Урок русского языка в 3 классе по теме "Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk-3_klass.docx | 50.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов»
Задачи урока: учить различать однокоренные слова и слова-синонимы, обобщать и уточнять представления об однокоренных словах и корне слова; воспитывать организованность, умение планировать свою деятельность для достижения результата
Планируемые результаты:
Предметные:
- распознавать однокоренные слова;
- выделять корень в однокоренных словах;
- различать однокоренные слова и слова-синонимы;
- приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
- извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из текста.
Личностные:
- проявлять интерес к русскому языку;
- выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Основные понятия: однокоренные слова, корень слова.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в научных группах (научной, исследовательской, творческой и юных филологов).
Методы: словесный, наглядный, практический.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, коллективная форма работы (работа в парах), ИКТ, игровая технология.
Ресурсы урока: Учебник «Русский язык» Канакина, В.Г.Горецкий; рабочая тетрадь
Оборудование: ПК, экран, презентация
Ход урока
Организационный момент.
- Всем добрый день! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
-Поздоровайтесь с нашими гостями.
А себя проверьте сами,
всё на месте, всё в порядке,
если да, то смело в путь,
знанья новые нас ждут,
а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Сегодня мы в очередной раз окунёмся в тайны русского языка.
- Я желаю вам плодотворной работы, и открыть для себя что-то новое.
2. Минутка чистописания.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.
- На доске записаны слова: яма, мяч, яблоко, мягкий
– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех этих словах и может разделить их на две группы.
- Какая это буква? (Мы будем писать букву я).
- На какие 2 группы можно разделить слова?
В словах мяч и мягкий она обозначает звук [а] – это первая группа,
в словах яма, яблоко – два звука [й’], [а] – это вторая группа.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – мягкий – это имя прилагательное, остальные слова – имена существительные.)
Я я ям
(Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки, ведем вниз, закругляем, ведём вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки ведём влево и пишем овал, возвращаемся вниз (ведем наклонную линию с закруглением вниз вправо)
3 .САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1. Упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремления совершенствовать собственную языковую культуру (Ф)
- Ребята, отгадайте загадки. Назовите орфограммы в словах отгадках:
Запись слов с комментирование, выделение орфограмм
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.(Дерево - дерЕвья)
Оля ядрышки грызёт
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле…(зубки - зубы).
Растёт, но не цветок.
Висит, но не фрукт.
Похож на нитку, но живой.
Один выпадает, другой вырастает. (волосы -волОсики)
- Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова? ( Корень).
- Корень может быть у дерева, корень зуба, корень волоса и корень слова.
- Как называются такие слова в русском языке? (МНОГОЗНАЧНЫМИ).
- Подумайте, почему часть дерева, часть зуба, часть слова названы одним и тем же словом?
- Если затрудняетесь, выбери ответ в подсказке.
(Подсказка. Похожи: по форме, по назначению; важная часть своих предметов)
3.2. Работа со словарем
- Давайте выясним, какое же значение имеет слово "Корень".
- Где мы можем найти информацию о значении слова? (в толковом словаре)
-В каком словаре можно найти толкование слова корень? В толковом.
- Прочитайте в толковом словаре учебника на с 153 данную информацию.
- Вы знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира. Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они состоят из разных частей. И каждая из этих частей вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная часть, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой части слова веду я речь? (О корне)
- Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – слово многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов.
- Какое же из этих значений нас будет интересовать на уроке русского языка?
- На уроке мы будем говорить о корне, как о главной части слова.
3.3. Работа с пословицей
- Прочитайте запись: Ум да разум надоумят сразу.
- Что мы прочитали? (Предложение, пословицу)
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Если человек умный и грамотный, то он найдет ответ на любой вопрос.)
- Запишите пословицу в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.
- Давайте эту пословицу возьмем за девиз нашего урока.
- Прочитаем еще раз пословицу, какие слова имеют одинаковый корень? (Ум, разум, надоумят)
- Как называются слова, у которых одинаковый корень? (однокоренные).
