Конспект урока по русскому языку "Времена глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку

Тема «Времена глаголов»

Цели урока:

- Образовательные цели

  • Организовать работу по добыванию новых сведений о существенных признаках форм времен глаголов
  • Организовать работу по формированию умения правильно определять формы времени глаголов

- Развивающие цели

  • формирование универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания при постановке учебной проблемы
  • формирование познавательного учебного действия анализа при введении нового материала (выделение признаков каждой формы времени глагола)
  • формирование логического действия классификации при проведении словарно-орфографической работы
  • формирование учебно-информационных умений при работе над текстом правила форм времени глаголов
  • формирование логического действия «обобщения» при проверке дз
  • формирование коммуникативных УУД при организации учебного диалога (на этапах постановки учебной проблемы, её решения, при предъявлении ловушек и т.д.);

- Воспитательные цели

  • формирование универсального личностного действия «самоопределения» при постановке проблемы
  • воспитание интереса к урокам рус.яз. на этапе предъявления занимательного материала
  • воспитание трудолюбия, аккуратности при проведении каллиграфической минутки

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vremena_glagola.docx52.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема «Времена глаголов»

Цели урока:

- Образовательные цели

  • Организовать работу по добыванию новых сведений о существенных признаках форм времен глаголов
  • Организовать работу по формированию умения правильно определять формы времени глаголов

- Развивающие цели

  • формирование универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания при постановке учебной проблемы
  • формирование познавательного учебного действия анализа при введении нового материала (выделение признаков каждой формы времени глагола)
  • формирование логического действия классификации при проведении словарно-орфографической работы
  • формирование учебно-информационных умений при работе над текстом правила форм времени глаголов
  • формирование логического действия «обобщения» при проверке дз
  • формирование коммуникативных УУД при организации учебного диалога (на этапах постановки учебной проблемы, её решения, при предъявлении ловушек и т.д.);

- Воспитательные цели

  • формирование универсального личностного действия «самоопределения» при постановке проблемы
  • воспитание интереса к урокам рус.яз. на этапе предъявления занимательного материала
  • воспитание трудолюбия, аккуратности при проведении каллиграфической минутки

План урока:

  1. Организационный момент   (4 мин)

- взаимное приветствие

- проверка готовности к уроку путём игры

- создание положительного настроя на урок  

Физминутка, пальчиковая гимнастика (упражнение «Кольца», «Дни недели»)  (2 минуты)

  1. Минутка чистописания    (6 мин)

- предъявление новой буквы «С» путём её поиска в словах

- создание положительной мотивации путём предъявления неправильного образца буквы «С»

- восстановление правильного способа написания буквы С

- написание буквы «С» с добавлением элементов

  1. Словарно-орфографическая работа    (6 мин)

- закрепление ранее изученных слов путём предъявления ребусов

-  введение нового слова

  • предъявление нового словарного слова «квартира» при помощи загадки
  • толкование лексического значения слова «квартира», опираясь на словарь (адаптированное толкование)
  • орфографическая проработка нового слова «квартира»
  •   введение нового слова «квартира» в речь и его отработка путём составления словосочетаний с ним
  • Составление предложений с новым словарным словом «квартира»
  1. Проверка домашнего задания   (6 минут)

* проверка теоретического материала по теме «Число глаголов» путём фронтального опроса

* проверка письменного домашнего упражнения на карточках путём предложения задания по аналогии

Физминутка («Вновь у нас физкультминутка»)      (2 мин)

  1. Организация учебно-поисковой деятельности ребёнка по добыванию новых знаний (Введение нового материала) (5мин)

- создание положительной мотивации к изучению нового материала при переходе к изучению новой темы «Времена глаголов»

- постановка учебной проблемы с помощью актуализации речевого и жизненного опыта ребенка

- решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний

  1. Организация работы над правилом или определением в учебнике (4 мин)
  2. Развёртывание способа действий (составление памятки) с помощью предъявления конвертов с операциями в разброс (4 мин)

Физминутка «Вот под ёлочкой зелёной» (2 минуты)

  1. Этап овладения способом действия при выполнении упражнений путём предъявлений заданий продуктивного, репродуктивного типа (нестандартные задания, самостоятельная работа) (10 мин)
  2. Этап рефлексивной оценки  путём создания детьми синквейна (3 мин)
  3. Домашнее задание  стр 116, упр 204 (1 мин)

Лингвометодический анализ урока

Что известно детям по данной теме?

