Русский язык Имя прилагательное 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Знакомство учащихся со словами, обозначающие признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/system/temporary/filefield_paths/imya_prilagatelnoe_2kl.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме: «Что такое имя прилагательное?»
УМК: Школа России
Учебник: Русский язык, 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Основная цель темы –знакомство учащихся со словами, обозначающие признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.
Задачи | С точки зрения учителя |
Образовательные | Познакомить учащихся с новой частью речи, формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний, формировать умения ставить к имени прилагательному вопрос. |
Развивающие | Развитие умения определять роль имени прилагательного в нашей речи, обогатить и расширить словарный запас учащихся. |
Воспитательные | Воспитывать интерес к изучению русского языка; развивать навыки самоконтроля и самооценки; |
Предмет усвоения: Что такое имя прилагательное?
Средства усвоения:
Опорные знания | Опорные умения |
Знают что такое текст-повествование. Знают единственное и множественное число в глаголе. | Умеют находить текст-повествование. |
Тип урока – открытие нового знания
Ресурсы урока (средства обучения)- учебник, презентация, карточки
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы усвоения: | Этапы урока: | ||
Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель:создать психологический и эмоциональный настрой для продуктивной работы учащихся - Здравствуйте ребята, урок русского языка сегодня у вас проведу я. Я рада вас всех видеть, садитесь. -Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке. - Откроем тетрадь, запишем число, классная работа. | |||
1. Подготовка к восприятию | Актуализация опорных знаний, умений. Цель: подготовить учащихся к письму;организовать повторение опорных знаний и умений для дальнейшей работы. Учебное задание№1.Каллиграфическая минутка Учебная задача для учителя: Отработать каллиграфический навык письма. Учебная задача для учащихся: Продемонстрировать каллиграфический навык письма. Содержание: - Кто готов, руку на локоток. Отгадка загадки, определение буквы, которую будем прописывать. - На коробку я похож, Ручки ты в меня кладешь. Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я - ... . (Пенал) -Правильно. Ребята, какая буква стоит в начале слова? (буква «П»). -Правильно. Какие звуки обозначает эта буква? (Пь, Пъ). -Ребята, кто догадался, какую букву мы будем прописывать на каллиграфической минутке? (Букву «П»). -Правильно, на каллиграфической минутке прописываем заглавную букву «П». - Обратите внимание, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь. Форма организации: Прописываем заглавную букву «П». -Ребята, из каких элементов состоит буква «П»? (Наклонная прямая линия, наклонные прямые линии с закруглением вправо и влево). -Итак, приготовились к написанию буквы «П»: выпрямили спины, сели ровно, тетрадь положите с наклоном вправо, приступили к написанию. -Начинаем писать букву чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки. Ведем удлиненную наклонную линию с закруглением внизу влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Второй элемент так же начинаем писать чуть ниже линии предыдущей рабочей строки. Ведем удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо, все элементы при письме с одинаковым наклоном. Пишем верхний элемент с закругление вправо, прямая черта, не касаясь первых двух элементов и нижней линии предыдущей рабочей строки. Прописываем всю строчку каллиграфически правильно букву «П». -Пропишем соединения заглавной буквой с гласными буквами: «Пе», «Пи», «Пю», «Пя». Форма контроля: - Все закончили? Подчеркните самое красивое соединение. Считаю, что вы готовы писать красиво весь урок! Учебное задание№2. Словарная работа Учебная задача для учителя: закрепить знания изученных словарных слов. Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умения писать словарные слова. Содержание: На доске у меня были написаны слова, но прошел дождь и смыл буквы. Давайте восстановим эти слова. Кто хочет выйти к доске? Р…машка, м…шина, мес…ц, м…локо, п…льто, п…года, т…плый. Верно! Не забудьте проверить написание словарных слов, на экране вы можете увидеть правильное написание . Если правильно поставьте над словом плюсик, а если есть ошибки исправьте и поставьте минус. Молодцы, ребята, мы научились писать красиво и правильно, будем писать так весь урок! Форма организации: Один человек выходит к доске и вставляет пропущенные буквы, остальныесамостоятельно записывают слова в тетрадь, ставят ударения и подчеркивают орфограммы. Форма контроля: ученики вслух объясняют орфограмму, сверка с эталоном. | ||
2. Восприятие 3. Осмысление | Открытие нового знания. Выявление и фиксация учащимися места, причин затруднения-каких конкретно знаний и умений не хватает для решения учебной задачи. Учебное задание №3.Беседа Учебная задача для учителя:подвести учащихся к формулировке темы и цели урока. Учебная задача для учащихся:сформулировать тему и цель урока. Содержание:- Посмотрите на слайд. Разделите данные слова на два столбика: Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска.
- На какие вопросы отвечают слова первого столбика? (Слова в первом столбике отвечают на вопросы кто? что?) - Что обозначают слова первого столбика? (Они обозначают предметы). - Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что? (Имя существительное). - Хорошо, верно. А что обозначают слова второго столбика? (Белая-цвет, робкий-внутреннее качество, деревянное-материал, широкие-размер.) - А каким одним словом можно назвать эти слова? - Эти слова можно назвать одним словом – признаки. - На какие вопросы отвечают эти слова? (какая? какой? какое? какие?). - Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие? - Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – имя прилагательное. Это и будет тема нашего урока. - Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Познакомиться с новой частью речи: узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов). Форма организации: фронтальная Форма контроля: учитель контролирует ответы учащихся Цель: Подвести учащихся к формулированию нового правила имя прилагательное. Учебное задание №4:Работа с правилом. Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с новым правилом. Учебная задача для учащихся: Усвоить содержание правила. Содержание: - Откройте учебник на стр. 86. Давайте прочитаем правило, данное в рамочке. Кто прочитает нам? - Итак, что обозначают слова? (Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными. Слова легкий, весенний, добрый – это имена прилагательные..) - На какие вопросы отвечают? (какой? какая? какое? какие?) - как называются такие слова? (имена прилагательные.) - Хорошо! Теперь внимательно послушайте стихотворение: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить, Вот громкий стук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик. - О каких словах рассказывает поэт?(Поэт рассказывает об именах прилагательных). - Верно, об именах прилагательных. Найдите в учебнике упр. 149 на стр. 86. Нам необходимо прочитать высказывание Алексея Николаевича Толстого. Кто прочитает? - Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова. (Яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный.) - С чем сравнивает автор яркость, меткость. Певучесть, задушевность русского языка? (яркость с радугой, меткость со стрелами, певучесть, богатство и задушевность с песней над колыбелью.) - Итак, записываем в тетради номер упражнения 149. Ваша задача списать данное высказывание в тетрадь. - На какой вопрос отвечают выделенные слова? (какой?) - Какой частью речи они являются? ( Имя прилагательное) - Подчеркните выделенные слова волнистой линией. Физкультминутка А сейчас немного потренируемся. Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ.+прил.». Если прилагательное мужского рода, вы топаете ногами, женского рода – хлопаете в ладоши, среднего рода – поднимаете руки вверх. Дружный класс, нежное пюре, веселая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, далекий край, верная подруга, великое дело, хороший ученик. | ||
4. Закрепление | Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление). Усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, парно или в группах). Цель: усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. Учебное задание №4. Работа с учебником, стр. 87, упр. 150. Учебная задача для учителя:закрепить умение применять правило на практике Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение применять правило на практике Содержание: - А теперь отгадайте загадку: Папа важный, краснолапый, Мама беленькая вся, Детки жёлтые у папы, - Чья ж гуляет тут семья? (С. Городецкий) - Верно, это семья гусей. - Посмотрите на выделенные слова, какими членами предложения они являются? (имена прилагательные). - С какими именами существительными они связаны по смыслу? Поставьте вопрос от имен существительных к именам прилагательным. (Папа (какой?) важный, краснолапый. Мама (какая?) беленькая. Детки (какие?) жёлтые). - Замечательно! Форма организации: индивидуальная Форма контроля: фронтальная (учитель выслушивает ответы учащихся, поправляет ошибки) Учебное задание №5. Учебная задача для учителя: закрепить умение применять правило на практике Учебная задача для учащихся:продемонстрироватьумение применять правило на практике Содержание: - Идем дальше. Найдите упр. 151. Давайте прочитаем сочетания слов по цепочке. - Запишите номер упражнения в тетрадь. Ваша задача списать данные словосочетания и подчеркнуть в них имена прилагательные. - Кто напомнит, какой линией мы подчеркиваем имена прилагательные? (Волнистой линией). - Проверяем. - Найдите внизу слова для справок. Давайте прочитаем их. (Маленький, золотой, алый, дымчатый, изумрудный, лохматый, синий). - Сейчас нам необходимо подобрать для каждого имени прилагательного синоним из данных слов для справок и согласовать его с именем существительным. - Что такое синонимы? Кто напомнит? (Синонимы – слова, близкие по значению). - верно! Читаем первое словосочетание: Желтая пшеница. Пшеница (какая?) желтая. - Какой синоним к имени прилагательному мы можем подобрать? (Золотой). -Тогда пшеница (какая?) (Золотая пшеница, дымчатый котенок, алая гвоздика, синий колокольчик, лохматые волосы, изумрудная травка, маленькое облачко.) Форма организации: индивидуальная Форма контроля: Беседа. | ||
5. Применение | Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: применение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально). Учебное задание №6:Самостоятельная работа Учебная задача для учителя:Проверить полученные знания детей на уроке, с помощью выполнения задания. Учебная задача для учащихся: Продемонстрировать знания, полученные на уроке. Содержание: - Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как? Задание: вставьте подходящие по смыслуприлагательные. Наступил ________________ апрель. Выдался _________________ день. Светит ________________ солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей. Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое. - Проверьте себя. (Ответы на слайде.) - У кого всё правильно поднимите руку, а у кого есть ошибки не волнуйтесь, на следующем уроке у вас всё получится. Организация работы детей:индивидуальная Формы и организация контроля за работой:Сверка с эталоном. | ||
Рефлексия учебной деятельности. Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности. Название вида учебной работы: Учебная задача для учителя: создать условиядля рефлексии учащихся. Учебная задача для учащихся: оценить собственную деятельность Содержание: - Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу. - Скажите, какая была тема сегодняшнего урока? - Что такое имя прилагательное? - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Что вам понравилось? - Что нового вы узнали? - Что вызвало у вас затруднения? - Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы! Организация работы детей: фронтальная Формы и организация контроля за работой: самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урока по русскому языку в 4 классе ТЕМА: «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Урок русского языка. 4 класс. Тема урока "Повторение изученного материала"...
Урок русского языка в 3 классе. Прилагательные - синонимы и прилагательные - антонимы.
Материал урока позволяет углубить знания учащихся о синонимах и антонимах, закрепить умение правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас учеников....
Урок русского языка во 2 классе на тему: "Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы"
Предлагаю разработку урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России". На уроке используются различные ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных"
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи Задачи обучающие: · систе...
Урок русского языка в 3 классе УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СОЧЕТАНИЯМ СЛОВ.
В разработке представлен вариант работы над развитием речи учащихся 3-го класса. Дети рассказывают о своих вспечатлениях от похода в лес за грибами, какие грибы им знакомы, какие нельзя собирать (связ...
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи»....
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»
Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления интереса к новому учебному материалу;- умения оценки и самооц...