Русский язык. 1 класс. Письмо строчной и заглавной буквы «Щ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Решетнёва Юлия Андреевна

Письмо строчной и заглавной буквы «Щ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1klass.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Класс: 1

Тема: Письмо строчной и заглавной буквы «Щ»

Цели: Обучение письму строчной и заглавной буквы щ, Щ.

Тип урока: ОНЗ

Содержательная: знакомство с написанием строчной и заглавной буквы «Щ»

Деятельностная: формирование  умения различать строчную и заглавную букву «Щ»

                  Дидактические задачи:

1)Различать ударные и безударные гласные звуки;

2)Различать понятия «звук» и «буква»;

3)Правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов

4)Писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.

                  Развивающие задачи:

1)С помощью учителя формулирует  цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;

2)Ответственно выполняет свою часть работы;

3)Оценивает  свой вклад в общий результат;

4)Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает  правила ведения диалоги и дискуссии;

5)Корректно и аргументированно высказывает своё мнение;

 Воспитательные:

 1)Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,

 в том числе     познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Различает  ударные и безударные гласные звуки;
  2. Различает понятия «звук» и «буква»;
  3. Правильно называет буквы русского алфавита; использует знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов
  4. Пишет аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.

Личностные:

1)Проявляет  познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,  в том числе     познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные: 

Познавательные:

1)С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

Регулятивные:

1)Ответственно выполнять свою часть работы;

2)Оценивать свой вклад в общий результат;

Коммуникативные:

1)Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

2)Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Образовательные ресурсы: Прописи

План урока

1. Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2.Объяснение пословицы

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Игра  «Лишняя буква»    

2.2.Проверка знаний с прошлого урока

 3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1.Работа с карточкой

3.2.Отгадка буквы «Щ»

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1.Формулирование темы урока

4.2.Формулирование цели урока

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа в прописях

5.2.Обучение письму строчной и заглавной букв «Щ» 

5.3.Зарядка для глаз

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1.Беседа о времени года

6.2.Работа с предложением

6.3.Прослушание записи.

6.4.Работа над скороговоркой

Физминутка

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону  

7.1. Закрашивание букв «Щ»

7.2.Проверка по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1.Игра «услышь букву»

8.2.Характеристика букву и звука «Щ»

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1.Подведение итогов

9.2.Рефлексия

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1.Приветствие

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Андреевна и сегодня урок у вас проведу я.

Мы начинаем урок письма. Давайте начнем урок с улыбки и хорошего настроения. Подарите свои улыбки мне и своим друзьям.

-Чему мы учимся на уроках письма?

Девиз нашего урока:

Перо пишет, а ум водит.

1.2.Объяснение пословицы

Как понимаете эту пословицу? 

Приветствуют учителя

Учимся правильному написанию букв

Написанное может отражать не только  мастерство писателя, но и его способность мыслить глубоко и выразительно.

Л1 К1 К2

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

И тема урока звучит так:  

У: Как вы  

У: Что мы будем втывать

2.1. Игра  «Лишняя буква»     

А сейчас мы с вами поиграем в игру лишняя буква.

На доску прикреплены буквы, вы должны ответить какая буква лишняя.

 Р,С, А, ш, И, О;

 е. ё, и, ю, я, а;  

 р, м, н, л, щ;

2.2.Проверка знаний с прошлого урока

А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки?

С какой последней буквой познакомились? (с буквой Ч)

Кто сможет дать характеристику звуку?

Лишняя буква "ш" - она строчная.

Лишняя буква "а" - она указывает на твёрдость согласного.

Лишняя буква "щ" - она обозначает всегда мягкий согласный звук.

Буквы "ч"  и "й".  

Л1 К1 К2  Р1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1.Работа с карточкой

Ребята на доске карточка с буквой,но она перевернута, прежде чем мы узнаем что это за буква, вы отгадаете загадку.

Загадка:                                             Он играет, громко лает,

Скуки он совсем не знает.

На пути сбивает с ног,

Шустрый, маленький ...

3.2.Отгадка буквы «Щ»

Кто догадался какая будет буква?

Почему вы так решили?

Щенок

буква «Щ»

Потому что буква «Щ» следует за буквой «Ч»

Л1 П1 К1 К2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1.Формулирование темы урока

Ребята, а какая была первая буква в ответе нашей загадки?

А как вы думаете какая тема будет на нашем уроке?

4.2.Формулирование цели урока

Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке?

Я обобщила ваши ответы и вот что у меня получилось. (…)

Буква «Щ»

Мы будем знакомиться с буквой «Щ»

Будем знакомиться и прописывать букву «Щ»

Л1 К1 К2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа в прописях

Сейчас мы с вами будем  работать в прописях на странице 27.

Исследуем элементы в прописи. Какие элементы надо ещё дописать, чтобы получилась буква?

Буква «Щ»  на экране.                   

Сравните письменную и печатную букву.

Чем похожи и чем отличаются буквы?

 Какие элементы буквы вам знакомы?

У каких букв они встречались?

5.2.Обучение письму строчной и заглавной букв Щ.  

Показ на доске.

Запись буквы в воздухе.

Обведите букву по образцу в тетради. Запись слогов.

Обведите на строке заглавные буквы.  

5.3.Зарядка для глаз

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз. 
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем. 
Снова крепко закрываем
И опять их открываем. 
Смело можем показать, 
Как умеем мы моргать. 
Головою не верти, 
Влево посмотри, 
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо - 
Упражнение на славу. 
Глазки вверх, глазки вниз, 
Поработай, не ленись! 
И по кругу посмотрите. 
Прямо, ровно посидите. 
Посидите ровно, прямо, 
А глаза закрой руками.

короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо

Выполнение упражнений

Л1 К1 К2 Р1

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

6.1.Беседа о времени года

Ребята, скажите мне пожалуйста, какое  сейчас время года?

Верно. Зимой очень холодно. Плохо приходится братьям нашим меньшим. Но о домашних животных заботится человек. А вот птицам нужна наша помощь.

-Как вы помогаете птицам пережить холодную зиму?

-Какие птицы прилетают к  кормушке?

Весной птицы вернутся к нам из тёплых стран, и повсюду зазвучат их красивые песни.

6.2.Работа с предложением

Чтение предложения и запись в тетрадь: Весной в роще щебетали шустрые щеглы.

-Что вы знаете об этих птицах?

-О ком говорится в  этом предложении?  Подчеркнём одной чертой. Что говорится о щеглах? Подчеркнём двумя чертами. Это главные члены предложения.

А вы слышали, как щебечут щеглы?

6.3.Прослушание записи.

6.4.Работа над скороговоркой        

Щебетал щегол со щеглихой,

Щекотал своих щеглят,

А щеглиха-щеголиха

И щеглята-щеголята

По щеглиному пищат.

Физминутка

Зима

Подкармливаем, делаем  кормушки

Зимой к кормушке прилетают воробьи, синички, щеглы, свиристели, снегири,  и даже дятлы, сойки, и, конечно же, голуби.

Щегол не является перелетной птицей. Щегол - веселая, подвижная, ловкая, с красивым оперением птица.

Л1 К1 К2

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1.Закрашивание букв «Щ»

На столах у вас лежат конверты. В них лежат карточки для выполнения самостоятельного задания. Вы должны будете взять оранжевый или жёлтый карандаш и закрасить только ту часть рисунка, где есть буква «Щ» (ща)

Приступайте к работе

7.2.Проверка по эталону

У меня на доске висит такая же картинка как у вас, сверьте ее с вашей и поднимите руку те, у кого сделано все также как на доске.

Л1 К1 К2 Р1 Р2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1.Игра «услышь букву»

А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Если  услышите в слове букву «щ», то хлопаете в ладоши.

ЩЁТКА,  шёлк,  ЩЕЛКУНЧИК, честный,  жизнь, ЩИПЦЫ,  ЯЩИК, поход, ЩЕКА, туча, ЩУКА, печка, ПРОЩАНИЕ,  РОЩА, шёпот.

Поднимите руку те, кто выполнял задание без ошибок.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.

8.2.Характеристика букву и звука «Щ»

Ребята дайте характеристику букве «Щ» и звуку «Щ»

Прописать ответ

9.Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1.Подведение итогов

- Над чем работали на уроке?

-Что нового узнали?

Поделитесь своими  впечатлениями об уроке. 

9.2.Рефлексия

Оцените свои знания о букве кружочком.

Чья работа на уроке вам понравилась большего всего?

Учились писать буквы Щ, щ, слоги, слова и предложения с ней.

Проводят самооценку

Л1 К1 К2 Р1 Р2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма в 1 классе: "Письмо строчной и заглавной буквы г,Г"

Урок письма в 1 классе для детей с задержкой психического развития по теме: «Письмо строчной и заглавной буквы Г, г»...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс «Письмо строчной и заглавной букв З, з»

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе «Письмо строчной и заглавной букв З, з»...

1 класс «Русский язык» Тема: Письмо строчной и прописной букв Х, х, слогов и слов с буквой х.

1 класс «Русский язык»Тема: Письмо строчной и прописной  букв Х, х, слогов и слов  с буквой х....