Конспект урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Конспект урока русского языка, по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Тема урока: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

 

Образовательные:

- Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся по добыванию новых знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова

- Организовать работу по формированию практического умения применять способы проверки безударных гласных в корне слова

Развивающие:

- Формирование регулятивного универсального учебного действия самоконтроля при проверке своей готовности к уроку на этапе организации класса, при сверке написанной ими букву «С» с образцом данным на доске на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы, при сравнении вывода, который сформулировали учащиеся и вывода, который дан в учебнике на этапе организации деятельности детей над правилом или определением в учебнике, при сверке своего ответа с ответом на доске на этапе овладением способом действия

- Формирование регулятивного универсального учебного действия контроля (взаимоконтроля) при обмене тетрадями с одноклассником на этапе проверки домашнего задания

- Формирование регулятивного универсального учебного действия осознания границы знания и незнания при постановке цели урока на этапе создания положительной мотивации к изучению новой темы

- Формирование регулятивного универсального учебного действия планирования при выявлении пунктов памятки

- Формирование регулятивного универсального учебного действия осознания способа действия при выявлении пунктов памятки

- Формирование познавательного (логическое) универсального учебного действия анализа при анализе элементов из которых состоит буква «С» на минутке чистописания, при отгадывании загадки, сравнении своего ответа с ответом на доске на этапе словарно - орфографической работы, при выявлении в слове гласной буквы и звука, который она обозначает на этапе проверки домашнего задания, при анализе и выявлении какой буквой обозначен гласный звук в безударном слоге на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний, при систематизации вывода о том какими буквами может обозначаться гласный звук в безударном слоге на этапе организации работы над правилом или определением в учебнике, при выполнении заданий продуктивного и репродуктивного типа на этапе овладения способом действия

- Формирование познавательного (логического) универсального учебного действия сравнения при сверке учащимися написанных ими букв с образцом , данном на доске на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы и на этапе проверки домашнего задания, при сравнении вывода , который сформулировали учащиеся и вывода, который дан в учебнике на этапе организации работа над правилом или определением в учебнике, при сравнении своего ответа с ответом на доске на этапе овладения способом действия

- Формирование познавательного (логического) универсального учебного действия

классификации при определении правильно написанной буквы «С» и не правильно

написанных букв «С» на минутке чистописания

- Формирование познавательного (логического) универсального, учебного действия синтеза при отгадывании загадки на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы при формулировании вывода о обозначении буквой гласного звука в безударном слоге на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний

- Формирование познавательного универсального учебного знаково – символического действия при копировании движений педагога на этапе физкультминутки, при разгадывании ребусов на этапе словарно - орфографической работы

- Формирование познавательного (информационного) универсального учебного действия умения извлекать информацию из определения при составлении памятки

- Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения отвечать на поставленный вопрос в соответствии с темой вопроса при проведении фронтального опроса по теме “ Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? “ на этапе проверки домашнего задания, на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний, на этапе организации работы над правилом или определением в учебнике

- Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения высказывать свое мнение, при ответах на вопросы учителя на этапе создания положительной мотивации к изучению новой темы

 

Воспитательные:

- Формирование личностного универсального учебного действия смыслообразования при создании положительной мотивации к написанию буквы «С» на этапе минутки чистописания, при постановке цели урока на этапе создания положительной мотивации к изучению нового материала

- Воспитание аккуратности  при проведении минутки чистописания

- Воспитание любознательности, интереса и уважительного отношения к русскому языку на этапе минутки чистописания, при проведении словарно - орфографической работы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_slov_s_bezudarnym_glasnym_zvukom_v_korne.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Тема урока: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Образовательные: 

- Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся по добыванию новых знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова

- Организовать работу по формированию практического умения применять способы проверки безударных гласных в корне слова

Развивающие:

- Формирование регулятивного универсального учебного действия самоконтроля при проверке своей готовности к уроку на этапе организации класса, при сверке написанной ими букву «С» с образцом данным на доске на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы, при сравнении вывода, который сформулировали учащиеся и вывода, который дан в учебнике на этапе организации деятельности детей над правилом или определением в учебнике, при сверке своего ответа с ответом на доске на этапе овладением способом действия

- Формирование регулятивного универсального учебного действия контроля (взаимоконтроля) при обмене тетрадями с одноклассником на этапе проверки домашнего задания

- Формирование регулятивного универсального учебного действия осознания границы знания и незнания при постановке цели урока на этапе создания положительной мотивации к изучению новой темы

- Формирование регулятивного универсального учебного действия планирования при выявлении пунктов памятки

- Формирование регулятивного универсального учебного действия осознания способа действия при выявлении пунктов памятки

- Формирование познавательного (логическое) универсального учебного действия анализа при анализе элементов из которых состоит буква «С» на минутке чистописания, при отгадывании загадки, сравнении своего ответа с ответом на доске на этапе словарно - орфографической работы, при выявлении в слове гласной буквы и звука, который она обозначает на этапе проверки домашнего задания, при анализе и выявлении какой буквой обозначен гласный звук в безударном слоге на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний, при систематизации вывода о том какими буквами может обозначаться гласный звук в безударном слоге на этапе организации работы над правилом или определением в учебнике, при выполнении заданий продуктивного и репродуктивного типа на этапе овладения способом действия

- Формирование познавательного (логического) универсального учебного действия сравнения при сверке учащимися написанных ими букв с образцом , данном на доске на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы и на этапе проверки домашнего задания, при сравнении вывода , который сформулировали учащиеся и вывода, который дан в учебнике на этапе организации работа над правилом или определением в учебнике, при сравнении своего ответа с ответом на доске на этапе овладения способом действия

- Формирование познавательного (логического) универсального учебного действия

классификации при определении правильно написанной буквы «С» и не правильно

написанных букв «С» на минутке чистописания

- Формирование познавательного (логического) универсального, учебного действия синтеза при отгадывании загадки на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы при формулировании вывода о обозначении буквой гласного звука в безударном слоге на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний

- Формирование познавательного универсального учебного знаково – символического действия при копировании движений педагога на этапе физкультминутки, при разгадывании ребусов на этапе словарно - орфографической работы

- Формирование познавательного (информационного) универсального учебного действия умения извлекать информацию из определения при составлении памятки

- Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения отвечать на поставленный вопрос в соответствии с темой вопроса при проведении фронтального опроса по теме “ Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? “ на этапе проверки домашнего задания, на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний, на этапе организации работы над правилом или определением в учебнике

- Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения высказывать свое мнение, при ответах на вопросы учителя на этапе создания положительной мотивации к изучению новой темы

Воспитательные:

- Формирование личностного универсального учебного действия смыслообразования при создании положительной мотивации к написанию буквы «С» на этапе минутки чистописания, при постановке цели урока на этапе создания положительной мотивации к изучению нового материала

- Воспитание аккуратности  при проведении минутки чистописания

- Воспитание любознательности, интереса и уважительного отношения к русскому языку на этапе минутки чистописания, при проведении словарно - орфографической работы

Лингвометодический анализ урока.

Что известно детям по данной теме

Что нового дети узнают по данной теме

Какие трудности испытывают дети при усвоении данного материала

  • Учащиеся знают о том, что звуки бывают гласными и согласными
  • Учащиеся знают как различать гласные и согласные звуки
  • Учащиеся знают, что гласные бывают ударными и безударными

  • Учащиеся узнают способы проверки безударных гласных в корне слова
  • Учащиеся научатся на практике применять способы проверки безударных гласных в корне слова
  • У учащихся могут возникнуть трудности в нахождении безударной гласной в корне слова
  • У учащихся могут возникнуть трудности в практическом использовании способов

Оборудование урока.

Для учителя: Учебник по Русскому языку 2-го класса 1 часть авторов: Канакиной В.П., Горецкого В.Г, презентация.