-О чем пойдёт речь на уроке ? (Речь сегодня на уроке пойдёт об однокоренных словах)
4. Формулирование темы и задач урока.
- На слайде высказывания. Ваша задача соотнести в таблицу понятия и высказывания, что мы знаем, а чего не знаем об однокоренных словах
1. Корень слова
2. Однокоренные слова
3. Признаки однокоренных слов
4. Как выделить в слове корень
Соотносят что знают, а что не знают
ЗНАЮ | НЕ ЗНАЮ |
1,2,4 | 3 |
- Сформулируйте тему урока – Однокоренные (родственные) слова, признаки однокоренных (родственных) слов (появляются таблички).
- Ребята, а что означает слово «признак». Как бы вы объяснили это понятие?
(Признак – это отличительное свойство предмета, свойство, которое отличает его от других предметов)
- Сегодня на уроке будем исследовать однокоренные слова!
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Узнать, признаки однокоренных слов.
Выяснить, как определять признаки однокоренных слов.
Развивать умение правильно использовать однокоренные слова в речи
5. Открытие нового знания
- Сейчас мы проведем небольшое исследование.
- Кто хочет пойти к доске? (Один человек у доски, остальные на месте).
Задание - замените изображение (словосочетания и предложения) одним словом, запишите эти слова.
- Как называется дерево (картинка) – осина
- Маленькая осина – осинка, осиночка
- Лист осины (какой?) - осиновый
- Лес, в котором растут деревья осины - осинник
- Гриб, который растёт под осиной – подосиновик.
- Какой корень в этих словах? -ОСИН-
- Выделите корень в написанных словах.
-Давайте сделаем с Вами вывод нашего исследования.
-Что вы видите в однокоренных словах? Какой корень? (одинаковый)
-Совершенно верно. Это и есть наш с Вами первый признак.
- Корень в однокоренных словах одинаковый.
1 признак: «Имеют одинаковый корень» (составление схемы на доске)
Однокоренные слова
имеют
одинаковый корень
6. Физкультминутка.
- Сейчас предлагаю Вам немножко отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
- Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.
- Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.
Маленький – малыш,
река – ручей,
дом – домашний,
маленький – мальчик,
ветер – вихрь,
гриб – грибной,
поле – полюшко,
ученик – школьник.
- Сколько пар однокоренных слов названо? 4
- Молодцы. Присаживайтесь.
7. Открытие нового знания
7.1. Работа по учебнику - групповая работа (4 варианта) – упр.111
- А мы с Вами продолжаем дальше проводить исследование
- Разобьем на группы (4 варианта) – упр.111.
- Объясните, все ли слова в группе являются однокоренными. Выпишите из каждой группы только однокоренные слова:
- Гусь, гусёнок, гусята (гусениц – другой корень)
- Вода, водный, водица (водитель – смысл корня отличается)
- Вскоре, скорый скоро (быстрый – другой корень, синонимы)
- Нож, ножик, ножницы (ножка - смысл корня отличается)
- Почему вы исключили некоторые слова из группы, они же имеют одинаковый корень
- Что здесь не так? Что ещё должно быть обязательно в однокоренных словах?
- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание? Вывод – в однокоренных словах должно быть одно и то же значение (должны быль близки по значению).
Однокоренные слова к другим (не выбранным словам): УСТНО
Гусеница - гусеничный,
Водитель - водить,
быстрый – быстро,
ножка - нога
- Какие слова мы будем называть однокоренными? Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень и смысл.
- Мы с Вами только, что определили второй признак однокоренных слов. Запишите в нашу схему.
2 признак «Имеют одно и тот же значение», т.е. близки по значению
Родственные слова
имеют близки
одинаковый корень по значению
7.2. Работа со словом из словаря
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как её названье, дети? (Картофель)
- А откуда к нам пришёл этот овощ? Поговорим о происхождении названий слова «Картофель» - рабочий лист
История происхождения слова
Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трЮфель, под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем — тартуфОло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.
- Составьте предложение с новым словарным словом. (Мама приготовила на ужин вкусный картофель. Мама купила картофель в магазине.) – Разбор предложения по членам
7.3. Самостоятельная работа - Выполнение упр. 110 на с. 62:
Синонимы: путь – дорожка.
Однокоренные слова: картошка – картошечка.
*! Синонимы: Картошка – картофель - близкие по значению слова, т.е. синонимы, т.к. у них разные корни
(Подберите однокоренные слова: Картофель, картофелина, картофельный, картоха, картофелеуборочный)
Картошка (чередование согласных Ф//К) - синоним (разговорн, просторечное название картофеля), отличается по звучаию и написанию
- Как пишется корень в однокоренных словах?
7.4. Проверка результатов исследовательской работы
- Где мы можем проверить результаты своих исследований? (В учебнике)
- Прочитайте сведения о языке на с. 61.
-Какие вопросы мы можем сформулировать по содержанию правила?
- Какие слова называются однокоренными?
- Назовите признаки однокоренных слов.
- Как пишется корень в однокоренных словах?
7.5. Введение понятия родственные слова - Слово учителя
В одном из произведений писателя Константина Георгиевича Паустовского описан лесник, который любит «разбирать слова». Вот, например, как он размышлял над словом «родник»:
«Родник родит реку, а река льётся-течёт через … всю Родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой».
- В русском языке существует ещё одно понятие. Может быть кто-то догадался, о каком понятии идёт речь? (родственные слова).
Работа с рубрикой «Обратите внимание!» - см.рабочий лист
- Определите, какой частью речи являются данные слова
8. Закрепление полученных знаний – работа в паре.
8.1. Установи соответствие между выделенными словами в предложении и их определениями. Ответ запиши в таблицу - работа на карточке в паре
1. У слона масса тела огромная, а у мышки малюсенькая. - Г) Антонимы
2. Рыбак рыбака видит издалека! - Б) Формы слова
3. Дедушка взял в руки косу, а Алѐнушка убрала свою косу под платочек, который повязала на свою милую головку. - В) Многозначные слова
4. Мама взяла соль из керамической солонки и посолила борщ, который готовила на обед.- A) Однокоренные слова
A) Однокоренные слова
Б) Формы слова
В) Многозначные слова
Г) Антонимы
1 | 2 | 3 | 4 |
Г | Б | В | А |
- Что вы можете сказать о втором предложении?
Выражение относится к фразеологизмам. Так говорят о людях, чтобы подчеркнуть, что люди со схожими интересами или целями легко найдут друг друга. (Его фиксируют письменные источники ещё в 18 веке. Исследователи считают, что оно возникло, т.к. рыбалка была одним из основных способов добыть пропитание).
9. Итог урока.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какое понятие мы исследовали? Однокоренные слова
- Какие слова можно называть однокоренными? (Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем)
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
Узнать, признаки однокоренных слов.
- Назовите признаки однокоренных слов. (У однокоренных слов есть общая часть и общее значение. Все корни в однокоренных словах пишутся одинаково).
Выяснить, как их определять признаки однокоренных слов.
Развивать умение правильно использовать однокоренные слова в речи
-Где вам пригодятся эти знания?
Помните: русский язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов.
10. Домашнее задание. Выучить правило на с.61, выполнить у. 109
11. Рефлексия
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-Кто доволен результатами своей работы? - Кому нужна помощь учителя?
- Выразите свое отношение к материалу урока:
Поднимите карандаш :
- -Я все понял, могу объяснить другу.
- - Я понял, но мне еще нужно тренироваться.
- - У меня еще не все получается, но я постараюсь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 2 класс Школа 2100 по теме Повторяем правописание частей слова.
Повторение правописания корняЮ приставки, суффикса....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
Урок русского языка, 2 класс, программа "Школа 2100" тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.
Тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.Цель:- совершенствовать навыки правописания слов с буквами и, у, а после шипящих;- способствовать развитию орфографической зоркости, р...
Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».
УМК «Школа России» Предмет: «Русский язык»Класс: первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч...
Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу». Презентация
УМК «Школа России» Предмет: «Русский язык»Класс: первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».Цели: повторить с учащим...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова».
Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова»....
Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...
- Мне нравится (1)