
– Что мы повторяли сегодня на уроке?
Домашнее задание: Я думаю, вы не забыли, что воспитанный человек всегда отвечает на письма. Дома обязательно напишите ответ на письмо, которое вы получили.
Урок 6
Повторяем признаки имени существительного
Цель: повторить признаки имени существительного.
Ход урока
I. Чистописание.
Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.
(Древний Египет.)
– Как вы понимаете этот афоризм?
II. Словарная работа.
– Запишите слова с комментированием: какие буквы пишем, какие подчеркиваем.
Аккура́тно, алле́я, килогра́мм, мета́лл, перро́н, су́́мма, ссо́ра, телегра́мма.
– Составьте предложение, в котором было бы не менее двух словарных слов.
III. Работа по повторению изученного.
Сегодня на уроке мы будем вспоминать о самой представительной, самой существенной, состоятельной, ведущей части речи в грамматике.
Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить? Конечно же, об имени существительном.
– Вспомните и расскажите все, что вам известно об имени существительном.
1. На доске: студент (м. р.) –
учитель (м. р.) –
массажист (м. р.) –
воспитанник (м. р.) –
оса (ж. р.) –
– К данным существительным запишите пару по роду. Укажите род.
– Ко всем ли словам подобрали пару? Почему?
2. Выполнение упражнения 3 (устно) – учебник, с. 14.
3. Работа в парах. Упражнение 2, с. 14.
IV. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».
– Прочитаем текст рубрики. Интересно?
– А знаете ли вы, что означает ваше имя?
– Найдите в библиотеке ответ на этот вопрос.
V. Работа по учебнику. Упражнение 4, с. 15.
– Так какой же признак имени существительного иллюстрирует эта таблица?
«Давайте подумаем» – чтение рубрики и ответ на вопрос.
VI. Итог урока.
– Какие признаки имени существительного мы успели сегодня повторить?
Домашнее задание: с. 15, упр. 5.
Урок 7
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 1-го склонения
Цель: повторить алгоритм определения окончаний имен существительных 1-го склонения.
Ход урока
I. Чистописание.
Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими.(Древний Египет.)
II. Словарная работа.
Охо́тник, тайга́,
охота, таёжный
– Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные в корне.
– Подберите родственные слова.
– Составьте словосочетания с этими словами.
(Удачная охота, таёжный житель.)
III. Повторение изученного.
1. Выберите карточку с вопросом и подготовьте ответ.
а) К 1-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.
б) К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.
в) К 1-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.
2. Что вам помогает правильно писать безударные окончания имен существительных 1-го склонения? Опорные слова или таблица падежных окончаний?
– Выберите опорные слова 1-го склонения. Объясните свой выбор.
Рожь, дядя, слон, весна, земля, колесо, книга.
3. Заполните таблицу окончаний имен существительных 1-го склонения: «Пишем грамотно» № 1, с. 6, № 2.
IV. Работа по учебнику.
1. Выполнение упражнения 1, с. 17 – устно.
2. Выполнение упражнения 2, с. 17 – письменно.
V. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.
1. Выполнение упражнения 3, с. 6 – объяснение по цепочке.
2. Выполнение упражнения 4, с. 7 – самостоятельно вставить в слова пропущенные буквы.
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища по парте.
– Запишите в тетрадь по памяти столько слов, сколько запомнили.
VI. Итог урока.
– Что мы вспоминали и повторяли на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание: учебник, с. 18, упр. 3.
Урок 8
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 2-го склонения
Цель: повторить окончания имен существительных 2-го склонения.
Ход урока
I. Чистописание.
Беспричинная ссора – вот признак глупости. (Древняя Индия.)
II. Словарный диктант.
Аллея, ссора, сумма, аккуратно, телеграмма, перрон, металл, килограмм, ботинки, болото, везде, впереди, организм, кастрюля, комната.
