Конспект по русскому языку "Безударные гласные в корне"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цели урока:

Образовательные:

- Организовать учебно - поисковую деятельность учащихся по добыванию новых знаний о том, что безударные гласные в корне слова при письме могут обозначаться разными буквами

- Организовать работу по формированию практического умения находить безударные гласные в корне слова

Развивающие:

- Формирование регулятивного универсального учебного действия самоконтроля при проверке своей готовности к уроку на этапе организации класса, при сверке написанной ими букву «М» с образцом данным на доске на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы, при сравнении вывода , который сформулировали учащиеся и вывода, который дан в учебнике на этапе организации деятельности детей над правилом или определением в учебнике, при сверке своего ответа с ответом на доске на этапе овладением способом действия

- Формирование регулятивного универсального учебного действия контроля (взаимоконтроля) при обмене тетрадями с одноклассником на этапе проверки домашнего задания

- Формирование регулятивного универсального учебного действия осознания границы знания и незнания при постановке цели урока на этапе создания положительной мотивации к изучению новой темы

- Формирование регулятивного универсального учебного действия планирования при выявлении пунктов памятки

- Формирование регулятивного универсального учебного действия осознания способа действия при выявлении пунктов памятки

- Формирование познавательного ( логическое ) универсального учебного действия анализа при анализе элементов из которых состоит буква «М» на минутке чистописания, при отгадывании загадки, сравнении своего ответа с ответом на доске на этапе словарно - орфографической работы, при выявлении в слове гласной буквы и звука, который она обозначает на этапе проверки домашнего задания, при анализе и выявлении какой буквой обозначен гласный звук в безударном слоге на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний, при систематизации вывода о том какими буквами может обозначаться гласный звук в безударном слоге на этапе организации работы над правилом или определением в учебнике, при выполнении заданий продуктивного и репродуктивного типа на этапе овладения способом действия

- Формирование познавательного ( логического ) универсального учебного действия сравнения при сверке учащимися написанных ими букв с образцом , данном на доске на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы и на этапе проверки домашнего задания, при сравнении вывода , который сформулировали учащиеся и вывода, который дан в учебнике на этапе организации работа над правилом или определением в учебнике, при сравнении своего ответа с ответом на доске на этапе овладения способом действия

- Формирование познавательного (логического) универсального учебного действия

классификации при определении правильно написанной буквы “М“ и не правильно

написанных букв «М» на минутке чистописания

- Формирование познавательного (логического ) универсального, учебного действия синтеза при отгадывании загадки на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы при формулировании вывода о обозначении буквой гласного звука в безударном слоге на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний

- Формирование познавательного универсального учебного знаково – символического действия при копировании движений педагога на этапе физкультминутки, при разгадывании ребусов на этапе словарно - орфографической работы

- Формирование познавательного (информационного) универсального учебного действия умения извлекать информацию из определения при составлении памятки

- Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения работать в паре при проверке готовности к уроку своего соседа по парте на этапе организации класса

- Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения отвечать на поставленный вопрос в соответствии с темой вопроса при проведении фронтального опроса по теме “ Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? “ на этапе проверки домашнего задания, на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний, на этапе организации работы над правилом или определением в учебнике

- Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения высказывать свое мнение, при ответах на вопросы учителя на этапе создания положительной мотивации к изучению новой темы

Воспитательные:

- Формирование личностного универсального учебного действия смыслообразования при создании положительной мотивации к написанию буквы «А» на этапе минутки чистописания, при постановке цели урока на этапе создания положительной мотивации к изучению нового материала

- Воспитание аккуратности  при проведении минутки чистописания

- Воспитание любознательности , интереса и уважительного отношения к русскому языку на этапе минутки чистописания, при проведении словарно - орфографической работы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_glasnye_1_chast.docx50.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, по теме: «Правописание безударных гласных в корне»

Тема урока: Безударные гласные в корне

Цели урока:

Образовательные:

- Организовать учебно - поисковую деятельность учащихся по добыванию новых знаний о том, что безударные гласные в корне слова при письме могут обозначаться разными буквами

- Организовать работу по формированию практического умения находить безударные гласные в корне слова

Развивающие:

- Формирование регулятивного универсального учебного действия самоконтроля при проверке своей готовности к уроку на этапе организации класса, при сверке написанной ими букву «М» с образцом данным на доске на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы, при сравнении вывода , который сформулировали учащиеся и вывода, который дан в учебнике на этапе организации деятельности детей над правилом или определением в учебнике, при сверке своего ответа с ответом на доске на этапе овладением способом действия

- Формирование регулятивного универсального учебного действия контроля (взаимоконтроля) при обмене тетрадями с одноклассником на этапе проверки домашнего задания

- Формирование регулятивного универсального учебного действия осознания границы знания и незнания при постановке цели урока на этапе создания положительной мотивации к изучению новой темы

- Формирование регулятивного универсального учебного действия планирования при выявлении пунктов памятки

