РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося 1 класса, 4.2
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося 4.2 - 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Школа № 75 имени трижды Героя Советского Союза,
маршала авиации Кожедуба И.Н.»
РАССМОТРЕНО Протокол методического объединения МБОУ «Школа № 75» | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Школа № 75» ________________ Г.А. Куркина |
От 30. 08.2024 № 1 | Приказ МБОУ «Школа № 75» от 31.08.2024 № 381 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский язык»
для обучающегося 4.2
Ступень обучения (класс) начальное общее, 1 класс
Количество уроков 102
Учитель Кушнерева Наталья Павловна
Программа разработана на основе:
ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ, в соответствии с АООП МБОУ «Школа №75»
Ростов-на-Дону
2024-2025
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа «Русский язык» разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся ( 4.2).
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уровне начального общего образования, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
Предмет "Русский язык" обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких ее компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося младшего школьного возраста непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов - длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Федеральная рабочая программа позволяет: реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета "Русский язык" по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО обучающихся ОВЗ; разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса, используя распределение учебного времени на изучение определенного раздела и (или) темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов и (или) тем курса.
Место учебного предмета в учебном плане
На уровне начального общего образования учебная дисциплина «Русский язык» относится к предметной области «Русский язык и литературное чтение».
Общее число часов, отведенных на изучение учебного предмета в школе на 1 год (вариант 4.2 ) АООП НОО для слабовидящих обучающихся -3 часа в неделю - 102 часа в год
Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся.
Артем О. 28.08.2015 года рождения. Заключение ПМПК (О 4.2) о создании специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью №230485 от 17.04.2023
Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом.
В условиях слабовидения наблюдается обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.
У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук), в том числе трудности формирования двигательных навыков.
При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в: снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.
Слабовидящим характерны затруднения: в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов; в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа.
Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).
У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорно-перцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.
Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
Общими для всех слабовидящих обучающихся являются в разной степени выраженные недостатки в развитии зрительного восприятия, в формировании высших психических функций, замедленный темп познавательной деятельности. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления "Я-концепции", развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество.
У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся.
Для слабовидящих обучающихся, осваивающих АООП НОО характерны следующие специфические образовательные потребности:
целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;
целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;
преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
развитие и коррекция коммуникативной деятельности;
коррекция нарушений в двигательной сфере;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса);
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения и (или) сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость:
учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;
целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за Счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов действия;
широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции);
целенаправленного руководства учебно-практической деятельностью;
расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования и расширения понятий;
обеспечения доступности учебной информации для зрительного восприятия обучающихся;
развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;
предъявления информации преимущественно в наглядно-образной форме;
целенаправленного развития сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;
максимального расширения образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;
специальной организации (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды;
преимущественного использования индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
учета темпа учебной работы обучающихся с учетом наличия особых образовательных потребностей;
развития мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
целенаправленного социально-личностного, эмоционального, познавательного, моторного развития;
формирования познавательных действий и ориентировки в микро- и макропространстве;
целенаправленного формирования умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
коррекции нарушений в двигательной сфере;
развития речи и коррекции речевых нарушений;
нивелирования негативных и поведенческих качеств характера и профилактики их возникновения
В программе определяются цели изучения учебного предмета "Русский язык" на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися предмета "Русский язык": личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом методических традиций и особенностей преподавания русского языка в начальной школе. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета "Русский язык".
Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение слабовидящими обучающимися младшего школьного возраста как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчеркивают пропедевтическое значение уровня начального образования, формирование готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом "Литературное чтение".
Получение слабовидящими обучающимися, осваивающими вариант 4.2 ФАОП НОО в пролонгированные сроки обучения (5 лет), определяет необходимость перераспределения учебного материала предмета "Русский язык" по годам обучения. Приоритетным является равномерное распределение содержания учебного материала по годам обучения, однако особенности психофизического развития контингента слабовидящих обучающихся на уровне начального общего образования могут стать обоснованием для реализации вариативного подхода к перераспределению учебного материала. В данном случае решение о выборе количественных, качественных и методических подходов к перераспределению учебного материала по годам обучения и учебным четвертям принимается педагогическим работником.
Пролонгация сроков освоения слабовидящими обучающимися учебного предмета "Русский язык" на уровне начального общего образования осуществляется в соответствии со следующими принципами и подходами:
1. Концентрический принцип. В содержании учебного предмета представлены разделы и темы, которые на каждом году обучения расширяются, дополняются и изучаются на более углубленном уровне.
2. Резервность планирования учебного материала. Материал, который должен быть запланирован на учебный год, планируется из расчета - учебный год + одна учебная четверть.
3. Связь учебного материала с жизнью. Основу этого принципа составляет конкретизация учебного материала. Распределение учебного материала должно осуществляться с учетом сезонности, связи с конкретными событиями, явлениями и фактами (праздники, знаменательные даты, общественно значимые явления, сезонные виды деятельности людей), общим укладом жизни. Свободным является перенос тем, изучение которых не носит сезонный характер.
4. Обеспечение возможности интеграции учебного материала. Материал, при освоении которого обучающиеся испытывают трудности, может быть дополнительно изучен на последующих годах обучения посредством логического объединения с другим материалом.
5. Пропедевтическая направленность обучения. Предполагается выделение времени на подготовку к освоению новых сложных разделов и тем;
6. Обеспечение прочности усвоения знаний. Каждая четверть должна начинаться с повторения и закрепления учебного материала, изученного в предыдущей четверти.
Содержание обучения:
1. Виды речевой деятельности:
а) слушание: осознание цели и ситуации устного общения, адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам;
б) говорение: выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, практическое овладение диалогической формой речи, овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение), овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации;
в) чтение: понимание учебного текста, выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала, нахождение информации, заданной в тексте в явном виде, формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации, анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста;
г) письмо: письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте, овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы, списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами, письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное), создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной для обучающихся тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи).
2. Обучение грамоте:
а) фонетика: звуки речи, осознание единства звукового состава слова и его значения, установление числа и последовательности звуков в слове, сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками, различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих, слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
б) графика: различение звука и буквы (буква как знак звука), овладение позиционным способом обозначения звуков буквами, буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков, функция букв "е", "е", "ю", "я", мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука, знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв;
в) чтение: формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук); плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося; осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания, развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений, знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами), орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;
г) письмо: усвоение гигиенических требований при письме, развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки, развитие умения ориентироваться на листе, в тетради и на классной доске, овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв, письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм, овладение разборчивым, аккуратным письмом, письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста, понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;
д) слово и предложение: восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова, различение слова и предложения, работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка;
е) орфография: знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения;
ж) развитие речи: понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании, составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
3. Систематический курс:
а) фонетика и орфоэпия: различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков, различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости - мягкости согласных звуков, различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости - глухости согласных звуков, определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный, деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка, фонетический разбор слова.
б) графика: различение звуков и букв, обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков, использование на письме разделительных ъ и ь, установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа "стол", "конь"; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными, использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности, использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами;
в) лексика: понимание слова как единства звучания и значения, выявление слов, значение которых требует уточнения, определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря, представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов;
г) состав слова (морфемика): овладение понятием "родственные (однокоренные) слова", различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова, различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, различение изменяемых и неизменяемых слов, представление о значении суффиксов и приставок, образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, разбор слова по составу;
д) морфология: части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные: имя существительное: значение и употребление в речи, умение опознавать имена собственные, различение имен существительных, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?", различение имен существительных мужского, женского и среднего рода, изменение существительных по числам, изменение существительных по падежам, определение падежа, в котором употреблено имя существительное, различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов, определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению, морфологический разбор имен существительных; имя прилагательное: значение и употребление в речи, изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, морфологический разбор имен прилагательных; местоимение: общее представление о местоимении, личные местоимения, значение и употребление в речи, личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа, склонение личных местоимений; глагол: значение и употребление в речи, неопределенная форма глагола, различение глаголов, отвечающих на вопросы "что сделать?" и "что делать?", изменение глаголов по временам, изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение), способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение), изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам, морфологический разбор глаголов; наречие: значение и употребление в речи; предлог: знакомство с наиболее употребительными предлогами, функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений, отличие предлогов от приставок; союзы и, а, но, их роль в речи, частица не, ее значение.
е) синтаксис: различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия), различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные, нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого, различение главных и второстепенных членов предложения, установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении, нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами, различение простых и сложных предложений.
ж) орфография и пунктуация: формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове, использование орфографического словаря, применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
з) развитие речи: осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; практическое овладение диалогической формой речи, выражение собственного мнения, его аргументация, овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание), овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ, практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение); текст: признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста (абзацев), комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев), работа с деформированным текстом, коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора, план текста, составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам, типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности, знакомство с жанрами письма и поздравления, создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов, знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета "Русский язык" слабовидящие обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У них будут формироваться первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самопознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию. Русский язык и родной язык станут средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В результате изучения предмета у слабовидящих обучающихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи. Обучающиеся овладеют первоначальными представлениями о нормах русского и родного языка, о нормах и правилах речевого этикета; научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Слабовидящие обучающиеся овладеют навыком безнаклонного письма.
Слабовидящий обучающийся научится:
1. Содержательная линия "Система языка":
а) фонетика и графика:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные и (или) безударные; согласные твердые и (или) мягкие, парные и (или) непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие и (или) глухие, парные и (или) непарные, звонкие и глухие;
последовательности букв в русском алфавите, умением пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-букв.) разбора слов.
б) орфоэпия:
использовать в речи словесное, логическое (смысловое) и эмоциональное ударение в предложениях;
использовать словообразующую функцию ударения в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
использовать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника), либо обращаться за помощью к педагогическому работнику, родителям (законным пр.) и другим обучающимся.
в) состав слова (морфемика):
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
разбирать по составу слово с однозначно выделяемыми морфемами (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом), оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
г) лексика:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
д) морфология:
различать части речи;
определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имен прилагательных - род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
определять грамматические признаки местоимения - лицо, число;
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, наречия и предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах,
е) синтаксис:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;
определять восклицательную и (или) невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения (составленные из двух простых).
2. Содержательная линия "Орфография и пунктуация":
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80 - 90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75 - 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
3. Содержательная линия "Развитие речи":
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
определять тему текста и его части;
составлять план текста;
писать изложение текста (не более 70 - 80 слов по данному педагогическим работником и самостоятельно составленному плану);
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.
Метапредметные результаты.
В результате изучения учебного предмета у обучающегося формируются УУД в части:
логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей;
знаково-символические действия - замещения (например, звука буквой);
структурирование знаний;
алгоритмизация учебных действий;
построение логической цепочки рассуждений;
осознанное и произвольное высказывание в устной и письменной речи;
моделирование (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова);
планирование, контроль и действенная проверка результата деятельности;
регулирующая и контролирующая роль зрения - осознание слабовидящим использования своего зрения как канала освоения, контроля, коррекции, оценки выполнения практического действия;
ориентировочно-поисковая роль зрения - осознание слабовидящим использования своего зрения как канала получения информации;
творческая самореализация, то есть осмысление слабовидящими обучающимися "образа Я" как творца умственной деятельности;
рефлексия на основе вербальной информации извне, способов и условий взаимодействия, контроль и оценка процесса и результатов взаимодействия;
адекватные возрасту формы и функции речи, включая обобщающую, планирующую и компенсаторную функции.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Дидактический материал и учебное оборудование:
Тетради в широкую линейку;
ручка с гелевой черной пастой;
ручка с гелевой зеленой пастой;
подставка для учебника;
дополнительные источники освещения (по необходимости);
тифлосредсва для слабовидящих
индивидуальные кассы букв, слогов;
дидактический материал для фронтальной работы (схемы слогов, предложений и т.д.);
муляжи фруктов и овощей;
ТСО.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. и др. Русская Азбука. 1 класс. - М.: Просвещение (версия для слабовидящих обучающихся)
2. Горецкий В.Г, Федосова Н.А. Прописи. В 4 частях. - М.: Просвещение, 2011.
3. Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте: методическое пособие с поурочными разработками. - М.: Просвещение, 2014.
4. Никулина Г.В., Замашнюк Е.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В. Содержание и организация образования слабовидящих в свете ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. – СПб.: Граница, 2015.
5. Крылова О. Н. Карточки по обучению грамоте: к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Азбука. 1 класс». - М.: Экзамен, 2012.
6. Электронное приложение к «Азбуке».
7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся вариант 4.2.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598
Календарно-тематическое планирование по предмету Русский язык 1 класс (102 часа, 3 часа в неделю) | ||
№ п/п | Тема урока | Дата |
Различение предложения и слова | 02.09. | |
Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка | 04.09 | |
Составление предложения из слов | 06.09 | |
Различение слова и обозначаемого им предмета | 09.09 | |
Звуки речи Интонационное выделение звука в слове | 11.09. | |
Определяем самый частый звук в стихотворении | 13.09. | |
Различаем первые звуки в словах | 16.09 | |
Устанавливаем последовательность звуков в слове | 18.09. | |
Сравниваем слова, различающиеся одним звуком | 20.09. | |
Пишем элементы букв | 23.09. | |
Особенность гласных звуков | 25.09. | |
Письмо строчной и заглавной букв А, а | 27.09. | |
Письмо строчной и заглавной букв Строчная и заглавная буква О,о. | 30.09 | |
Строчная и заглавная буквы И,и. | 02.10. | |
Строчная буква ы. Закрепление написания строчной и заглавной букв | 04.10 | |
Письмо строчной и заглавной букв У,у | 07.10 | |
Письмо строчной и заглавной букв Н, н | 09.10 | |
Отрабатываем умение определять количества слогов в слове | 11.10 | |
Письмо строчной и заглавной букв С, с | 14.10 | |
Письмо строчной и заглавной букв К, к. | 16.10 | |
Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями слов | 18.10 | |
Письмо строчной и заглавной букв Т, т | 21.10 | |
Письмо строчной и заглавной букв Л, л | 23.10 | |
Письмо строчной и заглавной буквы Р, р | 25.10 | |
Письмо строчной и заглавной букв В, в | 06.11 | |
Письмо строчной и заглавной букв Е, е | 08.11 | |
Закрепление написания строчной и заглавной букв Е, е | 11.11 | |
Письмо строчной и заглавной букв П, п | 13.11 | |
Письмо строчной и заглавной букв М, м | 15.11 | |
Закрепление написания строчной и заглавной букв М, м | 18.11 | |
Письмо строчной и заглавной букв З, з | 20.11. | |
Письмо строчной и заглавной букв Б,б | 22.11. | |
Письмо строчной и заглавной букв Д, д | 25.11. | |
Письмо строчной и заглавной букв Я, я | 27.11. | |
Закрепление написания строчной и заглавной букв Я, я | 29.11. | |
Письмо строчной и заглавной букв Г, г | 02.12. | |
Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч | 04.12. | |
Письмо буквы ь | 06.12. | |
Особенность согласных звуков, обозначаемых изучаемыми буквами: парные по звонкости-глухости согласные | 09.12. | |
Закрепление написания буквы ь. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова | 11.12 | |
Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш | 13.12 | |
Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж | 16.12 | |
Письмо строчной и заглавной букв Ё, ё | 18.12. | |
Письмо строчной и заглавной букв Й, й | 20.12. | |
Письмо строчной и заглавной букв Х, х | 23.12. | |
Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю | 25.12. | |
Закрепление написания буквы | 27.12 | |
Различаем звонкие и глухие согласные. Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц | 10.01 | |
Письмо строчной и заглавной букв Э, э | 13.01 | |
Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ | 15.01 | |
Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф | 17.01 | |
Твёрдые и мягкие согласные звуки | 20.01 | |
Обобщаем знания о согласных звуках | 22.01 | |
Письмо строчной буквы ъ | 24.01 | |
Письмо строчной буквы ь и ъ | 27.01 | |
Упражнения в списывании слов и предложений | 29.01. | |
Упражнения в списывании слов и предложений | 31.01 | |
Отработка написания букв, написание которых вызывает трудности у учащихся класса | 03.02 | |
Отрабатываем умение определять количество слогов в слове | 05.02 | |
Раздельное написание слов в предложении | 07.02 | |
Как правильно записать предложение | 17.02 | |
Когда нужен перенос слова | 19.02 | |
Объяснительное письмо под диктовку слов | 21.02 | |
Как составить предложение из набора слов | 24.02 | |
Объяснительная запись под диктовку текста | 26.02 | |
Язык как основное средство человеческого общения. | 28.03 | |
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение | 03.03 | |
Гласные ударные и безударные. Ударение в слове | 05.03 | |
Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги | 07.03 | |
Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги | 10.03 | |
Согласные звуки: систематизация знаний | 12.03 | |
Функции букв е, ё, ю, я | 14.03 | |
Слово как единица языка | 17.03 | |
Слова, называющие предметы | 19.03 | |
Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? | 21.03 | |
Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая? какое?, какие? | 02.04 | |
Слова, называющие действия предмета | 04.04. | |
Слова, отвечающие на вопросы что делать?, что сделать? | 07.04 | |
Наблюдение за словами, близкими по значению, в тексте | 09.04 | |
Предложение как единица языка | 11.04 | |
Слово и предложение: сходство и различие | 14.04 | |
Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов | 16.04 | |
Обучение приемам самопроверки после списывания текста | 18.04 | |
Учимся запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными | 21.04 | |
Правила оформления предложений: прописная буква в начале и знак в конце предложения | 23.04 | |
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки | 25.04 | |
Прописная буква в именах собственных: в именах и фамилиях людей. Прописная буква в именах собственных: в кличках животных | 28.04 | |
Отработка правила переноса слов | 30.04 | |
Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) | 05.05 | |
Закрепление правописания гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши | 07.05 | |
Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу | 12.05 | |
Правописание сочетаний чк, чн | 14.05 | |
Объяснительный диктант | 16.05 | |
Ситуации общения | 19.05 | |
Речевой этикет: ситуация знакомства | 21.05 | |
Речевой этикет: ситуация извинения | 23.05 | |
Речевой этикет: ситуация обращение с просьбой | 26.05 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса составлена на основе авторской программы «Русский язык. Программа 1-4 классы. М. Издательский центр «Вентана-Граф» / С.В....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету « Русский язык » для 2 класса , автор В. П. Канакина УМК « Школа России»
ЧОУ « Экономический лицей города Гуково» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету « Русский язык »для 2 класса ,автор В. П. КанакинаУМК « Школа России»Составитель: Иван...
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 4 класса (авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 4 класса...
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 1 класса
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования для 1 класса...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для 3 класса начального общего образования на 2019- 2020 учебный год
Программа разработана на основе рабочей программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России». М. «Просвещение», 2019 г.; уче...