Урок русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение за главными и второстепенными членами предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка во 2 классе. Тип урока - получение новых зананий

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Моисеевка.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ»

« НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГЛАВНЫМИ И ВТОРОСТЕПЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

                                                                             Подготовила:

                                                                              Шнитуленко Н.Ю.

                                                                             учитель начальных классов

                                                                             

                                                                   2024 год.

Тема: Наблюдение за главными и второстепенными  членами                                                                 предложения.

 Цель:  познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены и основу предложения. выделять второстепенные члены.

 Задачи: развивать  умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, выделять второстепенные члены, закреплять умения восстанавливать деформированное предложение, составлять предложения.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

-определять грамматическую основу предложения;

- ставить к главным членам вопросы, правильно их подчеркивать;

- выделять второстепенные члены предложения.

Универсальные учебные действия:

познавательные: УУД - находить основу - главные члены предложения; выделять второстепенные члены;

регулятивные: УУД - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

личностные УУД: - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уметь слушать и понимать речь друг друга.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях.

Тип  урока: урок  изучения нового материала.

Оборудование:

  Учебник,  карточки с разноуровневыми заданиями, дидактический материал для самостоятельной работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети!  

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

-Продолжите слова песни

-Какое настроение дарит улыбка

-Поделитесь своей улыбкой

-Посмотрите, сколько друзей у вас появилось

-А для чего дружба нужна на уроке?

 -Как будем работать на уроке? 

  

2.Каллиграфическая минутка

 а) - Вспомните, что такое антонимы. Подберите антонимы к данным словам и тогда вы узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Враг –

Злой –

Короткий

Ночь –

Близкий -

б) – Сегодня мы пишем соединение строчной буквы д .

3. Орфографическая минутка.

(На доске записаны группы слов)

  1. Ветер, сорока, ……
  2. Ружьё, ульи, ……..
  3. Вася, Петров, ……

Прочитайте группы слов, определите, по какому признаку они объединены (ответ: 1 – словарные слова, 2 – слова с разделительным мягким знаком, 3 – имена собственные – прописная буква в именах, фамилиях и отчествах).

- Запишите каждую пару слов, дополните их своими примерами (2 примера).

- Выделите орфограммы.

4. Самоопределение к деятельности.

(На доске запись)

девочка   с    гуляет   собака  

- Прочитайте данное предложение (учитель наблюдает за детьми, кто то поднимает руку)

- Чем вы хотите поделиться?

(Дети: это не предложение. Предложение пишется с заглавной буквы, в конце стоит точка)

(Учитель исправляет, пишет первое слово с заглавной буквы, в конце ставит точку).

Дети: но это тоже не предложение!

Учитель: Что такое предложение? (ответы детей).

Составьте из слов предложение (варианты детей)

- Сколько слов в предложении?

- Можно сказать, что здесь четыре члена предложения?

- Сколько человек в вашей семье? (варианты ответов)

- Предложение как семья, все слова в нем связаны и помогают друг другу лучше передать мысль.

- Давайте попробуем убрать из полученного предложения слово Девочка.  

-Будет ли вам понятен смысл предложения?

-Будет ли вам понятен смысл предложения, если из него убрать слово  гуляет?

 -Без каких слов нам будет непонятен смысл предложения?

-Есть ли у вас, ребята, предположения, что нам нужно выяснить на уроке, чему научиться?

Наша задача узнать, как называются слова, без которых смысл предложения не понятен.

5.Работа по теме урока.

1.Открытие нового

-Прочитайте, какую информацию приготовило для вас солнышко (картинка улыбающегося солнышка) на с.31 учебника. 

Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения.

Главные члены предложения -  это подлежащее (подчеркиваем одной чертой) и сказуемое ( подчеркиваем двумя чертами).

Прочитайте правило на с. 34, 35 учебника.

2. Составление алгоритма разбора предложения.  

- Прочитайте пункты плана разбора предложения. (запись на доске) Расположите их в правильном порядке.

1. Читаю предложение.

2. Определяю вид предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

3. Нахожу подлежащее.

4. Нахожу сказуемое.

5. Делаю вывод: подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

-Давайте проверим.

6. Физминутка.

Смотрит солнышко в окошко (поднимают голову)
Светит в нашу комнату (руки в стороны)
Мы захлопаем в ладоши –
Очень рады солнышку (хлопают)
Мы ладони протянули (протягивают руки вперед)
И на солнышко взглянули (делают козырек двумя ладошками)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (сгибают пальцы, как бы маня к себе)
Наши пальчики-малютки
Не хотят ждать ни минутки. (сгибают и разгибают пальцы)

Придумать ассоциации к слову УЧЕНИК ( составить синквейн).

