Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
№ п/п | Этап урока, Цель этапа Время | Деятельность | Формируемые УУД | |
Учителя | Обучающихся | |||
1. | Организационный момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (1-2 мин.) | - Здравствуйте, ребята! | - Подготовка к уроку. Эмоциональный настрой на урок. | Личностные: положительный настрой к учению, умение слушать. |
2 | Минутка чистописания (4-5 мин.) | -Откройте тетрадь запишите число, классная работа. - На минутку чистописания приглашаем букву «О». Посмотрите в окно. Какое время года? - Запишем это слово: ос_нь. - Какую букву вставим? Как проверить? Запись с комментированием. Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну. - Запишите предложение, подчеркнём безударную гласную в корне слова, обозначьте ударение в словах и найдите главные члены предложения. | -Семнадцатое октября. Классная работа. - Слушают -Осень -е. Осенний - Заглянула осень на лесную полянку. | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание. |
3 | Актуализация Знаний. Цель: актуализация изученного; мотивация к пробному учебному действию ( 7-8 мин.) | - При помощи чего люди общаются друг с другом? - Какая бывает речь? - Из чего состоит наша речь? - Одинаковое ли значение имеют слова? - Молодцы! - Представьте, что распахнулось окно и ветром задуло осенние листья. Листья необычные на них написаны слова. Эти слова нужно распределить по частям речи. (для помощи откройте стр.68) Прелестный, пробегал, беседка, дремал, капустный, честный, один, сторож, они, десятый, проездной, меня, летишь, жираф, я, сковородка, грустный, берёзка, пятерка, опередить, ты. | - При помощи языка, речи - Устная и письменная - Из слов - Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – признак предмета, а третьи – действие предмета. - 1 столбик (имя сущ.)-беседка, сторож, жираф, сковородка, березка. 2 столбик (имя прил.)-прелестный, капустный, честный, проездной, грустный. 3 столбик (гл.)- пробегал, дремал, летишь, определить. 4 столбик (мест.)- они, меня, я, ты 5 столбик (имя числ.) – один, десятый, пятерка. | Познавательные: -анализировать и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий. -находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника. Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами |
4 | Самоопределение к деятельности Цель: Подготовка учащихся к активной совместной деятельности и осуществлению целеполагания. ( 3-4 мин.) | - Как вы думаете, сколько слов в русском языке? - Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как это сделать? - Но если мы положим на одну «полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок? - Да, порядка не будет, потому что молоко это существительное, а смеяться- глагол; по- предлог, восемь- имя числительное. Ребята, сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её. Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Не и ни - у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У тёплой печи Повторяем … - Давайте сформулируем тему урока. | -Много -Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками. -Нет -(части речи). - Части речи. Морфологические признаки частей речи. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся. Познавательные: Анализировать и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий; |
5 | Работа по теме урока. Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах. ( 8-9 мин) | Работа по учебнику - Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 67. - На какие две группы можно разделить части речи? - Перечислите самостоятельные части речи. - Перечислите служебные части речи. -Почему эти части речи называются служебными? -Рассмотрите схему. Давайте ее допишем. Упр. 111 (с. 67). -Прочитайте предложения выразительно. Назовите сказку. - Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова — к самостоятельным или служебным. -Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является. - Найдите и подчеркните служебные слова. -Прочитайте предложения без служебных слов. Все понятно? -Какова роль служебных слов в предложениях? | - На самостоятельные и служебные - Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. - Предлог, союзы, частицы -Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании -«Сказка о рыбаке и рыбке». - к самостоятельным -Делают упражнение - Со, у, в, и -нет -служат для связи слов в предложении и словосочетании | Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; Личностные: пользоваться правилами поведения, общими для всех людей. |
Физминутка (1-2 мин) | Части речи назовём , и немножко отдохнём. -Называть части речи будем движениями: = существительные – тянемся руки вверх (это самые первые слова в жизни человечества) = прилагательные – руки в стороны ( эти слова украшают и уточняют нашу речь) = глаголы – приседаем ( показываем действие) письмо, письменный, писать, гибкость, гибкий, загибать, рисовать, рисунок, яркий, пробежать, пробежка, жаркий. | -Делают | ||
( 10 мин) | Упр. 112 (с. 67). -Прочитайте загадку. - Давайте дополним загадку подходящими по смыслу предлогами и союзами. -Спишите и запишите отгадку к загадке - Какую роль предлоги и союзы играют в предложении? К какой группе частей речи относятся? - Найдите в предложениях числительные. - Объясните написание слов двенадцать, четырнадцать. - Запишите слово двенадцать, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. - Назовите орфограммы в слове-отгадке. - Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова дуб. Упр. 113 (с. 68). - На какие вопросы может отвечать имя существительное? - Как изменяются имена существительные? - Какие постоянные (неизменяемые) признаки они имеют? - Какая часть речи связана с именем существительным? - На какие вопросы может отвечать имя прилагательное? - На какие вопросы может отвечать глагол? - Как изменяются глаголы? - Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение? - Выполните письменное задание к упражнению. |
-На, в, по, у, по, и. - служат для связи слов в предложении и словосочетании. служебные -Двенадцать, четыре, четырнадцать, семь -Двенадцать - Календарь Ду́б [дуп]- слово из 1 слога д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный 3 б. 3 зв. - Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? О ком? О чем? Кем? Чем? - По числам, падежам. - Род, склонение, могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными, собственными или нарицательными. -Имя прилагательное. - Какой? Какое? Какая? Какие? - Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что делаю? Что буду делать? Что сделает? -По числам, временам. | ||
6. | Рефлексия Цель: Установить усвоили или нет учащиеся материал. ( 2-3 мин.) | - Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Говорит попугай попугаю: - Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай: - Попугай, попугай, попугай! (Коллективная проверка.) - | Говорит(гл.), попугаю(сущ.), я(мест.), попугаю(гл.), в(предлог), ответ(сущ.). | Коммуникативные: находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и других источниках; Познавательные: находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника. |
7 | Итог. Домашнее задание. Цель: Повторение пройдённого на уроке. Самооценка своей учебной деятельности. (2-3 мин.) | - На какие две большие группы можно разделить части речи? - Какую роль играют в языке служебные части речи?" - Приведите примеры самостоятельных частей речи и назовите их грамматические признаки. - Какое задание сегодня на уроке было самым интересным? - Что показалось вам трудным? Домашнее задание Упр. 114 (с. 68). | - Самостоятельные, служебные. -Служат для связи слов в предложении и словосочетании | Коммуникативные: Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Части речи" (Обобщение)
Урок русского языка разработан на основе тьюторских компетенций в соответствии новым стандартам ФГОС НОО. Детям предлагается выбор по обобщению своих знаний определённой части речи. Ребята работают в ...
Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых являетс...
Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний о глаголе; отработки практических навыков в написании и определении глагола; организовать деятельность учащихся по формированию у...
Конспект урока русского языка на тему "Части речи" 2 класс
План-конспект урока русского языка можно использовать на этапе закрепления по теме"Части речи"....
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....
Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...