Урок русского языка во 2 классе на тему: "Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предлагаю разработку урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России". На уроке используются различные формы и приёмы работы. Детям предлагаются разнообразные задания на развитие логического мышления, игровые, творческие задания на развитие речи, формирование умения грамотно писать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. «Прилагательные, противоположные по смыслу.
Употребление их в речи»
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с именами прилагательными, противоположными по смыслу;
развивать умение распознавать в тексте слова, обозначающие признаки предметов;
развивать связную речь уч-ся, орфографическую зоркость, формировать навык каллиграфического письма;
воспитывать у детей интерес к русскому языку, терпение, трудолюбие.
ОБОРУДОВАНИЕ: изображения животных (зебры, зайца, лисицы, вороны, медведя), растений (ясень, берёза); карточки со словами.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент
2. Чистописание
Яя (заглавная – строчная; большая – маленькая)
- Расскажите о букве, звуках, которые она обозначает.
яркий ясный ясень
- Какие соединения с буквой я встретились?
Письмо слов.
3. Актуализация новых знаний
- Что общего у этих слов? (Начинаются на я, буква я обозначает два звука, 5 букв, 2 слога, 1-вый слог ударный).
- Теперь найдём отличия. Какое слово можно назвать лишним? (Ясень, т.к. в нём 5 звуков, а в остальных по 6; ясень – существительное, а ясный и яркий – прилагательные).
- Дайте определение имени прилагательного. Можно пользоваться таблицей.
- Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? (Размер, цвет, качество, возраст, форму, вкус и т.д.)
- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, помогают описать предметы более точно).
4. Формирование новых знаний.
Наблюдения над антонимами
- Составьте красивое предложение со словом «ясень».
Запишем предложение под диктовку. Какие орфограммы услышали?
Проверка.
На доске:
На опушке леса шумел листвой старый ясень.
Прочитайте второе предложение.
Рядом с ним печально опустила веточки молодая берёзка.
- Назовите «опасные места». Спишите предложение.
- Найдите имена прилагательные. Сравните их значения (Они противоположны по смыслу).
- Кто может определить тему нашего урока? («Прилагательные, противоположные по смыслу»).
- Кто-нибудь знает, как называются такие слова? (Антонимы).
На доске табличка «АНТОНИМЫ».
- Почему карточка двух цветов?
- Какие антонимы нам уже сегодня встречались? (На чистописании маленькая-большая, заглавная-строчная; старый-молодая).
- Чему же мы будем сегодня учиться? (Подбирать антонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.)
- Для чего это нужно? (Чтобы речь стала более выразительной, чтобы собеседникам было приятно с нами общаться)
- Именно поэтому антонимы часто используют в литературных произведениях.
Словарная работа
- Попробуем подобрать антонимы к прилагательным. А начнём с записи имён существительных.
- Угадайте предмет (животное) по его признакам. Описание животных я взяла из ваших загадок. Все слова словарные.
- Верная, смелая, добрая, лохматая (собака);
рыжая, хитрая, пушистая, голодная (лиса);
косой, трусливый, слабый (заяц);
бурый, сильный, большой, косолапый (медведь).
На доске:
Собака
лиса
заяц
медведь
- Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Запишем прилагательные. На какие вопросы они отвечают?
Собака (какая?) добрая
лиса (какая?) голодная
заяц (какой?) трусливый
медведь (какой?) сильный
- В третий столбик запишем слова, противоположные по смыслу написанным прилагательным. Как называются такие слова? (Антонимы)
Собака (какая?) добрая – злая;
лиса (какая?) голодная – сытая;
заяц (какой?) трусливый – храбрый.
- Зайцы тоже иногда бывают смелыми. Кто помнит, как называется сказка про такого зайца, и кто её автор? («Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост». Её написал Д.Н. Мамин-Сибиряк).
медведь (какой?) сильный – слабый (после спячки).
- Какие слова мы сейчас подбирали? Дайте определение антонимам. (Антонимы – это слова, противоположные по смыслу).
Самостоятельная работа (разноуровневая).
- Прочитайте пары слов на карточках. К каким словам антонимы указаны неверно? Исправьте ошибки. Сильные уч-ся придумывают свою пару антонимов.
Высокий – широкий; звонкий – глухой; грустный - печальный; большой – маленький.
- Не забывайте, что сравниваются предметы только по одному признаку.
- С помощью слов – антонимов охарактеризуйте названных ниже животных, героев сказок и басен. Подчеркните слова, противоположные по смыслу.
Муха – слон (по величине), ягнёнок – волк (по силе), ворона – лисица (по уму).
Знакомство со словарём антонимов.
- Существуют специальные словари антонимов, где антонимы располагаются в алфавитном порядке. Я искала антоним к слову «свежий». Оказалось, что их несколько.
Например. Свежий огурец – солёный огурец;
свежий хлеб – чёрствый хлеб,
свежая рубашка – грязная рубашка.
Лёгкий ветерок - …
лёгкий рюкзак - …
- Почему у одного слова несколько антонимов? (Это слово имеет несколько значений).
- Многозначные слова могут иметь несколько антонимов.
Физкультминутка
Письмо по памяти.
- Антонимы очень часто встречаются в пословицах и поговорках. Пословицы тоже есть в словаре антонимов.
Осенью дни ненастные, а весной ясные.
… друг лучше … двух.
- Запишите по памяти вторую пословицу. Подчеркните антонимы.
- А сколько загадок с антонимами можно встретить!
- Кто знает такую загадку? (Летом белый, зимой серый. (Заяц)
Белый зайчик прыгает по чёрному полю, следы оставляет (мел, доска).
- В сказках тоже очень часто можно встретить антонимы. (Г. Цыферов, маленькая сказка про зебру)
5. Домашнее задание.
Вспомнить или придумать загадку, пословицу, сказку, в которой есть антонимы.
6. Закрепление изученного материала
Распространение предложений
На доске:
Выпал снег.
Тает снег.
- О чём предложения?
- В каком предложении говорится о весеннем снеге, в каком о зимнем?
- Как догадались?
- Заметили в предложениях антонимы? (Выпал – тает.)
- Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы)
- Докажите.
- Другие части речи тоже могут иметь противоположные значения.
- Предложения красивые, выразительные? (Нет.)
- Что же нам сделать, чтобы они стали более интересными? (Добавить признаки)
- Каким может быть снег, который выпадает в начале зимы?
- А весенний снег?
Первый, белый, мягкий, чистый, пушистый, свежий, рыхлый, серебристый. | Последний, колючий, грязный, мокрый, серый, старый. |
- Мы сейчас попробуем распространить предложения, чтобы они стали более выразительными, используя для этого прилагательные и другие части речи.
Индивидуальные задания.
- Найти в столбиках антонимы. … пойдёт к доске, найдёт в столбиках пары антонимов и соединит их линиями.
Игра.
- А сейчас послушайте рассказ о двух девочках, которые играли в необычную игру.
- Рая и Лена сидят после дождя под «грибком»:
- Белый,- говорит Рая.
- Чёрный, - отвечает Лена и продолжает, - Тяжелый.
- Легкий, - отвечает Рая и говорит, - Сильный.
- Слабый.
- Во что это вы играете? – спросила мама.
- В «наоборотики», - отвечают девочки. – Одна называет признак предмета, а другая – слово с противоположным значением. Если кто-то не ответит, другой – выиграл.
- Интересная игра, молодцы! – похвалила мама девочек.
- Какие слова называли девочки? А сейчас и мы с вами сыграем в такую же игру. Я называю вам признак какого-либо предмета, а вы – противоположный ему по смыслу. Начнём:
Длинный – короткий
Чистый – грязный
Грустный – весёлый
Зимний – летний
Новый – старый
Горячий – холодный
Светлый – тёмный
Здоровый – больной
Толстый – тонкий
Сытый – голодный
Мягкий – твёрдый
- Молодцы, ребята! Проверим работу на доске.
Итог урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Какую задачу мы перед собой ставили? (Подбирать антонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.)
- Научились?
Понравился урок?
- Какие задания запомнились?
- Кто очень старался сегодня?
- Кто может сказать, что он хорошо разобрался в теме?
- Кому ещё надо потренироваться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"
Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....