Урок русского языка в 3 классе по теме "Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Боева Елена Юрьевна

Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk-3_klass.docx50.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов»

Задачи урока: учить различать однокоренные слова и слова-синонимы, обобщать и уточнять представления об однокоренных словах и корне слова; воспитывать организованность, умение планировать свою деятельность для достижения результата

Планируемые результаты:

Предметные:

  • распознавать однокоренные слова;
  • выделять корень в однокоренных словах;
  • различать однокоренные слова и слова-синонимы;
  • приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из текста.

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку;
  • выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Основные понятия: однокоренные слова, корень слова.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Тип урока: систематизация  и обобщение знаний и умений

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в научных группах (научной, исследовательской, творческой и юных филологов).

Методы: словесный, наглядный, практический.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, коллективная форма работы (работа в парах), ИКТ, игровая технология.

Ресурсы урока: Учебник «Русский язык» Канакина, В.Г.Горецкий; рабочая тетрадь

Оборудование: ПК, экран, презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Всем добрый день! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

-Поздоровайтесь с  нашими гостями.

А себя проверьте сами,

всё на месте, всё в порядке,

если да, то смело в путь,

знанья новые нас ждут,

а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Сегодня мы в очередной раз окунёмся в тайны русского языка.

- Я желаю вам плодотворной работы, и открыть для себя что-то новое.

2. Минутка чистописания.

-  Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.

- На доске записаны слова: яма, мяч, яблоко, мягкий 

– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех этих словах и может разделить их на две группы.

- Какая это буква? (Мы будем писать букву я). 

- На какие 2 группы можно разделить слова?

В словах  мяч и мягкий  она обозначает   звук  [а] – это  первая   группа,

в  словах  яма, яблоко  – два  звука [й’], [а] – это вторая группа.)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – мягкий – это имя  прилагательное, остальные слова –  имена существительные.)

Я  я ям  

(Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки, ведем вниз, закругляем, ведём вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки ведём влево и пишем овал,  возвращаемся вниз (ведем наклонную линию с закруглением вниз вправо)

3 .САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  К  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1. Упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремления совершенствовать собственную языковую культуру (Ф)

-   Ребята, отгадайте загадки. Назовите орфограммы в словах отгадках:

Запись слов с комментирование, выделение орфограмм

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.(Дерево - дерЕвья)

 

Оля ядрышки грызёт

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей  Оле…(зубки - зубы).

  

Растёт, но не цветок. 
Висит, но не фрукт. 
Похож на нитку, но живой. 
Один выпадает, другой вырастает. (вол
осы -волОсики)

 -  Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова? ( Корень).

- Корень может быть у дерева,  корень зуба,  корень волоса и  корень слова.

- Как называются такие слова в русском языке?  (МНОГОЗНАЧНЫМИ).

- Подумайте, почему часть дерева, часть зуба, часть слова названы одним и тем же словом?

 - Если затрудняетесь, выбери ответ в подсказке.

   (Подсказка. Похожи:  по форме, по назначению; важная часть своих предметов)

3.2. Работа со словарем

- Давайте выясним, какое же значение имеет слово "Корень". 

- Где мы можем найти информацию о значении слова? (в толковом словаре)

-В каком словаре можно найти толкование слова корень? В толковом.

- Прочитайте в толковом словаре учебника на с 153 данную информацию.

  - Вы  знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира. Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А  слова,  которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они  состоят из разных частей. И каждая из этих частей вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная часть, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой части слова веду я речь? (О корне)

- Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились,  – слово многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова.  У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов.

-  Какое  же  из  этих    значений  нас  будет  интересовать  на  уроке русского языка?

- На уроке мы будем говорить о корне, как о главной части слова.

3.3. Работа с пословицей

- Прочитайте запись: Ум да разум надоумят сразу.

- Что мы прочитали? (Предложение, пословицу)
- Как вы  понимаете смысл этих слов? 
(Если человек умный и грамотный, то он найдет ответ на любой вопрос.)
- Запишите пословицу в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

- Давайте эту пословицу возьмем за девиз нашего урока.

- Прочитаем еще раз пословицу, какие слова имеют одинаковый корень? (Ум, разум, надоумят)

- Как  называются  слова,  у  которых  одинаковый  корень? (однокоренные).

