Конспект урока по теме Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Данилова Виктория Александровна

Цель: систематизировать знания учащихся о роде, числе, падеже имен существительных; научить делать разбор имени существительного как части речи; развивать устную монологическую речь учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл danilova_v.a_razrabotka_uroka.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3

Учитель: Данилова Виктория Александровна

Тема: Имя существительное

        

Цель: систематизировать знания учащихся о роде, числе, падеже имен существительных; научить делать разбор имени существительного как части речи; развивать устную монологическую речь учащихся.

Планируемые результаты: 

учащиеся научатся наблюдать, анализировать с помощью блок-схемы языковые явления; выстраивать логическую цепочку рассуждений; составлять на основании неценной информации монологическое высказывание;

составлять план текста; подробно пересказывать текст в устной форме; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.

Задачи:

Развивающие: развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать умение задавать падежные вопросы, устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитание культуры общения со сверстниками; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Метапредметные УУД:

- познавательные УУД: получить знания о склонении имен существительных (изменении по падежам)

- личностные УУД: устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала

- коммуникативные УУД: сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое высказывание

- регулятивные УУД: ставить учебные задачи, проверять результат выполненного задания  

- предметные УУД: определять падеж имени существительного, правильно ставить вопрос к имени существительному, писать слова с известными орфограммами

Методы обучения:

Словесные (беседа, фронтальный опрос);

Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

Практические (упражнения);

Поисковые (частично-поисковые);

Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива «Просвещение» 2018, раздаточный материал.

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел у нас звонок.

Начинаем мы урок.

Но сначала повернись и друг другу улыбнись,

Пожелайте друг другу успехов в работе на уроке!

- Ребята, у каждого из вас на парте лежит картинка с поездом. В конце урока этот поезд должен от вас доехать ко мне. С обратной стороны подпишите ваши фамилии и имена. Дайте название вашему поезду.

- Сколько вагонов в поезде?

- Вагоны – это этапы нашего урока. На каждом этапе вы сможете сами оценить свою работу и активность. Посмотрите на слайд с условными обозначениями.(+,-)

Мне было легко, дома нужно закрепить

У меня возникли трудности, но я справился

Мне было сложно, дома нужно повторить

Мне было очень сложно, дома нужно выучить

  1. Актуализация знаний

Словарная работа

(дети выполняют на карточках)

 1 ряд выполняет звуковой анализ слова юбка

Нужно вставить недостающие буквы. Ворона, воробей, молоко, огород, корова.

- Что общего? (это всё словарные слова)

ответы

-Хорошо справилась, посмотрим, как справитесь с этими словарными словами. Тут нужно записать, вставив нужные пропущенные буквы

На доске:  М..рковь, к...рабль, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух.

- Прочитайте слова. В чётных по счёту словах выполните звуковой анализ.

- Каких частей речи эти слова? Какие ещё части речи вы знаете?

- И так первый этап урока подошёл к концу. Что это был за этап урока? (Словарная работа) Нарисуйте в первом вагоне условное обозначение, которое вам подходит.

III. Определение темы урока

- Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова - имена существительные)

(убираю слово «жёлтый»)

- Какой части речи остались слова?

- Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)

- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.

- А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)

- Я приготовила нам стихотворение об этой части речи, послушайте и сделайте вывод:

Всему название дано, - и зверю и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ

 У каждой части речи (а какие части речи вы знаете?) есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.

  1. Работа по теме урока

- У каждого дома есть фундамент, основание.

И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску), а дальше идут 2 этажа и крыша.

Первый этаж (постоянные признаки имени существительного: одуш., неодуш.; собст. и нариц.; род)

- Назовите постоянные признаки имени существительного. Докажите.

1 окно Одушевленные и неодушевлённые

- Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к словарным словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? одушевлённые и неодушевлённые)

2 окно Собственные и нарицательные

- Хорошо первый постоянный признак определили, теперь назовите второй постоянный признак: собст. и нариц. Составьте и запишите предложение в котором 2 собственный существительных, в котором 3 нарицательных имени существительных.

3 окно Род: женский, мужской, средний

- Молодцы! Какой ещё остался постоянный признак? (Род)

- Сейчас вы получите на парту по одной картинке. Первый вариант должен выписать слова только женского рода, а второй вариант – мужского. Взаимопроверка.

- Первый этаж готов, переходим ко второму этажу. (Непостоянные признаки имени существительного: число, падеж)

- Назовите непостоянные признаки имени существительного. Докажите.

