технологическая карта урока русского языка 3 класс Род имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Рябчикова Оксана Геннадиевна

конспект урока для 1 и 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imyon_sushchestvitelnyh_3_klass.doc71.5 КБ
Файл urok_v_1_klasse.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рябчикова Оксана Геннадиевна

Учитель начальных классов МОАУ «ООШ №3»

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Тема урока: Род имён существительных

Тип урока

Урок открытия нового знания

 Цель урока

-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;

-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;

Задачи урока

-научить определять род имён существительных;

-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством

Планируемые результаты (предметные)

 - освоение орфограмм, формирование орфографической грамотности, умение обосновать условие выбора;

- развитие умения работать в парах, развитие навыков контроля и самоконтроля;

-  становление риторики как основной базы речи, обогащение словарного запаса, развитие абстрактного мышления.

Личностные результаты УДД

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

УУД (метапредметные)

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Форма учебной деятельности, методы обучения.

Оборудование урока

Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.

Оборудование: Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, мультимедиапроектор, ресурсы сети Интернет, экран, карточки.

ХОД УРОКА

№ п\п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап.

-осуществить осознанный переход  обучающихся  в пространство учебной деятельности; -создать условия для возникновения внутренней потребности   включения в учебную деятельность.

1.Организационный момент.

Доброго дня, ребята.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться!

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку

Настраиваются на работу.

Записывают число в тетрадях.

2.

Актуализация знаний и мотивация.

-актуализировать изученные способы действий,

-тренировать мыслительные операции;

Послушайте строки:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметов.

- О какой части речи это стихотворение?

Давайте поиграем в игру «Да-Нет»

- Имя существительное обозначает предмет? (Да!)

- Отвечает на вопросы: что делает, что сделает? (Нет)

- Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным? (Да)

- Имя существительное может быть собственным и нарицательным? (Да)

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными.

- Ребята, у вас на партах есть карточки, на которых записаны слова, подчеркните имена существительные.

Сорока, собираться, стакан, снегирь, сахар, светлый, светить, собака.

С какой буквы начинаются все слова?  

Запишем в тетрадь:

Число

Классная работа

И на минутку чистописания букву Сс

Выполняют упражнение, принимают участие в поиске мотивации

3.

Постановка учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

1. Запишите под диктовку.

Река, Москва, солнце, пирогживотное, мышиВолга, площадь, Алексей.

Проверка слов Слайд 2 https://cloud.mail.ru/public/ViMt/z3dweqdqX  (Дети вставляют пропущенные орфограммы)

2. На какие две группы можно разделить слова? (собственные и нарицательные)

3. Какое слово здесь лишнее?

- Сегодня, ребята, мы откроем еще один секрет имени существительного.

Ребята, эти слова можно будет разделить на 3 группы. А на какие -  сегодня узнаем.

- Как вы понимаете слово «род»?

Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Род - это семья, родня.

Сегодня на уроке узнаем какой бывает род у имён существительных.

Задача -   это научиться определять род имён существительных.

На основе наводящих учителем вопросов формулируют тему и цели урока

4.

«Открытие» детьми нового знания

Физминутка

-использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся

 

- Послушайте сказку

- Давным-давно Имя Существительное путало своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды оно издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:

- Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».

- А вот ключ к моим словам, и говорит: «ОНА, МОЯ».

- Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?

Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:

«Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: «Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он-мой».

Средний род: «Оно-моё».

Это правило – моё!

- Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит.

Слайд 3 https://cloud.mail.ru/public/ViMt/z3dweqdqX 

 Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?

-Какие слова – помощники помогают определить род?

- Как же определить род имен существительных?

(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)

- Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова - помощники на карточках)

- Давайте подытожим наше открытие.

- В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.

- Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?

- А чего мы не знали?

Вывод: Это разные слова, однокоренные.

По родам существительные не изменяются, т. е. род – это постоянный признак.

Каждое существительное может быть только мужского, только женского или только среднего рода.

-Пользуясь секретом королевы, поработайте в парах, распределите  слова-помощники по родам, дополните алгоритм определения рода имени существительного.

Слайд 4 https://cloud.mail.ru/public/ViMt/z3dweqdqX 

Алгоритм

1) Ставлю имя существительное в начальную форму ( ед. число, вопросы  КТО? ЧТО?)

2) Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.

3) Определю род.

Проверка. Вывод.

-Какую задачу на уроке мы решали?

Справились с ней?

Называют, объясняют, сравнивают, обсуждают, записывают в тетрадь определение слова «род», дополняют своими словами,  делают выводы.

(Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.

