русский язык 1 класс. Тема: Правописание заглавной буквы в словах.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Школа: МБОУ Трубчевская СОШ №2
Класс: 1Б
ОС: Школа России
Тема: Правописание заглавной буквы в словах.
Тип урока: ОНЗ
Цель:
Содержательная: Знакомство с правилом употребления заглавной буквы в словах.
Деятельностная: Формирование умения правильно пользоваться правилом написания заглавной буквы в словах.
Дидактические задачи:
- Правильно называть буквы русского алфавита;
- писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
- применять изученные правила правописания: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных);
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
- использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Развивающие задачи:
1) Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
2) С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
3) Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
4) Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику).
5) Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
6) Выстраивать последовательность выбранных действий;
7) Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
8) Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
9) Ответственно выполнять свою часть работы;
10)Оценивать свой вклад в общий результат;
11) Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
12) Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
13) Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
14) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные задачи:
1. Стремиться к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2.Прявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,
в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Правильно называет буквы русского алфавита;
- Пишет аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
- применяет изученные правила правописания: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных);
- правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
- использует изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Личностные:
1. Стремится к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2.Прявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,
в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
Познавательные:
- Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
- С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
- Распознаёт достоверную и недостоверную информацию, самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Выстраивает последовательность выбранных действий;
- Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
- Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
- Ответственно выполняет свою часть работы;
- Оценивает свой вклад в общий результат.
Коммуникативные:
- Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалоги и дискуссии;
- Корректно и аргументированно высказывает своё мнение;
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
Образовательные ресурсы: Русский язык. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.] – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019г.– С. 122-125. – (Школа России)
Оборудование: учебник, презентация, карточки
План урока
1. Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Минутка чистописания
2.2. Викторина по пройденному материалу
2.3. Разбор пословицы
3. Этап локализация индивидуальных затруднений
4. Этап целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Выполнение упр. 1 стр 122
5.2. Самостоятельное формулирование правила в парах
6. Этап обобщение затруднений во внешней речи
6.1. Выполнение упр. 3 стр. 124
6.2. Выполнение упр. 5 стр 124
6.3. Выполнение упр. 6 стр. 125
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
7.1. Самостоятельная работа, введение изученного в систему ранее усвоенных знаний и умений. (карточки)
7.2. Проверка по эталону
8. Этап включение в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексия деятельности на уроке
9.1. Подведение итогов
9.2. Рефлексия
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы контроля | Планируемые результаты |
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Бегимай Атабековна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. -Проверьте ваше рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. 1.2. Работа с пословицей -Прежде чем я начну наш урок, я прочту вам пословицу, слушайте внимательно - Красна птица пеньем, а человек – ученьем.(слайд 1) - Как вы понимаете эту пословицу? -Да, ребята, Красна здесь в значении красива. То есть чем птица красивее поет, тем естественно она больше нам нравится. Ну а человек, конечно же, должен быть умным, а не глупым, в этом его красота и заключается по логике данной пословицы. -Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое, я желаю что бы к концу урока вы все смогли выделится своими умениями, похвастаться своими знаниями. | -то что птица выделяется пением, а человек должен выделяться умом | Визуаль- ный внешний контроль за готовно-стью детей к уроку | Л 2 Р1 Р5 К3 |
2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | 2.1. Минутка чистописания -Ребята, откройте свои рабочие тетради, запишите число сегодня 22 февраля, Классная работа. -Давайте перед началом мы немножко разомнем наши руки: Пальчиковая гимнастика «Замок» На двери висит замок Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Тянем кисти в стороны.) Покрутили… (Волнообразные движения.) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.) И открыли! (Пальцы расцепились.) -Теперь мы готовы с вами работать. *Правила посадки* - Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись(слайд2) Октябрь – осень Январь – зима Март - ? Август - лето (март – весна, пишем букву «в») - Верно, но буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв – подруг. Какая это буква? -Какое задание можно предложить, используя эту букву? - Пишем букву «В» в соединении с гласными «е», «и», «у». -Молодцы, ребята, отложите пожалуйста тетрадку. 2.2. Викторина по пройденному материалу -Сейчас вспомним всё, что мы уже знаем.