1 окно Число

- Сейчас мы поиграем в игру «Один-много» Внимание

Игра один-много

Поросёнок - поросята, много поросят.

Жеребёнок: - жеребята, много жеребят.

Ягнёнок - ягнята, много ягнят.

Щенок - щенки, много щенят.

(Устно) Зайчонок - зайчата, много зайчат.

Индюшонок - индюшата, много индюшат.

Утёнок - утята, много утят.

Цапля - цапли, много цапель.

Кукушка - кукушки, много кукушек.

Тополь - тополя, много тополей.

Липа - липы, много лип.

Сосна - сосны, много сосен.

- Запишите самостоятельно в тетрадь последние 4 слова по образцу

 ответы

Лиса - лисы, много лис.

Сова - совы, много сов.

Снегирь - снегири, много снегирей.

Синица - синицы, много синиц.

2 окно Падеж

- Хорошо, какой второй непостоянный признак? (Падеж)

- Что вы знаете о падежах? Сколько их? Назовите.

- Сейчас будет игра «Угадай падеж». Будет дано 10 зашифрованных вопросов, а вы должны угадать и записать в строчку десть падежей.

Физминутка

Тучки

У тучек сегодня

Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)

Тучки рыдают,

Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)

А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)

Ивушки плачут,

Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)

С листиков капают,

Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)

А-а-а! А-а-а!

(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)

Грустно на свете,

Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)

Плачут деревья,

Тучки и ветер:

(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!

(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)

Какие имена существительные назвала?

Работа по учебнику

Упр. 72. (с. 39)

Нужно выбрать одно из данных слов и записать 6 предложений с этим словом так, чтобы оно употреблялось во всех 6 падежах.

- И так второй этап урока подошёл к концу. Мы с вами систематизировали ранее полученные знания об имени существительном. Нарисуйте во втором вагоне условное обозначение, которое вам подходит.

- Отлично! Дом имени существительного почти готов.

- Давайте ещё раз закрепим полученные ранее знания, чтобы перейти к самому сложному – разбору имени существительного.

Сейчас мы выполним самостоятельную работу на тему имя существительное

Заполнение карточки «Имя существительное»

-Найдите ошибку. на доске

С ошибкой

Без ошибок

Лежит на кровати (П.п., ед.ч., м.р.)

Плыть по реке ( Т.п., мн.ч., ж.р.)  

Лежит на кровати (П.п., ед.ч., ж.р.)

Плыть по реке ( Д.п., ед.ч., ж.р.)  

Составление блок-схемы

Работа в группах

-Дополните блок-схему и составьте по ней рассказ по теме

«Что я знаю об имени существительном»

C:\Users\zzozu\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.png

- Третий этап урока подошёл к концу. Мы с вами систематизировали ранее полученные знания об имени существительном. Нарисуйте в третьем вагоне условное обозначение, которое вам подходит.

(После анализа схемы в группах к доске выходят по одному представителю от каждой группы и представляют свою работу.)

Работа по учебнику с. 42

-Прочитайте алгоритм разбора имени существительного как части речи, который составил профессор Самоваров.

-Сравните его с нашей блок-схемой.

-Прочитайте образец разбора, который сделали Аня и Ваня по этому алгоритму.

-Какая форма у имени существительного является начальной?

-Какие признаки надо сначала указывать при разборе?

-Какие признаки указывают в последнюю очередь?

Упр. 75 (с. 42)

(С комментированием по образцу.)

Упр. 76 (с. 43)

Игра «Самый внимательный»

-Какие ошибки вы обнаружили в выполненных разборах?

Физкультминутка

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

  1. Продолжение работы по теме урока

- Разбор имен существительных как части речи.

  1. Рефлексия

-Проведите разбор имен существительных как части речи.

- Четвёртый этап урока подошёл к концу. Что мы делали на этом этапе урока? (Разбирали имя сущ. как часть речи). Нарисуйте в четвёртом вагоне условное обозначение, которое вам подходит.

(Учащиеся оценивают свою работу с помощью поезда с вагонами)

  1. Подведение итогов урока

Чему был посвящен урок?

Получили ли вы новые знания при повторении пройденного материала?

Какую работу вам понравилось выполнять?

Как справилась с заданием ваша группа?

Работу кого из одноклассников вы хотите отметить?

Домашнее задание

Выполнить упр. 77 (с. 43) в учебнике.