    -Составить четверостишие:

1.Ученик

2.Воспитанный, прилежный

3.Думает, рассуждает, мыслит

4. Прилежный ученик работает у доски.

 

- Найдите главные члены предложения.

(Кто?) ученик (что делает?) работает.  УЧЕНИК РАБОТАЕТ – это основа предложения.

Основу предложения составляют главные члены, т.е. подлежащее и сказуемое.

- Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 36. Найдите упр. 43.Давайте рассмотрим схему.

- Расскажите по схеме, как найти в предложении подлежащее и сказуемое.

7. Первичное закрепление.

1) Исследовательская работа

-Найдите в предложении главные члены предложения обратите внимание на алгоритм разбора предложения).

Ранним утром дети спешат в школу.

Закрывайте полоской бумаги по очереди слова в предложении. Всякий раз читайте незакрытые слова.

-Без каких слов не понятен смысл предложения?

-Назовите главные члены предложения.

-Спишите предложение

У дедушки в саду росла малина.

- Закрывайте полоской бумаги по очереди слова в предложении. Всякий раз читайте незакрытые слова.

-Без каких слов не понятен смысл предложения?

-Назовите главные члены предложения.

-Спишите предложение

Взаимопроверка. (по эталону)

- Ребята, вы заметили, что не все слова составляют предложение?

Эти слова являются второстепенными членами. Прочитайте правило на с. 37 учебника.

- Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены? (поясняют главные члены).

- Давайте дополним наш алгоритм.

- Прочитайте пункты плана разбора предложения. (запись на доске) Расположите их в правильном порядке.

1. Читаю предложение.

2. Определяю вид предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

3. Нахожу подлежащее.

4. Нахожу сказуемое.

5. Делаю вывод: подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

6. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю вопрос от подлежащего. Нахожу второстепенный член, который поясняет сказуемое. Ставлю вопрос от сказуемого.

  1. Работа в парах по карточкам

- Сейчас будем работать в парах. На парте карточки.

 - Из слов составьте предложение и проговорите его друг  другу.

    цветут    душистые   ландыши   зима

( Дети проговаривают друг другу)

1.  Какое слово лишнее?      (Зима)

- Почему?    ( оно не подходит по смыслу)     зимой не цветут ландыши.

2. Какое предложение составили?  ( Цветут душистые ландыши)

      - Докажите, что это предложение.

       ( В предложении о ком либо или о чем либо говориться, все слова в предложении     связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль)

- Прочитайте предложение.  (открываю на доске)

- Слова с какими орфограммами вам встретились?  (в  слове цветут – безударный гласный е – проверочное слово – цвет, в слове душистые, ландыши -  жи-ши пишу с буквой и.)  

- Назовите главные члены.

 - Спишите это предложение, подчеркните главные члены.

              - Поднимите руку, у кого так.

8. Итог урока. Рефлексия

-Чему мы учились на уроке?

-Поднимите руки, кто уже может самостоятельно выполнить разбор предложений по членам?

-Закончите фразу:  

Я доволен…

У меня получалось……

Мне было сложно……

9.Оценивание

10. Домашнее задание. (по выбору)

Выберите и выполните задания на карточке, с которыми вы справитесь без помощи других.

Карточка 1.

Спиши предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Ярко светило солнышко. Тихо журчал ручей. Весело пели птички.

Карточка 2.

Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.

Ударили первые зам…розки. На б…резах пож…лтели листья. А в с..дах завяли цв…ты.

Карточка 3.

Составь предложения из слов. Подчеркни грамматическую основу предложения.

- земля, голая, промёрзла;

- закружились, крупные, воздухе, в, снежинки;

- снег, повалил, хлопьями, крупными.

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...

Урок русского языка ( 2 класс) по теме:"Что мы знаем о видах предложения по цели высказывания?"

Обобщение знаний учащихся о видах предложений по цели высказывания; развитие умений различать предложения по цели высказывания, употреблять в речи разные по цели высказывания предложения;  развит...

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

Презентация по русскому языку на тему:" Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения"

Презентация по русскому языку для 3 класса на тему : "Закрепление главных и второстепенных членов предложения"....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

План - конспект урока рксского языка по УМК "Планета Знаний" 4 класс...

Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) на тему " Животные – часть природы. Однородные члены предложения"

Организация совместной деятельности учащихся с целью уточнения и расширения представлений о животном мире Земли и повторения изученного об однородных членах предложения....