Для учащихся: Учебник по Русскому языку 2-го класса 1 часть авторов: Канакиной В.П., Горецкого В.Г., тетради в линейку

План урока.

1. Организационный момент (2 мин.)

  • Взаимное приветствие;
  • Создание положительного настроя на урок;
  • Проверка готовности к уроку.

2. Минутка чистописания (5 мин.)

  • Определение буквы для письма;
  • Создание положительной мотивации путем предъявления неправильного образа буквы «ЭС»;
  • Восстановление правильного способа написания буквы «ЭМ» через анимацию;
  • Написание буквы «ЭС»;
  • Взаимоконтроль.

3. Словарно-орфографическая работа (5 минут)

  • Закрепление ранее изученных слов через загадки: «ОГОНЬ, МОРОЗ, ПАЛЬТО, СУББОТА, МОСКВА»
  • Взаимоконтроль
  • Введение нового слова: «МОРКОВЬ»

4. Проверка домашнего задания (5 минут)

  • Проверка письменного упражнения № 144 на странице  94, разбирая, что не понятного было детям
  • Фронтальный опрос по теме  

5. Физкультурная минутка (1 минута)

6.Организация учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний (15 минут).

1. Создание положительной мотивации к изучению нового материала при переходе к новой теме (5 минут)

- Постановка проблемной ситуации  

- Актуализация имеющихся у учащихся сведений о том, что один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами

- Предъявление задания с которым учащиеся не могут справиться по причине недостаточности имеющихся у них знаний

- Постановка проблемного вопроса  

- Формулирование цели урока

2. Решение учебной проблемы (7 минут)

- Организация учебно - поисковой деятельности учащихся с целью добывания новых знаний о способах проверки безударного гласного в корне слова(5 минут)

- Формулирование детьми правила «Как проверить безударный гласный в корне слова»

- Организация работы над правилом о определением в учебнике (3 минуты)

- Сравнение сформулированного детьми правила и правила данного в учебнике

- Разбиение правила «Как проверить безударный гласный в корне слова» на 3 структурные части

- Работа над каждой структурной частью определения правила «Как проверить безударный гласный в корне слова» в отдельности

- Составление памятки «Как проверить безударный гласный в корне слова»

7. Физкультминутка (1 - минута).

 8. Этап овладения способа действия при выполнении упражнения. (19 - минут).

  • Выполнение упражнений репродуктивного типа (Упражнения №145 стр.95  из учебника).
  • Выполнение упражнений продуктивного типа (Выполнение упражнений из других источников)

9. Домашнее задание (1- минута).

  •  Выполнить письменно упражнение №154 на странице 100

10. Этап рефлексивной оценки (2 - минуты).

  • Ответы на вопросы учителя.
  •  Оценка своей деятельности на уроке.

Ход урока

Этапы урока, цели каждого этапа (вида работы)

Содержание этапов

Формируемые УУД

Организационный момент

(2 минуты)

Цель: подготовить все необходимое для проведения урока, настроиться после перемены на серьезную работу, создать эмоциональную мотивацию к работе.

Учитель
«Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать»
После приветствия учитель проверяет готовность к уроку»

Учитель
«Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы должны меня внимательно слушать и если у вас на парте лежит предмет, который прозвучит в стихотворении, то вы должны положить на него свою руку. Готовы?
Тогда слушайте внимательно:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»!»

Учитель
«Какие вы все молодцы, теперь мы можем начать наш урок!»

Формирование регулятивное универсальное учебное действие, а именно самоконтроль. (Когда проверяют свою готовность к уроку),

контроль, (когда проверяют готовность к уроку своего соседа.

Формирование коммуникативного универсального учебного действия, а именно умение работать в паре в тот момент, когда учащиеся проверяют готовность к уроку своего соседа по парте

Минутка чистописания.

(3 минуты)

Цель: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, четкое безотрывное письмо.

После проведения организационного момента

Учитель:

«Ребята, сейчас я прочитаю вам загадку. Загадка не простая, но если вы ее отгадаете, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Все готовы?»

