Технологическая карта урока "Что такое синонимы?" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Материал сдержит технологическую карту урока по теме "Что такое синонимы?" 2 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое синонимы?31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:

Класс: 2

Предмет: русский язык

УМК: «Школа России»

Тема урока: Что такое синонимы?

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: познакомить с понятием  «синонимы»

Задачи:

обучающие:

  • познакомить со словами-синонимами;
  • формировать умение определять лексическое значение синонимов;

развивающие:

  • развивать умение подбирать синонимы к определенному слову;
  • учить правильно употреблять синонимы  в речи;
  • работать над развитием монологической речи учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому языку.

Методы обучения: деятельностный, частично-поисковый

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная,  работа в парах

Планируемые результаты

Предметные:

  • ознакомить со словами-синонимами;
  • формировать умения определять лексическое значение синонимов, улавливать различие в их лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову;
  • понимать разные функции синонимов в речи;

  • знать написание словарных слов, уметь находить грамматическую основу предложения;
  • каллиграфически правильно писать буквы русского языка.

Метапредметные:

- познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов.

- регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  •  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  •  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

 - коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; 
  • слушать и понимать речь других;  
  • учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Ресурсы урока: 1.УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г.Горецкий;

                             2. Карточки для работы в парах;

                             3. ЭОР «Учи. ру».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный. Мотивация к учебной деятельности

- В стране родного языка

   Не всё известно вам пока.

   Работать мы сейчас начнём

   И сами до всего дойдём.

- Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете.

- Откройте тетради, запишите: число. Классная работа.

Учащиеся слушают и осмысливают текст.

Учащиеся получают эмоциональный настрой на работу.

Ученики записывают в тетрадь.

Личностные: самооценка  готовности к уроку.

Метапредметные: учебно- познавательный  интерес,

организация рабочего места.

II.  Актуализация знаний. Определение темы урока, постановка цели и учебных задач. Каллиграфическая минутка.

- Как обычно начинаем  наш урок с каллиграфической минутки. Сегодня мы повторим написание буквы «С», которая станет ключиком к нашему уроку, а почему, попробуйте догадаться сами. Охарактеризуйте букву-ключ.

-Пропишите заглавную и строчную буквы С,с в своих тетрадях.

-Давайте запишем несколько слов, которые начинаются с буквы с: слушать, слышать, сравнивать, синонимы.

-Какое слово вам не понятно?

-Хотите узнать, что оно обозначает?

-Кто-нибудь догадался, какая  тема урока?

-Прочитайте внимательно оставшиеся слова, и вы узнаете, что мы будем делать на уроке.

-Итак, буква «с» открыла нам тему и задачи нашего сегодняшнего урока.

Ученики дают характеристику букве «С»: обозначает согласный, глухой, твёрдый или мягкий звук.

Учащиеся прописывают буквы, контролируют последовательность действий при записи, правильность и аккуратность записи.

Учащиеся записывают слова в тетрадь.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

-Синонимы.

-Да.

-Мы узнаем, что такое синонимы.

-Слушать учителя, слышать друг друга, сравнивать слова.

Предметные: каллиграфически правильно писать буквы русского языка.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: выражать свои мысли и их аргументировать. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

III. Словарная работа. Работа над предложением.

- С буквы «С» начинается ещё один этап урока, на котором мы учимся писать трудные слова. Что это за этап?

-Послушайте загадку и догадайтесь,  написание какого словарного слова мы сегодня повторим.

Ну, а это что такое?

Это что-то не простое,

Руль похож на букву «О»,

Той же буквой колесо,

Из резины чёрной шины.

Это новая…

-Запишите отгадку в тетрадь. Поставьте ударение, обозначьте орфограммы.

-Придумайте предложение со словом машина.

-Какое предложение запишем в тетрадь?

-Подчеркните в предложении грамматическую основу.

-Словарная работа.

-Машина.

Учащиеся  записывают слово машина в тетрадь, подчёркивают орфограммы: машина.

Учащиеся предлагают свои варианты.

Грузовая машина едет по дороге.

Грузовая машина едет по дороге.

Предметные: знать написание словарных слов, уметь находить грамматическую основу предложения

 Познавательные: уметь анализировать, сравнивать, обобщать; ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

уметь  оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

IV. Открытие нового материала

-Ребята, давайте запишем ещё одно предложение.

Легковой автомобиль мчится по шоссе.

-Найдите и подчеркните грамматическую основу.

-Что-нибудь необычное вы увидели в этих предложениях?

-Молодцы. Что такое машина, автомобиль?

-Что обозначают слова едет, мчится?

-Чем отличается значение слова мчится от лексического значения слова едет?

-Как произносятся эти слова?

-Близки они по смыслу?

-Кто-нибудь догадался, как называются такие слова?

-Проверим наше предположение, прочитав правило на странице 52 учебника.

-Так что же такое синонимы?