Что нового узнают?

Какие трудности испытывают дети при усвоении темы?

Что такое глагол

Неопределённая форма глагола

Число глаголов

Изменение глаголов по родам и числам в пр.вр.

Формы времени глаголов

Смешение вопросов разных форм времени

На какие вопросы отвечает каждая форма времени

Смешение вопросов совершенного/несовершенного вида

Оборудование урока

  1. Учебник русского языка В.П.Канакина, В.П.Горецкий 3 класс,2 часть,  УМК «Школа России», стр 111-116
  2. Презентация к уроку
  3. Конспект урока

Ход урока

  1. Организационный момент

- взаимное приветствие

Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас!

- проверка готовности к уроку

– Давайте проведем проверку готовности к уроку. Хлопайте в ладоши, если предмет, который я называю, должен быть у вас на уроке.

Телефон, мороженое, учебник, шоколадка, тетрадь, пенал, краски.

- создание положительного настроя на уроке

-  Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь! 

Физминутка  (пальчиковая гимнастика)

  1. «Кольца»

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.


Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения

на обеих руках.

  1. «Дни недели»

В понедельник я стирала,

(кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала.

(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач,

(печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч,

(правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла,

(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила.

(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.

(машем ладошками к себе)

2. Минутка чистописания

- предъявление новой буквы

Прочитайте написанные на доске слова сл (аист, кусок, синица). Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный глухой  мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

«Сегодня мы будем писать букву С. Она находится в каждом слове, но в слове синица обозначает парный глухой мягкий согласный звук».

- создание положительной мотивации путём предъявления неправильного образца буквы

Проверяя ваши тетради, я заметила, что некоторые из вас допускают ошибки в написании этой буквы. Давайте рассмотрим эти ошибки.

Сл.

  1. Буква очень широкая сверху, а снизу получилась узкой.
  2. Наклон буквы в другую сторону

           

- восстановление правильного способа написания буквы

Ребята, давайте же вспомним, из каких элементов состоят заглавная и строчная буквы и вспомним их правильное написание.

- На что похожа заглавная буква С? (на половинку овала)

- Сколько в ней элементов? (один)

Подробное объяснение написания заглавной буквы С (демонстрация видео на экране): сл

Начинаю писать от середины дополнительной линейки.

Справа налево прописываем полуовальную линию.

Опускаем её вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки.

Рассмотрите быстрый показ: справа налево, вниз, вправо.

Рассмотрите направление стрелочек.

Попробуйте написать такую букву в воздухе.

Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

- написание буквы

Ребята, скажите, а зачем нам нужно правильно писать буквы?

Писать красиво и ровно очень полезно.

- меньше допускаются описки и ошибки, что способствует пониманию написанного

- не вызывает у читающих ваши записи затруднений

- помогает лучше сконцентрироваться при написании

- не стыдно будет подписать открытку дорогим людям

Слайд

Откройте тетради и пропишите ряд из заглавной буквы С и элемента, как показано на доске.

Подчеркните самый удачный на ваше усмотрение вариант, который больше всего похож на образец.

Молодцы.

  1. Словарно-орфографическая работа

- закрепление ранее изученных слов

Ребята, сейчас мы с вами будем разгадывать ребусы. В них зашифрованы словарные слова, которые вы уже знаете. Давайте разгадаем их и запишем.

(по ходу дела ставим ударение, называем известные орфограммы)

  1. За́втрак
  2. Одува́нчик
  3. Воскресе́нье
  4. Гвозди́ка

Молодцы, вы отлично разгадываете ребусы!

-  введение нового слова

  1. Предъявление нового словарного слова

А теперь узнаем, с каким же новым словом мы познакомимся с вами сегодня. Для этого отгадайте загадку. сл

Кварти́ра

Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет. 

Ребята, какое слово загадано?

Правильно, это слово квартира 

Сл

  1. Толкование лексического значения слова

Ребята, как вы понимаете, что такое квартира?

