Технологическая карта урока русского языка для 2 класса по теме Антонимы и синонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ровнова Любовь Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка для 2 класса по теме Антонимы и синонимы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя Ровнова Любовь Алексеевна

Класс 2

       УМК «Школа России»

Предмет:  русский язык

Тема: Наблюдение за использованием антонимов и синонимов

Тип урока:  систематизация ,обобщение знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок по данной теме

Цель:  продолжить формировать представление о синонимах и антонимах , их роли в речи. 

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Научаться распознавать синонимы и антонимы среди  частей речи; выбирать антонимы и синонимы в зависимости от значения слова.

Понимать и принимать учебную задачу; определять и формулировать тему урока  под руководством учителя; находить необходимую информацию в учебнике.

Развивать умение выделять и формулировать проблемы,  выбирать и выстраивать алгоритм  решения  выделенной проблемы в различных предлагаемых условиях.

Слушают и понимают речь других; умеют отвечать на вопросы , аргументировать ответ ,активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют этические чувства :доброжелательность ,понимание и сопереживание чувствам других людей;проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учёбе.

Ход урока

          Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

I.Мотивация к учебной деятельности

1)Организационный момент

2)Проверка домашнего задания

Подготовка учащихся к работе на уроке

Фронтальная

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Проверим готовность к уроку

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

- Какие слова подходящие по смыслу вы вставили?

- Объясните,когда так говорят.

- Вспомните, что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

Зачитывают предложения, называют антонимы

Ответы учащихся

Личностные:

 формирование положительного отношения к процессу познания.

Регулятивные: 

самопроверка порядка на рабочем месте, нацеливание на успешную деятельность. 

Коммуникативные:

формирование  умения слушать и слышать.

Наблюдение учителя.

II.Постановка учебной задачи

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Фронтальная

Беседа

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

1)Запись числа, классной работы

Слушают учителя и предлагают свои варианты формулировки задач

Записывают в тетрадь число, классная работа

Регулятивные:

Контроль, оценка результата

Коммуникативные: обмениваются мнениями , умеют слушать друг друга.

Наблюдение учителя

Контроль знаний и способов действий

Подготовка учащихся к закреплению изучаемого материала

Индивидуальная

Предлагает выполнить задания, способствующие закреплению изученного материала

Работа на индивидуальных распечатках

Подобрать синонимы к словам и записать их.

Врач -

Смелость -

Правда -

Дети -

Ученик -

Обман -

Слова для справок : отвага,истина,ложь, школьник,доктор,ребята.

Подобрать антонимы к словам, записать их.

Горе -

Доброта -

Прочность-

Мягкость-

Лёгкость -

Вежливость -

Слова для справок: хрупкость, грубость, злоба, радость,тяжесть, жёсткость.

Проверка работ.

- Сформулируйте тему и задачи нашего урока.

Подбирают синонимы

Проверяют свои работы.

Формулируют тему и задачи урока.

Регулятивные:

умение формулировать тему и цель урока.

Личностные:

 развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Наблюдение учителя

Применение знаний  и способов действий в стандартных и изменённых условиях

Организовать

работу по наблюдению над местоимениями

Фронтальная

Организовывает работу

Повторяем

- Какие слова называются синонимами?

- Какие слова называются антонимами?

- Для чего используют антонимы и синонимы в речи?

- Какой частью речи могут быть антонимы и синонимы?

Самостоятельная работа.

Найдите «лишнее» слово в каждой строчке и подчеркни его.

А)Сырой,мокрый, сухой, влажный.

Б)Радостный, весёлый, счастливый,грустный.

В)Рыдать,смеяться,хохотать,хихикать.

Г) Небрежно,усердно,старательно,прилежно.

- Какие слова вы подчеркнули?

- К какой группе мы отнесём их?

Подберите синонимы и антонимы к выделенным словам и запишите получившиеся словосочетания.

Разинуть рот-

Сложная задача-

Смелый поступок -

Грустный взгляд -

Верный ответ -

Проверка работ

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Находят лишнее слово в каждой строке и подчёркивают его.

Ответы учащихся

Подбирают и записывают синонимы и антонимы

Проверка

Личностные:

 положительное отношение к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. 

Наблюдение учителя

Физминутка

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Коллективная

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

Выполняют действия  под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение упражнения

Обобщение знаний

Организация деятельности  с применением изученных знаний.

Фронтальная

Организует самостоятельную работу.

Послушаем  песенку о синонимах (Видеофрагмент песенки о синонимах из «Радионяни») 

Безвредный, безопасный,

Безоблачный и ясный,

Таинственный, секретный,

Невидный, незаметный, Настигнем и догоним, Коснемся и затронем,

 К любому слову мы с тобой

Всегда найдем синоним!

Что такое синонимы?

- Прослушайте  стихотворение об  антонимах

Минус - плюс, огонь - вода,
Дерзкий - осторожный:

Все антонимы всегда
Противоположны!

- Что такое антонимы? (Это слова, противоположные по значению)

Работа на распечатках.

Спишите пословицы и вставьте подходящие по смыслу слова. Пропущенные слова подчеркните.

Ученье- свет,а неученье-....

День да ...- сутки прочь.

Бедность плачет, ....скачет.

Храбрость стоит,а ....бежит.

Слушают песенку и стихотворения

Ответы учащихся

.

Ответы учащихся

Списывают пословицы,вставляют слова, подчёркивают их

Личностные:

 готовность к сотрудничеству

Коммуникативные:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Наблюдение за работой  учащихся

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Научить оценивать результат собственной деятельности

Фронтальная

Организует рефлексию.

Мы очень сегодня хорошо по работали и я хочу чтобы вы выбрали фразу для своей самооценки и продолжили её.

- Наш урок подошёл к концу и я хочу сказать….

- Мне больше всего понравилось….

- Для меня было открытием , что….

- За что я могу себя похвалить?

-Зачем мне нужен был этот урок?

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Наблюдает

Домашнее задание

Умение осуществлять свой выбор.

Фронтальная

Даёт домашнее задание.Рабочая тетрадь  с.22 Упр.45

Урок наш окончен,

И выполнен план.

Спасибо ,ребята,

Огромное вам.

За то, что упорно,

Усердно трудились.

И знания ваши

Нам пригодились.

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Личностные: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни

Наблюдение за действиями детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Имя прилагательное. Синонимы"

Технологическая карта урока русского языка  3 класс по теме: "Имя прилагательное. Синонимы".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о ро...