Урок русского языка по теме "Правописание удвоенных согласных в словах" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-russkog-yazyika-v-3-klasse-pravopisanie-dvojnyih-soglasnyih-v-korne-slova.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3-м классе "Правописание двойных согласных в корне слова"
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
Образовательные:
- сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова;
- учить выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, эстетические чувства;
- показать бережное и экологически правильное отношение к природе;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать интерес и любовь к природе;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
- воспитывать умение слушать других, работать в парах.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, внимание, память, речь, интеллектуальное мышление (сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы);
- развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, сказок, создания проблемных ситуаций;
- развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповых и коллективных форм работы;
- научить применять изученный материал в повседневной жизни;
- развивать эмоции, творческие способности;
- развивать словарный запас.
Планируемые результаты:
- Предметные:
научатся правописанию двойных согласных в корне слова, находить слова в текстах.
Метапредметные:
Регулятивные: умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности; контролировать свою деятельность по результату; умение планировать деятельность и оценивать;
Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач;
предметные - знакомиться со словами, в которых есть двойные согласные в корне и их отличительными признаками.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.
- Личностные:
самоопределение - проявляют положительное отношение к школе; смыслообразование — осознают значение учебной деятельности;
нравственно-этическая ориентация - выражают эмоционально-нравственную отзывчивость.
Оборудование:
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2013г.»
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1
- подборки стихов, сказок, загадок на тему;
- фотографии аллеи;
- магнитофон, запись музыки и звуков;
- карточки для самостоятельной работы;
- компьютерная презентация.
Необходимые ресурсы:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация Power Point к уроку.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
(Звучит музыка В.Я. Шаинского на стихи М.С. Пляцковского "Улыбка").
- Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите эту мелодию?
- Почему?
- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Давайте улыбнемся друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.
- Прежде чем мы начнем работать, давайте выполним гимнастику для пальчиков. Возьмите в руки карандаши.
- Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Молодцы!
- Откройте свои тетрадочки, запишите сегодняшнее число, вторая строчка – классная работа.
2. Мотивация познавательной деятельности. Чистописание.
- Посмотрите на доску. Читаем глазками первую строчку. Что это?
+ Слоги.
- Хорошо. Теперь Яна прочитай, пожалуйста, вслух. Умница. Теперь Эмиль. Молодец. Спишите к себе в тетради только первую строчку, только слоги.
Мо ро ви де лу пя
- Посмотрите на вторую строчку. Читаем глазками. (Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.)
- Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Что нужно сделать?
- Разделите на слова и запишите полученное предложение.
(Регина работает у доски).
- Какое предложение получилось?
Хорошо весной гулять по цветущей аллее.
- Что такое аллея?
- АЛЛЕ́Я - дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам. (иллюстрация).
- Скажите, что интересного вы заметили в написании данного слова?
+ -лл-
- Верно, молодцы. Подумайте, можно ли объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
- Это слово не просто так появилось в нашей минутке чистописания.
Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
+ Правописание слов с удвоенными согласными.
- Здорово, ребята, молодцы! Верно.
(тема урока появляется на первом слайде).
- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).
- Для чего мы изучаем эту тему? Где можем применить полученные знания?
3. Словарная работа.
- Слайды со 2 по 7.
(слова вывешиваю на доске).
- Придумайте и запишите предложение с любым из этих слов.
- Какое предложение у тебя получилось? Молодцы!
4. Актуализация необходимых знаний. Постановка проблемы.
- Скажите, пожалуйста, какое время года сейчас на дворе?
+ Зима.
- Назовите мне зимние месяцы.
+ Декабрь, январь, февраль.
- Какой любимый, самый волшебный, самый зимний праздник всех возрастов приближается?
+ Новый год.
- Скоро Новый год. К нам уже спешит Дед Мороз. Он прислал нам мешок с сюрпризом. Давайте же поскорее посмотрим, что там лежит.
+ Снежинка.
- На этой снежинке слово. Давайте его прочитаем.
+ Пер..он.
- Скажите, что такое перрон?
+ ПЕРРО́Н - пассажирская платформа на вокзале.
- Ребята, посмотрите, здесь пропущена буква.
- Сколько букв -р- мы напишем в этом слове?
- Наши мнения разделились. В течение урока подумайте об этом слове, а в конце урока вы ответите на вопрос, сколько же букв -р- мы будем писать в данном слове.
5. Организация познавательной деятельности.
- Дед Мороз очень спешит к вам. Он приготовил для вас интересные задания, а за выполнение этих заданий в конце вы получите от него подарки. Ведь Дедушка Мороз – волшебник и он очень любит дарить подарки детям.
