Урок русского языка в 3 классе по теме "Падежи имён существительных" с презентацией.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Архипова Ирина Анатольевна

Конспект урока по русскому языку и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padezhi_imyon_sushchestvitelnyh.docx30.41 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx104.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №346  Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

урока русского языка

                                                                                          Учитель: Архипова И.А.

Тема: Падежи имён существительных.

Класс: 3.

УМК: «Школа России».

Цель урока: формирование знаний  системы падежей русского языка, алгоритма определения падежа имени существительного в предложении.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, выполнять учебные действия, оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, систематизировать сведения, известные ранее и открытые на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать собственное мнение.

Предметные: называть падежные вопросы, определять падеж имени сущесвительного.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма работы: групповая.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация, три набора домашних предметов (гвоздики, иголки, ножницы, клей, книги, ручки, очки, ножи, бусы, заколки, помады, градусники, булавки и др.), кроссворд, тест.

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос);
  • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
  • Практические (упражнения);
  • Поисковые (частично-поисковые);
  • Аналитический;
  • Самостоятельной работы учеников.

Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная

Средства обучения: Учебник, компьютер, интерактивная доска, ММП, карточки для парной и индивидуальной работы, словарь, листы самооценки, шкала оценки.

Ход урока.

1. Организационный момент (3 мин)

- Начинаем новый урок. Мы спокойны, добры и приветливы.

Задания на перекрёстные движения.

Начать сегодняшний урок мне хотелось бы со слов А. С. Пушкина:

(Слайд 1.)

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…»

-Каково значение слова «просвещенье»?

В Толковом словаре русского языка Ожегова записано: 

(Слайд 3.) «Просвещение - знания, образованность, их распространенность»

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов? (Нам предстоит сделать какие-то открытия, узнать что-то новое. Каждый урок- это открытие чего-то нового.)

Откройте тетради, запишите

Шестое февраля.

Классная работа.

2. Актуализация опорных  знаний. Стадия вызова. (4 мин)

Слайд 4. Ключевые слова: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог, имя числительное, наречие.

Прочитайте слова. Какое общее название можно им дать? (части речи)

-Какая часть речи лишняя? (предлог)

-Почему? (это служебная часть речи, а остальные- самостоятельные части речи)

Слайд 5. Прочитайте стихотворение и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить.

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты – 
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они существительные.  Сегодня на уроке откроем его новые тайны, но сначала я попрошу вас поработать с листами самооценки и попробовать оценить свои знания по этому блоку в начале урока.

Давайте узнаем, хорошо ли вы знаете существительное, для этого поработаем с таблицей «Верные и неверные утверждения». Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Верно ли, что…». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «».

  • ….. Имя существительное это часть речи?
  • ….. Имя существительное изменяется по родам?
  • …. В предложении имя существительное бывает только главным членом предложения?
  • …. Число это непостоянный признак имён существительных.
  • …. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые?
  • ….. У имени существительного только один непостоянный признак?

Сверьте свои ответы с таблицей. Слайд 6 и оцените свои успехи на шкале оценки, красным карандашом.

Ответы: +,-,-,-+,+,+.

3.  Определение темы урока. Приём «Инсерт» (7 мин)

Давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи. А поможет нам в этом Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы. Слайд 7-8.

Текст для чтения.

Существительное

Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам и падежам. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название. В предложении имена существительные обычно выступают в качестве подлежащего или дополнения, но могут быть и любыми другими членами предложения.

В соответствии с вашими пометами давайте заполним таблицу.

Таблица Инсерт на доске)

V

(уже известно)

(не согласны)

+

(интересно, неожиданно)

?

(хотим узнать больше)

Оцените свою работу на шкале оценки, синим карандашом.

  • О чём вы не нашли информации
  • Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

(Слайд 9).

  • Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных. Развивать навыки грамотного письма).

  1. Открытие нового знания (27 мин)

На прошлом уроке мы узнали, что изменение формы имени существительного называется изменением по падежам. Откройте учебник.

а) Работа по учебнику.

Найдите упр 64 на с. 36... На месте пропусков ставьте слово сосна в нужной падежной форме.

(Упражнение 64   актуализуирует  понятие «падежная форма», отрабатывает умение поставить слово в форму нужного падежа. Выполняется фронтально устно.)

б)

(Рубрика «Давай подумаем» предлагает учащимся еще раз самостоятельно сформулировать вывод: имена существительные включаются в предложение в определенной форме падежа (падежной форме). Падеж помогает существительным изменять свою форму, для того чтобы они стали членами определенного предложения.

Сегодня мы познакомимся с названиями падежей, их вопросами и вспомогательными словами. Рассмотрите таблицу падежей. Слайд 10.

Падеж

Слово-помощник

Вопрос

Предлоги

Пример

Именительный

есть

Кто?

Что?

-

страна

окно

сирень

Родительный

нет

Кого?

Чего?

От, до, из, для, около, с, вокруг, у, после, кроме.

страны

окна

сирени

Дательный

дать

Кому?

Чему?

К, по.

стране

окну

сирени

Винительный

вижу

Кого?

Что?

В, на, за, про, через.

страну

окно

сирень

Творительный

доволен

Кем?

Чем?

С, за, под, над, между

страной

окном

сиренью

Предложный

думать

О ком?

О чём?

О, об, в, во, на, при.

о стране

об окне

о сирени

в) Пользуясь таблицей падежей имён существительных, попробуйте выполнить упражнение 66

(Упражнение 2, тренирует в определении падежа имён существительных. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся поочередно выходят к доске, задают вопрос, записывают словосочетание и вопрос, определяют падеж.)

г) Физминутка.

Общий гимнастический комплекс.

д) Составление алгоритма определения падежа имени существительного в предложении.

Мы определяли с вами падеж существительных в словосочетаниях. А если это существительное находится в предложении, то оно является каким-то членом предложения. Тогда к нему можно задать два вопроса: падежный и как к члену предложения.

Как определить падеж имени существительного? Давайте, не обращаясь к учебнику, попробуем составить пошаговый алгоритм определения падежа существительного в предложении.

Спишите предложение.

Я стоял на берегу реки и любовался красивым закатом.

Вам надо определить падеж выделенных имён существительных.

Что выбудете делать сначала? (Надо найти слово в предложении, к которому относится существительное.)

Какой вопрос будем задавать в первую очередь? (Вопрос к имени существительному вопрос как к члену предложения.)

Какой вопрос нужно задать для того, чтобы определить падеж имени существительного? (Нужно задать падежный вопрос из таблицы.)

А чем мы воспользуемся для проверки? (Подставим для проверки вспомогательное слово.)

Таким образом, для правильного определения падежа имени существительного в предложении, необходимо выполнить все перечисленные действия и обязательно в определённом порядке.

Слайд 11.

(Логическая цепочка)

1.Найди слово в предложении, к которому относится существительное.

2. Задай от этого слова к имени существительному вопрос как к члену предложения.

3. Задай к имени существительному вопрос как к части речи (то есть задай падежный вопрос).

4. По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово.

д) Закрепление.

1) Запишите предложения и определите падеж выделенных имен существительных. (работа по вариантам)

1 вариант: В тайге растет кедр.

2 вариант: Тропинка ведет к ручью.

Оцените свою работу на шкале оценок жёлтым карандашом.

  1. Итоги урока. Рефлексия. (3 мин)
  • Какие задачи мы должны были решить на уроке?

Смогли ли мы достичь поставленных целей.

Давайте заполним последний столбец таблицы ЗХУ (Узнали.)

Блиц-опрос.

Используйте для ответов страницы учебника.

  • Сколько падежей в русском языке? (6)
  • Перечислите их.
  • Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)
  • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
  • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
  • В каком падеже имя существительное является в предложении

подлежащим?

Давайте снова вернёмся к листам самооценки, оцените свою работу по теме нашего урока в конце урока.

  1. Домашнее задание: (1 мин)

Сделать памятку «Падежи имён существительных», упр. 67.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель начальных классов Архипова И.А. . Урок русского языка 3 класс « Падежи имён существительных » (с использованием технологии РКМ)

Слайд 2

«О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух…» А.С.Пушкин

Слайд 3

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова «Просвещение- знания, образованность, их распространенность»

Слайд 4

имя существительное , имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог, наречие, имя числительное

Слайд 5

Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты Называются ПРЕДМЕТЫ. Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты, Сёла, города , планеты - Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! Ах, какие все слова восхитительные, Называются они… СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ !!!

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 +   + + 

Слайд 7

ИНСЕРТ V «галочкой» пометьте то, что вам уже известно; – знаком «минус» пометьте то, с чем вы не согласны; + знаком «плюс» пометьте то, что для вас является интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Слайд 8

Существительное Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные . Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода . Имена существительные изменяются по числам и падежам. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название. В предложении имена существительные обычно выступают в качестве подлежащего или дополнения, но могут быть и любыми другими членами предложения.

Слайд 9

Падежи имён существительных Как устроен наш язык

Слайд 10

Падежи имён существительных Падеж Вспомогательное слово Падежный вопрос Примеры Именительный Основной есть падеж Кто? Что? лес, дело, сестра Родительный Косвенные нет падежи Кого? Чего? леса, дела, сестры Дательный рад Кому? Чему? лесу, делу, сестре Винительный вижу Кого? Что? лес, дело, сестру Творительный любуюсь Кем? Чем? лесом, делом., сестрой Предложный говорю О ком? О чём? о лесе, о деле, о сестре

Слайд 11

Найди в предложении слово, к которому относится имя существительное Задай от этого слова к имени существительному вопрос как к члену предложения . Задай к имени существительному вопрос как к части речи (то есть задай падежный вопрос) По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово

Слайд 12

1 вариант: В тайге растёт кедр. 2 вариант: Тропинка ведет к ручью .

Слайд 13

Спасибо за урок!

Слайд 14

ИСТОЧНИКИ: http://whynotra.moy.su/_nw/5/33098.jpg источник иллюстрации http://www.schoolforbaby.ru стихотворение про существительное http://www.slovarius.ru/slovo Что такое имя существительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"

Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода"...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Презентация- нетрадиционная форма контроля. К уроку русского языка 4 класс. Тема: "Склонение имён существительных"

Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала.Следует отме...