технологическая карта урока русского языка 3 класс Род имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
конспект урока для 1 и 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imyon_sushchestvitelnyh_3_klass.doc | 71.5 КБ |
urok_v_1_klasse.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Рябчикова Оксана Геннадиевна
Учитель начальных классов МОАУ «ООШ №3»
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема урока: Род имён существительных
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель урока | -познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом; -сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе; |
Задачи урока | -научить определять род имён существительных; -продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости. -воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством |
Планируемые результаты (предметные) | - освоение орфограмм, формирование орфографической грамотности, умение обосновать условие выбора; - развитие умения работать в парах, развитие навыков контроля и самоконтроля; - становление риторики как основной базы речи, обогащение словарного запаса, развитие абстрактного мышления. |
Личностные результаты УДД | установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение. |
УУД (метапредметные) | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний. Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Форма учебной деятельности, методы обучения. Оборудование урока | Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение. Оборудование: Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, мультимедиапроектор, ресурсы сети Интернет, экран, карточки. |
ХОД УРОКА
№ п\п | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный этап. | -осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности; -создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 1.Организационный момент. Доброго дня, ребята. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Предлагаю улыбнуться И в работу окунуться! Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку | Настраиваются на работу. Записывают число в тетрадях. |
2. | Актуализация знаний и мотивация. | -актуализировать изученные способы действий, -тренировать мыслительные операции; | - Послушайте строки: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметов. - О какой части речи это стихотворение? Давайте поиграем в игру «Да-Нет» - Имя существительное обозначает предмет? (Да!) - Отвечает на вопросы: что делает, что сделает? (Нет) - Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным? (Да) - Имя существительное может быть собственным и нарицательным? (Да) - Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными. - Ребята, у вас на партах есть карточки, на которых записаны слова, подчеркните имена существительные. Сорока, собираться, стакан, снегирь, сахар, светлый, светить, собака. С какой буквы начинаются все слова? Запишем в тетрадь: Число Классная работа И на минутку чистописания букву Сс | Выполняют упражнение, принимают участие в поиске мотивации |
3. | Постановка учебной задачи. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | 1. Запишите под диктовку. Река, Москва, солнце, пирог, животное, мыши, Волга, площадь, Алексей. Проверка слов Слайд 2 https://cloud.mail.ru/public/ViMt/z3dweqdqX (Дети вставляют пропущенные орфограммы) 2. На какие две группы можно разделить слова? (собственные и нарицательные) 3. Какое слово здесь лишнее? - Сегодня, ребята, мы откроем еще один секрет имени существительного. - Ребята, эти слова можно будет разделить на 3 группы. А на какие - сегодня узнаем. - Как вы понимаете слово «род»? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Род - это семья, родня. Сегодня на уроке узнаем какой бывает род у имён существительных. Задача - это научиться определять род имён существительных. | На основе наводящих учителем вопросов формулируют тему и цели урока |
4. | «Открытие» детьми нового знания Физминутка | -использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся |
- Послушайте сказку - Давным-давно Имя Существительное путало своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды оно издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят: - Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ». - А вот ключ к моим словам, и говорит: «ОНА, МОЯ». - Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине? Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал: «Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит: Женский род запомню я И скажу: «Она-моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он-мой». Средний род: «Оно-моё». Это правило – моё! - Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Слайд 3 https://cloud.mail.ru/public/ViMt/z3dweqdqX Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их? -Какие слова – помощники помогают определить род? - Как же определить род имен существительных? (Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род) - Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова - помощники на карточках) - Давайте подытожим наше открытие. - В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25. - Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы? - А чего мы не знали? Вывод: Это разные слова, однокоренные. По родам существительные не изменяются, т. е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только мужского, только женского или только среднего рода. -Пользуясь секретом королевы, поработайте в парах, распределите слова-помощники по родам, дополните алгоритм определения рода имени существительного. Слайд 4 https://cloud.mail.ru/public/ViMt/z3dweqdqX Алгоритм 1) Ставлю имя существительное в начальную форму ( ед. число, вопросы КТО? ЧТО?) 2) Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно. 3) Определю род. Проверка. Вывод. -Какую задачу на уроке мы решали? Справились с ней? | Называют, объясняют, сравнивают, обсуждают, записывают в тетрадь определение слова «род», дополняют своими словами, делают выводы. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25. |
5 | Первичное закрепление | -выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку, -осуществить ситуацию успеха | Работа по учебнику с.25, упражнение 39. -Выделите окончания. - Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные женского рода? Мужского рода? Среднего рода? - Обратимся к учебнику стр.26. «Обратите внимание». Прочитали. Слайд 5 https://cloud.mail.ru/public/ViMt/z3dweqdqX Ситуативное задание ( работа в парах) Посмотрите на экран и прочитайте письмо. Слайд 6 https://cloud.mail.ru/public/ViMt/z3dweqdqX Что в письме не так? У некоторых слов неверно определён род. Давайте исправим это письмо. | Работа в парах. Производят предварительную оценку работы. Работают устно |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | формирование личной ответственности за результат своего труда | - Вы сейчас встретились с затруднением, но благодаря друг другу нашли выход из него. А если нет рядом другого человека, где можно найти нужную информацию? Следующее задание по-выбору: 1 уровень: напишите существительные в три столбика. Лиса, снег, змея, облако, салат, молоко, мох, земля, тополь, конфета, синица, жара, зарево. 2 уровень: выпиши одушевленные имена существительные, определи их род. Бабочка, девочка, машина. Кукла, лётчик, теремок. Корова, лось, соловей. 3 уровень: найди в тексте имена существительные, подчеркни их одной чертой, укажи род. Разноцветным огнём На дворах и домах И от солнца блестит Снег лежит полотном. | Учащиеся отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют работу |
7. | Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности
| - Ребята, у вас на партах лежат карточки с изображениями предметов, сейчас вам нужно определить, к какому роду они относятся. | Получают позитивный настрой от урока | |
8. | Домашнее задание. | Выучить правило об определении рода имен существительных, знать родовые окончания имен сущ. стр. 25, 26, упражнение 41 |
Предварительный просмотр:
Урок математики
1 класс по УМК « Школа России»
Технологическая карта урока
Тема | Систематизация знаний по математике, окружающему миру и литературному чтению. |
Тип урока | Повторение ранее изученного |
Цели урока: | Развитие логического мышления (наблюдательности, умения рассуждать и делать выводы) Работа над оптимальным чтением Закрепить знания о задаче и её структуре; Развивать умение решать задачи. |
Задачи: | Образовательные: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; учиться переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; выбирать схему к задаче; составлять выражение, находить значение выражения, повторить живую и неживую природу, диких и домашних животных.. Развивающие: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, выступать в роле эксперта; навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике. Воспитательные: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
|
Оборудование: | компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально. |
Образовательные ресурсы: | учебник, рабочая тетрадь, учебное наглядные пособия «состав числа 10», составные части задачи, учебно-методическое пособие |
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация учебной деятельности |
– Хорошо всегда считаем? – Все заданья выполняем? | Слушают учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей вместе (Да,да,да!) (Да, да, да!) (Нет,нет,нет!) | Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. |
2. Актуализация знаний. | 1. Устный счет. Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать.
