конспект по русскому языку. 4 класс. Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 4   

ОС: Школа России

Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Тип урока: отработки умений и рефлексии 

Цель:

Содержательная: закрепление знаний о знаках препинания в предложениях

Деятельностная: формирование умений определять  знаки препинания в предложениях, правильно употреблять с однородными членами

                 Дидактические задачи:

  1.  Различать предложение, словосочетание и слово;
  2. Распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
  3. Разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
  4. Правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
  5. Определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия

 Развивающие задачи:

1)        Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;

2) С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

3)        Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

4)        Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,

учебнику).

5)        Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

6)        Выстраивать последовательность выбранных действий;

7)        Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

8)        Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;

9)        Ответственно выполнять свою часть работы;

10)         Оценивать свой вклад в общий результат.

11)        Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

12)        Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

13)        Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

14)        Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные задачи:

1) Стремиться к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2)Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,

 в том числе     познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Различает предложение, словосочетание и слово;
  2. Распознаёт предложения с однородными членами; составляет предложения с однородными членами; использует предложения с однородными членами в речи;
  3. Разграничивает простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составляет простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
  4. Правильно списывает тексты объёмом не более 85 слов;
  5. Определяет тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливает текст с опорой на тему или основную мысль;
  6. Объясняет своими словами значение изученных понятий; использует изученные понятия.

Личностные:  

1) Стремится к самовыражению в искусстве слова; осознаёт важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2) Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе     познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
  2. С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
  3. Формулирует выводы и подкрепляет  их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
  4. Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,

учебнику).

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
  2. Выстраивает последовательность выбранных действий;
  3. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
  4. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
  5. Ответственно выполняет свою часть работы;
  6.  Оценивает  свой вклад в общий результат.

Коммуникативные:

  1. Воспринимает и формулирует суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалоги и дискуссии;

  1. Корректно и аргументированно высказывает своё мнение;
  2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Образовательные ресурсы: Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.] – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019г.– С. 32-34. – (Школа России)

Оборудование: учебник, раздаточный материал

План урока

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Формула успеха

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Словарный диктант

2.2. Проверка по эталону

3. Этап локализация индивидуальных затруднений

3.1.Работа со стихотворением (упр 43)

4. Этап целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа в учебнике (упр 45)

5.2. Списывание загадок

6. Этап обобщение затруднений во внешней речи

6.1. Работа с правилом

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Работа на карточках

7.2. Проверка по эталону

8. Этап включение в систему знаний и повторение

8.1. Задание на карточках

8.2.Проверка по эталону

9. Этап рефлексия деятельности на уроке

9.1. Подведение итогов

9.2. Рефлексия

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

Планируемые результаты

1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Урок русского языка у вас проведу я.

- Тихо садятся девочки, ещё тише садятся мальчики.

-Проверьте ваше рабочее место, всё ли у вас на месте.

1.2. Формула успеха

-Прежде чем я начну наш урок, я прочту вам формулу успеха, а вы повторяйте за мной только то, что вам подходит  

-Мы умные!

-Мы красивые!

-Мы сильные!

-Мы хотим учиться!

-Мы много знаем!

-Мы справимся со всеми трудностями на уроке!

-Какие вы молодцы, надеюсь вы будете хорошо работать сегодня на уроке!

-Приступаем к работе!

Повторяют

Визуаль-

ный внешний контроль за готовно-стью детей к уроку

Л 2 Р1  Р5 К3

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной

деятельности.

 2.1. Словарный диктант

-А сейчас мы с вами проведём словарный диктант, открывайте тетради, записывайте число, классная работа. Писать вы будете с красной строки.

-Проверьте свою посадку, спина прямая, тетрадь под наклоном

-Начинаем писать, я диктую вы пишите у себя в тетради

-Человек, шофёр, календарь, горизонт, вокзал, хозяин, каникулы, пожалуйста, хозяйство, аппетит, багаж, пассажир, аллея, телефон.

2.2. Проверка по эталону

-На доске вывешены слова, проверьте свои слова с эталоном

-У кого всё правильно, поднимите руку

-Молодцы!