После того, как учащиеся ответят, что они все готовы учитель читает загадку

Учитель:

«В небе полная Луна,

Словно буква О она.

Но прошла всего неделя

(Как же мы не доглядели!)

Вместо О на нас с небес

Ярко светит буква»

После того, как учащиеся угадали букву, учитель предъявляет иллюстрацию данной буквы на доске (сл.2)

После этого педагог говорит:

Учитель:

«Вы молодцы! Действительно в загадке была загадана буква «эс»

Ребята, проверяя ваши тетради я, обнаружила, что некоторые допускают ошибки в написании данной буквы. Внимательно посмотрите на доску. Вот такое написание буквы «эс» я встретила в ваших тетрадях  (сл.3)

Скажите, какая буква «эс» написана правильно»

Дети: правильно написана буква  «эс» - справа

Учитель:

«Правильно! Ребята, сейчас я напомню вам способ написания букву «эс», чтобы вы не допускали ошибок при ее написании. Внимательно смотрите на доску. (сл. 4)

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляем влево, доводим до верхней линии рабочей строки; ведем вниз округлую линию до нижней линии рабочей строки. Поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки

Пропишите букву «эс» до конца строки»

После того, как дети закончат написание букву «эс» в тетради учитель просит сравнить те букву, что они написали у себя в тетради и отметить ту букву, которая больше всего похожа на образец.

Формирование регулятивного УУД, а именно  самоконтроля

(В тот момент, когда учащиеся прописывают букву «эс» до конца строки)

 

Формирование познавательного УУД,  а именно знаково - символическое действие

(В тот момент, когда учащиеся определяют правильно написанной букву «эс»)

Формирование личностного УУД, а именно смыслообразование

(В тот момент, когда учащиеся понимаю зачем им необходимо прописывать букву «эс».

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно, анализа (В тот момент, когда учащиеся рассказывают из каких элементов состоит буква «эм»)

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно сравнения

(В тот момент, когда учащиеся сравнивают написанные ими буквы с образцом)

Словарно - орфографическая работа.

(7 минут).

Цель: Обогащение словарного запаса учащихся; закрепление правильного написания слов с орфограммами; развитие универсальных учебных действий.

Учитель:

«А теперь я вам раздам карточки, на которых есть кроссворды, отгадайте их, выпишите слова, подчеркните букву, которую нужно запомнить и поставьте ударение» (сл.6)

После того, как дети выполнили задание

Учитель:

«Теперь обменяйтесь с соседом по парте тетрадками и свертись с доской, поставьте «+», если слово верное»

(сл. 7)

Учитель:

«Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. Отгадав ее вы, узнаете, с каким новым словарным словом мы сегодня познакомимся!»

В грядках красные девицы

Прячут спеющие лица,

Как созреют — захрустят

На зубах лесных зайчат. (Морковь)

Дети: морковь

Учитель:

«Ребята, а как вы догадались, что отгадкой является слово «морковь»?»

Дети говорят, как они догадались

После этого  на слайде появляется надпись данного слова без обозначения орфограмм и ударения (сл.8)

Учитель:

«Ребята, давайте прочитаем данное слово»

Дети читаю данное слово со слайда

Учитель:

«Теперь давайте поставим ударение, для этого давайте все вместе позовем слово»

Дети зовут слово и говорят, что ударение падает на букву «о».

После этого на слайде появляется слово «морковь» с проставленным ударением.

Учитель:

«Хорошо! Ребята, давайте выясним, какую же букву мы должны запомнить?»

Дети: букву «о»

Учитель:

«Хорошо! Ребята, а сейчас запишите данное слово к себе в тетрадь, выделите орфограмму и поставьте ударение»

После того, как дети запишут данное слово педагог говорит

Учитель:

«А сейчас давайте попробуем составить словосочетания с данным словом, при этом я попрошу вас проговаривать наше новое словарное слово. Скажите, какая бывает морковь?»

