Конспект урока по теме Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель: систематизировать знания учащихся о роде, числе, падеже имен существительных; научить делать разбор имени существительного как части речи; развивать устную монологическую речь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
danilova_v.a_razrabotka_uroka.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3
Учитель: Данилова Виктория Александровна
Тема: Имя существительное
Цель: систематизировать знания учащихся о роде, числе, падеже имен существительных; научить делать разбор имени существительного как части речи; развивать устную монологическую речь учащихся.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся наблюдать, анализировать с помощью блок-схемы языковые явления; выстраивать логическую цепочку рассуждений; составлять на основании неценной информации монологическое высказывание;
составлять план текста; подробно пересказывать текст в устной форме; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.
Задачи:
Развивающие: развивать критическое мышление, умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать умение задавать падежные вопросы, устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитание культуры общения со сверстниками; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Метапредметные УУД:
- познавательные УУД: получить знания о склонении имен существительных (изменении по падежам)
- личностные УУД: устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала
- коммуникативные УУД: сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое высказывание
- регулятивные УУД: ставить учебные задачи, проверять результат выполненного задания
- предметные УУД: определять падеж имени существительного, правильно ставить вопрос к имени существительному, писать слова с известными орфограммами
Методы обучения:
Словесные (беседа, фронтальный опрос);
Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
Практические (упражнения);
Поисковые (частично-поисковые);
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива «Просвещение» 2018, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел у нас звонок.
Начинаем мы урок.
Но сначала повернись и друг другу улыбнись,
Пожелайте друг другу успехов в работе на уроке!
- Ребята, у каждого из вас на парте лежит картинка с поездом. В конце урока этот поезд должен от вас доехать ко мне. С обратной стороны подпишите ваши фамилии и имена. Дайте название вашему поезду.
- Сколько вагонов в поезде?
- Вагоны – это этапы нашего урока. На каждом этапе вы сможете сами оценить свою работу и активность. Посмотрите на слайд с условными обозначениями.(+,-)
Мне было легко, дома нужно закрепить
У меня возникли трудности, но я справился
Мне было сложно, дома нужно повторить
Мне было очень сложно, дома нужно выучить
- Актуализация знаний
Словарная работа
(дети выполняют на карточках)
1 ряд выполняет звуковой анализ слова юбка
Нужно вставить недостающие буквы. Ворона, воробей, молоко, огород, корова.
- Что общего? (это всё словарные слова)
ответы
-Хорошо справилась, посмотрим, как справитесь с этими словарными словами. Тут нужно записать, вставив нужные пропущенные буквы
На доске: М..рковь, к...рабль, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух.
- Прочитайте слова. В чётных по счёту словах выполните звуковой анализ.
- Каких частей речи эти слова? Какие ещё части речи вы знаете?
- И так первый этап урока подошёл к концу. Что это был за этап урока? (Словарная работа) Нарисуйте в первом вагоне условное обозначение, которое вам подходит.
III. Определение темы урока
- Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова - имена существительные)
(убираю слово «жёлтый»)
- Какой части речи остались слова?
- Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)
- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.
- А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)
- Я приготовила нам стихотворение об этой части речи, послушайте и сделайте вывод:
Всему название дано, - и зверю и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ
У каждой части речи (а какие части речи вы знаете?) есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.
- Работа по теме урока
- У каждого дома есть фундамент, основание.
И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску), а дальше идут 2 этажа и крыша.
Первый этаж (постоянные признаки имени существительного: одуш., неодуш.; собст. и нариц.; род)
- Назовите постоянные признаки имени существительного. Докажите.
1 окно Одушевленные и неодушевлённые
- Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к словарным словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? одушевлённые и неодушевлённые)
2 окно Собственные и нарицательные
- Хорошо первый постоянный признак определили, теперь назовите второй постоянный признак: собст. и нариц. Составьте и запишите предложение в котором 2 собственный существительных, в котором 3 нарицательных имени существительных.
3 окно Род: женский, мужской, средний
- Молодцы! Какой ещё остался постоянный признак? (Род)
- Сейчас вы получите на парту по одной картинке. Первый вариант должен выписать слова только женского рода, а второй вариант – мужского. Взаимопроверка.