III. Повторение изученного.
– Выберите из группы слов те существительные, которые относятся ко 2-му склонению. Объясните свой выбор.
Береза, дом, рожь, дерево, погода, ночь, жара, мороз, лещ, ключ, облако, море.
– Выберите опорные слова для 2-го склонения.
Земля, весна, рожь, слон, колесо, солнце, брат.
– Как еще можно определить безударное окончание имен существительных 2-го склонения? (Вспомните таблицу окончаний.)
IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.
Выполнение упражнения 2, с. 7 – заполнить таблицу окончаний.
V. Работа по учебнику.
Выполнение упражнения 1 (устно), с. 19.
VI. Работа по выбору.
– Я предлагаю вам работу по выбору: упражнение 2 из учебника, с. 19, упражнение 3 из тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 8.
VII. Вспомните: какая буква пишется в окончаниях после шипящих и ц под ударением?
– Прочитайте ответ ученицы Гали на с. 20.
– Права ли Галя?
– Выполните упражнение 4 на с. 20.
VIII. Итог урока.
– Что вспомнили на уроке?
Домашнее задание: тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 8, упр. 4; учебник – с. 20, упр. 3 (устно).
Урок 9
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 3-го склонения
Цель: повторить алгоритм определения безударного окончания существительных 3-го склонения.
Ход урока
I. Чистописание.
Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение – вот шесть признаков дружбы.
(Древняя Индия.)
II. Повторение изученного.
– О существительных какого склонения мы еще не вспоминали?
– Какова особенность существительных 3-го склонения?
1. Выполнение упражнения 1 – с комментированием (учебник,
с. 21).
2. Выполнение упражнения 2.
– Объясните написание выделенных букв.
– Запишите под диктовку: сорока, сахар, солёный, вороной, на дубе, в шубе, в море, в печке.
III. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.
1. Выполнение задания: проверьте работу ученицы Даши.
Правильно ли Даша заполнила таблицу окончаний 3-го склонения? (С. 9, упражнение 1.)
2. Выполнение упражнения 2 на с. 9 – письменно.
IV. Запишите одним словом:
– Существительные мужского рода 2-го склонения с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованные от слов: медведь, волк, барсук (медвежонок, волчонок, барсучонок);
– существительные мужского рода 2-го склонения с суффиксом -щик, обозначающие профессию и образованные от слов: камень, стекло (каменщик, стекольщик).
V. Самостоятельная работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.
Выполнение упражнения 4, с. 10.
VI. Итог урока.
– Назовите все грамматические признаки имени существительного.
– Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения?
Домашнее задание: учебник, с. 22, упр. 3 (подготовка к словарному диктанту); тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 10, упр. 3.
Предварительный просмотр:
Урок 1
Развитие речи. Повторение. Пишем письма
Цели: повторить правила написания писем; развивать умение логично излагать свои мысли.
Ход урока
I. Чистописание.
Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей.
Ахикар из Ассирии
– Как вы понимаете эти строки?
– Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.
II. Повторение изученного материала.
1. Экскурс «По страницам учебника «Русский язык».
– Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык», который разработан авторами С. В. Ивановым, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой. Весь материал в нем представлен блоками. Каждый урок относится к определенному блоку.
– Помните ли вы, как называются тематические блоки в учебнике? («Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)
– Какие рубрики нам встречались на страницах учебника? («Давай подумаем», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое».)
– Объясните назначение этих рубрик.
– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?
– Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя, путешествуя по страницам учебников русского языка?
– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?
2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.
В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, а в минутке чистописания запишете наиболее известные афоризмы из сокровищницы мировой мудрости.
Показать книгу «Мудрость тысячелетий» В. Балязина.
III. Работа по теме урока.
1. Чтение и анализ письма авторов учебника к детям.
– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?
Авторы учебника написали вам письмо. Прочитайте его.
– Что выражено в содержании этого письма?
– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо, которое адресует свое письмо кому-нибудь?
– Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.
– Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой обращаются к вам авторы учебника?
2. Правила написания писем.
– Вспомните правила написания писем.
Создавая письмо, вы должны ориентироваться на своего адресата. Возраст, пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.
– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:
а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;
б) другу (приятелю);
в) официальному лицу?
Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как влияют отношения между автором текста и адресатом на обращение.
– Как вы обратитесь к авторам учебника?
– Как вы подпишете письмо?
– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно и в то же время просто подобраны слова.
– И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с вами знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание письма – это тоже труд) никогда не допустит небрежности, неточности, неряшливости в оформлении результатов своего труда. Пишите красиво, разборчиво любое письмо.
Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (повторов, неблагозвучия и т. д.).
3. Самостоятельная работа.
Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на поставленные вопросы.
IV. Итог урока.
– Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам учебника?
– Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще потренироваться в написании писем?
– Как вы думаете, авторам учебника приятно получать письма от ребят?
– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника? По какому адресу направим нашу корреспонденцию?
Ваши письма я обязательно перешлю по этому адресу авторам учебника.
Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и «Словообразование»; подготовить и подписать конверты для отправления писем авторам учебника.
Урок 2
Повторяем фонетику и словообраЗование
Цель: повторить знания и умения разбора слов по составу, фонетического разбора слов.
Ход урока
I. Чистописание.
Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.
(Древний Египет.)
II. Повторение изученного.
1. Вопросы по теме «Фонетика».
– Что изучает фонетика?
– Сколько в русском языке гласных звуков? А букв?
– На какие группы делятся согласные звуки?
– Что такое транскрипция слова?
2. Запись на доске:
Дочь, елка, ночью, герой, опять, моя, знаю, рыбка, поет, юла, солнце, свистнул, пьет, съел, лень, стулья, вестник.
3. Работа по вариантам (у доски – трое учащихся).
– Запишите слова, в которых:
I вариант – букв больше, чем звуков;
II вариант – одинаковое количество букв и звуков;
III вариант – звуков больше, чем букв.
Последующая проверка.
4. Запишите транскрипцию слов:
рыбка, стулья – двое учащихся у доски.
– Проверьте работы своих товарищей у доски.
5. Работа по учебнику: упражнение 2, с. 5–6.
Упражнение 3, с. 6 – слово по выбору.
6. Вопросы по теме «Словообразование».
– Что изучает раздел «Словообразование»?
– Какая часть слова изменяет его форму?
– Какая часть слова образует новые слова?
– Что называется основой слова?
– Без какой части слово не может существовать?
7. Работа в парах. Упражнение 4, с. 6.
– Разберите любое из слов по составу.
8. Выполнение упражнения 5, с. 6.
– Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова. У имен прилагательных отметьте основу и окончание.
III. Итог урока.
– О каких разделах русского языка говорили мы сегодня на уроке?
Домашнее задание: упр. 5, с. 6 – остальные задания к тексту.
Урок 3
Вспоминаем изученные орфограммы.
отработка орфографических правил,
изученных во 2–3 классах
Цель: закрепить и повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.
I. Чистописание.
Если не исправишь зло, оно удвоится.
(Древний Египет.)
II. Повторение изученного.
1. Словарная работа. Упражнение 1 (тетрадь «Пишем грамотно», № 1, с. 3).
– Вставьте буквы в слова.
– Проведите взаимопроверку.
– В каких словах были допущены ошибки?
– Прочитайте слова 1 мин. Запишите в тетрадь слова по памяти.
2. Работа по вопросам.
– Прочитайте вопросы на доске.
– Что такое орфограмма?
– Зависит ли способ проверки от того, в какой части слова находится орфограмма?
– Какие орфограммы гласных вы знаете?
– Какие орфограммы согласных вы знаете?
– Какие орфограммы корня вы знаете?
– Как вы на них ответите?
– Все согласны с ответом, или есть дополнения?