1 задание:
Итак, первое его задание – загадки. Давайте мы их разгадаем, а отгадки запишем с новой красной строки, через запятую, а удвоенные согласные подчеркнем.
(иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на 9 -16 слайдах).
1. Плещет тёплая волна
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?
+ Ванна
2. Стою на крыше
Всех труб выше.
Телевизор без меня
Не посмотрите ни дня!
+ Антенна
3. Что за твердая река,
К нам течет издалека?
Лодки здесь не проплывают,
А машины проезжают!
+ Шоссе
4. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я ...
+ Хоккей.
- Физминутка «Лепим снеговика».
6. Работа по теме урока.
- Ребята, а знаете ли вы, как появился праздник Новый год?
- В мешочке Дед Мороз прислал вам письмо, в котором написана волшебная история самого нашего любимого праздника. Дедушка хочет, чтобы вы ее непременно узнали.
Давным-давно жила-была девочка. Звали её Аленушка. Жила девочка с мачехой. Мачеха не любила Аленушку. Кормила ее объедками со своего стола, заставляла делать её всю грязную работу. Девочке было очень трудно. Во всей её несчастной жизни была лишь одна радость: братик Ванечка. А ещё у неё была заветная мечта: найти родственников, да таких, которым она будет нужна. Аленушка всегда надеялась, что её мечта сбудется.
Однажды мачеха решила избавиться от девочки. Она велела идти в дальний лес за травой-муравой. А лес тот был заколдован, и люди всегда его обходили стороной. Но идти пришлось.
Чтобы Аленушке было не так страшно идти, выполним упражнение 233 на стр. 121.
- Выполнение упражнения.
- Чтение правила.
Слайд 18.
- Запомните, ребята, удвоенная согласная пишется там, где слова тянутся долго, например, сумма, телеграмма, группа.
Слайд 19.
-Итак, слушаем сказку дальше.
Девочка попрощалась с братцем и пошла в лес. В лесу было очень страшно. Кругом деревья были сухими и неживыми. Но она шла вперёд. Вдруг она услышала хруст веток, и откуда ни возьмись навстречу выскочил заяц. За ним гнались. Девочка взяла зайца на руки. Вдруг показалось и само чудовище. Это была очень старая и страшная ведьма.
- Ребята, чтобы эта ведьма не заколдовала нас и наши глаза, нам нужно выполнить гимнастику для глаз про незаколдованный и зеленый лес вместе со сказочным героем котом Леопольдом.
- Слайд 20.
- Молодцы. Слушаем дальше.
-Отдай мне зайца. – сказала ведьма, - А сама уходи. Я тебя не трону.
- Не отдам,- ответила Аленушка.
-Ну, тогда берегись, - сказала ведьма, - Каждый раз, когда ты будешь помогать нуждающимся, я буду забирать твою красоту и молодость.
Аленушке было очень страшно, но она не показала виду. Ведьма взмахнула своим посохом и исчезла, а девочка в тот же миг превратилась из двенадцатилетней девочки в девушку.
- Спасибо тебе, Алена, - сказал заяц, - я знаю, куда ты идёшь, и помогу тебе.
-Ты можешь говорить? - удивилась девочка, - А откуда ты знаешь, как меня зовут?
-Я всё знаю, - сказал заяц, - И тебе, чтобы достать траву-мураву, надо идти прямо, никуда не сворачивая, семь дней и семь ночей. И увидишь на пути старый дуб. На том дубе сидит птица - говорун. Он тебе поможет. А пока, до свидания, - сказал заяц и ускакал.
Алена пошла дальше. Шла она семь дней и семь ночей. И тут увидела медведя. Он лежал без сил, он замёрз.
- Ребята, а чтобы мы не замерзли, выполним упражнение 235 на странице 122.
(Слайд 21).
- Выполнение упражнения.
- Ребята, как вы думаете, как можно переносить слова с двойными согласными с одной строки на другую?
(Слайд 22).
- Слушаем, что же произошло дальше.
Девочка сняла с плеч своих старенький платок и накрыла им медведя. Тут же из девушки она превратилась во взрослую женщину.
- Спасибо тебе, Аленушка, - сказал медведь и убежал.
Девочка пошла дальше. Впереди она увидела старый дуб. На дубе сидела птица - говорун.
-Здравствуй, птица - говорун, - сказала Алена.
- Я знаю, зачем ты пришла. Но я не могу тебе помочь. Вся сила заключается в зелёной листве дуба. Но, как ты видишь, дуб высох, и чтобы его оживить, надо его обнять и сказать свои самые заветные мечты. Но при этом вся жизненная сила уйдёт в дуб.
- Ребята, чтобы наша жизненная сила и энергия не иссякли, поиграем с вами в игру, которая называется «Поймай слово».
