ВД Мои помощники - словари
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Программа 

Внеурочная деятельность

Мои помощники - словари

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВД Мои помощники - словари43.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Внеурочная деятельность

«Мои помощники – словари»

3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности факультатива «Мои помощники – словари» для учащихся 3 классов составлена на основе Федеральной основной общеобразовательной программы (ФООП), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

годового календарного графика работы школы, положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также с учетом Программы воспитания МОУ «Георгиевская гимназия».

На изучение курса внеурочной деятельности «Мои помощники-словари» в 3 классе   - отводится 0,5  часа в неделю (17 часов в год).

Цели программы:        

  • формирование представлений младших школьников о различных видах современных словарей (например, словари русского языка, словари иностранных слов, словари литературоведческих терминов, словари лингвистических терминов, мифологический, философский, психологический и др. — по выбору педагога); знакомство с малоизвестными младшим школьникам словарями русского языка: словарь образцового русского ударения, словарь трудностей русского языка, словарь русских личных имен, словарь-справочник «Прописная или строчная» и др. (по выбору педагога).
  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
  • формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

Задачи:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
  • создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно- нравственного характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать общепринятые ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно- нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – 8 - 10 лет.

В случае необходимости (длительное отсутствие обучающегося на занятиях по болезни, семейным обстоятельствам, чрезвычайная эпидемиологическая обстановка и другое) обучение по образовательным программам основного общего образования может проводиться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в порядке определенном школой. При дистанционном обучении могут быть использованы образовательные платформы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс «Мои помощники - словари» - факультатив для младших школьников. Способствует развитию способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет обучающимся глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Рабочая программа «Мои помощники - словари» строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими    школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно- нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Система оценки усвоения данного курса внеурочной деятельности включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в

портфолио ученика.

        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФООП НОО

Планируемые результаты освоения ФООП НОО соответствуют современным целям начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.

Личностные результаты освоения ФООП НОО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации
 в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
 и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания программы начального общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ    ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоении программы курса «Мои помощники - словари» формируются следующие:

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство   прекрасного   –        умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-   слушать        и        слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса

Основные        виды        учебной деятельности обучающихся

Формы организации

Мир полон звуков (3 часа)

1.

Звуки вокруг нас. Фабрика речи.

Разгадывание        кроссвордов;        игра:

«Диктор»        (произнесение скороговорок), разгадывание шарад, игра  «Волшебный квадрат».

Игра.

2.

Бессмыслица        +

бессмыслица        = смысл.

Разгадывание        анаграмм. Игра

«Превращение слов».

Игра.

3.

Рисуем звуками. Трудности словесного ударения.

Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?». Игра «Слоговой аукцион».

Мини - исследование. Игра.

Азбука, прошедшая сквозь века (1 час)

4.

Буквы        старые        и новые. Страницы древних книг. Загадки        русской графики.

Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы, а также чтение и

запись        чисел        с        помощью букв кириллицы.

Конкурс        «Самая   красивая        буква» (варианты                оформления        букв        для

красной строки).

Практическая работа.

Конкурс.

Всему название дано ( 2 часа)

5.

Рождение языка. Сколько        слов        в языке?

Словари        — сокровищница языка.

Какие слова появились первыми. Лексическое богатство языка. Игры:

«Найди        слово»,        «Отгадай        по признакам»;

Знакомство с толковыми и орфографическими  словарями.

Исследование. Игры.

Работа        со словарями.

6.

Увлекательные истории

о        самых простых вещах.

Как выбирают имя человеку? Какие русские имена встречаются на карте мира? Проекты: «Моё имя»,

«Старинные имена в моей семье». О чём рассказывает слово борщ? Названия блюд и их происхождение.

Проект

Как делаются слова (4 часов)

7.

«Дальние родственники».

История происхождения слов. Поиск информации. Игра «Что раньше, что

потом»

Игра

8.

Слова «готовые» и

«сделанные». Есть ли «родители» у слов? Внимание, корень!

