Тема: Глагол
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: "Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи".
Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.
Задачи:
1.Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;
2. Развивать умение определять значение глаголов, устную и письменную речь;
3. Воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты: предметные - учащиеся научатся видеть глаголы в речи. Составлять словосочетания с глаголами; сравнивать, анализировать, делать выводы; личностные – проявляют интерес к познанию нового.
Универсальные учебные действия: регулятивные – учащиеся принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные – привлекают имеющиеся знания для решения учебной задачи, осуществляют классификацию понятий, объединяют в группу по общему признаку; коммуникативные – умеют контролировать действия партнера.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: проектор, презентация, учебник, тетрадь, карточки.
Форма работы: парная, самостоятельная, групповая
Ход урока
1. Организационный момент.
–Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте их поприветствуем.
– В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
-Сегодня мы свами отправляемся путешествовать .
В нем живет полно зверей,
Ягоды растут, грибы.
Но, без взрослых не ходи,
Можешь заблудиться ты.. (лес)
2. Минутка чистописания.
(Гимнастика для пальцев.)
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Проведем минутку чистописания. (Л л ла лу ле лы ли ол ля)
3. Актуализация изученного о частях речи.
Посмотрите на слова и определите, какую орфограмму мы будем повторять? А) Коллективная работа. (Карточки 4 ч)
Д..жди, л..сток, л..сной, т..нистый, зв..рьки
Вставьте пропущенную букву. Подбор проверочного слова.
- Какая это орфограмма? Как проверить безударную гласную?
Б) Индивидуальная работа.(Карточки 4 ч)
– Найдите имена существительные. Выпишите их в столбик. (дожди, листок, зверьки)
– Что вы можете рассказать об именах существительных?
– Найдите имена прилагательные. Выпишите их в столбик. (лесной, тенистая)
– Что вы можете рассказать об именах прилагательных?
Вывод: – Как называются слова, записанные в первом столбике? Во втором? А как вы определили?
4. Открытие нового знания.
а) Подводящий диалог
– Ребята, как надо вести себя в лесу?
– Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли “кричать, мусорить, слушать, смотреть …”.
– На какой вопрос они отвечают? Что обозначают эти слова?
– Может, кто знает, как называются эти слова?
б) Формулирование темы урока.
– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые будем рассматривать. (Глагол. )
-Что мы знаем о глаголе?
-Какую цель поставим ?(Сформулировать правило о глаголе, учиться находить глаголы в тексте и в речи)
– Можно ли идти, бежать, лететь, не совершая действий? А теперь представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь.
Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью …(глаголов).
Но сначала сами подвигаемся.
Физкультминутка.
– Почему же эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово? Послушайте своего одноклассника.
Слово “глагол” в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол -одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления, глагол занимает второе место после имени существительного.
в) Роль глаголов в речи.
– Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте тексты.
Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.
Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.
– Представьте картины, которые нарисованы словами. Одинаковы ли эти картины?
– А тексты? Чем они отличаются?
– Какие слова оживили картину?
– Чем похожи эти слова? Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)
г) Работа с определением.
– Давайте сделаем вывод, что же такое глагол?
– Что обозначают глаголы?
– На какие вопросы отвечает?
– Сверим наши выводы .Прочитайте правило на красном листочке.
5. Первичное закрепление.
а) Сейчас поработаем в паре. Но для начала вспомним правила работы в паре.
– Чтобы глаза ваши не уставали и правильно находили глаголы проведем гимнастику для глаз.
Карточка (зеленый листочек). Прочитайте. Как называются слова каждой группы? Найдите глаголы, подчеркните их:
1) зеленый, зелень, зеленеет
2) старичок, старый, стареет
3) петь, пение, певец
4) кричат, крикливый, крикун.
б) Подбор к существительным слов-действий. Работа в группе. (Вспомним правила работы в группе).
– Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей: волк, заяц, лиса, белка, дятел, медведь, ёж. (Каждой группе раздать картинки с животными)
Подберите к ним подходящие глаголы.
в) Работа с текстом. Самостоятельная работа.(Резерв). Карточка желтый листочек
– Кроме этих обитателей в лесу в лесу живет Старичок - лесовичок. Прочитайте текст о нем и выпишите из него глаголы.
Однажды старичок-лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева кто-то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.
Самопроверка.
– Сколько глаголов написали?(7) Проверьте.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что же такое глагол?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
- Так для чего нужны глаголы в речи? (для передачи действий)
- Я вижу, что вы хорошо подружились с глаголами.
Рефлексия по таблице
- Кто доволен своей работой на уроке, прикрепите желтый листочек на дерево
Кому еще нужно потренироваться в нахождении глаголов –зелёный листочек.- У нас получилось красивое дерево, которое будет помогать нам сохранять хорошее настроение.
- Спасибо за урок!
6. Итог урока.
7. Домашнее задание выучить правило. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".
Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....
План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»
Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...
Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"
Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
урок русского языка в малокомплектной начальной школе 2-4 класс тема "Глагол. Спряжение глагола"
Данный урок проводился в соответствии с разработанным УМК «ПланетаЗнаний» - 2 класс, учебник русского языка авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина; УМК « Школа России» Л.М...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)
Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...