Тема: Глагол
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по теме "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи".

Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.

Задачи:

1.Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;
2. Развивать умение определять значение глаголов, устную и письменную речь;
3. Воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты: предметные - учащиеся научатся видеть глаголы в речи. Составлять словосочетания с глаголами; сравнивать, анализировать, делать выводы; личностные – проявляют интерес к познанию нового.

Универсальные учебные действия: регулятивные – учащиеся принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные – привлекают имеющиеся знания для решения учебной задачи, осуществляют классификацию понятий, объединяют в группу по общему признаку; коммуникативные – умеют контролировать действия партнера.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: проектор, презентация, учебник, тетрадь, карточки.

Форма работы: парная, самостоятельная, групповая

Ход урока

1. Организационный момент.

–Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте их поприветствуем.

– В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

-Сегодня мы свами отправляемся путешествовать .

В нем живет полно зверей,
Ягоды растут, грибы.
Но, без взрослых не ходи,
Можешь заблудиться ты.. (лес)

2. Минутка чистописания.

 (Гимнастика для пальцев.)

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

Проведем минутку чистописания. (Л л ла лу ле лы ли ол ля)

3. Актуализация изученного о частях речи.

Посмотрите на слова и определите, какую орфограмму мы будем повторять? А) Коллективная работа. (Карточки 4 ч)

Д..жди,  л..сток,  л..сной, т..нистый, зв..рьки

Вставьте пропущенную букву. Подбор проверочного слова.

- Какая это орфограмма? Как проверить безударную гласную?

Б) Индивидуальная работа.(Карточки 4 ч)

– Найдите имена существительные. Выпишите их в столбик. (дожди, листок, зверьки)  

– Что вы можете рассказать об именах существительных?
– Найдите  имена прилагательные. Выпишите их в столбик. (лесной, тенистая)

– Что вы можете рассказать об именах прилагательных?

Вывод: – Как называются слова, записанные в первом столбике? Во втором? А как вы определили?

4. Открытие нового знания.

а) Подводящий диалог

– Ребята, как надо вести себя в лесу?
– Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли “
кричать, мусорить, слушать, смотреть …”.

– На какой вопрос они отвечают? Что обозначают эти слова?
– Может, кто знает, как называются эти слова? 

б) Формулирование темы урока.

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые будем рассматривать. (Глагол. )

-Что мы знаем о глаголе?

-Какую цель поставим ?(Сформулировать правило о глаголе, учиться находить глаголы в тексте и в речи)

– Можно ли идти, бежать, лететь, не совершая действий? А теперь представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь.

Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью …(глаголов).

Но сначала сами подвигаемся.

Физкультминутка.

– Почему же эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово? Послушайте своего одноклассника.

Слово “глагол” в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол -одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления, глагол занимает второе место после имени существительного. 

в) Роль глаголов в речи.

– Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте тексты.

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.

Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.

– Представьте картины, которые нарисованы словами. Одинаковы ли эти картины?
– А тексты? Чем они отличаются?
– Какие слова оживили картину? 
– Чем похожи эти слова? Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)

г) Работа с определением.

– Давайте сделаем вывод, что же такое глагол?
– Что обозначают глаголы?
– На какие вопросы отвечает?
 
– Сверим наши выводы .Прочитайте правило на красном листочке.

5. Первичное закрепление.

  а) Сейчас поработаем в паре.  Но для начала вспомним правила работы в паре.

– Чтобы глаза ваши не уставали и правильно находили глаголы проведем гимнастику для глаз. 

 Карточка (зеленый листочек).  Прочитайте. Как называются слова каждой группы? Найдите глаголы, подчеркните их:

1) зеленый, зелень, зеленеет
2) старичок, старый, стареет
3) петь, пение, певец
4) кричат, крикливый, крикун.

б)  Подбор к существительным слов-действий. Работа в группе. (Вспомним правила работы в группе).

– Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей: волк, заяц, лиса, белка, дятел, медведь, ёж.  (Каждой группе раздать картинки с животными)
Подберите к ним подходящие глаголы.

в) Работа с текстом. Самостоятельная работа.(Резерв). Карточка желтый листочек

– Кроме этих обитателей в лесу в лесу живет Старичок - лесовичок. Прочитайте текст о нем и выпишите из него глаголы. 

Однажды старичок-лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева кто-то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.

Самопроверка.

– Сколько глаголов написали?(7) Проверьте. 

V. Итог урока. Рефлексия. 

– Что же такое глагол?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?

- Так для чего  нужны глаголы в речи? (для передачи действий)

 - Я вижу, что вы хорошо подружились с глаголами.

Рефлексия по таблице

  - Кто доволен своей работой на уроке, прикрепите желтый листочек на дерево

 Кому еще нужно потренироваться в нахождении глаголов –зелёный листочек.- У нас получилось красивое дерево, которое будет помогать нам сохранять хорошее настроение.

  1. Спасибо за урок!

6. Итог урока.

7. Домашнее задание выучить правило. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»

Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...

Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"

Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....

урок русского языка в малокомплектной начальной школе 2-4 класс тема "Глагол. Спряжение глагола"

Данный урок   проводился   в соответствии с разработанным  УМК «ПланетаЗнаний» - 2 класс, учебник русского языка авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина; УМК « Школа России» Л.М...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)

Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...