-Отлично, вы ответили на все мои вопросы, приступим к следующему заданию. 2.3. Разбор пословицы -Прочитайте пословицу(слайд3) Хорошая книга — луч…й друг. - Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. -Обратите внимание какая орфограмма пропущена? -Верно, молодцы! -Какой звук слышится на конце слова друг? ([К].} -Какую букву нужно писать в этом слове? Докажите. -Как это можно проверить? -Совершенно верно. | -Весна - заглавная - составить слоги, слова
-Смысл пословицы «Хорошая книга — лучший друг» заключается в том, что книга может стать своеобразным собеседником, которому можно не бояться поведать все свои секреты. - В слове лучший — ШИ. Сочетания ЖИ—ШИ пишем с буквой И.} . - Нужно изменить слово: друг — друга. В слове друга перед гласным А слышится звук [Г] и пишется буква Г. Значит, и в слове друг на конце пишется буква Г. | Фрон-тальный устный опрос | Л2 П3 Р4 Р5 Р6 К2 К3 П4
|
3. Локализация индивидуальных затруднений. Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | Игра «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать.» - Что вы любите больше всего на свете? Конечно, игры. Давайте поиграем. -Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа). Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена. - Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?(3 человека записывают имена). Я тоже запишу рядом имя своей подруги. (Анализируем записанное). - Так почему же я написала с большой буквы, *** с маленькой, а ***тоже с большой? Кто из нас прав? Ответить на этот вопрос нам поможет наш урок. | -Играть | Фронтальный , самостоятельная работа | Р5 Р6 К3 К2 П3 П4 |
4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока - Как вы думаете, как же будет звучать тема нашего урока? -Ребята, тема нашего урока звучит следующим образом: - Правописание заглавной буквы в словах.(слайд 5) 4.2. Формулирование цели урока -Как вы думаете, какую цель мы поставим на нашем уроке? -Я обобщила ваши ответы и у нас получилась следующая цель: - Познакомиться с правилом употребления заглавной буквы в словах. (слайд 6) |
-Правописание заглавной буквы в словах -Познакомиться с правилом употребления заглавной буквы в словах. | Фронтальная | Л2 П2 Р1 К3 К4 К2 |
5. Реализация построенного проекта Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | 5.1. выполнение упр. 1 стр 122. -Ребята откройте пожалуйста учебники на стр. 122, посмотрите на упр. 1 -*** прочитай мне 1 группу слов, Что они называют?(далее 2, 3,4..) -следовательно какой мы вывод можем сделать? 5.2. Самостоятельное формулирование правила в парах. -Ребята, а теперь сформулируйте правило самостоятельно, проговорите его с соседом по парте, задайте вопросы друг другу. -*** какой ты вопрос задала *** (спросить нескольких) -кто готов рассказать мне правило? -Молодцы, ребята давайте обобщим, правило. С заглавной буквы пишутся: Первое слово в предложении; Имена, отчества и Фамилии; Клички животных; Название городов, рек, стран, морей, деревень, сёл, улиц. -Молодцы, вы составили хорошие правила, а теперь послушайте мое правило в стихотворной форме. Буква обычная выросла вдруг, выросла выше всех букв. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти сама не хотела, букве поручено важное дело. Имя, фамилия, пишутся с нею, чтобы заметней ей быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо имя твое, имя улицы города. Имена, фамилии, клички, города – все с заглавной буквы пишутся всегда. Начинает буква важные слова: Иванова Анна, Шуя и Москва. Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя. Коля, Ира, Алексей, и Сережа, и Андрей, Никогда не забывайте, имя буквой выделяйте! Всех ребят мы уважаем, имя буквой выделяем: Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя, Коля, Ира, Алексей и Сережа, и Андрей. Лена, Наташа, Светлана и Алла – с буквы заглавной я написала. Правило это запомнить готова: с буквы заглавной пишется слово, Когда человека оно называет, с маленькой буквы тех слов не бывает, -Вам понравилось мое правило в стихотворной форме? -Ребята, вы наверное устали, проведём физминутку ФИЗМИНУТКА Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз |
| Фронтальный опрос | Л2 П3 П4 Р1 Р3 Р5 Р6 К2 К3 |