Квартира – отдельное жилое помещение в доме, которое состоит из одной или нескольких комнат, так же есть кухня, коридор, туалет с ванной.

  1. Орфографическая проработка нового слова

Прочитаем слово.

Ребята, произнесите слово с ударением, отметьте его в слове у себя в тетрадках.

Назовите безударные гласные в этом слове, подчеркните.

Покажите, где находится орфограмма в данном слове. Давайте попробуем выяснить, в этом слове безударный гласный проверяемый или нет. Что мы должны для этого сделать? Давайте попробуем изменить слово так, чтобы безударный оказался под ударением, сможем ли мы подобрать такое слово? (нет). Значит какой вывод сделаем, какой гласный перед нами? (перед нами непроверяемый безударный гласный, его нужно запомнить)    сл

  1. Введение в речь нового слова и его проработка

Ребята, составьте словосочетания со словом квартира.

Квартира какая? (новая, однокомнатная, пустая, просторная)

  1. Составление предложений с новым словарным словом

Ребята, а теперь составьте развёрнутое предложение со словарным словом. Давайте послушаем несколько ваших предложений и определим, какое из них лучшее, наиболее полное, развёрнутое и красивое. Дети записывают предложение под диктовку.

На всякий случай:

Старая просторная квартира располагалась на втором этаже дома.

4. Проверка домашнего задания

- проверка теоретического материала

Вопросы репродуктивного типа:

- Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Число глаголов)

- Какое действие обозначает глагол в единственном числе? (действие одного предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол единственного числа? (что делает? что сделал? и др.)

- Какое действие обозначает глагол, находящийся во множественном числе? (действие двух и более предметов)

- На какие вопросы отвечает глагол множественного числа? (что делают? что сделают? что делали? и др.)

Вопросы продуктивного типа:

- Какая часть речи помогает нам в определении числа глагола? (существительное)

- Как связаны глагол и имя существительное? (Стоит в том же числе, что и имя существительное).

- По каким признакам мы определяем число глагола? (по существительному, по вопросу)

- У всех ли глаголов можно определить число? (у глаголов начальной формы число определить нельзя)

- проверка письменного домашнего упражнения

Письменное домашнее упражнение было на индивидуальных карточках:

Прочитайте. Впишите, ставя глаголы в неопределённой форме в нужное число.

Весна ________ (придти). Солнце ______ (греть) землю своими тёплыми лучами. Все весне _________ (обрадоваться): и звери, и птицы. Только один снег __________ (огорчаться). _____________ (Прятаться) снег от солнца под кустами и деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его __________ (достать). Ребята _______ (выбежать) на улицу и __________ (радоваться) лужам.

Подсказка: Вспомните, как определять число глагола.

Правильный ответ:

Весна пришла. Солнце греет землю своими тёплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы. Только один снег огорчился. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его достают. Ребята выбежали на улицу и радуются лужам.

- проверка дз по аналогии

Сл

Прочитайте слова. Закрасьте красным цветом глаголы в единственном числе, а глаголы во множественном числе – зелёным.

Напоминает, радуются, сверкают, улыбался, благодарят, посчитаем, добавили, приоткрыла, разметим, заполняет.

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова,

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

5. Организация учебно-поисковой деятельности ребёнка по добыванию новых знаний (Введение нового материала)

- создание положительной мотивации к изучению нового материала при переходе к изучению новой темы

Ребята, я задумала слово, оно называет действие и находится в форме ед.ч. Я утверждаю, что это слово обязательно будет глаголом, согласны ли вы со мной? (не только глаголы называют действие)

Итак, ребята, мы убедились с вами, что по признакам глагола, которые мы знаем, нельзя отличить глагол от других частей речи (например, от сущ.)

Какой же вопрос вы мне хотите задать?

А есть ли у глагола признак, который сразу отличает глагол от других частей речи?

Вот на этот вопрос мы с вами ответим на уроке.

- постановка учебной проблемы

Сл Ребята, посмотрите на доску, перед вами диалог двух мальчиков. Давайте прочитаем его.

Найдите в этом диалоге все глаголы. Сл

- Я сейчас рисую открытку маме на день рождения.

- А я вчера рисовал открытку маме к новому году.

- А я буду рисовать своей маме новогоднюю открытку на выходных. 