Учащиеся записывают предложение в тетрадь.

Находят грамматическую основу.

Легковой автомобиль мчится по шоссе.

Учащиеся читают предложения, анализируют, сравнивают и находят ответы на вопросы.

-В предложениях говорится об одном и том же, только разными словами.

-Транспортное средство.

-Движение.

-Мчится -  значит едет очень быстро.

- По-разному.

-Да.

- Синонимы.

Учащиеся открывают учебники и читают правило.

- Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, но близки по смыслу.

Предметные: ознакомить со словами синонимами. Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации.

Коммуникативные:  формулирование и аргументация своего мнения.

V. Физминутка

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
Лучики лицо согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами уж стали.
Хорошо мы отдохнули!
И на место все вернулись.

VI. Постановка проблемного вопроса.

- Как вы думаете,  зачем нужны синонимы?

- Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание на платформе Учи.ру.

(Методическая копилка. Русский язык. 2 класс. Урок 26. Закрепление. Использование синонимов в речи)

- Сделайте вывод: для чего нужны синонимы?

Предположения детей.

- Синонимы делают нашу речь красивее.

- Синонимы нужны для того, чтобы не повторять в тексе одно и то же слово.

Предметные: понимать разные функции синонимов в речи. Познавательные: добывать новые знания из разных источников..

Коммуникативные:  формулирование и аргументация своего мнения.

VII. Первичное закрепление

Работа по учебнику: с.86 упр. 66

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Барто.

- О чём идёт речь в этом стихотворении?

- Как по-другому автор называет родник?

- Докажите, что слова родник и ключ – синонимы.

- Какое задание надо выполнить в упражнении?

Учащиеся читают стихотворение, анализируют его содержание и отвечают на вопросы учителя.

- О роднике.

- Ключ.

- Произносятся по-разному, но обозначают одно и то же: источник, текущий из глубины земли.

- Списать, подчеркнуть синонимы.

Учащиеся списывают стихотворение, находят и подчёркивают синонимы, выполняют самопроверку.

 Предметные: формировать умение определять лексическое значение синонимов, улавливать различие в их лексическом значении. Регулятивные: проговаривать последовательность действий при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

 Коммуникативные: ясно формулировать ответы на вопросы педагога; вносить вклад в работу для достижения общих результатов.

VIII.Самостоятельная работа с проверкой и самооценкой

Работа по карточкам.

Задание на карточке: соединить синонимы парами

бежать                  товарищ

жаркий                 врач

друг                      мчаться

доктор                  горячий

- Давайте проверим, что же у вас получилось?

- Используя алгоритм самооценки, оцените свою работу в группе.

Алгоритм оценивания (на слайде): 1.Какое было задание?

2. Удалось ли выполнить задание? 3.Задание выполнено, верно, или с ошибками?

4.Какое умение развивали при

выполнении задания?

Работа в парах.

Учащиеся находят пары синонимов.

бежать                  товарищ

жаркий                 врач

друг                      мчаться

доктор                  горячий

Учащиеся читают слова парами.

-Подбирать синонимы к определенному слову.

Предметные: подбирать синонимы к определенному слову. Коммуникативные: умение слушать и понимать других.

Регулятивные:

определять        степень        успешности

выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев.

Личностные:

развитие навыков конструктивного      сотрудничества со сверстниками и  учителем.

IX. Рефлексия деятельности

- Вот и подходит к концу  наш урок.

- Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее? Оцените результат своей работы на уроке:

Я узнал …..

Я запомнил…. Я смог …

Что на уроке хорошо получилось?

Над чем надо ещё поработать?

-Узнать, что такое синонимы. Да.

Несколько учеников оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью оценки.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи.

X. Домашнее задание

Стр.54 упр.70, правило

Слушают инструктаж

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 1 классе по теме "Многозначность слов. Что такое язык?"

Технологическая карта урока открытия нового знания в 1 классе по теме Многозначность слов. Что такое язык? Целью данного урока является расширение и обогащение речевого словаря обучающихся за счёт вкл...

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...

Технологическая карта внеклассного мероприятия 3 класс «Что такое толерантность?»

Сюжетная игра (занятие строится в виде путешествия).Ожидаемые результаты:В ходе проведения классного часа дети должны получить первоначальное понятие, что такое толерантность, какими качествами характ...

Технологическая карта Кто такие рыбы?

Материал формирует представление о строении и отличительных признаках рыб....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс с технологической картой "Что такое деньги"

Данный конспект можно использовать по программе "Школа России"  в 3 классе .Тема урока "Что такое деньги"...

Технологическая карта "Кто такие насекомые"

Технологическая карта "Кто такие насекомые"...

Конспект урока с технологической картой "Кто такие звери"

УМК:  «Школа России»Класс:  1 классПредмет:  Окружающий мирТема урока:  Кто такие звери?Тип урока: Урок изучения нового материала...