Русский язык Имя прилагательное 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Надежда Борисовна Дамбаева

Знакомство учащихся со словами, обозначающие признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: «Что такое имя прилагательное?»

УМК: Школа России

Учебник: Русский язык, 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Основная цель темы –знакомство учащихся со словами, обозначающие признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.

Задачи

С точки зрения учителя

Образовательные

Познакомить учащихся с новой частью речи, формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний, формировать умения ставить к имени прилагательному вопрос.

Развивающие

Развитие умения определять роль имени прилагательного в нашей речи, обогатить и расширить словарный запас учащихся.

Воспитательные

Воспитывать интерес к изучению русского языка; развивать навыки самоконтроля и самооценки;

Предмет усвоения: Что такое имя прилагательное?

Средства усвоения:

Опорные знания

Опорные умения

Знают что такое текст-повествование. Знают единственное и множественное число в глаголе.

Умеют находить текст-повествование.

Тип урока – открытие нового знания

Ресурсы урока (средства обучения)- учебник, презентация, карточки

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:

Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

  Цель:создать психологический и эмоциональный настрой для продуктивной работы учащихся

- Здравствуйте ребята, урок русского языка сегодня у вас проведу я. Я рада вас всех видеть, садитесь.

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

- Откроем тетрадь, запишем число, классная работа.

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: подготовить учащихся к письму;организовать повторение опорных знаний и умений для дальнейшей работы.

Учебное задание№1.Каллиграфическая минутка

Учебная задача для учителя: Отработать каллиграфический навык письма.

Учебная задача для учащихся: Продемонстрировать каллиграфический навык письма.

Содержание: - Кто готов, руку на локоток.

Отгадка загадки, определение буквы, которую будем прописывать.

- На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я - ... . (Пенал)

-Правильно. Ребята, какая буква стоит в начале слова? (буква «П»).

-Правильно. Какие звуки обозначает эта буква? (Пь, Пъ).

 -Ребята, кто догадался, какую букву мы будем прописывать на каллиграфической минутке? (Букву «П»).

-Правильно, на каллиграфической минутке прописываем заглавную букву «П».

- Обратите внимание, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь.

Форма организации:

Прописываем заглавную букву «П».

-Ребята, из каких элементов состоит буква «П»? (Наклонная прямая линия, наклонные прямые линии с закруглением вправо и влево).

-Итак, приготовились к написанию буквы «П»: выпрямили спины, сели ровно, тетрадь положите с наклоном вправо, приступили к написанию.

-Начинаем писать букву чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки. Ведем удлиненную наклонную линию с закруглением внизу влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Второй элемент так же начинаем писать чуть ниже линии предыдущей рабочей строки. Ведем удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо, все элементы при письме с одинаковым наклоном. Пишем верхний элемент с закругление вправо, прямая черта, не касаясь первых двух элементов и нижней линии предыдущей рабочей строки. Прописываем всю строчку каллиграфически правильно букву «П».

-Пропишем соединения заглавной буквой с гласными буквами: «Пе», «Пи», «Пю», «Пя».

Форма контроля:

- Все закончили? Подчеркните самое красивое соединение.

Считаю, что вы готовы писать красиво весь урок!

Учебное задание№2. Словарная работа

Учебная задача для учителя: закрепить знания изученных словарных слов.

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умения писать словарные слова.

Содержание:

На доске у меня были написаны слова, но прошел дождь и смыл буквы. Давайте восстановим эти слова. Кто хочет выйти к доске?

Р…машка, м…шина, мес…ц, м…локо, п…льто, п…года, т…плый.

Верно! Не забудьте проверить написание словарных слов, на экране вы можете увидеть правильное написание . Если правильно поставьте над словом плюсик, а если есть ошибки исправьте и поставьте минус. Молодцы, ребята, мы научились писать красиво и правильно, будем писать так весь урок!

Форма организации: Один человек выходит к доске и вставляет пропущенные буквы, остальныесамостоятельно записывают слова в тетрадь, ставят ударения и подчеркивают орфограммы.

Форма контроля: ученики вслух объясняют орфограмму, сверка с эталоном.

2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания. Выявление и фиксация учащимися места, причин затруднения-каких конкретно знаний и умений не хватает для решения учебной задачи.

Учебное задание №3.Беседа

Учебная задача для учителя:подвести учащихся к формулировке темы и цели урока.

Учебная задача для учащихся:сформулировать тему и цель урока.

Содержание:- Посмотрите на слайд. Разделите данные слова на два столбика:

Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска.

Краска, заяц, кресло, улицы.

Белая, робкий, деревянное, широкие.

- На какие вопросы отвечают слова первого столбика? (Слова в первом столбике отвечают на вопросы кто? что?)

- Что обозначают слова первого столбика? (Они обозначают предметы).

- Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что? (Имя существительное).

- Хорошо, верно. А что обозначают слова второго столбика? (Белая-цвет, робкий-внутреннее качество, деревянное-материал, широкие-размер.)

- А каким одним словом можно назвать эти слова?

- Эти слова можно назвать одним словом – признаки.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (какая? какой? какое? какие?).

- Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие?

- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – имя прилагательное. Это и будет тема нашего урока.

- Попробуйте сформулировать цель  нашего урока.

(Познакомиться с новой частью речи: узнать, что обозначают  имена  прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов).

Форма организации: фронтальная

Форма контроля: учитель контролирует ответы учащихся

Цель: Подвести учащихся к формулированию нового правила имя прилагательное.

Учебное задание №4:Работа с правилом.

Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с новым правилом.

Учебная задача для учащихся: Усвоить содержание правила.

Содержание:

- Откройте учебник на стр. 86.

Давайте прочитаем правило, данное в рамочке. Кто прочитает нам?

- Итак, что обозначают слова? (Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными. Слова легкий, весенний, добрый – это имена прилагательные..)

- На какие вопросы отвечают? (какой? какая? какое? какие?)

- как называются такие слова? (имена прилагательные.)

- Хорошо! Теперь внимательно послушайте стихотворение:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить,

Вот громкий стук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

- О каких словах рассказывает поэт?(Поэт рассказывает об именах прилагательных).

- Верно, об именах прилагательных. Найдите в учебнике упр. 149 на стр. 86.

Нам необходимо прочитать высказывание Алексея Николаевича Толстого. Кто прочитает?

- Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова. (Яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный.)

- С чем сравнивает автор яркость, меткость. Певучесть, задушевность русского языка? (яркость с радугой, меткость со стрелами, певучесть, богатство и задушевность с песней над колыбелью.)

- Итак, записываем в тетради номер упражнения 149. Ваша задача списать данное высказывание в тетрадь.

- На какой вопрос отвечают выделенные слова? (какой?)

- Какой частью речи они являются? ( Имя прилагательное)

- Подчеркните выделенные слова волнистой линией.

Физкультминутка

А сейчас немного потренируемся. Все встали!

Я буду называть словосочетания «сущ.+прил.». Если прилагательное мужского рода, вы топаете ногами, женского рода – хлопаете в ладоши, среднего рода – поднимаете руки вверх.

Дружный класс, нежное пюре, веселая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, далекий край, верная подруга, великое дело, хороший ученик.

4. Закрепление

Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление). Усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, парно или в группах).

Цель: усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

Учебное задание №4. Работа с учебником, стр. 87, упр. 150.

Учебная задача для учителя:закрепить умение применять правило на практике

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение  применять правило на практике

Содержание:

- А теперь отгадайте загадку:

Папа важный, краснолапый,

Мама беленькая вся,

Детки жёлтые у папы, -

Чья ж гуляет тут семья?

(С. Городецкий)

- Верно, это семья гусей.

- Посмотрите на выделенные слова, какими членами предложения они являются? (имена прилагательные).

- С какими именами существительными они связаны по смыслу? Поставьте вопрос от имен существительных к именам прилагательным. (Папа (какой?) важный, краснолапый.

Мама (какая?) беленькая.

Детки (какие?) жёлтые).

- Замечательно!

Форма организации: индивидуальная

Форма контроля: фронтальная (учитель выслушивает ответы учащихся, поправляет ошибки)

Учебное задание №5.

Учебная задача для учителя: закрепить умение применять правило на практике

Учебная задача для учащихся:продемонстрироватьумение применять правило на практике

Содержание:

- Идем дальше. Найдите упр. 151. Давайте прочитаем сочетания слов по цепочке.

- Запишите номер упражнения в тетрадь. Ваша задача списать данные словосочетания и подчеркнуть в них имена прилагательные.

- Кто напомнит, какой линией мы подчеркиваем имена прилагательные? (Волнистой линией).

- Проверяем.

- Найдите внизу слова для справок. Давайте прочитаем их. (Маленький, золотой, алый, дымчатый, изумрудный, лохматый, синий).

- Сейчас нам необходимо подобрать для каждого имени прилагательного синоним из данных слов для справок и согласовать его с именем существительным.

- Что такое синонимы? Кто напомнит? (Синонимы – слова, близкие по значению).

- верно! Читаем первое словосочетание: Желтая пшеница. Пшеница (какая?) желтая.

- Какой синоним к имени прилагательному мы можем подобрать? (Золотой).

-Тогда пшеница (какая?) (Золотая пшеница, дымчатый котенок, алая гвоздика, синий колокольчик, лохматые волосы, изумрудная травка, маленькое облачко.)

Форма организации: индивидуальная

Форма контроля: Беседа.

5.

Применение

Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: применение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально).

Учебное задание №6:Самостоятельная работа

Учебная задача для учителя:Проверить полученные знания детей на уроке, с помощью выполнения задания.

Учебная задача для учащихся: Продемонстрировать знания, полученные на уроке.

Содержание:

- Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как?

Задание: вставьте подходящие по смыслуприлагательные.

Наступил ________________ апрель. Выдался

_________________ день. Светит

________________ солнце. Небо сегодня

_____________. Весело бежит _____________ ручей.

Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое.

- Проверьте себя. (Ответы на слайде.)

- У кого всё правильно поднимите руку, а у кого есть ошибки не волнуйтесь, на следующем уроке у вас всё получится.

Организация работы детей:индивидуальная

Формы и организация контроля за работой:Сверка с эталоном.

Рефлексия учебной деятельности. Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности.

Название вида учебной работы:

Учебная задача для учителя: создать условиядля рефлексии учащихся.

Учебная задача для учащихся: оценить собственную деятельность

Содержание:

- Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу.

- Скажите, какая была тема сегодняшнего урока?

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Что вам понравилось?

- Что нового вы узнали?

- Что вызвало у вас затруднения?

- Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы!

Организация работы детей: фронтальная

Формы и организация контроля за работой: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Прилагательные - синонимы и прилагательные - антонимы.

Материал урока позволяет углубить знания учащихся о синонимах и антонимах, закрепить умение правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас учеников....

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы"

Предлагаю разработку урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России". На уроке используются различные ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных"

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи Задачи            обучающие: ·        систе...

Урок русского языка в 3 классе УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СОЧЕТАНИЯМ СЛОВ.

В разработке представлен вариант работы над развитием речи учащихся 3-го класса. Дети рассказывают о своих вспечатлениях от похода в лес за грибами, какие грибы им знакомы, какие нельзя собирать (связ...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное.  Роль имён прилагательных в речи»....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...