-Те кто допусти ошибки, не расстраивайтесь, вы будете ещё работать и в следующий раз всё получится

-Как вы думаете для чего мы писали эти слова?

-Да ребята, мы с вам вспоминали и закрепляли знакомые нам орфограммы.

Чтобы вспомнить орфограммы

Фрон-тальный

устный опрос

Л2 П3 Р4 Р5  Р6

К2 К3 П4

 

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

3.1. Работа со стихотворением (упр.43)

-Откройте страницу 32 и посмотрите упражнение 43, что вы видите? Как вы думаете, что вам надо будет сделать?

-Прочтите первые две строчки, о чём говорится в них?

-Кто автор?

-Где там стоит запятая? Что она обозначает?

-Прочтите другие две строчки, о чём там говорится?

-Где там стоит запятая? Что она обозначает?

-Кто автор этого стихотворения?

-Что общего в этих стихотворениях?

-Мы с вами сейчас говорили о запятых, значит мы с вами будем о этом продолжать наш разговор

Прочитать стихотворение

О осени  

Ф. Тютчев

Перед союзом но, так как перед ним всегда ставится запятая

О осени

После слова здоровый, так как идёт перечисление

Н. Некрасов

Они оба о осени

Фронтальный , самостоятельная работа

Р5 Р6  К3 К2 П3 П4

4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Скажите над какой темой вы работаете последние уроки?

-Чтобы вы ещё хотели узнать в этой теме?

-Я обобщила ваши ответы и вот какая тема у нас получилась

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами

-Мы сегодня с вами будем закреплять эту тему

4.2. Формулирование цели урока

-Как вы думаете, какую цель мы поставим с вами на этом уроке?

- Я обобщила ваши ответы и такая цель получилась у нас

Цель урока: Повторить и закрепить знания о однородных членах и знаках препинания в  предложениях

 

Однородные члены предложения

Как ставятся знаки препинания в однородных предложениях

Закрепить знания по этой теме

Фронтальный опрос

Л2 П2 Р1 К3 К4 К2

5. Реализация построенного проекта

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

5.1.Работа в учебнике (упр.45)

-Ребята, скажите мне пожалуйста, что такое однородные члены в предложении?

-Посмотрите, пожалуйста упражнение 45, что вам надо сделать?

-Давайте будем отгадывать загадки

-Читаем первую и говорим отгадку, вторую, третью, четвёртую, пятую..

-Так, хорошо, скажите почему в первой загадке ставится запитая и где именно?

-Где ещё ставится запятая и почему?

-Где в первой загадке однородные члены предложения? Почему?

-В каких загадках есть ещё однородные члены? Почему?

-Хорошо, молодцы!

5.2.Списывание загадок

-Спишите две загадки, где перед союзом ставится запятая, отгадки тоже записывайте

-Приступайте к работе

-Какие загадки вы списали?

-Хорошо. Молодцы!

ФИЗМИНУТКА

Однородными бывают подлежащие и сказуемое

Прочитать и отгадать загадки

Игла, гнездо, собака, овца, календарь

Перед союзом а всегда ставится запятая

В 4 загадке там союз а

Ныряет-оставляет, это однородные сказуемые

В 3 загадке заворчал-лёг, однородные сказуемые

В 4 загадке, не прядёт, не ткёт, одевает

В 5 загадке, худеет-не поправится

1 и 4

Фронтальный опрос

Л2 П3 П4 Р1 Р3 Р5 Р6 К2 К3

6. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

.

6.1. Работа с правилом

-Сейчас мы с вами поработаем с правилом

-ПРОЧИТАТЬ ПРАВИЛО С ИНТОНАЦИЕЙ!!!!!

-Скажите мне пожалуйста, когда ставится запятая? Кто скажет мне своими словами?

-Когда запятая не ставится?

Если однородные члены соединены интонацией, если соединены союзами а,но

Если между словами союз и

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

Л2 П3 П4 Р1 Р3 Р4 Р5 Р6 К2 К3 К4

7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

7.1. Работа на карточках

- На столах у вас лежат карточки

-Вы будете работать в парах, советуясь друг с другом

-Прочтите задание

-Что вам нужно сделать?

