Конспект урока по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок предусматривает систематизацию и обощение знаний по теме "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по русскому языку во 2 классе
Тема: « Имя существительное»
Цель урока:
- На основе предложенного материала обобщить изученные знания о признаках имени существительного как части речи; грамотно использовать изобразительные средства языка в устной речи.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся воспроизведут в памяти знания о признаках имени существительного как части речи.
Образовательные и развивающие задачи:
Дифференцированная работа по развитию творческих и исследовательских навыков
- Использование метапредметных категорий.
- Вовлечение учеников в процесс самостоятельного поиска.
- Систематическая демонстрация того, что знания, полученные на уроке, имеют практическую значимость.
- Поддержка мотивации учащихся.
Воспитательные задачи:
- Прогнозирование путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
- Воспитание интереса и внутренней мотивации к учению через игру.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Создание психологического комфорта каждому ученику и атмосферы заинтересованности.
- Воспитание дружелюбного отношения друг к другу, воспитание умения работать в коллективе.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать устойчивость внимания, объём, переключение, концентрацию внимания.
- Развивать зрительную память, логическое мышление.
- Обогащать словарный запас.
Методические задачи:
- Объединение и решение образовательных и воспитательных задач через личный интерес ученика и его внутреннюю мотивацию.
- Обеспечение яркости, эмоциональности проведения урока, поощрения учащихся.
Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке:
- Положительное влияние аэрофитотерапевтического модуля.
- Двигательная гимнастика.
- Гимнастика для глаз.
- Увлажнение воздуха действующим фонтаном.
- Частая смена деятельности за счёт разнообразия видов работы.
- Дозирование времени на выполнение заданий.
- Создание положительного психологического климата.
- Ориентация учащихся на успех.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Оборудование и литература: мультимедийный учебник «Русский язык» из серии «Начальная школа» мультимедийное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия»; электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; книга В. А. Ивановой, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке»; «1С Репетитор. Русский язык»; интерактивная доска, учебник по русскому языку для 2 класса В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, рабочая тетрадь по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, «Толковый словарь» Ожегова; орфографические словари, раздаточный материал.
Интернет-ресурсы: русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru; Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru;
Ход урока
- Организационный этап.
Цель:
- психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии; обеспечить условия для проведения урока;
- воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.
- Приветствие.
- Организация внимания школьников: сейчас урок русского языка, – наверное, самый трудный и интересный из всех уроков в начальной школе. Не забывайте о посадке!! Ваше здоровье – в ваших руках.
3. Ориентирование на успешность учащихся (психологическая минутка)
- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Я как всегда желаю вам хорошего настроения, удачи, радуйте себя и своих родителей хорошими результатами.
II.Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Постановка цели урока. Определение темы урока.
Цель:
- обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;
- обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления.
- Слово учителя:
- Вы у меня дети умные, взрослые! Попробуйте определить тему урока и поставьте цель на урок. Внимание!
Предлагаю вам интеллектуальную разминку.
Вопросы: Светлое время суток - ……..
Белый, а не снег. Сладкий, а не мёд-….
Что остаётся, когда спилят дерево? -……..
Под полом таится, кошки боится - ……….
Под соснами, под ёлками-
Лежит мешок с иголками-…………
На доске открываются слова: сахар, день, пень, мышь, ёж.
- Создание проблемной ситуации: чтение отрывка из книги В. А. Ивановой, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке» об имени существительном, не называя эту часть речи.
- какие у вас есть предположения? О чём пойдёт речь на уроке? (об имени существительном).
- поставьте цели на сегодняшний урок (закрепление знаний об имени существительном; отработка орфографических навыков)
- отправляемся в страну под названием «РЕЧЬ»
- Мозговой штурм - создание ассоциативного ряда:
- Какие ассоциации у вас возникают со словом существительное?
- Лингвистический эксперимент (использование субъектного опыта учащихся):
- Итак, тема нашего урока «Обобщение знаний об имени существительном».
Физкультминутка (проводит один из учеников)
Цель:
1)обеспечить на уроке сохранение здоровья
- Этап проверки понимания изученного:
Цель:
- установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы осмысления изученного материала;
- воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу.
Индивидуальная работа по заданию «1С Репетитор. Русский язык» «Существительное как самостоятельная часть речи» (2 учащихся)
- Самооценка участия работы каждого ученика на листах учёта
2. Прочитайте слова: песня, мороз, солнце, зимний, воробей, здоровье, красота, улыбка (выделите лишнее слово - весенний)
- Что вы можете сказать о словах (обозначают предмет, отвечают на вопрос Кто? Что?
- Как вы понимаете слово «Здоровье»? (здоровье – это когда человек себя чувствует хорошо. Здоровье – это когда у человека хорошее настроение, он не болеет.
В «Толковом словаре» Ожегова значение этого слова объясняется так: «Здоровье – это нормальное состояние, самочувствие человека». Так давайте мы с вами будем постоянно помнить об этом, беречь своё здоровье и помнить о посадке.
Задание: распределите существительные на 2 группы (использование интерактивного урока № 8(4): мультимедийное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия»)
Вывод:
Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Неодушевлённые предметы;
Слова, которые отвечают на вопрос КТО? одушевленные предметы.
3. Словарная работа
Перед началом письменной работы Физкультминутка (Упражнение для глаз)
Цель: обеспечить на уроке сохранение здоровья
От центра доски опустите глаза вниз
Посмотрите в левый верхний угол
Посмотрите в правый нижний угол
Найдите глазками левый нижний угол
Найдите глазками правый верхний угол
Запись числа, темы урока, словосочетаний с объяснением и выделением орфограмм:
В лесную чащу, цветут сады, тишина в саду, побежали ручьи, холодная зима.
Задания:
- разбор по составу слов (лесную, побежали)
- обозначить количество букв и звуков в словах: холодная, ручьи, лесную
- найдите имена существительные! Какие ещё части речи встретились в словарной работе?
Физминутка
Цель: обеспечить на уроке сохранение здоровья
- наши ручки устали, пожалуйста, потрите ладошки, сожмите сильно кулачки;
IV. Актуализация опорных знаний.
Цель:
- обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала;
- обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления;
- прививать любовь к русскому языку, воспитывать аккуратность, ответственность, положительные личностные качества.
1.Усложняю задание:
- распределите слова по частям речи (использование интерактивного урока № 5, мультимедийное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия»)
- Какие ещё признаки не назвали у имён существительных? (имена существительные изменяются по числам, имеют форму ед. и мн. Числа
Образуйте форму единственного или множественного числа (устно):
луч, волны, сова, яблони, бревна, огурец, жук, книги;
- Есть существительные, которые имеют только форму единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, красота, листва…
- Только мн.числа: брюки, ножницы, качели, очки, каникулы, чернила, вилы…
- какие ещё признаки имён существительных знаете? ( принадлежность к роду)
2. Игра: Кто быстрее и правильно расскажет об имени существительном (работа по группам):
(найдите ошибки – раздаточный материал)
Слива – глагол, кто?, ед.ч, неодуш., собствен., ж.р.
Петух - сущ., что?, ед.ч., неодуш., нариц., ср.р.
Котёнок – сущ., кто?, неодуш., мн.ч., ж.р., нариц.
3. Работа с предложением (использование интерактивного урока № 12, мультимедийное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия»)
Этап обобщения и систематизации изученного материала:
Цель:
- обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся;
- обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления;
- воспитывать ответственность, положительные личностные качества: уважение друг к другу и стремление к взаимопомощи.
«Цепочка дружбы» (вопрос-ответ). Дети задают друг другу вопросы по пройденным темам.
V.Информация о домашнем задании:
Цель:
- обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
- прививать любовь к русскому языку и учебному предмету, воспитывать ответственность.
работа с орфографическим словарём: 1. Запишите по 5 слов м.р., ж.р., ср.р.; 2. Найдите и запишите по 5 двусоставных и трёхсоставных слов, поставьте ударение; в любых 3 словах укажите количество букв и звуков.
3. Игра «Наборщик».Составьте как можно больше слов, используя слово: лесоруб
VI. Рефлексия и оценивание.
Цель:
- дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
- инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
- Что мы с вами сегодня делали на уроке? Какие задания вам больше всего понравились? Почему? Какие задания вы выполняли с удовольствием, а какие задания с трудом? Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке? Вы молодцы! Оцените ответы одноклассников.
Выставление оценок.
Самоанализ
урока русского языка во 2-м классе.
Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном»
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Части речи». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель. На каждом этапе учащиеся оценивали себя сами, а также проводили оценку работы всего класса. На уроке использовала следующие формы работы: коллективную, работу в группах, работу в парах, индивидуальную работа, дифференцированный подход.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей второго года обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Признаки имени существительного"
Представленный материал можно использовать на уроке введения новых знаний по теме "Имя сущесвительное" как целиком, так и частично. Урок был создан для работы во 2 классе, но так же может использовать...

План-конспект урока" Род имен существительных " 3 класс ( по учебнику Т.Г.Рамзаевой)
Цели урока: 1.Познакомить с приемами распознавание рода имен существительных. Формировать умение определять род имен существительных.2.Развивать орфогра...

Конспект урока "Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием"
Конспект урока русского языка по учебнику Поляковой А.В. 3 класс (программа Занкова Л.В.), построен на интересном материале о весенних цветах....
Конспект урока "Число имен существительных"
Изменение имен существительных по числам....

Конспект урока "Множественное число существительных"
Конспект урока по теме "Множественное число существительных" в 3 классе по программе "Английский в фокусе"....