Дети отвечают сладкая, яркая, вкусная морковь

Учитель:

«Продиктуй, пожалуйста, свое словосочетание …, а вы все записывайте под диктовку»

Дети записывают словосочетание

«Учитель»

«А сейчас посмотрите на данную иллюстрацию, какое предложение мы можем составить по данной иллюстрации?» (сл.9)

Формирование коммуникативного универсально учебного действия, а именно умение аргументировать свое мнение
(В тот момент, когда ученики объяснили как они отгадали загадку)

Формирование регулятивного универсального учебного действия, а именно контроль другого человека
(В тот момент, когда дети проверяют справился сосед по парте)

Формирование регулятивного универсального ученого действия, а именно самоконтроля
(В тот момент, когда дети проверяют, справились ли они с заданием)

Формирование коммуникативного универсального учебного действия, а именно умения работать в паре
( В тот момент, когда дети меняются тетрадями с соседом по парте)

Формирование познавательного (информационного) универсального учебного действия
(В тот момент, когда дети отгадывают загадку)

Проверка домашнего задания

(5 минут)

Цель: проверка того, насколько осознанно учащиеся подходят к выполнению домашнего задания

Учитель:

«Вам дано было на дом упражнение 144 на странице 94. Были ли у вас затруднения в этом задание?» (сл.10)

Дети отвечают да или нет

Учитель:

«На доске вы видите задание, аналогичное домашнему упражнею, выполните его, а после сверимся с доской»

Дети выполняют задание, после сверяют с доской. Учитель просит одного из ученика ответить

«В чем отличие гласного звука от согласного?»

Дети: отличие гласного звука от согласного в том, что гласный звук состоит только из голоса, при произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград, гласный звук образует слог.

Учитель:

«Сколько гласных звуков в русском языке?»

Дети: в русском языке 6 гласных звуков.

Учитель:

«Сколько в русском языке букв, которые обозначают гласные звуки?»

Дети в русском языке 10 букв, обозначающих гласные буквы.

Учитель:

«Как определить количество слогов в слове?»

Дети: говорят, что для того, чтобы определить количество слогов в слове необходимо определить количество гласных звуков в слове.

Учитель:

«Какими могут быть гласные звуки?»

Дети: гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Учитель:

«Какой гласный звук называется ударным?»

Дети: ударным называется такой гласный звук, который находится под ударением.

Учитель:

«Какой гласный звук называется безударным?»

Дети: безударным называется такой гласный звук, на который не падает ударение.

Учитель:

«Гласные буквы могут обозначать только свою пару звуков? Докажите»

Дети приводят примеры слов

Учитель:

«Нужно ли проверять безударный гласный в словах?»

Дети: безударный гласный в словах необходимо проверять

Учитель:

«Почему безударный гласный в словах необходимо проверять?»

Дети: потому что один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами и мы не можем точно сказать какой буквой необходимо обозначить безударный гласный на письме, а значит мы можем допустить ошибку

Учитель:

«Когда мы можем точно сказать какой буквой необходимо обозначить гласный звук на письме?»

Дети: когда он ударный

Формирование коммуникативного УУД, а именно умения отвечать на поставленный вопрос в соответствии с темой вопроса (при проведении фронтального опроса

Формирование познавательного (логического ) УУД, а именно анализа (при выявлении в слове гласной буквы и звука, который она обозначает).

Формирование регулятивного УУД, а именно контроля (взаимоконтроля) (при обмене тетрадями с одноклассником).

Формирование познавательного УУД, а именно сравнения (при сравнении ответа, который дал сосед по парте с ответом на доске).

Формирование коммуникативного УУД, а именно умения работать в паре (при проверке готовности к уроку своего соседа по парте).

Создание положительной мотивации к изучению нового материала при переходе к новой теме.

(5 минут)

Цель: подготовка учащихся к восприятию нового материала; создание положительной мотивации к изучению нового материала.

Учитель:

«Ребят, сейчас я вам прочитаю одну историю, готовы слушать?»