-О  чем  пойдёт  речь  на  уроке ? (Речь сегодня на уроке пойдёт об однокоренных словах)

4. Формулирование темы и задач урока.

- На слайде высказывания. Ваша задача соотнести в таблицу понятия и высказывания, что мы знаем, а чего не знаем об однокоренных  словах

1. Корень слова

2. Однокоренные слова

3. Признаки однокоренных слов

4. Как выделить в слове корень

Соотносят что знают, а что не знают

ЗНАЮ

НЕ ЗНАЮ

1,2,4

3

- Сформулируйте тему урока – Однокоренные (родственные)  слова, признаки однокоренных (родственных)  слов  (появляются таблички).

- Ребята, а что означает слово «признак». Как бы вы объяснили это понятие?

(Признак – это отличительное свойство предмета, свойство, которое отличает его от других предметов)

- Сегодня на уроке будем  исследовать однокоренные слова!

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? 

Узнать, признаки однокоренных слов.

Выяснить, как  определять признаки однокоренных слов.

Развивать умение правильно  использовать однокоренные слова в речи


5. Открытие нового знания

- Сейчас мы проведем небольшое исследование.

- Кто хочет пойти к доске? (Один человек у доски, остальные на месте).

Задание - замените изображение  (словосочетания и предложения) одним словом, запишите эти слова.

  1. Как называется  дерево (картинка) – осина
  2. Маленькая  осина – осинка, осиночка
  3. Лист осины (какой?) - осиновый
  4. Лес, в котором растут деревья осины  - осинник
  5. Гриб, который растёт под осиной – подосиновик.

- Какой корень в этих словах?  -ОСИН-

- Выделите корень в написанных словах.

 -Давайте сделаем с Вами вывод нашего исследования.

 -Что вы видите в однокоренных словах? Какой корень? (одинаковый)

-Совершенно верно. Это и есть наш с Вами первый признак.

- Корень в однокоренных словах одинаковый.

1 признак:  «Имеют одинаковый корень» (составление схемы на доске)

Однокоренные  слова

                                            имеют

                                   одинаковый корень         

6. Физкультминутка.

- Сейчас предлагаю Вам немножко отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

- Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. 

- Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.

Маленький – малыш,

 река – ручей, 

дом – домашний,

маленький – мальчик,

ветер – вихрь, 

гриб – грибной

поле – полюшко,

ученик – школьник.

- Сколько пар однокоренных слов  названо?  4

- Молодцы. Присаживайтесь.

7. Открытие нового знания

7.1. Работа по учебнику -  групповая работа  (4 варианта) – упр.111

- А мы с Вами продолжаем дальше проводить исследование

- Разобьем на   группы  (4 варианта) – упр.111.

- Объясните,  все ли слова в группе являются однокоренными. Выпишите из каждой группы только однокоренные слова:

  1. Гусь, гусёнок, гусята (гусениц – другой корень)
  2. Вода, водный, водица (водитель – смысл корня отличается)
  3. Вскоре, скорый скоро (быстрый – другой корень, синонимы)
  4. Нож, ножик, ножницы (ножка - смысл корня отличается)

- Почему вы исключили некоторые слова из группы, они же имеют одинаковый корень

- Что здесь не так? Что ещё должно быть обязательно в однокоренных словах?

- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание? Вывод – в однокоренных словах должно быть одно и то же значение (должны быль близки по значению).

Однокоренные  слова к другим (не выбранным словам):  УСТНО

Гусеница -  гусеничный,

Водитель - водить,

быстрый – быстро,

ножка - нога

- Какие слова мы будем называть однокоренными? Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень и  смысл.

-  Мы с Вами только, что определили второй признак однокоренных слов. Запишите в нашу схему.

2 признак «Имеют одно и тот же значение», т.е. близки по  значению

Родственные слова

имеют                              близки

                             одинаковый корень                 по значению      

       

7.2. Работа со словом из словаря

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали —

Не одну нашли, а десять!

Как её названье, дети?   (Картофель)

- А откуда к нам пришёл  этот  овощ? Поговорим о происхождении названий слова «Картофель» - рабочий лист

История происхождения слова

Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трЮфель, под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем — тартуфОло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка. 

- Составьте предложение с новым словарным словом. (Мама приготовила на ужин вкусный картофель. Мама купила картофель в магазине.) – Разбор предложения по членам

7.3. Самостоятельная работа - Выполнение упр. 110 на с. 62:

Синонимы: путь – дорожка.

Однокоренные слова: картошка – картошечка.

*! Синонимы: Картошка – картофель  -   близкие по значению слова, т.е. синонимы, т.к. у них разные корни

(Подберите однокоренные слова: Картофель, картофелина, картофельный, картоха, картофелеуборочный)

Картошка  (чередование  согласных Ф//К)  - синоним (разговорн, просторечное название картофеля), отличается по звучаию и написанию

- Как пишется корень в однокоренных словах?

7.4. Проверка результатов исследовательской работы

- Где мы можем проверить результаты своих исследований? (В учебнике)

- Прочитайте  сведения о языке на с. 61.

-Какие вопросы мы можем сформулировать по содержанию правила?

- Какие слова называются однокоренными?

- Назовите признаки однокоренных слов.

- Как пишется корень в однокоренных словах?

7.5. Введение понятия родственные слова -  Слово учителя

В одном из произведений писателя Константина Георгиевича Паустовского описан лесник, который любит «разбирать слова». Вот, например, как он размышлял над словом «родник»:

         «Родник родит реку, а река льётся-течёт через … всю Родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой».

- В русском языке существует ещё одно понятие. Может быть кто-то догадался, о каком понятии идёт речь?  (родственные слова).

Работа с рубрикой  «Обратите внимание!» - см.рабочий лист

- Определите, какой частью речи являются данные слова

8. Закрепление полученных знаний – работа в паре.

8.1. Установи соответствие между выделенными словами в предложении и их определениями. Ответ запиши в таблицу - работа на карточке  в паре

 1. У слона масса тела огромная, а у мышки малюсенькая. - Г) Антонимы

 

2. Рыбак рыбака видит издалека! -                                        Б) Формы слова

3. Дедушка взял в руки косу, а Алѐнушка убрала свою косу под платочек, который повязала на свою милую головку. -              В) Многозначные слова 

4. Мама взяла соль из керамической солонки и посолила борщ, который готовила на обед.-                                                        A) Однокоренные слова

A) Однокоренные слова

Б) Формы слова

В) Многозначные слова

Г) Антонимы

1

2

3

4

Г

Б

В

А

- Что вы можете сказать о втором предложении?

Выражение относится к фразеологизмам. Так говорят о людях, чтобы подчеркнуть, что люди со схожими интересами или целями легко найдут друг друга. (Его фиксируют письменные источники ещё в 18 веке.  Исследователи считают, что оно возникло, т.к. рыбалка была одним из основных способов добыть пропитание).

9. Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какое понятие   мы исследовали? Однокоренные слова

- Какие слова можно называть однокоренными? (Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым  корнем)

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

Узнать, признаки однокоренных слов.

- Назовите признаки однокоренных  слов. (У однокоренных слов есть общая часть и общее значение. Все корни в однокоренных словах пишутся одинаково).

Выяснить, как их определять признаки однокоренных слов.

Развивать умение правильно  использовать однокоренные слова в речи

-Где вам пригодятся эти знания?

Помните: русский язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов.

10. Домашнее задание.  Выучить правило на с.61, выполнить у. 109

11. Рефлексия

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-Кто доволен результатами своей работы?  - Кому нужна помощь учителя?

    - Выразите свое отношение к материалу урока:

                  Поднимите карандаш :

  • C:\Users\Людмила Ивановна\Downloads\images (1).jpg-Я все понял, могу объяснить другу.
  • C:\Users\Людмила Ивановна\Downloads\images (1).jpg-  Я понял, но мне еще нужно тренироваться.
  • C:\Users\Людмила Ивановна\Downloads\images.jpg - У меня еще не все получается, но я постараюсь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Урок русского языка, 2 класс, программа "Школа 2100" тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

Тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.Цель:- совершенствовать навыки правописания слов с буквами и, у, а после шипящих;- способствовать развитию орфографической зоркости, р...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».

УМК  «Школа  России»           Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу». Презентация

УМК  «Школа  России»   Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».Цели: повторить с учащим...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова».

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова»....

Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...