Как вы думаете, это разные слова или изменение одного и того же глагола?

Как вы думаете, а чем же отличаются друг от друга эти слова? (временем, когда происходит действие).

- решение учебной проблемы

Сейчас мы с вами будем заполнять таблицу. Сл.

Перерисуйте эту таблицу к себе в тетради.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

рисовал

рисую

буду рисовать

Что делал?

Что делаю?

Что буду делать?

1. Скажите, когда происходит действие, названное глаголом  рисовал?  Сейчас, в прошлом или в будущем будет происходить? (когда-то)

Попробуйте задать вопрос к этому глаголу (что делал? – рисовал)

Итак, ребята, смотрите, наш глагол рисовал обозначает действие, которое происходило в прошлом и отвечает на вопрос что делал?

Если глагол обозначает, что действие произошло в прошлом и отвечает на вопрос что делал? он находится в прошедшем времени. (подписываем вверху пр.вр.)

2. Теперь, ребята, посмотрите на глагол, записанный во втором столбике. Рисую.

Когда происходит действие, названное глаголом рисую?

Действие происходит сейчас, в настоящем.

Ребята, попробуйте задать вопрос к этому глаголу.

Что делаю? Рисую.

Итак, ребята, если глагол обозначает действие, которое происходит в настоящем и отвечает на вопрос что делаю?, то он находится в форме какого времени? Настоящего.

3. А теперь ребята посмотри глагол, который записан у нас в третьем столбике.

Я утверждаю, что этот  глагол находится в форме прошедшего времени, согласны ли вы со мной?

Как вы думаете, когда же происходит действие, названное данным глаголом (отмечает признак).

На какой вопрос будет отвечать?

Если глагол обозначает действие, которое будет происходить в будущем времени, и отвечает на вопрос что буду делать? то он находится в форме какого времени? Будущего.

Итак, ребята, с каким же признаком глагола мы сейчас познакомились?

Мы познакомились с признаком изменение глагола по временам.

(подписываем над табличкой).

Ребята, мы узнали новый признак глагола – изменение по временам, такого признака больше нет ни у одной части речи.

Сколько времён есть у глаголов?

Сколько признаков мы должны учитывать, чтобы определить время (что обозначает, вопрос).

Давайте с вами выясним, какие глаголы стоят в форме прошедшего времени/настоящего/будущего (формулировки).

6.  Организация работы над правилом или определением в учебнике

Ребята, мы с вами сформулировали определения глаголов в форме настоящего, будущего и прошедшего времени. Давайте проверим, насколько наш вывод совпал с выводом автора учебника. Открываем учебник на странице 112.

Прочитайте формулировку про себя. Теперь давайте прочитаем определение вслух. Сл

- Скажите, о чём говорится в формулировке времён глаголов?

- На какие части можно разделить определение каждого времени глаголов? (на 2 – в какой момент речи происходит действие, на какие вопросы отвечает).

Вопросы воспроизводящего характера:

- Ребята, сколько признаков каждой формы времени названо в правиле. (2 – в какой момент речи происходит действие, на какие вопросы отвечает)

- Какие действия обозначают глаголы в форме настоящего/прошедшего/будущего времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего/прошедшего/будущего времени?

Вопросы анализирующего характера:

- Ребята, я утверждаю, что глагол рисовать находится в форме настоящего времени, права ли я? Если нет, то почему? (неопределённая форма)

Все ли глаголы имеют форму времени? (нет, нф не имеет)

7. Развёртывание способа действий (составление памятки)

А теперь, ребята, мы будем учиться рассуждать, применяя правила, будем составлять памятку.

Мы учимся определять форму времени глагола.

Время    глагола

Когда происходит действие

Время глагола

Вопрос

Пример

Действие происходит  

 в момент речи

(сейчас)

Настоящее

(н. в.)

что  делаем?

что  делает?

что  делают?

Читаем

смотрит

играют

Действие происходило

в прошлом,

 до момента речи

(вчера)

Прошедшее

(п. в.)

что  делали?

что  сделала?

что  делал?

думали

смастерила

рисовал

Действие  произойдёт

 после момента речи

(завтра)

Будущее

(б. в.)

что  будем делать?

что  сделает?

что  сделают?

