русский язык 1 класс. Тема: Правописание заглавной буквы в словах.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_bukva_v_slovahhh.docx668.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Школа: МБОУ Трубчевская СОШ №2

Класс:

ОС: Школа России

Тема: Правописание заглавной буквы в словах.

Тип урока: ОНЗ

Цель:

Содержательная: Знакомство с правилом употребления заглавной буквы в словах.

Деятельностная: Формирование умения правильно пользоваться правилом написания заглавной буквы в словах.

                 Дидактические задачи:

  1. Правильно называть буквы русского алфавита;
  2. писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
  3. применять изученные правила правописания: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных);
  4. правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
  5. использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Развивающие задачи:

1) Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;

2) С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

3) Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

4) Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,

учебнику).

5) Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

6) Выстраивать последовательность выбранных действий;

7) Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

8) Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;

9) Ответственно выполнять свою часть работы;

10)Оценивать свой вклад в общий результат;

11) Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

12) Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

13) Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

14) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные задачи:

1. Стремиться к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2.Прявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,

 в том числе     познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Правильно называет буквы русского алфавита;
  2. Пишет аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
  3. применяет изученные правила правописания: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных);
  4. правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
  5. использует изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Личностные:  

1. Стремится к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2.Прявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,

 в том числе     познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
  2. С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
  3. Формулирует выводы и подкрепляет  их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
  4. Распознаёт достоверную и недостоверную информацию, самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
  2. Выстраивает последовательность выбранных действий;
  3. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
  4. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
  5. Ответственно выполняет свою часть работы;
  6.  Оценивает  свой вклад в общий результат.

Коммуникативные:

  1. Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалоги и дискуссии;
  3. Корректно и аргументированно высказывает своё мнение;
  4. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Образовательные ресурсы: Русский язык. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.] – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019г.– С. 122-125. – (Школа России)

Оборудование: учебник, презентация, карточки

План урока

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Минутка чистописания

2.2. Викторина по пройденному материалу

2.3. Разбор пословицы

3. Этап локализация индивидуальных затруднений

4. Этап целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Выполнение упр. 1 стр 122

5.2. Самостоятельное формулирование правила в парах

6. Этап обобщение затруднений во внешней речи

6.1. Выполнение упр. 3 стр. 124

6.2. Выполнение упр. 5 стр 124

6.3. Выполнение упр. 6 стр. 125

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Самостоятельная работа, введение изученного в систему ранее усвоенных знаний и умений. (карточки)

7.2. Проверка по эталону

8. Этап включение в систему знаний и повторение

9. Этап рефлексия деятельности на уроке

9.1. Подведение итогов

9.2. Рефлексия

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

Планируемые результаты

1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Бегимай Атабековна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

-Проверьте ваше рабочее место, всё ли у вас готово к уроку.

1.2. Работа с пословицей

-Прежде чем я начну наш урок, я прочту вам пословицу, слушайте внимательно

- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.(слайд 1)

- Как вы понимаете эту пословицу?

-Да, ребята, Красна здесь в значении красива. То есть чем птица красивее поет, тем естественно она больше нам нравится. Ну а человек, конечно же, должен быть умным, а не глупым, в этом его красота и заключается по логике данной пословицы.

-Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое, я желаю что бы к концу урока вы все смогли выделится своими умениями, похвастаться своими знаниями.

-то что птица выделяется пением, а человек должен выделяться умом

Визуаль-

ный внешний контроль за готовно-стью детей к уроку

Л 2 Р1  Р5 К3

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

2.1.  Минутка чистописания

-Ребята, откройте свои рабочие тетради, запишите число сегодня 22 февраля, Классная работа.

-Давайте перед началом мы немножко разомнем наши руки:

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

-Теперь мы готовы с вами работать. *Правила посадки*

- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись(слайд2)

Октябрь – осень

Январь – зима

Март - ?

Август - лето

(март – весна, пишем букву «в»)

- Верно, но буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв – подруг. Какая это буква?

-Какое задание можно предложить, используя эту букву?

- Пишем букву «В» в соединении с гласными «е», «и», «у».

-Молодцы, ребята, отложите пожалуйста тетрадку.

2.2.  Викторина по пройденному материалу

-Сейчас вспомним всё, что мы уже знаем.