5

Первичное закрепление

-выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку,

-осуществить ситуацию успеха

Работа по учебнику с.25, упражнение 39.

-Выделите окончания.

- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные женского рода? Мужского рода? Среднего рода?

- Обратимся к учебнику стр.26. «Обратите внимание». Прочитали.

Слайд 5 https://cloud.mail.ru/public/ViMt/z3dweqdqX 

Ситуативное задание ( работа в парах)

Посмотрите на экран и прочитайте письмо.

Слайд 6 https://cloud.mail.ru/public/ViMt/z3dweqdqX 

 Что в письме не так?

У некоторых слов неверно определён род. Давайте исправим это письмо.

Работа в парах.

Производят предварительную оценку работы.

Работают устно

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

формирование личной ответственности за результат своего труда

- Вы сейчас встретились с затруднением, но благодаря друг другу нашли выход из него. А если нет рядом другого человека, где можно найти нужную информацию?

Следующее задание по-выбору:

1 уровень: напишите существительные в три столбика.

Лиса, снег, змея, облако, салат, молоко, мох, земля, тополь, конфета, синица, жара, зарево.

2 уровень: выпиши одушевленные имена существительные, определи их род.

Бабочка, девочка, машина.

Кукла, лётчик, теремок.

Корова, лось, соловей.

3 уровень: найди в тексте имена существительные, подчеркни их одной чертой, укажи род.

Разноцветным огнём

На дворах и домах

И от солнца блестит

Снег лежит полотном.

Учащиеся  отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют работу

7.

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия учебной деятельности

 

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с изображениями предметов, сейчас вам нужно определить, к какому роду они относятся.

Получают позитивный настрой от урока

8.

Домашнее задание.

Выучить правило об определении рода имен существительных, знать родовые окончания имен сущ. стр. 25, 26, упражнение 41



Предварительный просмотр:

Урок  математики

1 класс по УМК  « Школа России»

Технологическая карта урока

Тема

Систематизация знаний по математике, окружающему миру и литературному чтению.

Тип урока

Повторение ранее изученного

Цели урока:

Развитие логического мышления (наблюдательности, умения рассуждать и делать выводы)

Работа над оптимальным чтением

Закрепить знания о задаче и её структуре;

Развивать умение решать задачи.

Задачи:

Образовательные: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; учиться переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; выбирать схему к задаче; составлять выражение, находить значение выражения, повторить живую и неживую природу, диких и домашних животных..

Развивающие: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, выступать в роле эксперта; навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике.

Воспитательные: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

  1. Личностныевнутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
  2. Предметные: выделять признаки предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал; выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие); распознавать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник. Уметь распределять животных по группам.
  3. Метапредметные:  Р: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: - строить речевое высказывание в устнойформе; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Оборудование: 

компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально.

Образовательные ресурсы:

учебник, рабочая тетрадь, учебное наглядные пособия «состав числа 10», составные части задачи,  учебно-методическое пособие

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.Мотивация учебной деятельности


– Мы друг друга понимаем?

– Хорошо всегда считаем?

– Все заданья выполняем?            
– А задачи мы решаем?
– На уроке засыпаем?

Слушают учителя.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

вместе

(Да,да,да!)
(Да,да,да!)
(Да, да, да!)

(Да, да, да!)

 (Нет,нет,нет!)

Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место.

Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе.

2. Актуализация знаний.

1. Устный счет.

Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать.

  1. Дама сдавала в багаж
    Диван, чемодан, саквояж,
    Картину, корзину, картонку
    И маленькую собачонку.
    Сколько неживых предметов
    сдавала дама в багаж? (6)
  2. Вот восемь зайчат по дорожке идут,
    За ними вдогонку двое бегут.
    Так сколько ж всего по дорожке лесной
    Торопится очень зайчишек домой?(10)
  3. Шесть щенков в футбол играли, 
    Одного домой позвали. 
    Он глядит в окно, считает: 
    Сколько их теперь играет? (5)
  4. Дядя ежик в сад зашел, 
    Десять спелых груш нашел. 
    Три из них он дал ежатам, 
    Остальные же зайчатам. 
    Сколько груш дядя ежик дал зайчатам?(7)

- Какие животные прозвучали в задачах?

- На какие группы мы можем их распределить?

-Кто относится к диким?

- Кто к домашним?

2. Состав числа 9

Слайд 2

Рассуждают и отвечают на вопросы

6 предметов

10 зайчишек

5 щенков

7 груш

 Работают по теме окружающего мира «Животные»

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом).

Познавательные УУД: устанавливают закономерность.

Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения.

 

3. Постановка цели урока, объяснение нового материала

  1. Постановка учебной задачи. (Проблема, побуждающий диалог.)

Послушайте и сравните два текста

На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Сколько ромашек выросло на лесной полянке?”

“На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Красивые были цветы?”

– Чем похожи и чем отличаются эти тексты?

– Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике, а  какой – в азбуке, или другой книге по чтению?

– Как в математике называется этот текст?

-Ромашка относится к живой или неживой природе?

-Докажите.

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: Задача 

Цель нашего урока: Повторить и обобщить все, что мы знаем о задаче,

(Похожи содержанием, отличаются вопросами.)

 (Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.)

Отвечают на вопросы и пытаются сформулировать тему и цель урока

(Задача.)

Отвечают на вопросы окружающего мира по теме «Живая и неживая природа»

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации.

Регулятивные УУД:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные УУД:

-находить и выбирать способ решения.

-прогнозировать результат вычисления.

-использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

4. Работа над новым материалом.

-К нам в гости пришли зайцы. У них случилась беда. Давайте им поможем. Как вы думаете, а что могло случиться?

 -Какое сейчас время года на дворе?

 -Давайте подумаем, почему зайчикам сложно выжить в зимнее время?

-Вот и заячьей семье нужно помочь)

Задача

Мама зайчиха принесла 5 больших морковок, и 4  маленьких. Сколько всего морковок принесла мама?

Какое условие задачи?

Какой вопрос?

Составь задачу. (слайд 5 )

отвечают

вспоминают тему по окружающему миру «Животные зимой»

Зима, самое страшное зимой для зверей – им голодно, холодно.

(9)

 Решают задачу

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные УУД:

Умение распознавать задачу.

5.Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа.

Работа в учебнике

Стр 31 №3

Кто такая наседка?

Решаем задачу у доски

Работа в парах.

Найди в карточке номера с задачей. докажи, что это задача.

Итог:

– Из каких двух частей состоит текст задачи? 
– Что мы называем условием задачи?
– Что такое вопрос?

- Может ли в задаче стоять сначала вопрос, а потом условие?

2. Составление задачи по картинке. 

– Ребята, как вы поступите в такой ситуации: “Мама дала вам целую горстку конфет, что вы сделаете?”

Тоже сделал и Ежик. ( слайд 6)

У Ежика было7 грибов. Он отдал Белочке 2 гриба. Сколько грибов осталось у Ежика?

-Ёжик и белка относятся к диким или домашним животным?

– Задание: выбери правильное решение.
– Посмотрите внимательно, как решали ребята. С кем из ребят ты согласишься? (слайд 7)

Выберите карточку и выполните её.

(карточки даны по цветам: зеленый – легкое задание, рассчитано на слабых учащихся, красная – сложное)

Отвечают

Работают в парах, отвечают.

( Из условия и вопроса.)

(То, что известно в задаче.)

(То, что надо найти.)

(Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сделать вычисления.)

(Чтение задачи.)

Высказывания ребят

Обоснуй свой выбор

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные УУД:

Умение распознавать задачу.

6.Подведение итогов.

1. Закончи предложение.

– Какую тему мы сегодня изучали на уроке? 
– Итак, мы с вами знаем, что текст задачи состоит из …. 
условия и вопроса.
Условие и вопрос задачи мы переносим на …..схему.
Чтобы решить задачу мы составляем ……
выражение
Находим ….. 
значение выражения. 
То, что получили мы называем ……ответом.

-Что мы повторили по окружающему миру?

-Каких животных называют дикими, а каких домашними?

Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Анализируют, формулируют конечный результат своей работы.

Коммуникативные УУД: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы ( работы в паре), распределять функции в группе (паре)при выполнении заданий.

Регулятивные УУД: принимают учебную задачу.

Познавательные УУД: осуществляют анализ

объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение.

Коммуникативные УУД: признавать свои ошибки, соглашаться, если на ошибки указывают другие.  

Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено ичто ещё нужно усвоить; фиксировать удовлетворённость(неудовлетворённость) своей работой.

7.Рефлексия.


– Итак, мы сегодня с вами повторили все, что знаем о задачах. А что нового вы узнали?

Что у вас получилось?

Что не получилось?
– Я надеюсь, что вы очень хорошо наточили свой ум.
Урок окончен.

Самооценка учащихся

Повторил…..

Выполнил пробное задание….

Подумал и понял, что я не знаю…

Регулятивные УУД:

-оценивать свою работу

- оцениваем работу соседа в паре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основ...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...

Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имён существительных" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).Задачи ур...