- Формирование регулятивного универсального учебного действия осознания способа действия при выявлении пунктов памятки

- Формирование познавательного ( логическое ) универсального учебного действия анализа при анализе элементов из которых состоит буква «М» на минутке чистописания, при отгадывании загадки, сравнении своего ответа с ответом на доске на этапе словарно - орфографической работы, при выявлении в слове гласной буквы и звука, который она обозначает на этапе проверки домашнего задания, при анализе и выявлении какой буквой обозначен гласный звук в безударном слоге на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний, при систематизации вывода о том какими буквами может обозначаться гласный звук в безударном слоге на этапе организации работы над правилом или определением в учебнике, при выполнении заданий продуктивного и репродуктивного типа на этапе овладения способом действия

- Формирование познавательного ( логического ) универсального учебного действия сравнения при сверке учащимися написанных ими букв с образцом , данном на доске на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы и на этапе проверки домашнего задания, при сравнении вывода , который сформулировали учащиеся и вывода, который дан в учебнике на этапе организации работа над правилом или определением в учебнике, при сравнении своего ответа с ответом на доске на этапе овладения способом действия

- Формирование познавательного (логического) универсального учебного действия

классификации при определении правильно написанной буквы “М“ и не правильно

написанных букв «М» на минутке чистописания

- Формирование познавательного (логического ) универсального, учебного действия синтеза при отгадывании загадки на минутке чистописания и на этапе словарно - орфографической работы при формулировании вывода о обозначении буквой гласного звука в безударном слоге на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний

- Формирование познавательного универсального учебного знаково – символического действия при копировании движений педагога на этапе физкультминутки, при разгадывании ребусов на этапе словарно - орфографической работы

- Формирование познавательного (информационного) универсального учебного действия умения извлекать информацию из определения при составлении памятки

- Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения работать в паре при проверке готовности к уроку своего соседа по парте на этапе организации класса

- Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения отвечать на поставленный вопрос в соответствии с темой вопроса при проведении фронтального опроса по теме “ Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? “ на этапе проверки домашнего задания, на этапе организации учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний, на этапе организации работы над правилом или определением в учебнике

- Формирование коммуникативного универсального учебного действия умения высказывать свое мнение, при ответах на вопросы учителя на этапе создания положительной мотивации к изучению новой темы

Воспитательные:

- Формирование личностного универсального учебного действия смыслообразования при создании положительной мотивации к написанию буквы «А» на этапе минутки чистописания, при постановке цели урока на этапе создания положительной мотивации к изучению нового материала

- Воспитание аккуратности  при проведении минутки чистописания

- Воспитание любознательности , интереса и уважительного отношения к русскому языку на этапе минутки чистописания, при проведении словарно - орфографической работы

Лингвометодический анализ урока.

Что известно детям по данной теме

Что нового дети узнают по данной теме

Какие трудности испытывают дети при усвоении данного материала

  • Учащиеся знают о том, что звуки бывают гласными и согласными
  • Учащиеся знают как различать гласные и согласные звуки
  • Учащиеся знают, что гласные бывают ударными и безударными
  • Учащиеся знают какими буквами на письме обозначаются гласные звуки
  • Учащиеся знают, что существует такая часть слова, как корень
  • Учащиеся узнают о том, что безударные гласные в корне слова необходимо проверять
  • Учащиеся узнают зачем необходимо проверять написание безударной гласной в корне слова
  • У учащихся могут возникнуть трудности в нахождении безударной гласной в корне слова
  • У учащихся могут возникнуть трудности в написании слов с безударной гласной в корне слова

Оборудование урока.

Для учителя: Учебник по Русскому языку 2-го класса 1 часть авторов: Канакиной В.П., Горецкого В.Г, презентация.

Для учащихся: Учебник по Русскому языку 2-го класса 1 часть авторов: Канакиной В.П., Горецкого В.Г., тетради в линейку

План урока.

1. Организационный момент (2 мин.)

  • Взаимное приветствие;
  • Создание положительного настроя на урок;
  • Проверка готовности к уроку.

2. Минутка чистописания (5 мин.)

  • Определение буквы для письма;
  • Создание положительной мотивации путем предъявления неправильного образа буквы «ЭМ»;
  • Восстановление правильного способа написания буквы «ЭМ» через анимацию;
  • Написание буквы «ЭМ»;
  • Взаимоконтроль.

3. Словарно-орфографическая работа (5 минут)

  • Закрепление ранее изученных слов через загадки: «ветер, обезьяна, иней, ноябрь, осина»
  • Взаимоконтроль
  • Введение нового слова: «одежда»

4. Проверка домашнего задания (5 минут)

  • Проверка письменного упражнения № 136 на странице  90, разбирая, что не понятного было детям
  • Фронтальный опрос по теме  «Как определить гласные звуки».

5. Физкультурная минутка (1 минута)

6.Организация учебно-поисковой деятельности учащихся по добыванию новых знаний (15 минут).