  • Алфавит
  • «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»:
  1. Когда мы с вами говорим, то произносим ...(речь).
  2. Речь состоит из ...(предложений).
  3. Предложения делятся на ...(слова).
  4. Слова можно разделить на ...(слоги).
  5. Слоги состоят из ...(звуков).
  6. Звуки делятся на 2 группы: на ...(гласные и согласные).
  7. На какие две группы можно разделить согласные?(твердые и мягкие, звонкие и глухие)
  8. Назовите буквы, которые составляют пары по звонкости - глухости. ([б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш], [з]- [с])
  9. Третья буква в алфавите (В)
  10. Сколько слогов в слове ребята (3)
  11. Какие буквы в русском языке звуков не обозначают? (Ъ,ь)

-Отлично, вы ответили на все мои вопросы, приступим к следующему заданию.

2.3. Разбор пословицы

-Прочитайте пословицу(слайд3)

Хорошая книга — луч…й друг.

- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

-Обратите внимание какая орфограмма пропущена?

-Верно, молодцы!

-Какой звук слышится на конце слова друг? ([К].}

-Какую букву нужно писать в этом слове? Докажите.

-Как это можно проверить?

-Совершенно верно.

-Весна

- заглавная

- составить слоги, слова

 

-Смысл пословицы «Хорошая книга — лучший друг» заключается в том, что книга может стать своеобразным собеседником, которому можно не бояться поведать все свои секреты.

- В слове лучший — ШИ. Сочетания ЖИ—ШИ пишем с буквой И.} .

- Нужно изменить слово: друг — друга. В слове друга перед гласным А слышится звук [Г] и пишется буква Г. Значит, и в слове друг на конце пишется буква Г.

Фрон-тальный

устный опрос

Л2 П3 Р4 Р5  Р6

К2 К3 П4

 

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Игра «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать.»

- Что вы любите больше всего на свете? Конечно, игры. Давайте поиграем.

-Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа).

Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена.

- Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?(3 человека записывают имена). Я тоже запишу рядом имя своей подруги. (Анализируем записанное).

- Так почему же я написала с большой буквы, *** с маленькой, а ***тоже с большой? Кто из нас прав? Ответить на этот вопрос нам поможет наш урок.

-Играть

Фронтальный , самостоятельная работа

Р5 Р6  К3 К2 П3 П4

4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Как вы думаете, как  же будет звучать тема нашего урока?

-Ребята, тема нашего урока звучит следующим образом: - Правописание заглавной буквы в словах.(слайд 5)

4.2. Формулирование цели урока

-Как вы думаете, какую цель мы поставим на нашем уроке?

-Я обобщила ваши ответы и у нас получилась следующая цель:

- Познакомиться   с правилом употребления заглавной буквы в словах.  (слайд 6)

 

-Правописание заглавной буквы в словах

-Познакомиться   с правилом употребления заглавной буквы в словах.

Фронтальная

Л2 П2 Р1 К3 К4 К2

5. Реализация построенного проекта

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

5.1. выполнение упр. 1 стр 122.

-Ребята откройте пожалуйста учебники на стр. 122, посмотрите на упр. 1

-*** прочитай мне 1 группу слов, Что они называют?(далее 2, 3,4..)

-следовательно какой мы вывод можем сделать?

5.2. Самостоятельное формулирование правила в парах.

-Ребята, а теперь сформулируйте правило самостоятельно, проговорите его с соседом по парте, задайте вопросы друг другу.

-*** какой ты вопрос задала *** (спросить нескольких)

-кто готов рассказать мне правило?

-Молодцы, ребята давайте обобщим, правило.

С заглавной буквы пишутся:

Первое слово в предложении;

Имена, отчества и Фамилии;

Клички животных;

Название городов, рек, стран, морей, деревень, сёл, улиц.

-Молодцы, вы составили хорошие правила, а теперь послушайте мое правило в стихотворной форме.

Буква обычная выросла вдруг, выросла выше всех букв.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему?  За какие заслуги?

Буква расти сама не хотела, букве поручено важное дело.

Имя, фамилия, пишутся с нею, чтобы заметней ей быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо имя твое, имя улицы города. Имена, фамилии, клички, города –

все с заглавной буквы пишутся всегда.

Начинает буква важные слова: Иванова Анна, Шуя и Москва.

Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя.

Коля, Ира, Алексей, и Сережа, и Андрей,

Никогда не забывайте, имя буквой выделяйте!

Всех ребят мы уважаем, имя буквой выделяем:

Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей и Сережа, и Андрей.

Лена, Наташа, Светлана и Алла – с буквы заглавной я написала. Правило это запомнить готова: с буквы заглавной пишется слово,

Когда человека оно называет, с маленькой буквы тех слов не бывает,

-Вам понравилось мое правило в стихотворной форме?