6. Обобщение затруднений во внешней речи. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. . | 6.1. Выполнение упр. 3 стр. 124 -А теперь давайте подумаем. Почему меня раньше звали Бека, а теперь Бегимай, раньше называли девочку Надя, а теперь Надежда это что – разные имена? - а как называют такую форму имени? (Надя, Маша, Саша), пообсуждайте в парах как звучит ваше сокращенное и полное имя, и подумайте как вас будун называть когда вы повзрослеете. - Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное? -Молодцы, выполнили задание. 6.2. Выполнение упр. 4 стр 124 -Посмотрите, на стр. 124 упр. 5, имена только в ласковой форме, прочитай первое имя ***(2 и 3) -А как вас называли в детстве вы помните?(поспрашивать 2-3 чел) 6.3. Выполнение упр. 6 стр. 125 - Упр. 6 на стр. 125, прочитайте пожалуйста ФИО членов одной семьи. -Обратите внимание что фамилии у всех одинаковые -Прочитайте отечество детей Оли и Коли. -Ребята запомните что отчество дается по отцу -А почему у папы и у мамы отчество разные? -Догадайтесь как зовут папу мамы и папу папы. -Молодцы ребята. | -нет, одно и то же имя . -когда общаешься с другом, родственниками -Ивановна, Иванович. - У них разные папы. - Егор, Илья. | Фронтальный опрос Самостоятельная работа | Л2 П3 П4 Р1 Р3 Р4 Р5 Р6 К2 К3 К4 |
7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | 7.1. Самостоятельная работа, введение изученного в систему ранее усвоенных знаний и умений. (карточки) - Вам предлагается выполнить задание на карточках . 1. Подчеркни слова, которые надо писать с большой буквы. кошка, александр, тётя, васька, москва, игоревич, дядя, ложка, дверь, мурка, собака, корова, воробей. 2. Выпиши названия городов, улиц, рек, морей. Река Волга впадает в Каспийское море. На берегу этой реки раскинулся город Саратов. Я живу на улице Горького. _______________________________________________ 3. Составь и запиши предложения из слов: кот, у, Тишка, жил, Вари. _______________________ 4. Запиши клички животным: котёнок __________________________ щенок ___________________________ тигрёнок _________________________ попугай __________________________ крыса ___________________________ 7.2. Проверка по эталону - Посмотрите внимательно на слайд и сравните, правильно ли вы выполнили задание -Кто не допустил ошибок? | Самостоятельная работа | Л2 П4 Р5 Р6 К2 К3 К4 | |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Включение в систему знаний и повторений. -Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше? Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение. -И последнее задание на сегодня. - Найдите в тексте слова, которые пишутся с заглавной буквы. Объясните их написание. Школа. В деревне Ильинка новая школа. Утром Вера Павлова и Андрей Петров идут туда. После уроков Саша убрал класс. Ребят ждёт собака Дружок. - Какие слова пишутся с заглавной буквы? - Кто уже не ошибается в написании фамилии, имён и отчеств людей? | По имени отчеству называют уважаемых людей -Ильинка -Вера Павлова -Андрей Петров -Саша -Дружок | Самостоятельная работа | Л2 П3 П4 Р5 Р6 К2 К3 К4 |
9. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | 9.1. Подведение итогов - Вот и подходит к концу наш урок? Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему? - Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока? Давайте продолжим фразу: СЛАЙД 13. На уроке я узнал, что… Я выполнял задания… (Как?) Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)…. Лучше всего у меня получилось…. 9.2. Рефлексия -Поднимите руки те, кто считает, что хорошо поработал на уроке -Поднимите руки те, у кого возникли трудности на уроке? Какие трудности у вас были? -Чья работа на уроке вам понравилась больше всего? Почему? | -Нужно знать правило | Фронтальный опрос Индивидуальный | Л2 П3 Р3 Р4 Р6 К1 К2 К3 К4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».
В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....
Презентация по русскому языку на тему: "Письмо заглавной буквы Ф" 1 класс
Презентация по русскому языку 1 класс...
Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)
Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс, с приложениями. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)...
План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"
План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"...
Самоанализ урока русского языка на тему "Письмо заглавной буквы К"
Самоанализ проведенного урока - это отличная база для усовершенствования собственной роли в образовательном процессе....
Урок в 1 классе по русскому языку на тему: " Правописание заглавной буквы в словах"
Цель: Развивать умение писать с большой буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населённых пунктов, познакомить учащихся с понятием «имена собственные».Ученик научи...