Однажды гласные А и О гуляли по лесу, собирали ягоды.
Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные ?
Когда гласные А и О стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные А или О. С тех пор эти дети пишут грамотно.
С*СНА – СОСНЫ – О
(сл.12)

Учитель:

«Ребята, скажите, а мы с вами знаем, почему при обозначении гласного звука буквой в одном слове у нас не возникает трудностей, а при обозначении гласного звука в другом слове у нас возникают трудности?»

Дети: не знаем, почему при обозначении буквой гласного звука в одном слове у нас не возникают трудности, а при обозначении гласного звука в другом слове у нас возникают трудности.

Учитель:

«Ребята, что мы должны узнать сегодня на уроке?»

Дети: сегодня на уроке мы должны узнать, почему при обозначении гласного звука буквой в одних лова у нас возникают трудности, а в других словах у нас не возникают трудности.

Формирование личностного УУД, а именно смыслообразования, (при постановке цели урока).

Формирование коммуникативного УУД, а именно умения высказывать свое мнение, (при ответах на вопросы учителя).

Формирование регулятивного УУД, а именно осознания границы знания и незнания (при постановке цели урока).

Организация деятельности учащихся по добыванию новых знаний

(5 минут)

Цель: помочь учащимся добыть знания о родовом понятии и существенных признаках понятия или о нормах и условиях, при которых действует правило.

«Посмотрите на доску, вам даны 2 слова. Одинаково ли пишутся и произносятся данные слова?»  (сл. 13)

Учитель:

«Прочитайте 1 слово»

Дети читают 1 слово – слон

Учитель:

«Поставьте ударение»

Дети говорят, что ударение падает на о.

Учитель:

«есть ли в этом слове безударная гласная?»

Дети: нет

Учитель:

«Прочитайте 2 слово?»

Дети слонишка

Учитель:

«Куда падает ударение?»

Дети: на букву «и»

Учитель:

«Какую букву мы напишем в корне?»

Дети: букву о

Учитель:

«А как вы это поняли?» 

Дети: потому что слово родственное слову «слон»

Учитель:

«Какой вывод мы можем сделать?»

Дети: мы можем сделать вывод, чтобы узнать какую безударную гласную в корне нужно писать в слове, нужно это слово попробовать поизменять, чтобы ударение падала на эту гласную

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно анализа (при анализе и выявлении какой буквой обозначен гласный звук в безударном слоге).

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно синтеза (при формулировании вывода о, обозначении буквой гласного звука в безударном слоге).

Формирование коммуникативного УУД, а именно умения отвечать на вопросы, в соответствии с темой вопроса (при ответе на вопросы учителя).

Организация работы над правилом или определением в учебнике.

(7 минут)

Цель: помочь детям систематизировать знания о родовом понятии и существенных признаках понятия или норме и условиях, при которых действует правило.

Учитель:

«Ребята, только что мы с вами сформулировали вывод о том, что безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова пишется одинаково. Для этого откройте учебник на странице 95 и почитайте текст в рубрике «Обрати внимание» и прочитайте про себя» (сл. 14)

Учитель:

«Ребята, о чем говорится в данном правиле?»

  • в данном выводе говорится о том, как проверить безударную гласную в корне слова

«На сколько частей можно разделить данное правило?»

  • данный вывод можно разделить на 3 части

«О чем говорится в первой части правила?»

  • в первой части правила говорится о первом способе проверки безударного гласного в корне слова

«О чем говорится во 2-ой части правила?»

  • во второй части правила говорится о 2-ом способе проверки безударного гласного в корне слова

«О чем говорится в 3-ей части правила?»

  • в 3-ей части правила говорится о том, что в проверочном и проверяемых словах гласный в ударном и безударном слогах пишутся одинаково

«Сколько способов проверки безударного гласного в корне слова существует?»

