Конспект по русскому языку 3 класс "Синонимы и антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока ОНЗ по русскому языку в 3 классе "Синонимы и антонимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku_3_klass_sinonimy_i_antonimy.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Школа:
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Образовательная система: Школа России
Учитель:
Тема: «Синонимы и антонимы»
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: вспоминание понятий «синоним» и «антоним»
Деятельностная: формирование умения подбирать синонимы и антонимы к словам
Задачи:
Дидактические задачи:
- Подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
- Выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
Развивающие задачи:
1. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
2. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
4. Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).
5. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
6. Выстраивать последовательность выбранных действий;
7.Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
8. Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
9. Ответственно выполнять свою часть работы;
10.Оценивать свой вклад в общий результат;
11. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
12. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
13. Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
14. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные задачи:
1. Стремиться к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2.Прявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Подбирает к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
- Выявляет в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
Личностные:
1. Стремится к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2.Прявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
Познавательные:
1.Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
2.С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
3.Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
4. Распознаёт достоверную и недостоверную информацию, самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).
Регулятивные:
1.Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
2.Выстраивает последовательность выбранных действий;
3.Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
4.Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
5.Ответственно выполняет свою часть работы;
6. Оценивает свой вклад в общий результат.
Коммуникативные:
1.Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
2.Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалоги и дискуссии;
3.Корректно и аргументированно высказывает своё мнение;
4.Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
Оборудование: учебник; презентация; карточки.
Образовательные ресурсы: Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.] – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019г.– С. 17-20. – (Школа России)
План урока:
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Формула успеха
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)
3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)
4. Этап построения выхода из затруднения (2 мин)
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Формулирование задач урока
5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)
ФИЗМИНУТКА
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин.)
7.Этап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
7.1. Работа над упражнением 73
7.2. Работа по карточкам
8.Этап включения в систему знаний и повторение (5 мин)
9.Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин)
9.1. Подведение итогов
9.2. Рефлексия
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности - Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал и раздаточный материал. - Присаживайтесь на свои места. 1.3. Формула успеха - Посмотрите на доску. Прочитайте пословицу (Ученье - свет, а неученье – тьма) и скажите, что она означает. - Желаю вам на нашем уроке узнать что-то новое и интересное. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Объясняют пословицу | Фронтальная Фронтальная | Л.1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Ребята я предлагаю вам поиграть в игру. На слайде написаны 4 слова а ваша задача записать себе в тетрадь лишнее слово. 1.Соловей, игла, трава, сырник. 2.Корень, язык, зима, группа. 3. Слон, успех, енот, солнце 4. Холодно, жарко, ледяной, кран. 5. Огонь, яблоко, дерево, арбуз. - Давайте проверим какие слова вы выписали. - Посмотрите на слайд, если вы написали все слова верно, то поставьте на полях возле упражнения оценку пять. Если допущена одна ошибка – оценку 4, если две ошибки – 3, если 3 и больше – оценку 2. - Давайте разберем все слова. - Почему в первом рядом слов вы выбрали слово игла?(игла многозначное слово) - Какие значения слова игла вы знаете? - Почему во втором ряду вы выбрали слово зима?(зима однозначное слово) - Какие значения слова корень вы можете назвать? - Значения слова язык? - Значения слова группа? - Какие слова называются однозначными? -Какие слова называются многозначными? | К.2 Л.1 Л.1 П.1 Р.3 Р. | ||