- Первый этаж готов, переходим ко второму этажу. (Непостоянные признаки имени существительного: число, падеж)
- Назовите непостоянные признаки имени существительного. Докажите.
1 окно Число
- Сейчас мы поиграем в игру «Один-много» Внимание
Игра один-много
Поросёнок - поросята, много поросят.
Жеребёнок: - жеребята, много жеребят.
Ягнёнок - ягнята, много ягнят.
Щенок - щенки, много щенят.
(Устно) Зайчонок - зайчата, много зайчат.
Индюшонок - индюшата, много индюшат.
Утёнок - утята, много утят.
Цапля - цапли, много цапель.
Кукушка - кукушки, много кукушек.
Тополь - тополя, много тополей.
Липа - липы, много лип.
Сосна - сосны, много сосен.
- Запишите самостоятельно в тетрадь последние 4 слова по образцу
ответы
Лиса - лисы, много лис.
Сова - совы, много сов.
Снегирь - снегири, много снегирей.
Синица - синицы, много синиц.
2 окно Падеж
- Хорошо, какой второй непостоянный признак? (Падеж)
- Что вы знаете о падежах? Сколько их? Назовите.
- Сейчас будет игра «Угадай падеж». Будет дано 10 зашифрованных вопросов, а вы должны угадать и записать в строчку десть падежей.
Физминутка
Тучки
У тучек сегодня
Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)
С листиков капают,
Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а!
(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Грустно на свете,
Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер:
(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!
(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
Какие имена существительные назвала?
Работа по учебнику
Упр. 72. (с. 39)
Нужно выбрать одно из данных слов и записать 6 предложений с этим словом так, чтобы оно употреблялось во всех 6 падежах.
- И так второй этап урока подошёл к концу. Мы с вами систематизировали ранее полученные знания об имени существительном. Нарисуйте во втором вагоне условное обозначение, которое вам подходит.
- Отлично! Дом имени существительного почти готов.
- Давайте ещё раз закрепим полученные ранее знания, чтобы перейти к самому сложному – разбору имени существительного.
Сейчас мы выполним самостоятельную работу на тему имя существительное
Заполнение карточки «Имя существительное»
-Найдите ошибку. на доске
С ошибкой | Без ошибок |
Лежит на кровати (П.п., ед.ч., м.р.) Плыть по реке ( Т.п., мн.ч., ж.р.) | Лежит на кровати (П.п., ед.ч., ж.р.) Плыть по реке ( Д.п., ед.ч., ж.р.) |
Составление блок-схемы
Работа в группах
-Дополните блок-схему и составьте по ней рассказ по теме
«Что я знаю об имени существительном»
- Третий этап урока подошёл к концу. Мы с вами систематизировали ранее полученные знания об имени существительном. Нарисуйте в третьем вагоне условное обозначение, которое вам подходит.
(После анализа схемы в группах к доске выходят по одному представителю от каждой группы и представляют свою работу.)
Работа по учебнику с. 42
-Прочитайте алгоритм разбора имени существительного как части речи, который составил профессор Самоваров.
-Сравните его с нашей блок-схемой.
-Прочитайте образец разбора, который сделали Аня и Ваня по этому алгоритму.
-Какая форма у имени существительного является начальной?
-Какие признаки надо сначала указывать при разборе?
-Какие признаки указывают в последнюю очередь?
Упр. 75 (с. 42)
(С комментированием по образцу.)
Упр. 76 (с. 43)
Игра «Самый внимательный»
-Какие ошибки вы обнаружили в выполненных разборах?
Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
- Продолжение работы по теме урока
- Разбор имен существительных как части речи.
- Рефлексия
-Проведите разбор имен существительных как части речи.
- Четвёртый этап урока подошёл к концу. Что мы делали на этом этапе урока? (Разбирали имя сущ. как часть речи). Нарисуйте в четвёртом вагоне условное обозначение, которое вам подходит.
(Учащиеся оценивают свою работу с помощью поезда с вагонами)
- Подведение итогов урока
Чему был посвящен урок?
Получили ли вы новые знания при повторении пройденного материала?
Какую работу вам понравилось выполнять?
Как справилась с заданием ваша группа?
Работу кого из одноклассников вы хотите отметить?
Домашнее задание
Выполнить упр. 77 (с. 43) в учебнике.