  1. Создание положительной мотивации к изучению нового материала при переходе к новой теме (5 минут)
  • Постановка проблемной ситуации:

- Актуализация имеющихся у учащихся сведений о гласных звуках и буквах, которыми они могут обозначаться

- Предъявление задания с которым учащиеся не могут справиться по причине недостаточности имеющихся у них знаний (у учащихся расходится мнение о том, какую букву необходимо писать в слове «слоненок» на месте пропуска)

- Постановка проблемного вопроса ( почему при обозначении гласного звука буквой в одних словах у нас возникают трудности, а в других словах трудности не возникают)

- Формулирование цели урока (выяснить в каких случаях у нас возникают трудности при обозначении гласного звука буквой)

2. Решение учебной проблемы (7 минут)

- Организация учебно - поисковой деятельности учащихся с целью добывания новых знаний о то почему в одних словах при обозначении гласного звука буквой у нас возникают трудности, а в других словах трудности не возникают (5 минут) 

- Формулирование детьми вывода о том почему в одних словах при обозначении гласного звука буквой у нас возникают трудности, а в других словах трудности не возникают

- Организация работы над правилом и определением в учебнике (3 минуты) 

- Сравнение сформулированного детьми вывода и вывода данного в учебнике - Разбиение данного вывода на 2 структурные части

- Работа над каждой структурной частью данного вывода в отдельности (задавать вопросы воспроизводящего и анализирующего характера)

- Составление памятки «Обозначение гласного звука в безударном слоге» (5 минут)

 7. Физкультминутка (1 - минута).

 8. Этап овладения способа действия при выполнении упражнения. (19 - минут).

  • Выполнение упражнений репродуктивного типа (Упражнения №144 стр.94  из учебника).
  • Выполнение упражнений продуктивного типа (Выполнение упражнений из других источников)

9. Домашнее задание (1- минута).

  •  Выполнить письменно упражнение №149 на странице  97

10. Этап рефлексивной оценки (2 - минуты).

  • Ответы на вопросы учителя.
  •  Оценка своей деятельности на уроке.

Ход урока

Этапы урока, цели каждого этапа (вида работы)

Содержание этапов

Формируемые УУД

Организационный момент 

(2 минуты)

Цель: подготовить все необходимое, чтобы не тратить время на уроке и не отвлекать товарищей; учиться организовывать свое рабочее место; настроиться после перемены на серьезную работу, создать эмоциональную мотивацию к работе.

Учитель
«Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать»
После приветствия учитель проверяет готовность к уроку»

Учитель
«Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы должны меня внимательно слушать и если у вас на парте лежит предмет, который прозвучит в стихотворении, то вы должны положить на него свою руку. Готовы?
Тогда слушайте внимательно:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»!»

Учитель
«Какие вы все молодцы, теперь мы можем начать наш урок!»

Формирование регулятивного УУД, а именно, самоконтроля (при проверке своей готовности к уроку)

Формирование регулятивного УУД, а именно контроля (контроля деятельности другого человека) (при проверке готовности к уроку своего соседа по парте, при проверке того все ли предметы, которые должны быть на уроке русского языка прозвучали в ответе одноклассника)

Минутка чистописания.

(3 минуты)

Цель: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, четкое безотрывное письмо.

После проведения организационного момента

Учитель:

«Ребята, сейчас я прочитаю вам загадку. Загадка не простая, но если вы ее отгадаете, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Все готовы?»

После того, как учащиеся ответят, что они все готовы учитель читает загадку

Учитель:

«Палочка и палочка,

Между ними – галочка.

И понятно сразу всем -

Получилась буква... (ЭМ)»

После того, как учащиеся угадали букву, учитель предъявляет иллюстрацию данной буквы на доске (сл.3)

После этого педагог говорит:

Учитель:

«Вы молодцы! Действительно в загадке была загадана буква «эм»

Ребята, проверяя ваши тетради я, обнаружила, что некоторые допускают ошибки в написании данной буквы. Внимательно посмотрите на доску. Вот такое написание буквы «эм» я встретила в ваших тетрадях  (сл.4)

Скажите, какая буква «эм» написана правильно»

Дети: правильно написана буква  «эм» - слева внизу. 

Учитель:

«Правильно! Ребята, сейчас я напомню вам способ написания букву «эм», чтобы вы не допускали ошибок при ее написании. Внимательно смотрите на доску. (сл. 5-7)

Начинаем писать выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ёё. Ведём плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо.

Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо.

Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её

Пропишите букву «эм» до конца строки»

После того, как дети закончат написание букву «эм» в тетради учитель просит сравнить те букву, что они написали у себя в тетради и отметить ту букву, которая больше всего похожа на образец.

Формирование регулятивного УУД, а именно  самоконтроля

(В тот момент, когда учащиеся прописывают букву «эм» до конца строки)

 

Формирование познавательного УУД,  а именно знаково - символическое действие

(В тот момент, когда учащиеся определяют правильно написанной букву «эм»)

Формирование личностного УУД, а именно смыслообразование

(В тот момент, когда учащиеся понимаю зачем им необходимо прописывать букву «эм».

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно, анализа (В тот момент, когда учащиеся рассказывают из каких элементов состоит буква «эм»)

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно сравнения

(В тот момент, когда учащиеся сравнивают написанные ими буквы с образцом)

Словарно - орфографическая работа.

(7 минут).

Цель: Обогащение словарного запаса учащихся; закрепление правильного написания слов с орфограммами; развитие универсальных учебных действий.

Учитель:

«А теперь я вам раздам карточки, на которых есть кроссворд, отгадайте его, выпишите слова, подчеркните букву, которую нужно запомнить и поставьте ударение» (сл.9-10)

  1. Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летам

Вся дрожу, как в холода (ОСИНА)

  1. Видим в зоопарке мы, Что за зверь любой мечты? Руки длинные имеет. Интеллектом ведь владеет. Знаем любит фрукты очень, И бананы, что есть мочи. Поскорее называй, Зверя снова отгадай (ОБЕЗЬЯНА)

  1. Ветер хмурый тучи гонит За поля и за луга. А на тёмном небосводе Хмуро движется луна. После солнечной погоды Сентября и октября Скоро хмурая природа Ждёт прибытья … (НОЯБРЬ)
  2. Дует грозный и могучий, Разгоняет злые тучи. Деревца колышет, гнет, Воет, иногда поет! Он сильнее всех на свете. Догадайтесь, это… (ВЕТЕР)
  3. Я зимой смотрю в оконце: Там мороз и светит солнце. Небосвод высокий, синий, На деревьях белый… (ИНЕЙ)

После того, как дети выполнили задание

Учитель:

«Теперь обменяйтесь с соседом по парте тетрадками и свертись с доской, поставьте «+», если слово верное»

(сл. 11)

Учитель:

«Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. Отгадав ее вы, узнаете, с каким новым словарным словом мы сегодня познакомимся!»

Я из хлопка, льна и кожи,

Шерстяной бываю тоже.

Меня люди надевают

И со мной не замерзают. (ОДЕЖДА)

Дети: одежда

Учитель:

«Ребята, а как вы догадались, что отгадкой является слово «одежда»?»

Дети говорят, как они догадались

После этого  на слайде появляется надпись данного слова без обозначения орфограмм и ударения (сл.12)

Учитель:

«Ребята, давайте прочитаем данное слово» 

Дети читаю данное слово со слайда

Учитель:

«Теперь давайте поставим ударение, для этого давайте все вместе позовем слово»

Дети зовут слово и говорят, что ударение падает на букву «е».

После этого на слайде появляется слово «одежда» с проставленным ударением. (сл.12)

Учитель:

«Хорошо! Ребята, давайте выясним, какую же букву мы должны запомнить?»

Дети: букву «о» (сл.12)

Учитель:

«Хорошо! Ребята, а сейчас запишите данное слово к себе в тетрадь, выделите орфограмму и поставьте ударение»

После того, как дети запишут данное слово педагог говорит

Учитель:

«А сейчас давайте попробуем составить словосочетания с данным словом, при этом я попрошу вас проговаривать наше новое словарное слово. Скажите, какая бывает одежда?»

Дети отвечают: постиранная одежда, мятая одежда, грязная одежда

Учитель:

«Продиктуй, пожалуйста, свое словосочетание …, а вы все записывайте под диктовку»

Дети записывают словосочетание

«Учитель»

«А сейчас посмотрите на данную иллюстрацию, какое предложение мы можем составить по данной иллюстрации?» (сл.13)

 Магазин одежды был расположен на другом конце улицы, им нужно было проехать на трамвае ещё две остановки.

Формирование коммуникативного универсально учебного действия, а именно умение аргументировать свое мнение
(В тот момент, когда ученики объяснили как они отгадали загадку)

Формирование регулятивного универсального учебного действия, а именно контроль другого человека
(В тот момент, когда дети проверяют справился сосед по парте)

Формирование регулятивного универсального ученого действия, а именно самоконтроля
(В тот момент, когда дети проверяют, справились ли они с заданием)

Формирование коммуникативного универсального учебного действия, а именно умения работать в паре
( В тот момент, когда дети меняются тетрадями с соседом по парте)

Формирование познавательного (информационного) универсального учебного действия
(В тот момент, когда дети отгадывают загадку)

Проверка домашнего задания

(5 минут)

Цель: проверка того, насколько осознанно учащиеся подходят к выполнению домашнего задания.

Учитель:

«Вам дано было на дом упражнение 136 на странице 90. Были ли у вас затруднения в этом задание?» (сл.15)

Дети отвечают да или нет

Учитель:

«В каком кружке написаны звуки, а в каком буквы?»

Дети: Звуки написаны – в левом кружке, а буквы – в правом

Учитель:

«Произнесите эти звуки»

Дети произносят звуки

Учитель:

«Какими же буквами они могут обозначаться на письме?»

Дети отвечают

Учитель:

«Какие звуки обозначают выделенные буквы в словах?»

Дети отвечают

Учитель:

«Посмотрите на доску и скажите, а здесь какие звуки обозначают выделенные буквы в словах?» (сл.16)

Дети отвечают с места

Учитель:

«В чем отличие гласного звука от согласного?»

Дети: отличие гласного звука от согласного в том, что гласный звук состоит только из голоса, при произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград, гласный звук образует слог.

Учитель:

«Сколько гласных звуков в русском языке?»

Дети: в русском языке 6 гласных звуков.

Учитель:

«Сколько в русском языке букв, которые обозначают гласные звуки?»

Дети в русском языке 10 букв, обозначающих гласные буквы.

Учитель:

«Как определить количество слогов в слове?»

Дети: говорят, что для того, чтобы определить количество слогов в слове необходимо определить количество гласных звуков в слове.

Учитель:

«Какими могут быть гласные звуки?»

Дети: гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Учитель:

«Какой гласный звук называется ударным?»

Дети: ударным называется такой гласный звук, который находится под ударением.

Учитель:

«Какой гласный звук называется безударным?»

Дети: безударным называется такой гласный звук, на который не падает ударение.

Формирование коммуникативного УУД, а именно умения отвечать на поставленный вопрос в соответствии с темой вопроса (при проведении фронтального опроса по теме «Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?»)

Формирование познавательного (логического ) УУД, а именно анализа (при выявлении в слове гласной буквы и звука, который она обозначает).

Формирование регулятивного УУД, а именно контроля (взаимоконтроля) (при обмене тетрадями с одноклассником).

Формирование познавательного УУД, а именно сравнения (при сравнении ответа, который дал сосед по парте с ответом на доске).

Формирование коммуникативного УУД, а именно умения работать в паре (при проверке готовности к уроку своего соседа по парте).

Создание положительной мотивации к изучению нового материала при переходе к новой теме.

(5 минут)

Цель: подготовка учащихся к восприятию нового материала; создание положительной мотивации к изучению нового материала.

Учитель:

«Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (сл.17)

Ребята, что необычного в этих слова?»

Дети: в этих слова необычно то, что в словах пропущена буква.

Учитель:

«Какие буквы (гласные или согласные) пропущены в данных словах?»

Дети: в данных словах пропущены гласные буквы.

Учитель:

«Как вы определили, что в данных словах пропущена гласная буква?»

Дети: они так решили, потому что на месте пропуска слышится гласный звук.

Учитель:

«Давайте посмотрим на первое слово. Какую букву на месте пропуска мы вставим в первое слово?»

Дети: в первом слове на месте пропуска мы вставим букву «о».

Учитель:

«Почему вы решили, что в первом слове на месте пропуска мы напишем букву «о»?»

Дети: на месте пропуска мы напишем букву «о», т.к. на месте пропуска слышится звук [о], а он на письме обозначается буквой «о».

Учитель:

«Ребята, наши мнения разошлись: кто-то считает, что в слове «слоненок» надо писать букву «о», а кто-то считает, что в слове «слоненок» надо писать букву «а» Мы не можем сказать кто из нас прав.

Скажите, когда мы пытались вставить букву в первое слово у нас возникли разногласия?»

Дети: когда мы вставляли букву в первое слово, у нас не возникло разногласий.

Учитель:

«Ребята, скажите, а мы с вами знаем, почему при обозначении гласного звука буквой в одном слове у нас не возникает трудностей, а при обозначении гласного звука в другом слове у нас возникают трудности?»

Дети: не знаем, почему при обозначении буквой гласного звука в одном слове у нас не возникают трудности, а при обозначении гласного звука в другом слове у нас возникают трудности.

Учитель:

«Ребята, что мы должны узнать сегодня на уроке?»

Дети: сегодня на уроке мы должны узнать, почему при обозначении гласного звука буквой в одних лова у нас возникают трудности, а в других словах у нас не возникают трудности.

Формирование личностного УУД, а именно смыслообразования, (при постановке цели урока).

Формирование коммуникативного УУД, а именно умения высказывать свое мнение, (при ответах на вопросы учителя).

Формирование регулятивного УУД, а именно осознания границы знания и незнания (при постановке цели урока).

Организация деятельности учащихся по добыванию новых знаний

(5 минут)

Цель: помочь учащимся добыть знания о родовом понятии и существенных признаках понятия или о нормах и условиях, при которых действует правило.

Учитель:

«Посмотрите на доску, вам даны 2 предложения с выделенными словами. Одинаково ли пишутся и произносятся данные слова?»  (сл. 18)

Дети: данные слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Учитель: 

«Сколько слогов в первом слове?»

 Дети: в первом слове 3 слога

Учитель:

«Как вы определили, что в первом слове 3 слога?»

Дети: потому что в данном слове 3 гласных звука.

