Урок русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение за главными и второстепенными членами предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе. Тип урока - получение новых зананий
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Моисеевка.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС УМК «ШКОЛА РОССИИ»
« НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГЛАВНЫМИ И ВТОРОСТЕПЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Подготовила:
Шнитуленко Н.Ю.
учитель начальных классов
2024 год.
Тема: Наблюдение за главными и второстепенными членами предложения.
Цель: познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены и основу предложения. выделять второстепенные члены.
Задачи: развивать умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, выделять второстепенные члены, закреплять умения восстанавливать деформированное предложение, составлять предложения.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
-определять грамматическую основу предложения;
- ставить к главным членам вопросы, правильно их подчеркивать;
- выделять второстепенные члены предложения.
Универсальные учебные действия:
познавательные: УУД - находить основу - главные члены предложения; выделять второстепенные члены;
регулятивные: УУД - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
личностные УУД: - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уметь слушать и понимать речь друг друга.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
Учебник, карточки с разноуровневыми заданиями, дидактический материал для самостоятельной работы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, дети!
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
-Продолжите слова песни
-Какое настроение дарит улыбка
-Поделитесь своей улыбкой
-Посмотрите, сколько друзей у вас появилось
-А для чего дружба нужна на уроке?
-Как будем работать на уроке?
2.Каллиграфическая минутка
а) - Вспомните, что такое антонимы. Подберите антонимы к данным словам и тогда вы узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Враг –
Злой –
Короткий
Ночь –
Близкий -
б) – Сегодня мы пишем соединение строчной буквы д .
3. Орфографическая минутка.
(На доске записаны группы слов)
- Ветер, сорока, ……
- Ружьё, ульи, ……..
- Вася, Петров, ……
Прочитайте группы слов, определите, по какому признаку они объединены (ответ: 1 – словарные слова, 2 – слова с разделительным мягким знаком, 3 – имена собственные – прописная буква в именах, фамилиях и отчествах).
- Запишите каждую пару слов, дополните их своими примерами (2 примера).
- Выделите орфограммы.
4. Самоопределение к деятельности.
(На доске запись)
девочка с гуляет собака
- Прочитайте данное предложение (учитель наблюдает за детьми, кто то поднимает руку)
- Чем вы хотите поделиться?
(Дети: это не предложение. Предложение пишется с заглавной буквы, в конце стоит точка)
(Учитель исправляет, пишет первое слово с заглавной буквы, в конце ставит точку).
Дети: но это тоже не предложение!
Учитель: Что такое предложение? (ответы детей).
Составьте из слов предложение (варианты детей)
- Сколько слов в предложении?
- Можно сказать, что здесь четыре члена предложения?
- Сколько человек в вашей семье? (варианты ответов)
- Предложение как семья, все слова в нем связаны и помогают друг другу лучше передать мысль.
- Давайте попробуем убрать из полученного предложения слово Девочка.
-Будет ли вам понятен смысл предложения?
-Будет ли вам понятен смысл предложения, если из него убрать слово гуляет?
-Без каких слов нам будет непонятен смысл предложения?
-Есть ли у вас, ребята, предположения, что нам нужно выяснить на уроке, чему научиться?
Наша задача узнать, как называются слова, без которых смысл предложения не понятен.
5.Работа по теме урока.
1.Открытие нового
-Прочитайте, какую информацию приготовило для вас солнышко (картинка улыбающегося солнышка) на с.31 учебника.
Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения.
Главные члены предложения - это подлежащее (подчеркиваем одной чертой) и сказуемое ( подчеркиваем двумя чертами).
Прочитайте правило на с. 34, 35 учебника.
2. Составление алгоритма разбора предложения.
- Прочитайте пункты плана разбора предложения. (запись на доске) Расположите их в правильном порядке.
1. Читаю предложение.
2. Определяю вид предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.
3. Нахожу подлежащее.
4. Нахожу сказуемое.
5. Делаю вывод: подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
-Давайте проверим.
6. Физминутка.
Смотрит солнышко в окошко (поднимают голову)
Светит в нашу комнату (руки в стороны)
Мы захлопаем в ладоши –
Очень рады солнышку (хлопают)
Мы ладони протянули (протягивают руки вперед)
И на солнышко взглянули (делают козырек двумя ладошками)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (сгибают пальцы, как бы маня к себе)
Наши пальчики-малютки
Не хотят ждать ни минутки. (сгибают и разгибают пальцы)
Придумать ассоциации к слову УЧЕНИК ( составить синквейн).
-Составить четверостишие:
1.Ученик
2.Воспитанный, прилежный
3.Думает, рассуждает, мыслит
4. Прилежный ученик работает у доски.
- Найдите главные члены предложения.
(Кто?) ученик (что делает?) работает. УЧЕНИК РАБОТАЕТ – это основа предложения.
Основу предложения составляют главные члены, т.е. подлежащее и сказуемое.
- Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 36. Найдите упр. 43.Давайте рассмотрим схему.
- Расскажите по схеме, как найти в предложении подлежащее и сказуемое.
7. Первичное закрепление.
1) Исследовательская работа
-Найдите в предложении главные члены предложения обратите внимание на алгоритм разбора предложения).
Ранним утром дети спешат в школу.
- Закрывайте полоской бумаги по очереди слова в предложении. Всякий раз читайте незакрытые слова.
-Без каких слов не понятен смысл предложения?
-Назовите главные члены предложения.
-Спишите предложение
У дедушки в саду росла малина.
- Закрывайте полоской бумаги по очереди слова в предложении. Всякий раз читайте незакрытые слова.
-Без каких слов не понятен смысл предложения?
-Назовите главные члены предложения.
-Спишите предложение
Взаимопроверка. (по эталону)
- Ребята, вы заметили, что не все слова составляют предложение?
Эти слова являются второстепенными членами. Прочитайте правило на с. 37 учебника.
- Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены? (поясняют главные члены).
- Давайте дополним наш алгоритм.
- Прочитайте пункты плана разбора предложения. (запись на доске) Расположите их в правильном порядке.
1. Читаю предложение.
2. Определяю вид предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.
3. Нахожу подлежащее.
4. Нахожу сказуемое.
5. Делаю вывод: подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
6. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю вопрос от подлежащего. Нахожу второстепенный член, который поясняет сказуемое. Ставлю вопрос от сказуемого.
- Работа в парах по карточкам
- Сейчас будем работать в парах. На парте карточки.
- Из слов составьте предложение и проговорите его друг другу.
цветут душистые ландыши зима
( Дети проговаривают друг другу)
1. Какое слово лишнее? (Зима)
- Почему? ( оно не подходит по смыслу) зимой не цветут ландыши.
2. Какое предложение составили? ( Цветут душистые ландыши)
- Докажите, что это предложение.
( В предложении о ком либо или о чем либо говориться, все слова в предложении связаны между собой по смыслу, оно выражает законченную мысль)
- Прочитайте предложение. (открываю на доске)
- Слова с какими орфограммами вам встретились? (в слове цветут – безударный гласный е – проверочное слово – цвет, в слове душистые, ландыши - жи-ши пишу с буквой и.)
- Назовите главные члены.
- Спишите это предложение, подчеркните главные члены.
- Поднимите руку, у кого так.
8. Итог урока. Рефлексия
-Чему мы учились на уроке?
-Поднимите руки, кто уже может самостоятельно выполнить разбор предложений по членам?
-Закончите фразу:
Я доволен…
У меня получалось……
Мне было сложно……
9.Оценивание
10. Домашнее задание. (по выбору)
Выберите и выполните задания на карточке, с которыми вы справитесь без помощи других.
Карточка 1. Спиши предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Ярко светило солнышко. Тихо журчал ручей. Весело пели птички. |
Карточка 2. Спиши, вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения. Ударили первые зам…розки. На б…резах пож…лтели листья. А в с..дах завяли цв…ты. Карточка 3. Составь предложения из слов. Подчеркни грамматическую основу предложения. - земля, голая, промёрзла; - закружились, крупные, воздухе, в, снежинки; - снег, повалил, хлопьями, крупными. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс с использованием ЭОР "Главные и второстепенные члены предложения"
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, актуализировать умение правильного написания словарных слов; умение определять главные члены предложения, мотиви...

Урок русского языка ( 2 класс) по теме:"Что мы знаем о видах предложения по цели высказывания?"
Обобщение знаний учащихся о видах предложений по цели высказывания; развитие умений различать предложения по цели высказывания, употреблять в речи разные по цели высказывания предложения; развит...

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.
В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью", УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

Презентация по русскому языку на тему:" Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения"
Презентация по русскому языку для 3 класса на тему : "Закрепление главных и второстепенных членов предложения"....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"
План - конспект урока рксского языка по УМК "Планета Знаний" 4 класс...

Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) на тему " Животные – часть природы. Однородные члены предложения"
Организация совместной деятельности учащихся с целью уточнения и расширения представлений о животном мире Земли и повторения изученного об однородных членах предложения....