Конспект урока для 2 класса "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка для 2 класса и презентация по теме "Местоимение как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chto_takoe_mestoimenie.doc | 77 КБ |
chto_takoe_mestoimenie_2_klass.ppt | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Русский язык»
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Местоимение как часть речи»
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления материала по теме «Местоимение как часть речи», применении их в знакомой и новой учебных ситуациях.
Задачи:
Образовательные: подвести обучающихся к осознанному пониманию понятия «местоимение»; формировать умения подбирать местоимения к существительным, находить местоимения в тексте.
Развивающие: создать условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности; развивать устную и письменную речь обучающихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками, воспитание положительного отношения к труду.
Планируемые образовательные результаты урока:
- Личностные:
- проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
- проявление положительного отношения к учению, к познавательной деятельности;
- оценивать учебную деятельность, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
- Метапредметные:
Регулятивные
- развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока, контролировать и оценивать свою деятельность на уроке;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
- понимать и принимать учебную задачу;
- строить высказывания в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
- проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формулировать собственное мнение;
- учитывать различные мнения и интересы;
- адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Предметные:
- распознавать местоимение среди других частей речи;
- употреблять местоимения в речи;
- редактировать текст, используя местоимение;
- устранять повторы слов в предложении, используя местоимение.
Тип урока:
- По ведущей дидактической цели: закрепление знаний
- По способу организации: урок-исследование
- По ведущему методу обучения: проблемный
Методы обучения:
- Словесный (беседа, диалог в паре, обсуждение в группе)
- Наглядный (учебник, карточки, задания на слайдах, рабочий дневник)
- Проблемно-поисковый
Средства обучения: учебник: Русский язык 2 класс Часть 2, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие дневники, карточки.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организация класса на работу. | Здравствуйте, ребята. Я всех вас очень рада видеть. Ребята, поделитесь своим хорошим настроением, подарите друг другу свои улыбки. А теперь улыбнитесь гостям. Давайте будем работать дружно, активно, помогать друг другу, и покажем какие мы молодцы. Все у нас получится. Тихонечко присаживайтесь. Отправляемся мы снова В мир родного языка, И отгадывать готовы Его тайны до конца. -Сегодня у нас необычный урок-урок расследование. Кто занимается расследованием? -Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Какими качествами он должен обладать, чтобы успешно провести расследование? (быть внимательным, умным, наблюдательным) А как вы думаете, нужно уметь слушать и слышать? Я надеюсь, что все эти качества вы сегодня проявите на уроке. И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться «Детективное агентство». | Приветствуют друг друга, гостей. |
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | В наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны «Дорогие детективы, в нашей стране живёт самый таинственный и загадочный житель. Когда он внезапно появляется, то какие-то предметы исчезают. Например, вчера только был дворец короля, а сегодня на его месте что-то непонятное. Помогите, пожалуйста, выследить этого таинственного незнакомца и расскажите нам, как с ним подружиться» Ребята, что мы как настоящие детективы должны сделать? Поможем? Срочно отправляемся на место преступления. Ребята, на месте преступления вместо дворца написано какое-то слово. (на контуре дворца слово «он») Что мы знаем про это слово? (ответы детей) Догадайтесь, как же зовут этого таинственного незнакомца? (Местоимение) Итак, предположите тему урока. Совершенно верно. Какие поставим цели урока? Продолжите предложения: На уроке мы будем продолжать знакомиться … На уроке мы будем учиться распознавать и использовать … Молодцы, вы поставили точные цели, и я уверена, что вы окажетесь замечательными детективами и проведете качественное расследование. Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе-это ваши тетради. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело. Открываем блокноты, записываем число, классная работа. Давайте пропишем слово, которое было написано вместо дворца. Это будет нашей минуткой чистописания. Чтобы найти местоимение, необходимо составить фоторобот, т.е. портрет, собранный из отдельных частей. Итак, напомните, кого мы ищем? А кто помнит, что это такое? (часть речи) Заполним первую часть фоторобота. | Отвечают на вопросы, определяют тему и цели урока. |
3.Первичное закрепление. | Для того, чтобы заполнить следующую часть фоторобота проведем такую работу. (Игра «Молчанка») Покажите жестами «Он, ты, я, оно, вы, они, мы, она. Вы называли предметы? (нет) А что делали? (Указывали). Значит, местоимение не называет предметы, а указывают на них. Заполним следующую часть фоторобота. Давайте повторим, какие местоимения вы услышали? Запишите их в свои блокноты через запятую по памяти. | Воспринимают на слух информацию, выполняют упражнение, отвечают на вопросы, делают выводы. Записывают местоимения по памяти. |
Сейчас нам предстоит провести следственный эксперимент. Прочитайте текст. Какая речевая ошибка допущена при составлении текста? Как ее можно исправить? Замените, где необходимо, имена существительные местоимениями. 1ряд работает с первыми двумя предложениями, 2 ряд – со второй парой предложений. И третий ряд работает с последней парой предложений. Приступаем к работе. Лена сегодня дежурная в классе. Лена пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку. Проверьте работу. Вместо какой части речи вы употребили местоимение? (имя существительное) Для чего мы это сделали? (Чтобы избежать повторов, сделать нашу речь грамотной и красивой) В ходе следственного эксперимента мы установили, что местоимение употребляется вместо какой части речи? Если местоимения заменили имена существительные, тогда на какие вопросы они отвечают? И теперь мы можем заполнить последнюю часть фоторобота. | Воспринимают на слух информацию, читают, , выполняют упражнение, отвечают на вопросы, анализируют, формулируют выводы, оценивают свою работу. | |
4. Физминутка | Ребята, теперь нам необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Посмотрите на спинки своих стульев. Посмотрите, что у вас есть. Это очень важные улики. Возьмите их. Кому из вас достались цветные карточки, подойдите, пожалуйста, ко мне. Вы будете ответственными за сбор улик на этом этапе. Выходите к доске. Ребята, у нас есть 4 местоимения (он, она, оно, они). А у всех остальных карточки белого цвета. На них написаны имена существительные. Подумайте, к какому местоимению вы должны отправиться. Затем найдите свое место. А вы, ребята, встречайте гостей. И смотрите к вам ли эти гости или случайно заблудились. Прошу вас разойдитесь по своим местам. Смелее. Встречайте гостей, ребята. Проверяйте. Проверять будем следующим образом. Когда участники группы читают слово, остальные слушают. Если его можно заменить этим местоимением, то молчим, ничего не делаем. Если нельзя – хлопаем. | Выполняют задания учителя, анализируют, устанавливают связь имен существительных с местоимениями. |
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Ребята, посмотрите, у нас новая улика. Необходимо прочитать слова и отыскать в них местоимения. На доске вывешиваются слова, в которых красным мелом надо подчеркнуть местоимения. Учитель сам вызывает к доске учеников по жребию. (яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, мышка, пони, корона, магнитофон). Мы продолжаем наше расследование. Посмотрите, ребята, на столах у вас конверты. А у меня еще и письмо от Местоимения. «Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с этим заданием, то верну дворец обратно. Ведь неспроста я так поступил. Жители Волшебной страны не знают, как правильно использовать местоимения в речи». Ребята, давайте попробуем исправить ошибки, допущенные жителями Волшебной страны. Работаем в парах, исправляем сразу на карточках сверху. Светит солнце. Она согревает все вокруг. Мальчики бегают с мячом. Вы играют в футбол. А он умеешь играть в футбол? | Выполняют задания учителя, воспринимают на слух информацию анализируют. Обучающиеся самостоятельно выполняют задание по карточкам. Применяют полученные сведения на практике. |
6. Итог урока: рефлексия, домашнее задание. | Ребята, проведя такое серьезное расследование, мы помогли вернуть дворец в волшебную страну и подружить ее жителей с местоимением. Жители волшебной страны и местоимение вас благодарят за помощь. Вы сегодня побывали в роли детективов. Давайте вспомним, что мы узнали в ходе нашего расследования? Достигли целей, которые ставили в начале урока? Для чего нужна эта часть речи в русском языке? Трудную, но одновременно интересную работу вы выполнили сегодня. Оцените свою деятельность на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя и одноклассников, возьмите местоимение МЫ; если вы хорошо работали самостоятельно и в группе, все поняли, то возьмите местоимение Я. Домашнее задание. Вам предлагается на выбор 3 задания: в дневники запишите карточка, задание на выбор. Мне кажется, каждый из вас достоин звания «Лучший детектив». Я благодарю Вас за ваши ответы и активность. Желаю вам удачи и побольше заслуженных пятерок на уроках. | Составляют пословицы и поговорки в группах, анализируют, находят действующее лицо. Внимательно слушают учителя, Отвечают на вопросы. Подводят итоги. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Местоимение
На уроке мы будем продолжать знакомиться … На уроке мы будем учиться распознавать и использовать …
Минутка чистописания.
Фоторобот
Лена сегодня дежурная в классе. Лена пришла в школу раньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.
Проверь себя! Лена сегодня дежурная в классе. Она пришла в школу раньше. Чуть позже пришёл Дима. Он будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Они приготовились к уроку.
Собираем улики.
Светит солнце. Она согревает все вокруг. Мальчики бегают с мячом. Вы играют в футбол. А он умеешь играть в футбол?
Проверь себя! Светит солнце. Оно согревает все вокруг. Мальчики бегают с мячом. Они играют в футбол. А ты умеешь играть в футбол?
19.04. Домашнее задание. КАРТОЧКА Задание 1. Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями. Задание 2. Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями. Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке. Задание 3. Составь и запиши 4 предложения, используя местоимения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Обобщение знаний о частях речи"
Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...
Конспект урока и презентация "Служебные части речи" 4 класс
Данный материал состоит из конспекта урока с презентацией и приложением....
Конспект урока по русскому языку "Части речи" 2 класс
Конспект урока разработан в соответствии ФГОС...
Конспект урока по русскому языку "Части речи".
Конспект урока по русскому языку на тему " Части речи"....
Конспект урока "Имя существительное как часть речи" 4 класс
"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100")Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном....
Конспект урока " Определение глагола как части речи"
Открытый урок русского языка на тему " Определение глагола как части речи" проведен в рамках РМО. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по океану Знаний, вызывают на интеллектуальный б...
Конспект урока: Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.
разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс...