Открытый урок по русскому языку в 4 классе «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyk.docx | 85.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурченкова Любовь Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново.
Открытый урок по русскому языку.
4 класс. Учебник В. П. Канакина, В.Г. Горецкий
Тема урока: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова».
Тип урока: «Урок открытия новых знаний».
Цели урока: «Формирование нового способа решения орфографических задач в корне слова способом подбора однокоренных слов, объясняющих значение слова».
Задачи урока:
Создать условия для развития познавательного интереса.
Организовать деятельность учащихся для решения орфографических задач в корнях слов – названий предметов, объясняя значение проверяемого слова с помощью однокоренного.
Приучать учащихся задумываться над значением слов.
Содействовать развитию умения общаться, развитию диалогической и монологической речи
Содействовать развитию у учащихся умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию деятельности
Формируемые УУД:
Познавательные: участвовать в решении отдельных лингвистических задач разными способами, находить в дидактическом материале необходимые сведения, наблюдать за языковым материалом, анализировать его, сравнивать, классифицировать, делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные: участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе, строить понятные высказывания, отвечать на вопросы, слушать ответы других, строить деловые сообщения
Личностные: готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения, осознавать значимость понимания значения слова для решения задач письма, развивать учебно – познавательный интерес к процессу учения, самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и выполнять их, контролировать ход и результат деятельности как своей, так и чужой. Осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.
Предметные УУД: освоят способ действия для определения правильной буквы орфограммы корня путём подбора однокоренного слова, объясняющего значение проверяемого слова, применят новые знания в процессе письма, систематизируют способы подбора проверочных слов.
Оборудование:
- учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
- тетрадь – задачник к учебнику русского языка
- мультимедийное оборудование;
- карточки для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока.
Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня
Словно пухом устилает
Все дороги и дома
Сыплет за окном снежок
Ну а мы начнём урок.
Дети, как тихо падает снег, так тихонько садитесь за парты.
Девиз нашего урока «Учитесь, тайны открывать» Одну из тайн русского языка мы сегодня с вами откроем на уроке.
Тема и цель урока
Слайд 1.
На доске слова:
1. …нварь, м…роз, д…кабрь, вет…р, ф…враль
2. Сн…жинка, сн…говик.
- Прочитайте слова 1 группы.
- Что это за слова? Какая особенность словарных слов? Можем мы проверить орфограммы с словарных словах?
-Запишите словарные слова, решите орфографические задачи.
Самопроверка. Самооценка.
- А слова 2 группы - словарные? Какая орфограмма в этих словах?
Какие орфографические задачи вы решали на прошлых уроках?
Слайд 2.
Способы проверки орфограммы корня.
1. Назвать ласково
2. Ед. ч – мн. ч
3. Кто? что?
4. Много кого? чего?
Проблемная ситуация.
Применяем известные способы проверки для слов 2 группы. Получилось?
Как же так, мы владеем разными способами проверки, но они нам не помогли узнать букву безударного гласного в словах -сн…жинка, сн…говик
- Чему необходимо научиться сегодня на уроке?
(Мы не знаем всех способов проверки и должны познакомиться с новым способом проверки родственных слов).
- Попробуйте определить тему нашего урока.
-Что в слове главное? (значение)
-Какое значение у слов снежинка, снеговик? (снег)
-Услышали мы нужный звук в корне? (да)
- Он чётко слышен, потому что ударный.
- Какой секрет корней мы знаем? (корни родственных слов пишутся одинаково)
Значит какую букву мы будем писать в словах: снежинка, снеговик?
(букву е)
Что нам помогло узнать нужную букву?
( значение слова)
Тема урока так и называется «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова» Чтобы решить задачи урока, нам нужно освоить ещё один способ проверки орфограмм корня.
- Для чего нам это нужно освоить новый способ проверки орфограмм корня?
