ВД Мои помощники - словари
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Программа
Внеурочная деятельность
Мои помощники - словари
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Внеурочная деятельность
«Мои помощники – словари»
3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности факультатива «Мои помощники – словари» для учащихся 3 классов составлена на основе Федеральной основной общеобразовательной программы (ФООП), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
годового календарного графика работы школы, положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также с учетом Программы воспитания МОУ «Георгиевская гимназия».
На изучение курса внеурочной деятельности «Мои помощники-словари» в 3 классе - отводится 0,5 часа в неделю (17 часов в год).
Цели программы:
- формирование представлений младших школьников о различных видах современных словарей (например, словари русского языка, словари иностранных слов, словари литературоведческих терминов, словари лингвистических терминов, мифологический, философский, психологический и др. — по выбору педагога); знакомство с малоизвестными младшим школьникам словарями русского языка: словарь образцового русского ударения, словарь трудностей русского языка, словарь русских личных имен, словарь-справочник «Прописная или строчная» и др. (по выбору педагога).
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
- формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Задачи:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
- создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно- нравственного характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать общепринятые ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно- нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия – 8 - 10 лет.
В случае необходимости (длительное отсутствие обучающегося на занятиях по болезни, семейным обстоятельствам, чрезвычайная эпидемиологическая обстановка и другое) обучение по образовательным программам основного общего образования может проводиться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в порядке определенном школой. При дистанционном обучении могут быть использованы образовательные платформы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Мои помощники - словари» - факультатив для младших школьников. Способствует развитию способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет обучающимся глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Рабочая программа «Мои помощники - словари» строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно- нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Система оценки усвоения данного курса внеурочной деятельности включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в
портфолио ученика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФООП НОО
Планируемые результаты освоения ФООП НОО соответствуют современным целям начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты освоения ФООП НОО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания программы начального общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоении программы курса «Мои помощники - словари» формируются следующие:
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Формы организации | |
Мир полон звуков (3 часа) | |||
1. | Звуки вокруг нас. Фабрика речи. | Разгадывание кроссвордов; игра: «Диктор» (произнесение скороговорок), разгадывание шарад, игра «Волшебный квадрат». | Игра. |
2. | Бессмыслица + бессмыслица = смысл. | Разгадывание анаграмм. Игра «Превращение слов». | Игра. |
3. | Рисуем звуками. Трудности словесного ударения. | Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?». Игра «Слоговой аукцион». | Мини - исследование. Игра. |
Азбука, прошедшая сквозь века (1 час) | |||
4. | Буквы старые и новые. Страницы древних книг. Загадки русской графики. | Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы. Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки). | Практическая работа. Конкурс. |
Всему название дано ( 2 часа) | |||
5. | Рождение языка. Сколько слов в языке? Словари — сокровищница языка. | Какие слова появились первыми. Лексическое богатство языка. Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; Знакомство с толковыми и орфографическими словарями. | Исследование. Игры. Работа со словарями. |
6. | Увлекательные истории о самых простых вещах. | Как выбирают имя человеку? Какие русские имена встречаются на карте мира? Проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье». О чём рассказывает слово борщ? Названия блюд и их происхождение. | Проект |
Как делаются слова (4 часов) | |||
7. | «Дальние родственники». | История происхождения слов. Поиск информации. Игра «Что раньше, что потом» | Игра |
8. | Слова «готовые» и «сделанные». Есть ли «родители» у слов? Внимание, корень! | Слова производные и непроизводные. Игра «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино» Словообразовательные части слова. Игра «Найди пару» Корень – главная часть слова. Найди родственное слово»; лингвистический эксперимент «Свойства корня»; конструирование слов по словообразовательным моделям; | Игра Лингвистический эксперимент |
9. | Такие разные суффиксы. | Механизмы образования слов с помощью суффиксов. Группы суффиксов. | Практическая работа. |
10. | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? Что нам стоит слово построить? | Механизм образования слов с помощью приставок. Группы приставок. Игра «Весёлые превращения». Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием частей слова. Проект «Как конфеты получают свои названия». | Игра Проект |
Секреты правильной речи (7 часов) | |||
11. | Словарное богатство русского языка. | Слово и его значение. Уточнение слова по словарю. Игра «Табу». | Игра. |
12. | Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». Выбираем точное слово. Одно или много? | Сочетание слов по смыслу. Игра «Не повторяться» Ограничение сочетаемости слов. «Объясни слово, не называя его» Нарушение сочетаемости слов. «Закончи пословицы» | Игра. Практическая работа. Творческая работа. |
13. | Когда у слов много общего? Когда значения спорят? | Многозначные слова, решение кроссвордов. Употребление слов в прямом и переносном значении. | Игра. Проект. |
14. | Слова одинаковые, но разные. | Точное употребление в речи слов, по звучанию и по значению, составление словариков. | Творческая работа. |
15. | «Местные жители» и «иностранцы». | Слова исконно русские и заимствованные. | Практическая работа. |
16. | Как рождаются фразеологизмы? Выбор фразеологизма в речи. | История возникновения фразеологизмов. «Собираю фразеологизмы». Значение фразеологизмов | Практическая работа. Викторина. |