  • существует 2 способа проверки безударного гласного в корне слова

 «Назовите первый способ проверки безударного гласного в корне слова»

  • первый способ проверки безударного гласного в корне слова - это изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным

«Приведите примеры проверки безударного гласного в корне слова первым способом»

Приводят примеры проверки безударного гласного в корне слова первым способом

«Хорошо! Какой 2-ой способ проверки безударного гласного в корне слова существует?»

  • что 2-ой способ проверки безударного гласного в корне слова - это подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный стал ударный

«Приведите примеры проверки безударного гласного в корне слова вторым способом»

  • Дети приводят примеры проверки безударного гласного в корне слова 2-ым способом

«Как пишутся гласные в ударном и безударном слогах в проверочном и проверяемом словах?» 

  • гласные в ударном и безударном слогах в проверочном и проверяемом словах пишутся одинаково

«Хорошо! Ребята, я утверждаю, что проверить безударный гласный в корне слова можно только изменив форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Права ли я? Свой ответ обоснуйте?»

  • не права, т.к. проверить безударный гласный в корне слова можно еще подобрав однокоренное слово так, чтобы безударный стал ударным

Формирование познавательного (информационного) УУД, а именно умения извлекать информацию из определения (при составлении памятки).

Формирование регулятивного УУД, а именно планирования (при выявлении пунктов памятки).

Формирование регулятивного УУД, а именно осознания способа действия (при выявлении пунктов памятки).

Этап составления памятки.

(5 минут)

Цель: помочь учащемуся извлечь информация из правила или определения и сформировать для себя способ действия.

«Ребята, давайте будем учиться рассуждать по памятки, но для начала нам нужно составить ее.

На слайде появляется заготовка памятка (сл.15)

Учитель:

«Для этого посмотрите на доску.

На ней записаны слова (сл.16)

Ребята, что мы должны сделать в самом начале при работе с любыми словами?»

Дети: в самом начале при работе с любыми словами мы должны их прочитать.

Учитель:

«Какой первый пункт памятки мы с вами выделим?»

Дети: первым пунктом памятки мы выделим «Читаю слова»

Учитель:

«Прочитайте данные слова»

Дети читают слова

Учитель:

«Давайте поставим ударение в первом слове.  На какой слог в данном слове падает ударение?»

Дети: в первом слове ударение падает на второй слог.

На доске появляется слайд с ударением на втором слоге в первом слове

Учитель:

«Давайте поставим ударение во втором слове. На какой слог, на первый или на второй слог падает ударение во втором слоге?»

Дети: во втором слове ударение падает на первый слог.

На доске появляется слайд с ударением на втором слоге во втором слове

Учитель:

«Какой второй пункт нашей памятки мы обозначим?»

Дети: второй пункт памятки, который мы обозначим  «Ставлю ударение в словах»

Учитель:

Давайте выделим корни в этих 2-х словах»

Дети выделяют корни

На доске появляется слайд с выделенными корнями в словах

Учитель:

«Как думаете какой следующий пункт будет в нашей памятки»

Дети: выделяю корень

Учитель:

«В каком слове будет безударная гласная?»

Дети: во 2 слове

Учитель:

«Какой же следующий пункт нашей памятки?»

Дети: нахожу безударную гласную в корне

Учитель:

«Как доказать, что в 1 слове будет буква «а»?»

Дети: подобрать однокоренное слово

Учитель:

«Правильно, это и будет последний пункт нашей памятки»

На доске появляется готовая памятка (сл.17)

Учитель:

«Ребята, мы с вами составили памятку.

Сейчас я вам ее раздам, и дома вы ее положите в свою тетрадь»

Формирование познавательного (информационного) УУД, а именно умения извлекать информацию из определения (при составлении памятки).

Формирование регулятивного УУД, а именно планирования (при выявлении пунктов памятки).

Формирование регулятивного УУД, а именно осознания способа действия (при выявлении пунктов памятки).

Этап овладения способом действия.

(19 минут)

Цель: помочь учащемуся научиться применять правило на практике или находить понятие, данное в определении.