(чтобы правильно решать орфографические задачи корня)
(На доске карточка с названием темы урока, задач урока)
К решении проблемы проверки слов 2 группы мы вернёмся позже, а пока повторим то, что вы знаете и умеете.
Актуализация опорных знаний
Слайд 3.
В л…су зв…рьки готовятся к з…ме. Белка насушила много гр…бов на ве…ках. Мы…ка запасла з…рно. Ёжик утеплил н…ру. Птицы улетели в тёплые кр…я.
Карточки для работы в парах.
Карточка 1 | ||
Проверяемое слово | Проверочное слово | Способ проверки |
в л…су | ||
зв…рьки | ||
к з_ме | ||
Карточка 2 | ||
Проверяемое слово | Проверочное слово | Способ проверки |
гр…бов | ||
на ве…ках | ||
мы…ка | ||
Карточка 3 | ||
Проверяемое слово | Проверочное слово | Способ проверки |
з…рно | ||
н…ру | ||
в кр…я |
Обсуждение выполнения задания.
Физкультминутка:
Не боимся мы пороши-
Ловим снег.
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам-
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам
По сугробам круглолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать.
Открытие нового знания.
Каким способом мы узнали нужную букву в словах снежинка, снеговик?
( Мы определили значение слова. Снежинка, снеговик образовались от слова снег)
Проверим этот способ на других словах.
Упр. 196 стр 105
Проверим:
Отварить- от слова варит, отворить от слова створка, слизал от слова лижет и т.д
Слайд 4
гр_знуля
ч_стюля
с_лач
сл_бак
Запишите слова первого столбика, оставляя «окошки» на месте орфограммы.
- Когда так говорят?
Составим высказывание про каждое слово, используя слова: тот кто.
Работаем по плану
Объясняем значение. Когда так говорят?
Однокоренное слово?
Вспоминаем секрет корней
Пишем пропущенную букву.
Гр…знуля, тот кто грязный. В слове гр…знуля в корне безударная гласная. В слове грязный мы чётко слышим в корне звук [йа] Гласная буква я стала ударной. Значит в слове гр…знуля мы пишем букву я.
Поработаем также с другими словами.
Сравните по значению пары слов. Как мы их можем назвать?
(однокоренные)
(В каждой паре слов общее значение, они однокоренные.)
Какой способ проверки помог нам решить задачу орфограммы корня?
(Мы определяли значение слова)
Слайд 5.
Запишите слова второго столбика, оставляя «окошки» на месте орфограммы.
к_нюшня
к_фейник
Объясните, почему так назвали, используя слова то,чем; то, где; то, в чём
Удалось ли нам подобрать правильную букву?
Как подбирали проверочные слова?
(Объясняли значение слова)
Значит, мы нашли новый способ проверки орфограмм корня – по значению слова.
Попробуем сформулировать правило.
Чтобы правильно выбрать букву в корне слова, можно объяснить значение слова с помощью однокоренного.
Закрепление изученного материала
Упр 199 стр 106. Попробуем новый способ проверки на других словах.
Слайд 6.
Когда так говорят?
Краснота от слова красный, столовая от слова стол, пятнистый от слова пятна…..
Зрительная гимнастика.
Самостоятельная работа: упр. 155 (1-3)
Слайд 7.
Салонка, хлапушка, ленейка, воренье, молыш, хробрец
Найдите ошибки. Сколько ошибок вы нашли?
Какой способ помог нам исправить ошибки?
Игра « Снежинки» групповая работа
Оценивание работы учащихся (самооценка)
Итог урока.
Повторение темы и цели урока.
Сопоставление цели урока с результатом решения учебной задачи урока
Рефлексия.
Домашнее задание упр. 198, правило с. 104
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Конспект урока по русскому языку.Тема:"Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных". 4 класс
Конспект урока...
Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс
Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...
Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"
Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"
Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...
Презентация открытого урока" «Правописание слов с безударным гласным в корне слова».
Презентация открытого урока" «Правописание слов с безударным гласным в корне слова»....