Конспект урока русского языка. 1 класс. Тема: Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Данный урок соответствует поставленным целям и задачам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка. 1 класс. Тема: Буквы Е,Ё, Ю, Я и их функции в словах. | 124.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 1
Образовательная система: Школа России
Тема: Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: повторение сведений о роли букв е, ё, ю, я в словах.
Деятельностная: формирование умения соотносить количество звуков и букв в слове.
Задачи:
Дидактические:
1. Различать понятия «звук» и «буква»;
2. Соотносить количество букв и звуков в слове;
3. Записывать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
4. Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов.
Развивающие:
1. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
2. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
4. Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику).
5. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
6. Выстраивать последовательность выбранных действий;
7. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
8. Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
9. Ответственно выполнять свою часть работы;
10. Оценивать свой вклад в общий результат;
11. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
12. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
13. Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
14. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные:
1. Стремиться к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Различает понятие «звук» и «буква»
2. Записывает аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
3. Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
Предметные:
Личностные:
1. Стремится к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,
в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
Познавательные:
- Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
- С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
- Распознаёт достоверную и недостоверную информацию, самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).
Коммуникативные:
- Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалоги и дискуссии;
- Корректно и аргументированно высказывает своё мнение;
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Выстраивает последовательность выбранных действий;
- Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
- Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
- Ответственно выполняет свою часть работы;
- Оценивает свой вклад в общий результат.
Образовательные ресурсы:
1. Русский язык 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на эленктрон. носителе / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - 5-е изд. – М. стр.58-59 : Просвещение, 2019 – 142 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-033484-6, рабочая тетрадь по русскому языку.
Оборудование: презентация, карточки
План урока:
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)
2.1. Повторение сведений о звуках и буквах
2.2. Минутка чистописания
3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)
3.1. Игра «Четвёртое лишнее»
3.2. Распределение слов на группы
3.3. Формулирование проблемы урока
4. Этап построения выхода из затруднения (2 мин)
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Формулирование задач урока
5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)
5.1. Работа с буквами гласных звуков (упр.5)
5.2. Работа со значением букв гласных
5.3. Обобщение знаний с помощью схемы
ФИЗМИНУТКА
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин.)
6.1 Работа с карточкой
6.2. Запись слов в два столбика
6.3. Подчёркивание букв, которые обозначают два звука
7.Этап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
7.1. Запись слов с использованием транскрипции
7.2. Проверка по эталону
8.Этап включения в систему знаний и повторение (5 мин)
8.1. Игра “Звуковички”
8.2. Составление слов с буквами е,ё,ю,я (упр.7)
9.Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин)
9.1. Подведение итогов и запись домашнего задания.
9.2. Самооценка
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята! -Меня зовут Римма Александровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности - Проверьте готовность к уроку. -У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал и раздаточный материал. - Присаживайтесь на свои места. 1.3. Работа с пословицей - Посмотрите на слайд. Прочитайте пословицу (Ученье - свет, а неученье – тьма) и скажите, что она означает. - Желаю вам сегодня на уроке идти только к свету и получить много новых и интересных знаний. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. -для тех, кто узнает много нового, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. | Фронтальная Фронтальная | Л1, Л2, К1, К4 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1 Повторение сведений о звуках и буквах -Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сейчас я вам их загадаю -Слушайте внимательно! Утром падаю всегда- Не дождинка, не звезда- И сверкаю в лопухах На опушках и лугах(Роса) СЛАЙД -Сколько слогов в слове роса? (Два) -Назовите буквы гласных -Назовите буквы согласных -Сколько букв в слове? (Четыре) -Сколько звуков в слове? (Четыре) -Назовите звуки. Сколько согласных звуков? Сколько гласных? -Чем отличаются гласные звуки от согласных? -Сколько гласных звуков в русском языке? -Сколько букв гласных? -Хорошо, послушайте следующую загадку Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала (Ёж) -Сколько слогов в слове? (Один) -Произнесите звуки. Сколько звуков в слове? (Три) -Назовите буквы. Сколько букв в слове? (Две) -Почему звуков больше чем букв? -Приведите примеры слов, в которых звуков больше, чем букв 2.2. Минутка чистописания -Ребята, какая отгадка была у нас во второй загадке? (ёж) -Давайте с вами вспомним, как пишется заглавная и строчная буква ё, но перед этим выполним пальчиковую гимнастику ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАМОК» На двери висит замок Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Тянем кисти в стороны.) Покрутили… (Волнообразные движения.) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.) И открыли! (Пальцы расцепились.) СЛАЙД -Пропишите на первой строке заглавную букву Ё, а на второй - строчную -Чему мы учились на данном этапе урока? -Теперь я предлагаю вам задание посложнее | Отгадывают загадку -два -о, а -р, с -четыре -четыре -два согл. и два гласн. -гласные звуки состоят из голоса, а согл. из шума и голоса -6 -10 Отгадывают загадку -один -три -две - буква ё обозначает два звука, если стоит в начале слова Прописывают буквы -определять количество звуков и букв в словах Прописывают буквы | Фронтальная | К4, П3, Л2, П1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Игра «Четвёртое лишнее» -Посмотрите на слайд [а], [о], [у], ё СЛАЙД -Что здесь лишнее? -Почему? -А какие ещё буквы могут обозначать один звук или два? (е,ё,ю,я) 3.2. Распределение слов на группы -Ребята, посмотрите на доску (На доске записаны слова.) Якорь, мяч, ёжик, лёд, ель, лестница, юла, малютка. - На какие две группы можно разделить слова? -Обратите внимание на то, как звучат в них гласные звуки (Предложить понаблюдать, как произносятся одинаковые гласные в парах слов: якорь — мяч, ёжик — лёд, ель — лестница, юла — малютка.) - Что вы заметили? - Разделите слова на две группы. (Якорь, ёжик, ель, юла; мяч, лёд, лестница, малютка.) - Как вы разделили слова? 3.3. Формулирование проблемы урока -Ребята, что нужно сделать, чтобы определить роль букв е,ё,ю,я? -Умеете ли вы это делать? -Умеете ли вы отличать гласные звуки от букв гласных? -Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? -Какие вопросы у вас возникают при работе с буквами е,ё,ю,я? | -буква ё -она не в [], обозначает 2 звука -е,ё,ю,я
- Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слов обозначают два звука - В первой группе слов гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, а во второй группе слов эти же гласные обозначают один звук Затрудняются | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Р2, Р3, П3, К4, К1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока – Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах) СЛАЙД - Что мы хотим узнать на этом уроке? 4.2. Формулирование цели -Какая будет цель урока? (научиться отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове) 4.3 Формулирование задач урока -Что нам нужно сделать, чтобы достичь нашей цели? (работать с учебником, читать правило и уметь применять его при выполнении упражнений) | Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока. | Фронтальная | Л1, П2, П1,К3 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Работа с буквами гласных звуков (упр.5) -Посмотрите, пожалуйста, на стр. 59-ой восклицательный знак. -Что он обозначает? -Как вы думаете, справимся ли мы с этим заданием? -Поднимите руку те, кто считает, что мы готовы выполнить это задание. Молодцы! Я в вас верю -Прочитайте слова. -Найдите пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук. ( Пенал – экран, Звук — ключ, кино — стол.) -Произнесите эти звуки. -Почему в словах звук-ключ один и тот же звук обозначен разными буквами? -Подчеркните буквы гласных самостоятельно 5.2. Работа со значением букв гласных (упр.6) -Ребята, какие буквы обозначают мягкость предшествующего согласного? -Давайте проверим, правильно ли вы назвали эти буквы. -Откройте учебник на странице 60-ой, найдите упражнение №6-е -Посмотрите на ряды букв -Что указано в первом ряду? -Что во втором? -Придумайте односложные слова (из 1 слога) с этими буквами -Какая буква что обозначает? (фронтальная проверка) 5.3. Обобщение знаний с помощью схемы -Ребята, давайте обобщим. В каких же случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? СЛАЙД ФИЗМИНУТКА Вот мы руки развели, словно удивились. | -уровень повышенной сложности
-потому что буква ю обозначает два звука -е, ё, ю, я, и -гласные, обозначающие твёрдость предш. Согл. -гласн., обознач. мягк. предш. Согл -если стоит в начале слова, после гласной, после ь и ъ | Фронтальная
Фронтальная Индивидуальная | ПП1, Р3, К3 П2, К3, П1 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Работа с карточкой -Теперь, когда мы знаем правило, сможем ли мы его применить при выполнении заданий? Я думаю, что вы справитесь. -Посмотрите, пожалуйста, на слайд -Найдите слова, где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, а где один. -Прочитай, …, первое слово. Как ты думаешь, сколько звуков здесь обозначает буква я? Почему? 6.2. Запись слов в два столбика 6.3. Подчёркивание букв, которые обозначают два звука -Подчеркните буквы, которые обозначают два звука -Поднимите руку те, кто справился с заданием. Какие буквы ты подчеркнул, …? -Ребята, а знаете ли вы, что такое яхта? ЯХТА – это большая и легкая спортивная парусная лодка СЛАЙД -Кто хочет прочитать своё предложение? -Молодцы! Скажите, какое умение мы с вами закрепляли, выполняя эти задания? | Работают с карточкой -стоит после гласной -Маяк, яхта, вьюга -учились определять, когда буквы я, е, ё ю обозначают 2 звука | Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная | К3, К4, П2 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Запись слов с использованием транскрипции -Мы с вами определяли по букве, какие она обозначает звуки, а теперь я вам подготовила хитрое задание, чтобы узнать, сможете ли вы по звукам определить букву. Возьмите карточку, вам необходимо самостоятельно над транскрипцией написать, что за буква обозначает данный звук. Слова: [й э]нот, [й о]рш, [й у]бка, [й а]корь 7.2. Проверка по эталону -Поднимите руку те, кто справился с заданием. Сверьте свои ответы с эталоном на слайде. -Кто не допустил ни одной ошибки – поставьте палец вверх. Молодцы! -У кого были ошибки, поставьте палец вниз и исправьте свои ошибки, -С какими буквами мы работали? -Почему они обозначают два звука? | Выполняют задание на карточке Самооценка -е, ё, ю, я -потому что стоят в начале слова |
Индивидуальная | К3, К4, П2 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1. Игра “Звуковички” -Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Звуковички» -Необходимо отгадать загадки и определить, сколько в словах-отгадках звуков и сколько букв. После отгадки, вы должны объяснить, почему и записать У ДОСКИ количество звуков и букв. У косого нет берлоги, Круглое, румяное, Спусковой крючок и мушка, (Ружьё – 5 букв, 5 звуков ) -Что же мы с вами повторяли, играя в эту игру? 8.2. Составление слов с буквами е,ё,ю,я (упр.7) -Ребята, на странице 60-ой найдите упр.7-е. Рассмотрите его -Когда буквы е,ё,ю,я обозначают в слове слияние двух звуков? -А когда один гласный звук? -Приведите примеры таких слов и запишите их в тетрадь. -После выполнения проверим |
Отгадывают загадки -в каких случаях буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука - если стоит в начале слова, после гласной, после ь и ъ | Фронтальная Индивидуальная
| Л2, Р1, Р2, Р4, К3, К2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Подведение итогов - Ребята, над какой темой мы сегодня работали? - Какие задачи мы поставили перед собой? Какую цель мы ставили на уроке? -Когда они обозначают 2 звука ? 9.2. Самооценка -Оцените свою работу на уроке -Поднимите зеленый смайлик кто на уроке справился со всеми заданиями идеально, не допустил ни одной ошибки. - Поднимите желтый смайлик, кто допускал ошибки, но смог их исправить -Поднимите красный смайлик кто не смог выполнить ни одного упражнения -Почему у вас возникли затруднения? - Спасибо за урок, мне было с вами очень приятно работать. Вы молодцы! Я надеюсь, что вы всегда будете выбирать светлый путь знаний. До свидания! | Беседа -обозначают мягкость предшеств. согл и имеют 2 звука -если стоит в начале слова, после гласной, после ь и ъ самооценка | Фронтальная | Р3, К4, Р4, К1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах"
Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке.Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гл...
Урок русского языка по теме "БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах"
Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке.Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гл...
Конспект урока русского языка по теме: «Закрепление пройденного. Парная согласная по звонкости-глухости на конце слова»
Конспект повторительно-обощающего урока русского языка во втором классе, кде используется большое количество раздаточного материала....
Конспект урока русского языка на тему: " Буква Ь"
-Создать условия для знакомства с написанием буквы «мягкий знак».-Сформировать умения писать букву каллиграфически правильно.-Научить писать слова с этой буквой.-Познакомить с особенностью этой...
Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»
Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»...
презентация к уроку русского языка "Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове". 1 класс
Школа России 1 класс...
Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове» (УМК «Школа России»)
Цели деятельности учителя: совершенствование знаний детей о гласных звуках; формирование знаний о роли букв для гласных в слове; наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формирова...