Учитель:

«Скажите, данные слова расходятся в написании ударного или безударного слога?»

Дети: данные слова расходятся в написании безударного слога.

Учитель:

«Как вы определили, что данные слова расходятся в написании безударного слога?»

Дети: потому что на гласный звук в данном слове не падает ударение.

Учитель:

«Прочитайте 2 безударный слог в первом слове»

Дети: читают безударный слог «ва» в первом слое.

Учитель:

«Произнесите гласный звук в безударном слоге в первом слове»

Дети: произносят гласный звук [а] во 2 безударном слоге в первом слове.

Учитель:

«Сколько слогов во втором слове?»

Дети: во втором слове 3 слога.

Учитель:

«Прочитайте 2 безударный слог во втором слове»

Дети: читают безударный слог «ва» во втором слове.

Учитель:

«Произнесите гласный звук в безударном слоге во втором слове»

Дети: произносят гласный звук [а] во 2 безударном слоге во втором слове.

Учитель:

«Одинаковый ли гласный звук в безударном слоге в первом и во втором слове?»

Дети: в первом и втором слове одинаковый гласный звук во 2 безударном слоге.

Учитель:

«Одинаковой ли буквой обозначен гласный звук во 2 безударном слоге в первом и во втором слове?»

Дети: в первом и втором слове гласный звук во 2 безударном слоге обозначен разными буквами.

Учитель:

«Какой буквой обозначен гласный звук во 2 безударном слоге в первом слове?»

Дети: в первом слове гласный звук во 2 безударном слоге обозначен буквой «о».

Учитель:

«Какой буквой обозначен гласный звук во 2  безударном слоге во втором слове?»

Дети: во втором слове гласный звук во 2 безударном слоге обозначен буквой «а».

Учитель:

«А сейчас посмотрите на выделенные слова в предложениях под цифрой два. Одинаково ли пишутся и произносятся данные слова?» 

Появляется на слайде 2 предложение

Дети: данные слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Учитель:

«Скажите, данные слова расходятся в написании ударного или безударного слога?»

Дети: данные слова расходятся в написании безударного слога.

Учитель:

«Прочитайте безударный слог в первом слове»

Дети: читают безударный слог «при» в первом слове.

Учитель:

«Произнесите гласный звук в безударном слоге в первом слове»

Дети произносят гласный звук [и] в безударном слоге в первом слове.

Учитель:

«Прочитайте безударный слог во втором слове»

Дети читаю безударный слог «при» во втором слове.

Учитель:

«Произнесите гласный звук в безударном слоге во втором слове»

Дети произносят гласный звук [и] в безударном слоге во втором слове.

Учитель:

«Одинаковый ли гласный звук безударном слоге в первом и во втором слове?»

Дети: в первом и втором слове в безударном слоге одинаковый гласный звук.

Учитель:

«Одинаковой ли буквой обозначен гласный звук в первом и во втором слове?»

Дети: в первом и во втором слове в безударном слоге гласный звук обозначен разными буквами.

Учитель:

«Какой буквой безударный гласный звук в безударном слоге в первом слове?»

Дети: в первом слове гласный звук в безударном слоге обозначен буквой «и».

Учитель:

«Какой буквой обозначен гласный звук в безударном слоге во втором слове?»

Дети: во втором слове гласный звук в безударном слоге обозначен буквой «е».

Учитель:

«Ребята, только что мы с вами поработали над двумя парами слов. Скажите, в данных парах слов в безударном слоге был одинаковый гласный звук или это были разные гласные звуки?»

Дети: в данных парах слов был одинаковый гласный звук.

Учитель:

«Скажите, а одинаковой буквой в данных парах слов был обозначен гласный звук в безударном слоге?»

Дети: в данных парах слов гласный звук в безударном слоге был обозначен разными буквами.

Учитель:

«Какой вывод мы можем сделать?»

Дети: мы можем сделать вывод, что один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно анализа (при анализе и выявлении какой буквой обозначен гласный звук в безударном слоге).

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно синтеза (при формулировании вывода о, обозначении буквой гласного звука в безударном слоге).

Формирование коммуникативного УУД, а именно умения отвечать на вопросы, в соответствии с темой вопроса (при ответе на вопросы учителя).

Организация работы над правилом или определением в учебнике.

(7 минут)

Цель: помочь детям систематизировать знания о родовом понятии и существенных признаках понятия или норме и условиях, при которых действует правило.

Учитель:

«Ребята, только что мы с вами сформулировали вывод о том какими буквами (одинаковыми или разными) может обозначаться гласный звук в безударном слоге. Давайте сравним наш вывод с выводом автором учебника. Для этого откройте учебник на странице 94 и почитайте текст в рубрике «Обрати внимание» и прочитайте про себя» (сл. 19)

Учитель:

«Ребята, на какие части можно разделить данный вывод?»

Дети: данный вывод можно разделить на две части.

Учитель:

«На какие две части можно разделить данный вывод?»

Дети: данный вывод можно разделить на часть, в которой говорится о том какими буквами (одинаковыми или разными) может обозначаться гласный звук в безударном слоге и часть, в которой приводятся примеры.

Учитель:

«Скажите, какими буквами (одинаковыми или разными) может обозначаться гласный звук в безударном слоге?»

Дети: в безударном слоге гласный звук может обозначаться разными буквами.

Учитель:

«Какими буквами может обозначаться гласный звук [а] в безударном слоге?»

Дети: гласный звук [а] в безударном слоге может быть обозначен буквами «о» и «а».

Учитель:

«Приведите примеры, когда один и тот же гласный звук в безударном слоге обозначен разными буквами»

Дети приводят примеры:

валы звук [а] обозначен буквой «а»

нога звук [а] обозначен буквой «о»,

роса звук [а] обозначен буквой «о».

Учитель:

«Ребята, я утверждаю, что в словах  «собака и вал »  один и тот же гласный звук [а] обозначен одинаковой буквой «а» Права ли я?»

Дети: не права, т.к. в словах «собака и вал» один и тот же звук [а] обозначен разными буквами: в слове «вал» он обозначен буквой «а», а в слове «собака» он обозначен буквой «о».

Формирование познавательного (информационного) УУД, а именно умения извлекать информацию из определения (при составлении памятки).

Формирование регулятивного УУД, а именно планирования (при выявлении пунктов памятки).

Формирование регулятивного УУД, а именно осознания способа действия (при выявлении пунктов памятки).

Этап составления памятки.

(5 минут)

Цель: помочь учащемуся извлечь информация из правила или определения и сформировать для себя способ действия.

Учитель:

«Ребята, давайте будем учиться рассуждать по памятки, но для начала нам нужно составить ее. «Обозначение гласного звука в безударном слоге»»  

На слайде появляется заготовка памятка (сл.20)

Учитель:

«Для этого посмотрите на доску.

На ней записаны слова (сл.21)

Мы посмотрим, как обозначен гласный звук в безударном слоге в данных словах и параллельно будем составлять памятку.

Ребята, что мы должны сделать в самом начале при работе с любыми словами?»

Дети: в самом начале при работе с любыми словами мы должны их прочитать.

Учитель:

«Какой первый пункт памятки мы с вами выделим?»

Дети: первым пунктом памятки мы выделим «Читаю слова» (сл.22)

Учитель:

«Прочитайте данные слова» (сл.23)

Дети читают слова

Учитель:

«Давайте поставим ударение в первом слове.  На какой слог в данном слове падает ударение?»

Дети: в первом слове ударение падает на второй слог.

На доске появляется слайд с ударением на втором слоге в первом слове (сл.24)

Учитель:

«Давайте поставим ударение во втором слове. На какой слог, на первый или на второй слог падает ударение во втором слоге?»

Дети: во втором слове ударение падает на второй слог.

На доске появляется слайд с ударением на втором слоге во втором слове

Учитель:

«Какой второй пункт нашей памятки мы обозначим?»

Дети: второй пункт памятки, который мы обозначим  «Ставлю ударение в словах»

На доске появляется второй пункт памятки (сл.24)

Учитель:

«Произнести гласный звук в безударном слоге в первом слове» (сл.25)

Дети произносят гласный звук [а] в безударном слоге в первом слове.

Учитель:

«Произнесите гласный звук в безударном слоге о втором слове»

Дети произносят гласный звук [а] в безударном слоге во втором слове.

Учитель:

«Скажите, одинаковый гласный звук в безударном слоге в данных словах»

Дети: в данных словах в безударном слоге один и тот же гласный звук.

Учитель:

«Какой третий пункт памятки мы вами обозначим?»

Дети: третий пункт памятки, который мы обозначим «Определяю гласный звук в безударном слоге»

На слайде появляется третий пункт памятки (сл.26)

Учитель:

«Ребята, посмотрите на безударный слог в первом слове. Какой буквой обозначен гласный звук в безударном слоге в первом слове?» (сл.27)

Дети: в первом слове гласный звук в безударном слоге обозначен буквой «о».

Учитель:

«Посмотрите на безударный слог во втором слове. Какой буквой обозначен гласный звук в безударном слоге во втором слоге?»

Дети: во втором слове в безударном слоге гласный звук обозначен буквой «а».

Учитель:

«Какой четвертый пункт нашей памятки мы с вами обозначим?»

Дети: четвертый пункт нашей памятки, который мы обозначим «Смотрю, какой буквой обозначен гласный звук в безударном слоге»

На слайде появляется четвертый пункт памятки (сл.28)

Учитель:

«Ребята, в данных словах гласный звук в безударном слоге обозначен одинаковыми или разными буквами?» (сл.29)

Дети: в данных словах гласный звук в безударном слоге обозначен разными буквами.

Учитель:

«Сделайте вывод: как может быть обозначен один и тот гласный звук в безударном слоге?»