-Ребята, вы наверное устали, проведём физминутку

ФИЗМИНУТКА

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз

 

Фронтальный опрос

Л2 П3 П4 Р1 Р3 Р5 Р6 К2 К3

6. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

.

6.1. Выполнение упр. 3 стр. 124

-А теперь давайте подумаем. Почему меня раньше звали  Бека, а теперь Бегимай,  раньше называли девочку Надя, а теперь Надежда это что – разные имена?

- а как называют такую форму имени? (Надя, Маша, Саша), пообсуждайте в парах как звучит ваше сокращенное и полное имя, и подумайте как вас будун называть когда вы повзрослеете.

- Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное?

-Молодцы, выполнили задание.

6.2. Выполнение упр. 4 стр 124

-Посмотрите, на стр. 124 упр. 5, имена только в ласковой форме, прочитай первое имя ***(2 и 3)

-А как вас называли в детстве вы помните?(поспрашивать 2-3 чел)

6.3. Выполнение упр. 6 стр. 125

- Упр. 6 на стр. 125, прочитайте пожалуйста ФИО членов одной семьи.

-Обратите внимание что фамилии у всех одинаковые

-Прочитайте отечество детей Оли и Коли.

-Ребята запомните что отчество дается по отцу

-А почему у папы и у мамы отчество разные?

-Догадайтесь как зовут папу мамы и папу папы.

-Молодцы ребята.

-нет, одно и то же имя .

-когда общаешься с другом, родственниками  

-Ивановна, Иванович.

- У них разные папы.

- Егор, Илья.

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

Л2 П3 П4 Р1 Р3 Р4 Р5 Р6 К2 К3 К4

7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

7.1. Самостоятельная работа, введение изученного в систему ранее усвоенных знаний и умений. (карточки)

- Вам предлагается выполнить задание на карточках .

1. Подчеркни слова, которые надо писать с большой буквы.

кошка, александр, тётя, васька, москва, игоревич, дядя, ложка, дверь, мурка, собака, корова, воробей.

2. Выпиши названия городов, улиц, рек, морей.

Река Волга впадает в Каспийское море.

На берегу этой реки раскинулся город Саратов.

Я живу на улице Горького.

_______________________________________________

3. Составь и запиши предложения из слов:

кот, у, Тишка, жил, Вари. _______________________

4. Запиши клички животным:

котёнок __________________________

щенок ___________________________

тигрёнок _________________________

попугай __________________________

крыса ___________________________

7.2. Проверка по эталону

- Посмотрите внимательно на слайд и сравните, правильно ли вы выполнили задание

-Кто не допустил ошибок?

Самостоятельная работа

Л2 П4 Р5 Р6 К2 К3 К4

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Включение в систему знаний и повторений.

-Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше?

Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.

 -И последнее задание на сегодня.

- Найдите в тексте слова, которые пишутся с заглавной буквы. Объясните их написание. 

Школа.

В деревне Ильинка новая школа. Утром Вера Павлова и Андрей Петров идут туда. После уроков Саша убрал класс. Ребят ждёт собака Дружок.

- Какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Кто уже не ошибается в написании фамилии, имён и отчеств людей?

По имени отчеству называют уважаемых людей

-Ильинка

-Вера Павлова

-Андрей Петров

-Саша

-Дружок

Самостоятельная работа

Л2 П3 П4 Р5 Р6 К2 К3 К4

9.  Рефлексия деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

9.1. Подведение итогов

- Вот и подходит к концу наш урок? Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему?

- Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока?

Давайте продолжим фразу: СЛАЙД 13.

На уроке я узнал, что…

Я выполнял задания… (Как?)

Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)….

Лучше всего у меня получилось….

 9.2. Рефлексия

-Поднимите руки те,  кто считает, что хорошо поработал на уроке

-Поднимите руки те, у кого возникли трудности на уроке? Какие трудности у вас были?

-Чья работа на уроке вам понравилась больше всего? Почему?

-Нужно знать правило

Фронтальный опрос

Индивидуальный 

Л2 П3 Р3 Р4 Р6 К1 К2 К3 К4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».

В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс, с приложениями. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)...

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"...

Самоанализ урока русского языка на тему "Письмо заглавной буквы К"

Самоанализ проведенного урока - это отличная база для усовершенствования собственной роли в образовательном процессе....

Урок в 1 классе по русскому языку на тему: " Правописание заглавной буквы в словах"

Цель: Развивать умение писать с большой буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населённых пунктов, познакомить учащихся с понятием «имена собственные».Ученик научи...