3. Выполнение упражнения 2 («Пишем грамотно», № 1, с. 3).
– К каким ответам на вопросы данные слова могут подойти в качестве примера?
4. Работа по учебнику. Упражнение 3, с. 8 (трое учащихся – у доски).
– Какие слова остались? Почему?
III. Работа по выбору.
– Я предлагаю вам работу по выбору: это упражнение 4 на с. 9 учебника и упражнение 4 на с. 4 в орфографической тетради.
– Прочитайте задание. Вам все понятно?
IV. Итог урока.
– Какие орфограммы мы повторяли на уроке?
V. Дополнительно: работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 3, № 3.
Домашнее задание: упр. 2, 5, с. 8, 9 учебника.
Урок 4
Вспоминаем изученные орфограммы.
отработка орфографических правил,
изученных во 2–3 классах
Цели: повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.
I. Чистописание.
Люби людей, чтобы люди тебя любили.(Древний Египет.)
II. Повторение изученного.
1. Работа по карточкам.
– Ребята, у меня на карточках подготовлены для вас вопросы. Вы можете подойти, выбрать любой вопрос и ответить на него. Все остальные внимательно слушают своего товарища. Возможны дополнения, исправления.
Вопросы на карточках:
1) Как проверить орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова»?
2) Как проверить орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова»?
3) Как проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»?
4) Когда написание слов с двойными согласными нужно заучивать, а когда можно объяснить? Приведите примеры.
5) Подбери и назови свои примеры к орфограмме «Непроизносимые согласные в корне слова».
6) Подбери свои примеры к написанию двойных согласных в корне:
– на стыке приставки и корня;
– на стыке корня и суффикса.
2. Выполнение упражнения 2, с. 10 учебника.
гибкий поздний аллея
гладкий местный грамм
сладкий гигантский
редкий
чуткий
сказка
III. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 1 (учебник, с. 10).
IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 4.
Упражнения 1, 2 – с объяснением.
V. Работа по учебнику: с. 11, упражнение 5.
– Какие орфограммы в словах вы заметили?
– На сколько групп вы разделите все слова?
– Запишите слова по группам.
VI. Итог урока.
– Какие орфограммы мы повторяли на уроке?
Домашнее задание: учебник, с. 11, упр. 3, с. 12, упр. 6 (подготовка к словарному диктанту).
Урок 5
Повторение. Пишем письма.
Совершенствование речевых умений
Цель: повторить правила написания писем.
Ход урока
I. Чистописание.
Полезно слушать слова других.
(Древний Египет.)
II. Вводная беседа.
– Ребята, самые длинные и радостные каникулы уже позади. Вы хорошо отдохнули, загорели. Кто-то уезжал к родственникам в деревню, кто-то был в загородном лагере, кто-то в санатории. У вас появились новые друзья, вы узнали много интересного, возможно, с вами даже приключились невероятные истории.
Вам хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями, с родственниками?
– Что же можно сделать, чтобы все рассказать своему другу (подруге), которого нет рядом? Конечно же, написать письмо.
– Какие правила написания писем вы знаете?
III. Работа по учебнику, с. 12–13.
– Прочитайте письма, которые написали Сережа и Таня.
– Кому писал письмо Сережа?
– Все ли тебе понятно?
– Что хотелось бы уточнить?
– Кому написала письмо Танюша?
– Как вы думаете, понятно ли ее письмо дедушке с бабушкой?
– О чем забыли, когда писали письма, Сергей и Таня?
С. 12, правило и упражнение 2 устно.
– Как я уже сказала, у вас тоже немало интересных историй.
Напишите письмо своему другу или подруге в классе и расскажите о том, как прошло лето, что было интересного и что вам запомнилось больше всего.
IV. Самостоятельная работа.
V. Проверка задания.
– Ребята, может быть, кто-то из вас прочитает нам свои письма?