проверит

будем  жить

расскажут

Перед вами конвертики, в них полоски с операциями. Вам нужно разложить эти шаги в правильной последовательности. Сл

  1. Читаю слово
  2. Задаю вопрос
  3. Определяю, в какой момент речи происходит действие
  4. Делаю вывод

Давайте проверим, что у вас получилось.

Физминутка

Вот под елочкой зеленой.

Скачут весело вороны,

(Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали,

(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают,

(Ходьба на месте)

Ш-ш-ш-ш.

(Присед с выдохом.)

  1. Этап овладения способом действия при выполнении упражнений

Упражнение продуктивного типа (требующее рассуждений по памятке)

Упражнение продуктивного типа (требующее выполнение более сложного действия, формирование УУД)  сл

  1. Запиши глаголы в три столбика.

Зеленеет, пошёл, победит, проходит, блестел, прочитаю, прилетит, спала, будет играть, читаем.

 

  1. Данные пословицы распределите на группы в зависимости от времени глагола.

В каждой группе должны быть пословицы с глаголами одного времени.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Дождик вымочит, а солнышко высушит.

Мир строит, а война разрушает.

Поспешишь – людей насмешишь.

Слова не сдержал, честь потерял.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Сделал дело, гуляй смело.

Самопроверка (сверяем с доской).

Какие пословицы не вошли ни в одну группу? Почему?

  1. Правильно ли рассуждал третьеклассник при определении времени глагола в данном предложении?

Мы будем по вечерам играть в баскетбол.

Играть – глагол в форме будущего времени, т.к. будем (что делать?) играть.

Ответ: Рассуждение неверно. Будем играть – буд. вр., т.к. мы (что будем делать?) будем играть

  1. Правильно ли распределены глаголы на три группы в зависимости от формы времени? Если есть ошибки, исправь их.

Прош. в.

Слышал

Таял

Гнал

Объявит

Наст. в.

Пишет

Осветит

Гнуться

Льют

Буд. в.

Будут полоть

Решит

Выливают

прочитают

Ответ: В классификации допущены ошибки. Слова осветит, объявит находятся в форме буд. вр.: (что сделает?) осветит, объявит. Слово выливают находится в форме настоящего времени: (что делают?) выливают.

  1. Самостоятельная работа

Спишите текст, выделите пропущенные орфограммы и определите время глагола.

У старой ели р…звятся в…селые белочки. Рады они тепл…му солнцу и молодой зелен…. Зверьки сменили к весн… свои пушистые серые шу…ки. Всю долгую зиму жили белки в елов…м лесу, скрывались в густой чаще.

9. Этап рефлексивной оценки

Молодцы, вы хорошо постарались сегодня.

Ребята, наш урок подходит к концу.

Остались ли у вас какие-нибудь вопросы, всё ли было понятно на уроке? Понравился он вам? Что вам понравилось делать на уроке больше всего?

Что вызвало затруднения?

Подводя итог сегодняшнего урока, я предлагаю вам всем попробовать составить синквейн. Синквейн – это такое стихотворение, которое состоит из пяти строк и не имеет рифмы.

- Первая строка будет состоять из ключевого слова или словосочетания,  в нём должна отразиться тема нашего сегодняшнего урока.

- На второй строке вы должны придумать два прилагательных, которые будут характеризовать нашу тему.

- На третьей строке будут три глагола, отвечающие за действие.

- На четвёртой строке составьте небольшое предложение, характеризующее наше понятие, раскрывающее суть нашей темы урока.

- на пятой строке подберите синоним к главному слову, которое было на 1- строке.

Даю вам время на раздумье 2 минуты. Запишите синквейн у себя в тетради. Кто будет готов, поднимите руку.

10. Домашнее задание

Стр 116, упр 204

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Данный урок дает возможность систематизировать знания детей по теме: «Глагол». Конспект урока составлен в соответствии с программой УМК «Школа 2100» по учебнику Р.Н. Бунеева для 3-го класса....

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Урок русского языка во втором классе "Глагол" с использованием исследовательских технологий...

Конспект урока по русскому языку "Глагол".

Конспект урока для 4 класса на тему "Глагол" (по программе "Начальная школа XXI века")....

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Конспект урока по русскому языку на тему "Глагол"....

Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"

Тема.  Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи....

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...