Урок русского языка во 2 классе на тему: "Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Герасимова Елена Геннадьевна

               Предлагаю разработку урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России". На уроке используются различные формы и приёмы работы. Детям предлагаются разнообразные задания на развитие логического мышления, игровые, творческие задания на развитие речи, формирование умения грамотно писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект урока55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. «Прилагательные, противоположные по  смыслу.

               Употребление  их в  речи»

ЦЕЛИ:                  познакомить учащихся с именами прилагательными, противоположными по смыслу;

        развивать умение распознавать в тексте слова, обозначающие признаки предметов;

         развивать связную речь уч-ся, орфографическую зоркость, формировать навык каллиграфического письма;

воспитывать у детей интерес к русскому языку, терпение, трудолюбие.

ОБОРУДОВАНИЕ: изображения животных (зебры, зайца, лисицы, вороны, медведя), растений (ясень, берёза); карточки со словами.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент

2. Чистописание

Яя (заглавная – строчная; большая –  маленькая)

- Расскажите о букве, звуках, которые она обозначает.

яркий ясный ясень

- Какие соединения с буквой я встретились?

Письмо слов.

3. Актуализация новых знаний

- Что общего у этих слов? (Начинаются на я, буква я обозначает два звука, 5 букв, 2 слога, 1-вый слог ударный).

- Теперь найдём отличия.  Какое слово можно назвать лишним? (Ясень, т.к. в нём 5 звуков, а в остальных по 6; ясень – существительное, а ясный и яркий – прилагательные).

- Дайте определение имени прилагательного. Можно пользоваться таблицей.

- Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? (Размер, цвет, качество, возраст, форму, вкус и т.д.)

- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, помогают описать предметы более точно).

4. Формирование новых знаний.

Наблюдения над антонимами

- Составьте красивое предложение со словом «ясень».

Запишем предложение под диктовку. Какие орфограммы услышали?

Проверка.

На доске:

На опушке леса шумел листвой старый ясень.

Прочитайте второе предложение.

Рядом с ним печально опустила  веточки молодая берёзка.

Назовите «опасные места». Спишите предложение.

- Найдите имена прилагательные. Сравните их значения (Они противоположны по смыслу).

Кто может определить тему нашего урока? («Прилагательные, противоположные по смыслу»).

- Кто-нибудь знает, как называются такие слова? (Антонимы).

На доске табличка «АНТОНИМЫ».

- Почему карточка двух цветов?

 - Какие антонимы нам уже сегодня встречались? (На чистописании маленькая-большая, заглавная-строчная; старый-молодая).

- Чему же мы будем сегодня учиться? (Подбирать антонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.)

- Для чего это нужно? (Чтобы речь стала более выразительной, чтобы собеседникам было приятно с нами общаться)

- Именно поэтому антонимы часто используют в литературных произведениях.

Словарная работа

- Попробуем подобрать антонимы к прилагательным. А начнём с записи имён существительных.

- Угадайте предмет (животное) по его признакам. Описание животных я взяла из ваших загадок. Все слова словарные.

- Верная, смелая, добрая, лохматая (собака);

рыжая, хитрая, пушистая, голодная (лиса);

косой, трусливый, слабый (заяц);

бурый, сильный, большой, косолапый (медведь).

На доске:

 Собака

лиса

заяц

медведь

- Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Запишем  прилагательные. На какие вопросы они отвечают?

Собака (какая?) добрая

лиса (какая?) голодная

заяц (какой?) трусливый

медведь (какой?) сильный

- В третий столбик запишем слова, противоположные по смыслу написанным прилагательным. Как называются такие слова? (Антонимы)

Собака (какая?) добрая – злая;

лиса (какая?) голодная – сытая;

заяц (какой?) трусливый – храбрый.

- Зайцы тоже иногда бывают смелыми. Кто помнит, как называется сказка про такого зайца, и кто её автор? («Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост». Её написал Д.Н. Мамин-Сибиряк).

медведь (какой?) сильный – слабый (после спячки).

- Какие слова мы сейчас подбирали? Дайте определение антонимам. (Антонимы – это слова, противоположные по смыслу).

Самостоятельная работа (разноуровневая).

- Прочитайте пары слов на карточках. К каким словам антонимы указаны неверно? Исправьте ошибки. Сильные уч-ся придумывают свою пару антонимов.

Высокий – широкий; звонкий – глухой; грустный - печальный; большой – маленький.

- Не забывайте, что сравниваются предметы только по одному признаку.

- С помощью слов – антонимов охарактеризуйте названных ниже животных, героев сказок и басен. Подчеркните слова, противоположные по смыслу.

Муха – слон (по величине), ягнёнок – волк (по силе), ворона – лисица (по уму).  

Знакомство со словарём антонимов.

- Существуют специальные словари антонимов, где антонимы располагаются в алфавитном порядке. Я искала антоним к слову «свежий». Оказалось, что их несколько.

Например.  Свежий огурец – солёный огурец;

                  свежий хлеб – чёрствый хлеб,

                  свежая рубашка –  грязная  рубашка.

         Лёгкий ветерок - …

         лёгкий рюкзак - …

 - Почему у одного слова несколько антонимов? (Это слово имеет несколько значений).

- Многозначные слова могут иметь несколько антонимов.

                                                     Физкультминутка

Письмо по памяти.

- Антонимы очень часто встречаются в пословицах и поговорках. Пословицы тоже есть в словаре антонимов.

Осенью дни ненастные, а весной ясные.

… друг лучше … двух.

- Запишите по памяти вторую пословицу. Подчеркните антонимы.

- А сколько загадок с антонимами можно встретить!

- Кто знает такую загадку? (Летом белый, зимой серый. (Заяц)

          Белый зайчик прыгает по чёрному полю, следы оставляет (мел, доска).

-  В сказках тоже очень часто можно встретить антонимы. (Г. Цыферов, маленькая                     сказка про зебру)

5. Домашнее задание.

Вспомнить или придумать загадку, пословицу, сказку, в которой есть антонимы.

6. Закрепление изученного материала

Распространение предложений

На доске:

Выпал снег.

Тает снег.

- О чём предложения?

- В каком предложении говорится о весеннем снеге, в каком о зимнем?

- Как догадались?

- Заметили в предложениях антонимы? (Выпал – тает.)

- Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы)

- Докажите.

- Другие части речи тоже могут иметь противоположные значения.

- Предложения красивые, выразительные? (Нет.)

- Что же нам сделать, чтобы они стали более интересными? (Добавить признаки)

- Каким может быть снег, который выпадает в начале зимы?

- А весенний снег?

Первый,

белый,

мягкий,

чистый,

пушистый,

свежий,

рыхлый,

серебристый.

Последний,

колючий,

грязный,

мокрый,

серый,

старый.

- Мы сейчас попробуем распространить предложения, чтобы они стали более выразительными, используя для этого прилагательные и другие части речи.

Индивидуальные задания.

- Найти в столбиках антонимы. … пойдёт к доске, найдёт в столбиках пары антонимов и соединит их линиями.

Игра.

- А сейчас послушайте рассказ о двух девочках, которые играли в необычную игру.

- Рая и Лена сидят после дождя под «грибком»:

- Белый,- говорит Рая.

- Чёрный, - отвечает Лена и продолжает, - Тяжелый.

- Легкий, - отвечает Рая и говорит, - Сильный.

- Слабый.

- Во что это вы играете? – спросила мама.

- В «наоборотики», - отвечают девочки. – Одна называет признак предмета, а другая – слово с противоположным значением. Если кто-то не ответит, другой – выиграл.

- Интересная игра, молодцы! – похвалила мама девочек.

- Какие слова называли девочки? А сейчас и мы с вами сыграем в такую же игру. Я называю вам признак какого-либо предмета, а вы – противоположный ему по смыслу. Начнём:

Длинный – короткий

Чистый – грязный

Грустный – весёлый

Зимний – летний

Новый – старый

Горячий – холодный

Светлый – тёмный

Здоровый – больной

Толстый – тонкий

Сытый – голодный

 Мягкий – твёрдый

- Молодцы, ребята! Проверим работу на доске.

Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую задачу мы перед собой ставили? (Подбирать антонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.)

- Научились?

 Понравился урок?

- Какие задания запомнились?

- Кто очень старался сегодня?

- Кто может сказать, что он хорошо разобрался в теме?

- Кому ещё надо потренироваться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....