- Какие животные прозвучали в задачах? - На какие группы мы можем их распределить? -Кто относится к диким? - Кто к домашним? 2. Состав числа 9 Слайд 2 | Рассуждают и отвечают на вопросы 6 предметов 10 зайчишек 5 щенков 7 груш Работают по теме окружающего мира «Животные» Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом). Познавательные УУД: устанавливают закономерность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения.
|
3. Постановка цели урока, объяснение нового материала |
– Послушайте и сравните два текста. “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Сколько ромашек выросло на лесной полянке?” “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Красивые были цветы?” – Чем похожи и чем отличаются эти тексты? – Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике, а какой – в азбуке, или другой книге по чтению? – Как в математике называется этот текст? -Ромашка относится к живой или неживой природе? -Докажите. 2. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего урока: Задача Цель нашего урока: Повторить и обобщить все, что мы знаем о задаче, | (Похожи содержанием, отличаются вопросами.) (Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.) Отвечают на вопросы и пытаются сформулировать тему и цель урока (Задача.) Отвечают на вопросы окружающего мира по теме «Живая и неживая природа» | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Регулятивные УУД: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные УУД: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. |
4. Работа над новым материалом. | -К нам в гости пришли зайцы. У них случилась беда. Давайте им поможем. Как вы думаете, а что могло случиться? -Какое сейчас время года на дворе? -Давайте подумаем, почему зайчикам сложно выжить в зимнее время? -Вот и заячьей семье нужно помочь) Задача Мама зайчиха принесла 5 больших морковок, и 4 маленьких. Сколько всего морковок принесла мама? Какое условие задачи? Какой вопрос? Составь задачу. (слайд 5 ) | отвечают вспоминают тему по окружающему миру «Животные зимой» Зима, самое страшное зимой для зверей – им голодно, холодно. (9) Решают задачу | Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные УУД: Умение распознавать задачу. |
5.Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. | Работа в учебнике Стр 31 №3 Кто такая наседка? Решаем задачу у доски Работа в парах. Найди в карточке номера с задачей. докажи, что это задача. Итог: – Из каких двух частей состоит текст задачи? - Может ли в задаче стоять сначала вопрос, а потом условие? 2. Составление задачи по картинке. – Ребята, как вы поступите в такой ситуации: “Мама дала вам целую горстку конфет, что вы сделаете?” Тоже сделал и Ежик. ( слайд 6) У Ежика было7 грибов. Он отдал Белочке 2 гриба. Сколько грибов осталось у Ежика? -Ёжик и белка относятся к диким или домашним животным? – Задание: выбери правильное решение. Выберите карточку и выполните её. (карточки даны по цветам: зеленый – легкое задание, рассчитано на слабых учащихся, красная – сложное) | Отвечают Работают в парах, отвечают. ( Из условия и вопроса.) (То, что известно в задаче.) (То, что надо найти.) (Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сделать вычисления.) (Чтение задачи.) Высказывания ребят Обоснуй свой выбор | Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные УУД: Умение распознавать задачу. |
6.Подведение итогов. | 1. Закончи предложение. – Какую тему мы сегодня изучали на уроке? -Что мы повторили по окружающему миру? -Каких животных называют дикими, а каких домашними? | Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Анализируют, формулируют конечный результат своей работы. | Коммуникативные УУД: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы ( работы в паре), распределять функции в группе (паре)при выполнении заданий. Регулятивные УУД: принимают учебную задачу. Познавательные УУД: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение. Коммуникативные УУД: признавать свои ошибки, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено ичто ещё нужно усвоить; фиксировать удовлетворённость(неудовлетворённость) своей работой. |
7.Рефлексия. |
Что у вас получилось? Что не получилось? | Самооценка учащихся Повторил….. Выполнил пробное задание…. Подумал и понял, что я не знаю… | Регулятивные УУД: -оценивать свою работу - оцениваем работу соседа в паре |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.
Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основ...
Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур
Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...
Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имён существительных" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).Задачи ур...