-Приступайте к работе

Прочитайте предложения. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни подлежащее и сказуемое

1. Кот повернулся и ушёл в дом но вскоре вернулся, неся в руках коробку с едой.

2. Явились без опоздания строгие учителя портные сапожники водители всех видов транспорта продавцы всех магазинов.

3. Во время плавания Гулливер читал у себя в каюте книги а на берегу наблюдал за жизнью других народов изучал их язык и обычаи.

7.2.Проверка по эталону

-Давайте проверим, в первом предложении где ставится запятая? Что вы подчеркнули?

-Где во втором предложении? Что вы подчеркнули?

-Где в третьем предложении? Что вы подчеркнули?

-На доске вывешен эталон сверьтесь с ним, если у вас всё правильно, поднимите руки домиком

-Что вы делали сейчас?

Прочитать, поставить там где нужно запятые и подчеркнуть подлежащее и сказуемое

Ставили запятые и подчеркивали подлежащее и сказуемое

Самостоятельная работа

Л2 П3 П4 Р5 Р6 К2 К3 К4

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

8.1. Задание на карточках

-У нас с вам завершающие задание, на столах также карточки, на них задания, каждый выполняет сам, у вас у каждого разные варианты, читайте и выполняйте задание на карточках

Вариант 1.

1.Выделите предложение, где нужно поставить запятую

Больной зверёк не отбивался а только жалобно пищал.

На улице грело солнце.

Ты сегодня хорошо выглядишь!

2.Выделите союзы в предложениях

1.Сад был густой и ветвистый но листья уже опали.

2. По дорожке прыгали молодые воробушки а старый воробей сидел на дереве

3. По небу проплывали тёмные тучи и роняли капли дождя.

3. Вставьте пропущенные буквы, поставьте запятые где нужно и подчеркните главные члены предложения

1. Лёгкий в_терок гонит торопит облака.

2. Со_нце высоко ст_яло на чистом небе но еще не согрело землю.

3. Медленно надвинулась туча а потом полил мелкий дождик.

Вариант 2.

1.Выделите предложение, где нужно поставить запятую

Дождь прошёл и выглянуло солнце.

Сад был густой и ветвистый но листья уже опали.

Улыбнись!

2.Выделите союзы в предложениях

1. Дождь прошёл и выглянуло солнце.

2. Солнце встанет над землёй но не осветит её своими лучами.

3. Скоро выпал первый снег а река всё еще не замерзла.

3. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните главные члены предложения

1.Мальч_к коллекционировал не мар_и а наклейки .

2.Дев_чка учится хорошо но не отлич_о.

3.Океан б_льшой глубокий холодный

8.2. Проверка по эталону

-На доске вывешены правильные ответы, свертись с ним

-Кто успешно справился с работой?

-Были ли у вас трудности?

-Вы молодцы!

Самостоятельная работа

Л2 П4 Р5 Р6 К2 К3 К4

9.  Рефлексия деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

9.1. Подведение итогов

-Какая была тема урока?

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Чему научились сегодня?

-Что такое однородные члены предложения?

-Где ставится запятая в предложениях с однородными членами?

9.2. Рефлексия

-Поднимите руки те у кого не возникли трудности на уроке?

-Какие трудности у вас на уроке?

-Чья работа на уроке вам понравилась больше всего? Почему?

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Как ставится запятая

Ставить запятые в предложениях

Однородными бывают подлежащее и сказуемое

Перед союзом а,но, перед словами выделенными интонацией

Фронтальный опрос

Индивидуальный 

Л2 П3 Р3 Р4 Р6 К1 К2 К3 К4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Знаки препинания в предложениях с однородными членами".

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить  с расстановкой знаков препинания в предложениях с однородными членами, которые связаны союзами...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложном предложении"

Личностно- ориентированный урок русского языка с использованием технологии деятельностного метода обучения....

Технологическая карта по русскому языку" Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами "

ехнологическая  карта  по русскому языку" Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами "...

Самоанализ урока русский язык на тему : " Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

Самоанализ урока по русский язык в 3 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"...