Русский язык 3 класс Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Надежда Борисовна Дамбаева

Цель урока: Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов фразеологизмами;

способствовать развитию умений находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Фразеологизмы

Класс: 3 А

Цель урока: Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов фразеологизмами;

способствовать развитию умений находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи.

Образовательная технология: развивающего обучения

Задачи урока:

Дидактические

Создать условия для осознания и осмысления устойчивых сочетаний слов.

Обеспечить понимание понятия слова «фразеологизм»;

Развивающие

Развивать умения находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи.

Воспитательные

Воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

Планируемые результаты:

Предметные

Научится находить фразеологизмы и фразеологические обороты в речи,

писать без ошибок, применять орфографические правила, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, работать со словарями.

Метапредметные

(П-познавательные,

 Р – регулятивные,

К – коммуникативные)

Овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные

Смогут вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, проявлять интерес к познанию русского языка.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока  /

Образовательная задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организация начала урока

Акт.знаний

Открытие новых знаний

Физкультминутка

Подготовка к восприятию

Первичное закрепление

Закрепление

Рефлексия

-Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что вы сегодня на занятии узнаете много интересного, полезного

. Минутка чистописания.

- Отгадайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

- Назовите первый звук в этом слове?

- Какой буквой обозначается этот звук?

- Пропишите букву в.

- Из чего состоит текст?

- А предложения?

- Какое значение может быть у слова?

- Закончите предложение:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят

Водой ….

- Как вы думаете, почему автор считает, что таких ребят редко можно найти на свете?

- А какие слова это подтверждают?.

- Откройте учебник на странице 49. Прочитайте, как можно назвать выражение «водой не разольёшь».

- Значит, какая тема нашего урока?

Игра «Слова заблудились» (слайд)

- Говорят ли так? Попробуйте исправить. Запишите в тетрадь правильные сочетания.

Ползёт как рыба.

Трещат, как черепаха.

Молчит, как сороки.

Капля в море.

Кот наплакал.

Каши не сваришь.

- Подумайте, можно ли во фразеологизме одно из слов заменить? Почему?

Слово «фразеологизм» состоит из двух частей:

«фразис» в переводе с древнегреческого языка значит «выражение», «логос» - «слово, понятие».

Фразеологизмы — это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно.

- Зачем же существуют в языке эти устойчивые сочетания? .

На стр.49 правило фразеологизма, кто прочитает нам?

А теперь, ребята, встали,

 Ручки дружно вверх подняли,

Наши пальчики размяли,

А потом опять их сжали.

Кулачками повращали,

Головою покачали

И ногами постучали.

Отдохнули! Помолчали!

И опять работать стали!

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 49, найдите упражнение 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

- Кого называют словом «тапир»?

- Что означает выражение «повесил нос»?. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют.

Таких устойчивых выражений немало в русском языке.

- Что же поможет нам понять, что означают эти выражения?

- Откройте словарь на странице 157-158. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова.

2.  Выполните упражнение 84 на странице 49 с помощью словаря.

1. Соотнесите фразеологизм и объясните его значение.

- О ком так говорят:

(Раздаточный материал)

А) Живут как кошка с собакой. Б) Медведь на ухо наступил. В) Как кот наплакал.Г) Делать из мухи слона.Д) Крутиться как белка в колесе.Е) Ворон считать.Ё) Ехать зайцем.

1-Отсутствие музыкального слуха.

2-Бесплатно, без билета.

3- Много работать, быть занятым.

4- Быть невнимательным.

5- Не дружно, постоянно ссорятся.

6- Сильно преувеличивать.

7- Очень мало, почти ничего.

Индивидуальная работа

- Найдите фразеологизмы, объясните их значение (слайд).

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час как говорится

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера?

Когда баклуши бил с утра?

- Почему же Глеб чувствовал себя неловко?

- Что бы вы посоветовали Глебу?

. Работа по учебнику.

- Найдите упражнение 87 на странице 50. Найдите устойчивые словосочетания, выпишите в тетрадь.

Тест на слайде

- С каким понятием мы познакомились?

- Что такое фразеологизмы?

- Какую роль выполняют фразеологизмы в нашей речи?

- Какие фразеологизмы вам запомнились?

Домашнее задание.

страница 50, упражнение 85.

Весной

Из предложений

Из слов

Прямое и переносное

Не разольешь

Очень дружные, не ссорятся никогда

«водой не разольёшь»

Фразеологизм

Фразеологизмы

Нельзя, теряет смысл

Фразеологизм – это устойчивое выражение.

Чтобы наша речь была выразительнее, эмоциональнее

животное, живущее в жарких странах

расстроился

Фразеологические словари

Выполняют упражнения

А-5

Б-1

В-7

Г-6

Д-3

Е-4

Ё-2

Первый фразеологизм

Повесил нос", то есть пришел в уныние, расстроился, огорчился.

Второй фразеологизм "Краснеть до корней волос" показывает, что человек испытывает крайнюю степень стыда за свой поступок.

Третий фразеологизм "Провалится сквозь землю" опять относится к тому стыду, который настиг Глеба, не приготовившего уроки.

Не выполнил домашнее задание,

чтобы он заранее делал домашку, и не стыдился

выполняют упражнение

1-в

2-в

3-в

4-б

5-б

6-в

7-б

8-б

9-в

10-а

фразеологизм

устойчивые сочетание слов называются фразеологизмами.

Фразеологизмы делают нашу речь образной и живой, они помогают передать больше смысла и сделать это эмоционально и выразительно.

Ни свет ни заря

Прикусил язык и т.д

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Презентация

Презентация

Презентация

Самооценка

Самооценка

Самооценка

Самооценка

Самооценка

Самооценка

Используемые образовательные технологии

Этап урока

Образовательная технология

Методы и / или приемы

Обоснование целесообразности применения

Акт.знаний

Открытие новых знаний

Подготовка к восприятию

Первичное закрепление

Закрепление

Технология развивающего обучения.

Технология развивающего обучения.

Технология развивающего обучения

Технология развивающего обучения

Технология развивающего обучения

Метод: устные и письменные

Метод: устные и письменные

Метод: устные и письменные

Метод устные и письменные

Метод: устные и письменные

Целесообразно при определении темы урока.

На уроках русского языка целесообразно применять метод развивающего обучения, потому что он более эффективен при изучении основных предметов учебной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаблон учебной ситуации по русскому языку: "Изучение фразеологизмов""

шаблон учебной ситуации по русскому языку и литературному чтению...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Фразеологизмы

Конспект составлен по ФГОС, много интересных заданий. Прилагается презентация....

Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/

Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...

Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"

-Сегодня мы с вами  отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное  путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...

Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"

-Сегодня мы с вами  отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное  путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...

Технологическая карта по русскому языку "Значение фразеологизмов" (2 класс) УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: создание условий для формирования представлений значении фразеологизмов и их правильное употребление в речи.Задачи урока:Дидактические:знать и отличать  фразеологизмы от других сочета...