Слова        производные                и непроизводные.        Игра

«Словообразовательное        лото»,

«Словообразовательное домино»

Словообразовательные части слова. Игра «Найди пару»

Корень – главная часть слова. Найди родственное                слово»; лингвистический        эксперимент

«Свойства корня»; конструирование слов по словообразовательным моделям;

Игра

Лингвистический эксперимент

9.

Такие        разные суффиксы.

Механизмы                образования        слов        с помощью        суффиксов.                Группы

суффиксов.

Практическая работа.

10.

Когда        нужно

«приставить»,

«отставить»        и

«переставить»?

Что нам стоит слово построить?

Механизм        образования        слов        с помощью                приставок.                Группы приставок. Игра «Весёлые превращения».

Решение лингвистических задачек и головоломок         с использованием частей слова. Проект «Как конфеты получают свои названия».

Игра

Проект

Секреты правильной речи (7 часов)

11.

Словарное богатство русского языка.

Слово и его значение. Уточнение слова по словарю. Игра «Табу».

Игра.

12.

Вместе и врозь, или Почему        нельзя

сказать        «молодой старик». Выбираем точное  слово.

Одно или много?

Сочетание слов по смыслу. Игра «Не повторяться»

Ограничение        сочетаемости        слов.

«Объясни слово, не называя его»

Нарушение        сочетаемости        слов.

«Закончи пословицы»

Игра.

Практическая работа.

Творческая работа.

13.

Когда у слов много общего? Когда значения  спорят?

Многозначные        слова,        решение кроссвордов. Употребление слов в прямом и переносном значении.

Игра.

Проект.

14.

Слова        одинаковые, но разные.

Точное употребление в речи слов, по звучанию и по значению, составление словариков.

Творческая работа.

15.

«Местные жители» и

«иностранцы».

Слова        исконно        русские        и заимствованные.

Практическая работа.

16.

Как        рождаются фразеологизмы? Выбор фразеологизма        в речи.

История        возникновения фразеологизмов.                «Собираю

фразеологизмы».

Значение фразеологизмов

Практическая работа.

Викторина.

17.

Итоговое занятие

Что        узнали,        чему        научились, составление шуточных рассказов и

стихов.

Творческая работа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                      3 класс

                               

Название разделов и тем

Кол-

во часов

ЦОР

Программа воспитания

1.

Что такое орфоэпия?

0,5

https://resh.edu. ru/

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать»        текст, выражать свои эмоции;

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

2.

Что такое фонография или звукозапись?

0,5

https://school

.mos.ru/

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных

произведений,        к        их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей;

3.

Звуки не буквы!

0,5

https://uchi.ru/

обращать                внимание на                особенности устных и        письменных        высказываний других

людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

4.

Звуки природы и музыка языка.

0,5

infourok.ru

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать»        текст, выражать свои эмоции;

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

5.

Изобразительно- выразительные средства языка.

0,5

https://resh.e du.ru/

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

6.

Кис-        кис! Мяу!, или Кое - что о звукоподр ажаниях.

0,5

https://school

.mos.ru/

понимать        эмоции        других        людей,        сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

7.

Путешествие по островам Орфографии.

0,5

https://uchi.ru

/

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать»        текст, выражать свои эмоции;

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

8.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

0,5

infourok.ru

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать» текст, выражать свои эмоции;

9.

В царстве смыслов много дорог.

0,5

https://resh.e du.ru/

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать»        текст, выражать свои эмоции;

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

10.

«Следы» старославянского языка в русском языке.

0,5

https://school

.mos.ru/

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать» текст, выражать свои эмоции;

11.

Как и почему появляются новые слова?

0,5

https://uchi.ru

/

понимать        эмоции        других        людей,        сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

12.

Многозначность слова

0,5

infourok.ru

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать» текст, выражать свои эмоции;

13.

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

0,5

infourok.ru

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать»        текст, выражать свои эмоции;

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

14.

Об одном и том же

- разными словами.

0,5

https://resh.e du.ru/

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать» текст, выражать свои эмоции;

15.

Как возникают названия.

0,5

https://school

.mos.ru/

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать» текст, выражать свои эмоции;

16.

Слова – антиподы.