17. | Итоговое занятие | Что узнали, чему научились, составление шуточных рассказов и стихов. | Творческая работа. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
Название разделов и тем | Кол- во часов | ЦОР | Программа воспитания | |
1. | Что такое орфоэпия? | 0,5 | https://resh.edu. ru/ | осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
2. | Что такое фонография или звукозапись? | 0,5 | https://school .mos.ru/ | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; |
3. | Звуки не буквы! | 0,5 | https://uchi.ru/ | обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). |
4. | Звуки природы и музыка языка. | 0,5 | infourok.ru | осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
5. | Изобразительно- выразительные средства языка. | 0,5 | https://resh.e du.ru/ | обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). |
6. | Кис- кис! Мяу!, или Кое - что о звукоподр ажаниях. | 0,5 | https://school .mos.ru/ | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; |
7. | Путешествие по островам Орфографии. | 0,5 | https://uchi.ru / | осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
8. | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 0,5 | infourok.ru | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
9. | В царстве смыслов много дорог. | 0,5 | https://resh.e du.ru/ | осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
10. | «Следы» старославянского языка в русском языке. | 0,5 | https://school .mos.ru/ | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
11. | Как и почему появляются новые слова? | 0,5 | https://uchi.ru / | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; |
12. | Многозначность слова | 0,5 | infourok.ru | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
13. | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 0,5 | infourok.ru | осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
14. | Об одном и том же - разными словами. | 0,5 | https://resh.e du.ru/ | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
15. | Как возникают названия. | 0,5 | https://school .mos.ru/ | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
16. | Слова – антиподы. | 0,5 | https://uchi.ru / | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; |
17. | Путешествие в страну фразеологизмов. | 0,5 | infourok.ru | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
18. | В стране иностранных слов. | 0,5 | https://resh.e du.ru/ | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
19. | К истокам слова. | 0,5 | https://school .mos.ru/ | осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
20. | Слова, как деревья, ветвисты. | 0,5 | infourok.ru | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
21. | Слова, придуманные писателями. | 0,5 | infourok.ru | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
22. | Слова уходящие и слова – новички. | 0,5 | https://resh.e du.ru/ | осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
23. | Словарь языка Пушкина. | 0,5 | https://school .mos.ru/ | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; |
24. | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 0,5 | https://uchi.ru / | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
25. | Путешествие в мир синтаксиса. | 0,5 | infourok.ru | обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). |
26. | Кому и чему служит интонация. | 0,5 | https://resh.e du.ru/ | обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). |
27. | Похвальное слово знакам препинания! | 0,5 | https://school .mos.ru/ | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
28. | Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных? | 0,5 | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; | |
29. | Всем нам приобщении поможет обращение. | 0,5 | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | |
30. | Тематические группы слов. | 0,5 | https://resh.e du.ru/ | обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). |
31. | Имена прилагательные в русских народных сказках. | 0,5 | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; | |
32. | Глаголы в былинах. | 0,5 | infourok.ru | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
33. | Путешествие грамматических терминов из Древней Греции в Россию. | 0,5 | https://uchi.ru / | обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). |
34. | Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. | 0,5 | https://resh.e du.ru/ | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
Всего: 17 часов |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально- техническое обеспечение
- Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, принтер.
- Интернет.
- Цифровые образовательные ресурсы:
№ | Название | |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
2 | Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" | |
3 | Школьный клуб | |
4 | Начальная школа | |
5 | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |
Литература для учителя
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -48 с.
- Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1 - М. Просвещение, 2011. – 230 с.
- Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.
Литература для ученика
- Орфографический словарь: для учащихся 1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова
– Волгоград: Учитель,2003.
- Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981.
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007.
- Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007.
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007.
- Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012 .
- Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007.
- Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007.
- Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 3-4 классов. – М.: Вентана-Граф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»
Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...

Устный журнал "Незаменимые помощники-словари"
Данная разработка с презентацией поможет учителю при проведении внеклассной работы по русскому языку, при проведении предметной недели....

Проект по русскому языку "Мой помощник -словарь", 2 класс
Проект содержит задания для самостоятельной работы с разными видами словарей для учащихся 2 класса....

"Незаменимые помощники - словари"
Литературная гостиная "Незаменимые помощники - словари" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11239482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"font-size...

Внеурочное занятие по русскому языку в 3 классе. Тема «Незаменимые помощники – словари»
I. Вступительное слово учителя.II....
Словарный урок «Наши помощники – словари»
Актуальность урока в том, что, организуется деятельность обучающихся так, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; обучающиеся учатся пользоваться словарям...