– Мы послушаем, и, если есть какие-то ошибки в составлении письма, вместе их исправим.
VI. Итог урока.
– Что мы повторяли сегодня на уроке?
Домашнее задание: Я думаю, вы не забыли, что воспитанный человек всегда отвечает на письма. Дома обязательно напишите ответ на письмо, которое вы получили.
Урок 6
Повторяем признаки имени существительного
Цель: повторить признаки имени существительного.
Ход урока
I. Чистописание.
Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.
(Древний Египет.)
– Как вы понимаете этот афоризм?
II. Словарная работа.
– Запишите слова с комментированием: какие буквы пишем, какие подчеркиваем.
Аккура́тно, алле́я, килогра́мм, мета́лл, перро́н, су́́мма, ссо́ра, телегра́мма.
– Составьте предложение, в котором было бы не менее двух словарных слов.
III. Работа по повторению изученного.
Сегодня на уроке мы будем вспоминать о самой представительной, самой существенной, состоятельной, ведущей части речи в грамматике.
Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить? Конечно же, об имени существительном.
– Вспомните и расскажите все, что вам известно об имени существительном.
1. На доске: студент (м. р.) –
учитель (м. р.) –
массажист (м. р.) –
воспитанник (м. р.) –
оса (ж. р.) –
– К данным существительным запишите пару по роду. Укажите род.
– Ко всем ли словам подобрали пару? Почему?
2. Выполнение упражнения 3 (устно) – учебник, с. 14.
3. Работа в парах. Упражнение 2, с. 14.
IV. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».
– Прочитаем текст рубрики. Интересно?
– А знаете ли вы, что означает ваше имя?
– Найдите в библиотеке ответ на этот вопрос.
V. Работа по учебнику. Упражнение 4, с. 15.
– Так какой же признак имени существительного иллюстрирует эта таблица?
«Давайте подумаем» – чтение рубрики и ответ на вопрос.
VI. Итог урока.
– Какие признаки имени существительного мы успели сегодня повторить?
Домашнее задание: с. 15, упр. 5.
Урок 7
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 1-го склонения
Цель: повторить алгоритм определения окончаний имен существительных 1-го склонения.
Ход урока
I. Чистописание.
Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими.(Древний Египет.)
II. Словарная работа.
Охо́тник, тайга́,
охота, таёжный
– Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные в корне.
– Подберите родственные слова.
– Составьте словосочетания с этими словами.
(Удачная охота, таёжный житель.)
III. Повторение изученного.
1. Выберите карточку с вопросом и подготовьте ответ.
а) К 1-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.
б) К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.
в) К 1-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.
2. Что вам помогает правильно писать безударные окончания имен существительных 1-го склонения? Опорные слова или таблица падежных окончаний?
– Выберите опорные слова 1-го склонения. Объясните свой выбор.
Рожь, дядя, слон, весна, земля, колесо, книга.
3. Заполните таблицу окончаний имен существительных 1-го склонения: «Пишем грамотно» № 1, с. 6, № 2.
IV. Работа по учебнику.
1. Выполнение упражнения 1, с. 17 – устно.
2. Выполнение упражнения 2, с. 17 – письменно.
V. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.
1. Выполнение упражнения 3, с. 6 – объяснение по цепочке.
2. Выполнение упражнения 4, с. 7 – самостоятельно вставить в слова пропущенные буквы.
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища по парте.
– Запишите в тетрадь по памяти столько слов, сколько запомнили.
VI. Итог урока.
– Что мы вспоминали и повторяли на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание: учебник, с. 18, упр. 3.
Урок 8
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 2-го склонения
Цель: повторить окончания имен существительных 2-го склонения.
Ход урока
I. Чистописание.
Беспричинная ссора – вот признак глупости. (Древняя Индия.)
II. Словарный диктант.
Аллея, ссора, сумма, аккуратно, телеграмма, перрон, металл, килограмм, ботинки, болото, везде, впереди, организм, кастрюля, комната.
III. Повторение изученного.
– Выберите из группы слов те существительные, которые относятся ко 2-му склонению. Объясните свой выбор.
Береза, дом, рожь, дерево, погода, ночь, жара, мороз, лещ, ключ, облако, море.
– Выберите опорные слова для 2-го склонения.
Земля, весна, рожь, слон, колесо, солнце, брат.
– Как еще можно определить безударное окончание имен существительных 2-го склонения? (Вспомните таблицу окончаний.)
IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.
Выполнение упражнения 2, с. 7 – заполнить таблицу окончаний.
V. Работа по учебнику.
Выполнение упражнения 1 (устно), с. 19.
VI. Работа по выбору.
– Я предлагаю вам работу по выбору: упражнение 2 из учебника, с. 19, упражнение 3 из тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 8.
VII. Вспомните: какая буква пишется в окончаниях после шипящих и ц под ударением?
– Прочитайте ответ ученицы Гали на с. 20.
– Права ли Галя?
– Выполните упражнение 4 на с. 20.
VIII. Итог урока.
– Что вспомнили на уроке?
Домашнее задание: тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 8, упр. 4; учебник – с. 20, упр. 3 (устно).
Урок 9
Повторяем правописание окончаний
имен существительных 3-го склонения
Цель: повторить алгоритм определения безударного окончания существительных 3-го склонения.
Ход урока
I. Чистописание.
Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение – вот шесть признаков дружбы.
(Древняя Индия.)
II. Повторение изученного.
– О существительных какого склонения мы еще не вспоминали?
– Какова особенность существительных 3-го склонения?
1. Выполнение упражнения 1 – с комментированием (учебник,
с. 21).
2. Выполнение упражнения 2.
– Объясните написание выделенных букв.
– Запишите под диктовку: сорока, сахар, солёный, вороной, на дубе, в шубе, в море, в печке.
III. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.
1. Выполнение задания: проверьте работу ученицы Даши.
Правильно ли Даша заполнила таблицу окончаний 3-го склонения? (С. 9, упражнение 1.)
2. Выполнение упражнения 2 на с. 9 – письменно.
IV. Запишите одним словом:
– Существительные мужского рода 2-го склонения с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованные от слов: медведь, волк, барсук (медвежонок, волчонок, барсучонок);
– существительные мужского рода 2-го склонения с суффиксом -щик, обозначающие профессию и образованные от слов: камень, стекло (каменщик, стекольщик).
V. Самостоятельная работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.
Выполнение упражнения 4, с. 10.
VI. Итог урока.
– Назовите все грамматические признаки имени существительного.
– Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения?
Домашнее задание: учебник, с. 22, упр. 3 (подготовка к словарному диктанту); тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 10, упр. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»
План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»Тема. В. Сутеев «Под грибом»...
план - конспект урока « Путешествие в страну английского языка»
План урока во 2-ом классе "Путешествие в страну английского языка"...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Школа 21 века".
Вашему вниманию предлагается урок по литературному чтению во 2 классе по теме: "М. Пришвин. Ребята и утята". Этот материал могут использовать учителя начальных классов для своей работы. К уроку прилаг...
План-конспект урока "Внешность человека" УМК "Английский язык Brilliant" 3 класс, Комарова Ю.А.
План-конспект проведения урока...
План-конспект урока«Перенос слова»в теме: «Язык-главный помощник в общении» Предметная программа и ее автор: «Русский язык.3 класс» автор Л.Ф.Климанова и др., учебно-методического комплекса «Перспектива
1. Цель урока:1) повторить правило переноса слова; 2)продолжить формировать опыт применения ранее сформированных знаний и действий.2. Тип урока: к...
План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Существительные с подвижным и неподвижным ударением".
Необходимость изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативн...
План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Написание существительных с суффиксом –ищ".
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторы...