Конспект урока по русскому языку. Тема: Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект составлен по ФГОС, много интересных заданий. Прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фразеологизмы | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по русскому языку
Тема: Фразеологизмы
Цель: Формировать навык использования в речи фразеологизмов
Задачи:
- Познакомить с признаками фразеологизмов.
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Показать использование фразеологизмов в речи.
- Расширить словарный запас детей.
- Добиться запоминания фразеологизмов.
Тип урока: открытие нового знания.
УМК: Школа России
Учебник: русский язык. Канакина, Горецкий.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение распознавать фразеологизмы
- Умение распознавать фразеологизмы среди других слов, выражений.
Личностные:
- Воспитание аккуратности в процессе выполнения письменных заданий.
- Воспитание внимания, наблюдательности и памяти.
- Осознание роль фразеологизмов в речи человека.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока.
- Умение контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно и в парах.
- Умение понимать и сохранять учебную задачу в течение урока.
Познавательные:
- Умение правильно употреблять фразеологизмы.
- Умение делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос и фиксировать выводы.
- Умение открыть новое знание о фразеологизмах.
Коммуникативные:
- Умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала.
- Умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания.
- Умение формулировать вывод в процессе самостоятельной работы.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Слайд 1 Слайд 2
с доски
Слайд 3
Слайд 4
с/р на карточках Физминутка. Покажи часть тела
Слайд 6 Слайд 7 3 Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10 Устно
Слайд 11
Слайд 12 12 13 14 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
С. 19 С. 20 С. 21 С. 22
| - Здравствуйте, ребята, сейчас у нас занятие по русскому языку - Сегодня мы отправляемся в страну слов. Впереди нас ждет интересное путешествие. - А как она называется, вы узнаете сами. - Ребята, какое слово получилось? - чему мы будем учиться? - полезна ли эта тема? - чем полезна? - какая будет задача перед нами? (Узнать фраз., запомнить их, употреб. их в речи) - Ребята, что же такое фразеологизмы? Фраз. – это устойчивое выражение - Ребята, а как узнать фразеологизм? Фр.: Делают речь яркой, выразительной, точной; Точные, яркие выражения, сочетания слов; Их нельзя толковать прямо; Имеют значение; Выполняют в речи роль слова, называют все, что нас окружает; Нельзя вставить новые слова.
- ребята, а сейчас попробуем распознать фразеологизмы Разбейте эти выражения на 2 группы: Яркое солнце Яблоку негде упасть Не к чему придраться Родился в рубашке Доказать превосходство С гулькин нос Укорять постоянно Язык без костей
- молодцы - ребята, узнаем значение этих фразеологизмов: Яблоку негде упасть Родился в рубашке С гулькин нос Язык без костей - хорошо - часто крылатые выражения можно заменить одним словом Например: держать язык за зубами – молчать - попробуйте и вы выполнить такое задание 1).в час по чайной ложке 2). Рукой подать 3).повесить нос 4). 1,2 и обчелся - замени фразеологизмом: 1). Как говорят об очень худом человеке 2). Как говорят об удачливом, счастливом человеке Раздаю им листочки - мы охотно употребляем фразеологизмы в речи, сами того не замечая. Послушайте стихотворение, в котором встречаются крылатые слова: Замолчи, Петрусь Говорят! Прикуси язык Говорят! - что случилось с мальчиком? - почему это произошло? - как надо понимать это выражение? - что оно обозначает? - найдите фраз. обороты в этих стихотворениях и объясните их значение: Оказался молодцом Смог осилить кашу Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу Ежатки-детки хоть куда И что же тут дивиться Ведь мама держит их всегда В ежовых рукавицах Вешать можно на гвоздь Полотенце и трость, лампу, плащ или шляпу, и веревку, и тряпку…но никогда и нигде не вешайте носа в беде
- ребята, вам даны листочки, вам нужно фразеологизм соединить с его значением 1) комар носа не подточит 2) носом не ведет 3) кровь из носу 4) тыкать в нос 5) утереть нос 1) во что бы то ни стало, не смотря ни на какие трудности 2) показать свое превосходство 3) не обращает внимания 4) не к чему придраться 5) укорять, упрекать - Прочитайте фразеологизмы с их значениями - Запомните их, ребята - Составьте с любым из них предложение - Молодцы - Сейчас немного отдохнем - Покажите часть тела: 1) его задирают, зазнаваясь - Назови фразеологизм с этим словом 2) не цветы, а вянут 3) ими машут, как мельница 4) он длинный и без костей 5) ими щелкают от голода 6) его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела 7) не белье, а их развешивают доверчивые люди 8) с них сбиваются, когда что-то ищут - Молодцы - Ребята, язык богат крылатыми словами. А откуда же они появились? Почему так стали говорить? Представьте себе Россию, какой она была три века назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными. За домом, едва пожелтела трава, два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, другой засучив рукава. Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин 130-140 см. попробуйте поработать в одежде с такими рукавами - будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, т.е. подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает , засучив рукава, хотя рукава м/б такими короткими, что и засучивать их не надо. - А теперь я хочу проверить, читаете ли вы книги от доски до доски, от корки до корки. - Многие крылатые выражения были взяты из сказок. - Закончите следующие выражения: 1) Поди туда – не знаю куда… 2) Скоро сказка сказывается… 3) Это всё присказка… 4) Кому вершки, а … - Из каких сказок появились эти выражения? - Что они обозначают? 1) Встань передо мной , как лист перед травой 2) Рожки да ножки 3) Битый небитого везет 4) По щучьему веленью - Некоторые обороты включают слова, называющие домашнее и дикое животное. - Продолжи и скажи, о каком человеке так говорят: Голоден как… Хитер, как Труслив, как Здоров, как… Изворотлив, как… Надут, как… Нем, как… Грязный, как… Упрямый, как… Болтлив, как… Колючий, как… Неуклюжий, как… - А сейчас послушайте стихотворение и найдите фразеологизм с названием животного: Не умеет дятел пить Нет у дятла слуха Говорят ему Медведь Наступил на ухо - Когда так говорят? - Следующее задание называется глаза, руки, нос. Составьте по данным словам и рисунку выражение. Объясните его и составьте с ним предложение. Глаза Вешать Задирать Носить на - Теперь вам нужно подобрать синонимы к фраз.: Золотые руки Бить баклуши Капля в море Один на один - Подберите антонимы: Заварить кашу Засучить рукава - Хорошо, вы справились с заданием - Я предлагаю выполнить трудное задание – отгадать ребусы и проявить смекалку, сообразительность и находчивость. - Какой фразеологизм здесь зашифрован? - Как вы его понимаете? - Чтобы разгадать ребус, надо убрать из строки все латинские буквы S СГ VD УЛ W Ь D К I И F Н N Н Q О ZС S - Фраза читается справа налево СОН ЬТАРИДАЗ - Молодцы, посмотрите на картинки, угадайте, какие фразеологизмы спрятаны. - что они значат? - заруби на носу - водить за нос - летит стрелой - родился в рубашке - А теперь, ребята, подведем итог нашего путешествия в замечательную страну фразеологизмов - Сейчас мы проведем аукцион, посмотрим, кто больше запомнил фразеологизмов - Вы называете фразеологизм и его значение. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Победит тот, у кого будет больше всего жетонов. - Победили… - Поздравляю вас, ребята. И награждаю вас медалью «Знаток страны фразеологизмов». - Что вы сегодня нового узнали? - Чему учились на уроке? - Какие задания понравились? - Было ли трудно? - В чем затруднялись? - Если занятие понравилось, похлопайте, если нет, потопайте. - До свидания. | Фразеологизмы Исп. фраз. в речи Речь красивая, разнообразная, яркая, меткие выр., точная ??? Нет места Счастливый Мало Болтает много Медленно Близко Грустить Мало Кожа кости Родился в рубашке Прикусил язык, так как он не понял совета в переносном смысле замолчать нужно со всем справился строго значит, не унывать Нос Уши Руки Язык Зубы Нос Уши Ноги Принеси то, не знаю что Да не скоро дело делается Сказка будет впереди Кому корешки Сивка-бурка Конёк-горбунок Серенький козлик Лиса и волк Емеля дурак Волк (о голодном) Лиса (о хитром) Заяц (о трусе) Бык (о здоровом) Уж (умеет выйти из любой сит.) Индюк (обидчивый) Рыба (молчалив) Свинья (грязный) Осёл (упрямый) Сорока (много говорящая) Еж (вспыльчивый) Медведь (неуклюжий) Когда нет слуха Разбегаются Нос Нос Руках Мастер на все руки Лодыря гонять Кот наплакал С глазу на глаз Расхлебывать кашу Спустя рукава С гулькин нос (очень мало) Задирать нос (зазнаваться) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...
Презентация к уроку по русскому языку. Тема "Фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов" 4 класс
Презентация к уроку...
Конспект урока по русскому языку, тема: Проверочная работа по теме "Местоимение" (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний, обучающихся о части речи «Местоимение».Планируемые результаты:Предметные: - знать, что такое «местоимение» и о его ро...
Конспект урока по русскому языку, тема: "Глагол, его роль в языке" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать гла...
Конспект урока по русскому языку . Тема: «Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»»
Цель деятельности учителя: - закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание».Планируемые результаты: Предметные: ...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Глагол, его роль в языке» (3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь с...
Конспект урока по русскому языку Тема: «Глагол, его роль в языке»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать, что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать глаголы в устной речи;- умет...