Учитель:

«Ребята, только, что мы с вами составили памятку. Теперь давайте потренируемся использовать ее. Откройте учебник на странице 95 упражнение № 145 (сл.18)

Вам дано нужно выписать сначала проверочное слово, потом проверяемое, для этого запишем 2 столбика «проверочное и проверяемое»

Прочитайте 1 слово»

Дети: гора

Учитель:

«Куда падает ударение?»

Дети: на букву «А»

Учитель:

«Выделите корень в этом слове»

Дети выделяют корень

Учитель:

Здесь есть безударная гласная в корне?»

Дети говорят, что есть

Учитель:

«Давайте посмотрим из писка слово, которое нам подходит»

Дети говорят, что это слово – горка

Учитель:

Прочитайте 2 слово»

Дети: холмик

Учитель:

«Куда падает ударение?»

Дети: на букву «О»

Учитель:

«Выделите корень в этом слове»

Дети выделяют корень

Учитель:

Здесь есть безударная гласная в корне?»

Дети говорят, что нет

Учитель:

«Давайте посмотрим из писка слово, для которого оно подойдет»

Дети говорят, что это слово – холмы

Учитель:

«А теперь я вызову к доске одного ученика и будет выполнять это упражнение, рассуждая по памятки, как только что делали мы с вами»

Учитель вызывает к доске ученика, он пишет на доске, рассуждая по памятке, а остальные пишут в тетради, одновременно проверяя его

Учитель:

«Молодцы, вы справились с этим заданием. Теперь давайте посмотрим на доску (сл. 19) Вам нужно записать слова и подобрать проверочные. Вы делаете это каждый у себя в тетради, не забывайте смотреть в памятку»

Дети делают у себя в тетради

Учитель:

«Теперь обменяйтесь тетрадями и сверти с доской (сл.20)

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно анализа (при выполнении заданий продуктивного и репродуктивного типа).

Формирование регулятивного УУД, а именно самоконтроля (при сверке своего ответ с ответом на доске).

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно сравнения (при сравнении своего ответа с ответом на доске).

Домашнее задание.

Учитель:

«Откройте дневники и запишите домашнее задание (сл.21)

Упражнение в учебнике №154 на странице 100, в котором вам нужно записать слова по образцу, при выполнении данного задания рассуждайте по памятке. Она вам обязательно поможет»

Рефлексия.

Учитель:

«Вот и прозвенел звонок. Подошел к концу урок. Давайте подведем итоги урока

Над какой темой мы сегодня работали на уроке?»

Дети: сегодня на уроке мы работали на темой: безударные гласные в корне слова и их проверка

Учитель:

«Что нового мы сегодня узнали на уроке

Дети отвечают на вопрос

Учитель:

«Возникали ли у вас на уроке трудности и если возникали, то в чем?»

Дети высказывают свое мнение на счет того возникали ли у них трудности.

Учитель:

«Что необходимо сделать для того, чтобы избежать данных трудностей?»

Дети высказывают мнение о том, что необходимо сделать, чтобы избежать данных трудностей.

Учитель:

«Хорошо! А сейчас обратите внимание на доску. На доске вы видите 3 смайлика. Оцените урок, выбрав один из смайликов.

1-грусный смайлик

2- веселый смайлик

Скажите, какой вы выбрали смайлик и объясните почему» (сл.34)

Формирование регулятивного УУД, а именно самооценки, (при оценки своей работы на уроке).

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно анализа (при анализе своей работы на уроке).

Формирование коммуникативного УУД, а именно умения отвечать на вопросы (при ответе на вопросы учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс.

Урок русского языка "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс....

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написа...

Методическая разработка по русскому языку "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"" 2 класс

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "Правописание слов с безударными гласными в корне", 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Правописание слов с безударными гласными в корнеЦели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с безударными гласными в корне, о способах их п...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 2 класс

Данный урок можно провести без использования какого-либо оборудования....

Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» (2 класс УМК: «Начальная школа XXI века»)

Тема урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представления у обучающихся  о пр...