Дети: один и тот же гласный звук в безударном слоге может обозначаться разными буквами.

Учитель:

«Какой пятый пункт памятки мы с вами обозначим?»

Дети: пятый пункт памятки, который мы обозначим: «Делаю вывод: один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами» 

На слайде появляется пятый пункт памятки (сл.30)

Учитель:

«Ребята, мы с вами составили памятку.

Сейчас я вам ее раздам, и дома вы ее положите в свою тетрадь»

Формирование познавательного (информационного) УУД, а именно умения извлекать информацию из определения (при составлении памятки).

Формирование регулятивного УУД, а именно планирования (при выявлении пунктов памятки).

Формирование регулятивного УУД, а именно осознания способа действия (при выявлении пунктов памятки).

Этап овладения способом действия.

(19 минут)

Цель: помочь учащемуся научиться применять правило на практике или находить понятие, данное в определении.

Учитель:

«Ребята, только, что мы с вами составили памятку. Теперь давайте потренируемся использовать ее. Откройте учебник на странице 93 упражнение № 141 (сл.31)

Прочитайте 1подчеркнутое слово»

Дети читаю слово «крикливых»

Учитель:

«Давайте поставим ударение в этом слове»

Дети: ударение падает на 2 слог

Учитель:

«В каком слоге у нас подчеркнутая буква?»

Дети: в 1 слоге

Учитель:

«Какой буквой обозначен безударный звук в 1 слоге?»

Дети: буквой «и»

Учитель:

«Какой вывод можно сделать?»

Дети: один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами

Учитель:

Прочитайте 2 подчеркнутое слово»

Дети читаю слово «караван»

Учитель:

«Давайте поставим ударение в этом слове»

Дети: ударение падает на 3 слог

Учитель:

«В каких слогах у нас подчеркнуты буквы?»

Дети: в 1 и во 2 слоге

Учитель:

«Какими буквами обозначены безударные звуки?»

Дети: буквой «а»

Учитель:

«Какой вывод можно сделать?»

Дети: один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами

Учитель:

«Теперь попробуйте разобрать остальные слова, размышляя по памятки»

Учитель спрашивает детей

Учитель:

«Вы все справились с 1 заданием, теперь я вам предложу еще одно. Посмотрите на доску (сл.32)

Давайте попробуем его выполнить, опираясь на памятку»

Дети читают слова, где пропущена буква и разъясняют правильно ли там пропущена буква или нет

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно анализа (при выполнении заданий продуктивного и репродуктивного типа).

Формирование регулятивного УУД, а именно самоконтроля (при сверке своего ответ с ответом на доске).

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно сравнения (при сравнении своего ответа с ответом на доске).

Домашнее задание.

Учитель:

«Откройте дневники и запишите домашнее задание (сл.33)

Упражнение в учебнике №144 на странице 94, в котором вам нужно определить, где записаны формы одних и тех же слов, а где – однокоренные. Так же списать слова, как они записаны в учебнике, поставить ударение, при выполнении данного задания рассуждайте по памятке. Она вам обязательно поможет»

Рефлексия.

Учитель:

«Вот и прозвенел звонок. Подошел к концу урок. Давайте подведем итоги урока

Над какой темой мы сегодня работали на уроке?»

Дети: сегодня на уроке мы работали на темой: безударные гласные

Учитель:

«Что нового мы сегодня узнали на уроке

Дети: мы узнали, что одни и те же слова могут писаться по-разному, а говориться - одинаково

Учитель:

«Возникали ли у вас на уроке трудности и если возникали, то в чем?»

Дети высказывают свое мнение на счет того возникали ли у них трудности.

Учитель:

«Что необходимо сделать для того, чтобы избежать данных трудностей?»

Дети высказывают мнение о том, что необходимо сделать, чтобы избежать данных трудностей.

Учитель:

«Хорошо! А сейчас обратите внимание на доску. На доске вы видите 3 смайлика. Оцените урок, выбрав один из смайликов.

1-грусный смайлик

2- веселый смайлик

Скажите, какой вы выбрали смайлик и объясните почему» (сл.34)

Формирование регулятивного УУД, а именно самооценки, (при оценки своей работы на уроке).

Формирование познавательного (логического) УУД, а именно анализа (при анализе своей работы на уроке).

Формирование коммуникативного УУД, а именно умения отвечать на вопросы (при ответе на вопросы учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Учимся писать корни и суффиксы"

Данный материал содержит конспект урока - рефлексии по теме "Учимся писать корни и суффиксы" , проведенном во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Конспект составлен в соответствии с требования...

Конспект урока Правописание безударных гласных в корне. 2 класс

Разработка урока во 2 классе по теме Правописание безударных гласных в корне....

Конспект урока русского языка "Гласные звуки"

Конспект урока русского языка "Гласные звуки" 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект по русскому языку "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"

В данном конспекте вы найдеты материалы по отработке темы "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Какие звуки называются гласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее представление о гласных звуках;- знать правильн...