- Игра «Поймай слово».
Игра «Поймай слово». (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).
Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.
- Молодцы. Слушайте дальше.
Девочка молча подошла к дубу и обняла его. Она упала без сил. И случилось чудо. На дубе стали распускаться листья. На землю начал падать белый пушистый снег. Птица - говорун подлетел к Аленушке. Она превратилась в старушку. Птица - говорун прочитал заклинание. Девочка очнулась и снова стала двенадцатилетней девочкой. Она оглянулась. Дуб был весь в зелёной листве, кругом лежал белый снег. Она увидела рядом медведя и зайца. Птица - говорун вновь произнёс заклинание, и медведь превратился в Деда Мороза, а заяц – в тройку лошадей с волшебными санями.
- Ты очень добрая девочка, - сказала птица - говорун,- И за твою доброту старый дуб расколдовал чары злой колдуньи. Дед Мороз – это твой дедушка. А ты - Снегурочка. И день гибели злой колдуньи будет началом Нового Года. Ибо так будет всегда!
Снегурочка низко поклонилась и поблагодарила птицу.
Обратная дорога не была уже такой страшной и долгой. Они с дедушкой мчались на санях и мило беседовали. Впервые девочка чувствовала себя счастливой.
Вернувшись домой, Снегурочка увидела на месте своего дома красивый дворец с огромным красивым садом. Навстречу ей выбежал братик Ванечка. Аленушка очень удивилась, увидев в саду красивую наряженную ёлку. Дед Мороз сказал ей: «После того, как ты победила злую колдунью, все злые люди превратились в ёлки. И чтобы они помнили доброту людей, каждый год в этот день, люди будут их наряжать, водить вокруг них хоровод и поздравлять друг друга с Новым Годом.
Вот так, благодаря бесстрашной и доброй девочке, появился самый счастливый и весёлый праздник, Новый Год.
(Иллюстрация Деда Мороза и Снегурочки).
6. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.
- А сейчас, ребята, для вас самостоятельная работа. У вас на партах лежат вот такие карточки. Распределите эти слова в два столбика: в первый – слова с двойными согласными, во второй столбик – слова с одной согласной.
На 23 слайде появляются слова:
Ак..уратный, ак..робат, клас.., тел..ефон.
После окончания работы выполняется взаимопроверка.
На 24 слайде появляются два столбика для проверки.
аккуратный | акробат |
класс | телефон |
7. Кроссворд. (Резерв)
- Подобрать нужное слово и записать по горизонтали.
1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).
3. Место, где продают билеты (касса).
4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).
5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (класс).
- Молодцы! Вы доказали, что ваш класс самый дружный, умный, внимательный.
8. Рефлексия.
- Давайте вспомним, какую тему изучали на уроке?
- Что нового узнали?
- Достигли поставленных целей?
- Кто испытывал трудности? Как вы думаете почему?
- Итак, давайте вспомним слово, которое прислал нам Дед Мороз на снежинке. Скажите, сколько же букв –р- мы будем писать в слове «перрон»?
- Оцените свою работу. (на экране три кружочка: синий, зелёный, красный)
- Кто не испытывал трудностей выполнял работу быстро и правильно, тот рисует в тетради синий кружочек).
- У кого были ошибки или что то не получалось, тот рисует зелёный кружочек.
- У кого было много ошибок и все упражнения вызывали трудности, тот рисует красный кружочек.
9. Дед Мороз дарит подарки.
- Ребята, закройте глаза. Вы слышите шаги Деда Мороза? Это он принес обещанные подарки за хорошую работу на уроке. Вы молодцы!
(Звучит вой вьюги и скрип шагов).
- Откройте глазки. Дедушка прилетел к нам и каждому из вас оставил подарок. Посмотрите у себя под стулом. Там сюрприз.
10. Домашнее задание.
- Молодцы!
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Слова с удвоенными согласными
2 класс. УМК "Планета знаний"...
Урок русского языка "Слова с удвоенными согласными"
Конспект урока по русскому языку....
Конспект урока русского языка на тему "Удвоенные согласные"
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе....
Презентация к уроку русского языка по теме "Удвоенные согласные" 2 класс
Материал презентации помогает учителю активизировать учащихся на этапе актуализации знаний по предложенной теме и осуществить первое пробное действие.Рассмотреть варианты, найти оптимальное реше...
2020 Урок русского языка «Слова с удвоенными согласными»
Презентация Слова с удвоенными согласными Русский язык 2 классСлова с удвоенными согласными Русский язык 2 класс– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив ...
Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса. Планируемые результаты:Предметные:знать правило написания удвоенных согласных в слов...
Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными"
Цели:Образовательная:- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;Развивающая:- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной ре...