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Почему в третьем ряде слов вы выбрали слово успех? - Какое слово, противоположнее значению данному мы сможем подобрать? (неудача) - Как мы можем назвать слово противоположное по значению данному? (антоним) - Давайте подберем к слову успех слово, похожее по значению, но разное по написанию. (триумф, победа) - Как называются слова с похожим значением, но с разным написанием? (синонимы) - Давайте рассмотрим 4 строку из слов. Какое слово вы выписали? (кран) - Почему слово кран лишнее? (оно многозначное, а остальные слова - это синонимы и антонимы слова холодно) | Фронтальная Фронтальная | ПР.1 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.3 | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока – Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Синонимы и антонимы.) 4.2. Формулирование цели урока - Что мы хотим узнать на этом уроке? (Что такое синонимы? Что такое антонимы?) 4.3. Формулирование задач урока - Что нам нужно сделать чтобы достичь нашей цели? | Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока. | Фронтальная | П.1 Р.1 Л.1 П.1 К.1 К.2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Откройте учебник на странице 42. Прочитайте правило под темой. Знакомы ли мы уже с этим правилом? Что нам нужно сделать, чтобы закрепить это правило? - Для того чтобы закрепить данное правило я предлагаю вам посмотреть на упражнение 68. - Прочитайте слова и запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. - К каким из записанных слов можно подобрать антонимы и синонимы? Подчеркните слова, к которым можно подобрать синоним или антоним одной чертой. Какие слова вы записали? (здравствуйте, вместе, весело, вьюга, работа, мороз, до свидания) - Подчеркните двумя чертами вежливые слова. Какие вежливые слова вы подчеркнули? А можно ли подобрать к вежливым словам синоним и антоним? К каким из подчеркнутых вежливых слов вы сможете подобрать синоним или антоним? ФИЗМИНУТКА | |||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Послушайте стихотворение Шумит на дворе непогода, А в доме давно уже спят; К окошку, вздохнув, подхожу я — Чуть виден чернеющий сад; На небе так темно, так темно И звездочки нет ни одной, А в доме старинном так грустно Среди непогоды ночной! - О чем говорит автор этого стихотворения? (о непогоде) - Что такое непогода? Про какое время говорят непогода? - Прочитайте страничку для любознательных. Что интересного вы узнали? - Какая бывает погода? Какая погода сейчас у нас за окном? - Почему слово погода является словарным словом? - Запишите слово погода в словарь. - Составьте предложение со словом погода. Запишите его в тетрадь. Подчеркните орфограмму в словарном слове. | Фронтальная Фронтальная | ПР.1 ПР.2 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.3 | |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1 Работа с упражнением 73 - Посмотрите на упражнение 73. Прочитайте текст. - Какую погоду описывает автор? Какое настроение вызывает у вас осень? - Прочитайте название этого текста. Что интересного вы заметили? (грустно и радостно это антонимы) - Найдите в тексте синонимы и антонимы. (поблекшие – зацветающие, теплые – холодные, увядание – расцвет, песни – тишина, грустно – радостно) Запишите их в тетрадь. - Давайте проверим вашу работу. 7.2. Работа по карточкам - Вы уже очень хорошо находите синонимы и антонимы, поэтому я сейчас предлагаю выполнить небольшие задания на карточках самостоятельно. Подпишите на своих карточках имя и фамилию. -Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания по карточкам. - Кто не допустил не одной ошибки поставьте себе оценку 5 - Кто допустил 1 ошибку – оценку 4 - Кто допустил 2 – оценку 3 - кто допустил 3 и больше – оценку 2 | Индивидуальная Фронтальная | ПР.3 ПР.4 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.2 Р.3 | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Фронтальная Фронтальная
| ПР.4 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.2 Р.3 | ||
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Подведение итогов - каковы была тема нашего урока? - Какую цель мы поставили с вам? Удалось ли нам ее добиться? - Что такое синонимы? - Что такое антонимы? 9.2. Рефлексия - Давайте вспомним последнюю строку в игре в начале нашего урока. Какое слово там было лишнее? (дерево) - Почему именно это слово было лишнее? (другие слова начинались на букву гласного звука) - Благодаря нашим стараниям на нашей доске выросло дерево, давайте украсим его красивыми цветами. Повесьте на дерево красный цветок, если вы на уроке все выполнили правильно и ничего не доставило вам трудностей. Повесьте на доску синий цветок, если вы допустили пару ошибок, но у вам получилось все исправить. Повесьте на доску листик, если на уроке у вас ничего не получилось и вы допустили много ошибок. |
| Фронтальная |
Задание 1
Прочитай пары слов и определи, являются ли они синонимами или антонимами. Подпишите рядом с парой А – антонимы, С – синонимы, Н- не связаны.
Радость – грусть
Холодно – тепло
Клубника – черешня
Морозно – холодно
Класс – группа
Задание 2
Допиши синонимы к словам
Быстро –
Богатство –
Смех –
Красота –
Мир –
Задание 3
Замени некоторые слова в тексте на антонимы по смыслу.
На дворе стояла теплая зима. Добрая мачеха выгнала Машеньку в лес за цветами. Смело шла девочка по светлому лесу. Шапки снега лежали на ветках деревьев. Большие пеньки, словно гномики, шагали по поляне. Мороз жалел девочку и оберегал её от ветра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.
Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....
План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»
Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...
План –конспект урока русского языка по теме "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века")
Тема урока "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века") с использованием здоровьесберегающей технологии...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России» . Тема урока: «Прилагательные. Синонимы, антонимы».Цель: Развитие умения распознавать и правильно употреблять имена прилагательные...
Конспект урока по русскому языку " Синонимы и антонимы" УМК "Школа России" 2 класс
Материал урока ставит цель совершенствовать умение учащихся подбирать синонимы и антонимы к словам, что приводит к расширению словарного запаса детей, обогащает их устную и письменную речь....
Конспект урока русского языка"Синонимы и антонимы" в 3 классе с использованием ИКТ.
На уроке обучающиеся учатся работать с толковым словарем, словарем синонимов и антонимов. К словам подбирают синонимы и антонимы, однокоренные слова, определяют у слов прямое и переносное значение. Уз...
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...