0,5

https://uchi.ru

/

понимать        эмоции        других        людей,        сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

17.

Путешествие в страну фразеологизмов.

0,5

infourok.ru

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать» текст, выражать свои эмоции;

18.

В стране иностранных слов.

0,5

https://resh.e du.ru/

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать» текст, выражать свои эмоции;

19.

К истокам слова.

0,5

https://school

.mos.ru/

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать»        текст, выражать свои эмоции;

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

20.

Слова, как деревья, ветвисты.

0,5

infourok.ru

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать» текст, выражать свои эмоции;

21.

Слова, придуманные писателями.

0,5

infourok.ru

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать» текст, выражать свои эмоции;

22.

Слова уходящие и слова – новички.

0,5

https://resh.e du.ru/

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать»        текст, выражать свои эмоции;

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

23.

Словарь языка Пушкина.

0,5

https://school

.mos.ru/

понимать        эмоции        других        людей,        сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

24.

Паронимы, или

«ошибкоопасные слова».

0,5

https://uchi.ru

/

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать» текст, выражать свои эмоции;

25.

Путешествие в мир синтаксиса.

0,5

infourok.ru

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный

знак).

26.

Кому и чему служит интонация.

0,5

https://resh.e du.ru/

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или

восклицательный знак).

27.

Похвальное слово знакам препинания!

0,5

https://school

.mos.ru/

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

28.

Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных?

0,5

https://uchi.ru

/

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально        «проживать» текст, выражать

свои эмоции;

29.

Всем нам приобщении поможет обращение.

0,5

https://uchi.ru

/

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

30.

Тематические группы слов.

0,5

https://resh.e du.ru/

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков

препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

31.

Имена прилагательные в русских народных сказках.

0,5

https://school

.mos.ru/

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально        «проживать» текст, выражать свои эмоции;

32.

Глаголы в былинах.

0,5

infourok.ru

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

33.

Путешествие грамматических терминов из Древней

Греции в Россию.

0,5

https://uchi.ru

/

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков

препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

34.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и

вместителен.

0,5

https://resh.e du.ru/

понимать        эмоции        других        людей, сочувствовать, сопереживать;

Всего: 17 часов

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материально- техническое обеспечение

  1. Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, принтер.
  2. Интернет.
  3. Цифровые образовательные ресурсы:

Название

1

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных

ресурсов

2

http://www.ict.edu.ru

Портал "Информационно-коммуникационные

технологии в образовании"

3

http://www.school-club.ru

Школьный клуб

4

http://nachalka.info

Начальная школа

5

http://nsc.1september.ru

Материалы газеты «Начальная школа» издательства

«Первое сентября»

Литература для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -48 с.
  2. Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1 - М. Просвещение, 2011. – 230 с.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.

Литература для ученика

  1. Орфографический словарь: для учащихся 1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова

– Волгоград: Учитель,2003.

  1. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981.
  2. Пословицы,        поговорки        и        крылатые        выражения:Ушакова        О.Д.Словарик        школьника.        – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007.
  3. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007.
  4. Пословицы,        поговорки        и        крылатые        выражения:Ушакова        О.Д.Словарик        школьника.        – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007.
  5. Русский        язык.        1-4        классы:        работа        со        словарными        словами.        Занимательные материалы.Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007.
  6. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012 .
  7. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007.
  8. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007.
  9. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 3-4 классов. – М.: Вентана-Граф

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»

Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...

Устный журнал "Незаменимые помощники-словари"

Данная разработка с презентацией поможет учителю при проведении внеклассной работы по русскому языку, при проведении предметной недели....

Проект по русскому языку "Мой помощник -словарь", 2 класс

Проект содержит задания для самостоятельной работы с разными видами словарей для учащихся 2 класса....

"Незаменимые помощники - словари"

Литературная гостиная "Незаменимые помощники - словари" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11239482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"font-size...

урок русского языка "Незаменимые помощники словари"

Методическая разработка   урока русского языка...

Словарный урок «Наши помощники – словари»

Актуальность урока в том, что, организуется деятельность обучающихся так, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; обучающиеся учатся пользоваться словарям...