Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс "Начальная школа 21 век"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку 4 класс "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy.docx963.45 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно- правовые документы:

Федеральный уровень

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2022г. № 569 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 286;

Приказ Минпросвещения России от г.№372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»

5. Приказ Минпросвещения России от № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России № 70799)

6. Приказ Минпросвещения России от № 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России № 69822)

7. Минпросвещения России от № ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования")

8. Письмо Министерства просвещения РФ от 16 января 2023 г. № 03-68 "О направлении информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ

9. Письмо Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. № АЗ-113/03 «Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»

10 .Письмо Министерства просвещения РФ от 13 января 2023 г. № 03-49 "О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"

11 .Концепция преподавания учебного предмета

#1057;анитарными правилами и нормами СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 2; 13 .Примерная рабочая программа начального общего образования по родному русскому : авторская программа: М. авторская программа ЛО.М.Александрова, С.И.Богданова, Л.А.Вербицкая, Е.К.Казанова, М.И.Кузнецова .М. Вентана –Граф .2016г УМК «Начальная школа 21 века под редакцией О.М. Александровлой от г.

Региональный уровень

1. Государственная программа Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 – 2025 годы" / утв. Постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 г. № 225.

2. Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края № 70 от января 2022 «Об утверждении плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего и основного общего образования на территории Забайкальского края в 2022 – 2026 годы» #1059;става МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун от г. #1055;оложения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО и ФООП НОО и ООО.

#1059;чебный план МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун на 2024-2025 учебный год.

Модуль «Воспитательный компонент урока»

Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, это способствует привлечению внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

- дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

- групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- вовлечение и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

- через организацию и проведение тематических встреч с приглашением ученых, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов;

- открытые уроки к юбилеям значимых научных, исторических дат, а также писателей и поэтов, конкурсы чтецов к юбилеям писателей и поэтов, размещение созданных детьми научных, исследовательских работ, стихотворений, рассказов и т.д.

II. Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
    своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
    любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной
    культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
    народов России; овладение культурой межнационального общения;
    формирование первоначальных представлений о национальной
    специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и
    фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об
    основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
    совершенствование умений наблюдать за функционированием
    языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с
    точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний

#1055;рограмма обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

1. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.
2. Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
3. Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
4. Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
5. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М.
Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.

#1054;БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родной язык»


Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.
Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком
определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому
учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
«Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского
языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик
литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе
изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

#1052;есто курса «Родной язык» в учебном плане

В 1-4 классах на изучение предмета «Родной (русский) язык» отводится 68 часов.
В неделю ‒ 0,5 час, за год ‒ по 17 часов(1 - 4 классы)

#1055;ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

1-го класса

Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский
родной язык» в 1-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся
научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
● при реализации
содержательной линии «Язык в действии»:произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;
● при реализации
содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.

2-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский
родной язык» во 2-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы наприменение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся
научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и
настоящее»
:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
● при реализации
содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения
лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения
нормативного написания слов; при реализации
содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского
народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболеесущественные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народных праздниках.

3-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 3-м классе должно
обеспечивать достижение
предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский
родной язык» в 3-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся
научится:
● при реализации
содержательной линии «Русский язык: прошлое и
настоящее»
:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные
инструменты); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественно литературы; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с
изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
● при реализации
содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен
существительных;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
● при реализации
содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского
народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных
с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения этих частей,логические связи между абзацами текста; приводить объяснениязаголовка текста;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

4-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский
родной язык» в 4-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся
научится:
● при реализации
содержательной линии «Русский язык: прошлое
и настоящее»
:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и
сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения; при реализации
содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
● при реализации
содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соотносить части прочитанного или прослушанного текста:устанавливать причинно-следственные отношения этих частей,
логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

VI. содержание программы (68 ч.)

Первый год обучения (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной
строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (
кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (
Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Резерв учебного времени – 2 ч.


Второй год обучения (18 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,
ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например,
тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например,
шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например,
каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и
сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения
ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Третий год обучения (18 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми (например,
правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные
названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например,
ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например,
балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История
моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например,
книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного
числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста ( 4ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

Четвёртый год обучения (18 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например,
матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например,
от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и
мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке?
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.)
Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 2 ч.

#1059;чебно-тематический план 1 класс

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1.

Раздел 1-настоящее и будущее

8 ч

2.

Раздел 2. Язык в действии

6 ч

3.

Раздел #1057;екреты речи и текста

Итого

18

2 класс

п\п

Наименование раздела

Всего часов

1.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

8

2.

Раздел 2. Язык в действии

6

3.

Раздел 3. Секреты речи и текста

4

Итого

18

3 класс

п\п

Наименование раздела

Всего часов

1.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

10

2.

Раздел 2. Язык в действии

5

3.

Раздел #1057;екреты речи и текста.

3

4.

Итого

18

4 класс

п\п

Наименование раздела

Всего часов

1.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

6

2.

Раздел 2. Язык в действии

5

3.

Раздел 3. Секреты речи и текста

5

4.

Резерв учебного времени

1

5.

Итого

17

#1089;истема оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

критерии оценивания

Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка
приоритетной целью является формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.
В ходе текущей проверки знаний целесообразно использовать критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников.
Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик–ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется:он только помогает ученикам удерживать основную цель коммуникацииоценивания – помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать,
писать, слушать. Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация.
Для учителя критериальное оценивание – это:
1) основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;
2) способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения конкретного ученика, конкретного класса); 3) возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса.
Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.
1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев:
точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали
одноклассники),
чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок») и т. п.
2. Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке.Когда ребёнок использует «своё» слово, осмысленное им в
коммуникации с учителем и другими детьми, он легко восстанавливает содержание критерия. Ученики предлагают не только сами критерии, но и форму их краткой записи, что позволяет оперативно делать пометы в тетради или на оценочном листе. Например, «детские» критерии оценки могут выглядеть так: «Я» – ясность изложения, «Ч» – «чёткость речи» и т. д.
Ученики также делают пометы при выслушивании сообщения одноклассников, например: «?» – есть вопрос и т. п. При отсутствии развитого навыка письма, например у первоклассников, краткая запись даёт возможность сэкономить время, не упустив ничего важного.
3. В 1-м и 2-м классах для оценки по критериям у ребёнка должны быть своеобразные «опоры» – вопросы, иллюстрации и т. п. Например, после работы с текстом педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь на прочитанный текст, подготовьте два коротких устных сообщения.
Подготовить эти сообщения вам помогут вопросы». Для подготовки каждого из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов, ответы на которые и составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы, педагог каждому ребёнку выдаёт оценочный лист – таблицу с вопросами, рядом с которыми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку, если в сообщении дан ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа. Затем дети в паре обсуждают, какой информации не было в сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту информацию в
тексте. Далее на основании этого оценочного листа идёт общая оценка сообщения по таким критериям:
1) На все ли вопросы удалось ответить?
2) Вся ли информация передана верно?
3) Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?
Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно обсудить, как ему можно помочь. Учитель, наблюдая работу учеников на уроке, отмечает продуктивные образцы взаимодействия в паре, группе (типы помощи друг другу) и делает их предметом обсуждения всего класса. Выделение таких способов и умение построить их обсуждение в классе,
чтобы другие дети смогли ими воспользоваться, – важная учительская задача.
4. Критерии должны изменяться. Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например
«говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки; появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.
5. Критические замечания должны высказываться в форме совета. Основная цель оценки – стимулировать осмысленное обсуждение устного сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а
критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает формулировать «щадящие» высказывания, обращает внимание на самые удачные, постепенно дети смогут делать это сами. Обратная связь – ключевая цель критериального оценивания.
Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруднения у него возникают и как он может с ними справиться. Обратная связь может быть представлена в разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три структурных элемента:
похвалу (что получилось), замечание (что пока не получается), совет (что сделать, чтобы получилось). Например, устное оценочное высказывание может быть таким: «Таня, ты сегодня написала интересно про медведя, особенно про его танец. Но ты забыла про музыкантов. Посмотри на третью картинку! Допиши предложение в текст. А в следующий раз, чтобы не забыть, сравни картинки и текст. В черновике отметь предложения, которые описывают картинку». Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1-м и 2-м классах, а
затем используют на протяжении всей начальной школы. Наряду с устным оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради оценочных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс»,«минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику послеего выступления. Этот тип оценивания нужно активно использовать на уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки хочет услышать. Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать
шкалы с магнитами. Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идет оценивание, например, на доске может быть представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает
выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку. Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу – неотъемлемый элемент каждого урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой для самооценки. Появляются такие оценочные суждения по отношению к собственному действию: «Я сегодня рассказал всё чётко, но неинтересно,
слова выбрал трудные», «Рассказ про игрушку я написала лучше, чем про город, и ничего незабыла», «Забываю ставить восклицательные знаки. Что делать?» и т. п. Эти суждения – индикатор того, что стратегия работы в классе выбрана верно, что у ребёнка формируется адекватная самооценка,
которая побуждает его к самостоятельному преодолению возникших
трудностей. Таким образом, введение критериального оценивания на уроках русского родного языка в начальной школе – один из ключевых факторов, влияющих не только на формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление учебной самостоятельности. Для учителя, осознающего важность критериального оценивания, ученик – это равноправный партнёр, помогающий взрослому наставнику эффективно выстроить учебное взаимодействие, активно строящий своё обучение.
Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления. Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение
содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста». Темы проектных заданий представлены в рабочих программах по классам и в учебных пособиях.

1-й класс
Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии или любая другая буква.
2-й класс
1. Подготовь сообщение «Секреты семейной кухни». Расспроси маму, бабушку или других родственников, есть ли в вашей семье какой-нибудь старинный рецепт приготовления горячего блюда. Запиши, в чём его особенность.
2. Подготовь короткое сообщение «Музеи самоваров в России». Такие музеи есть в Туле, в Касимове, в Городце и других городах.
3-й класс
1. Подготовь небольшое сообщение «Петровские дубы». В России растёт несколько старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они растут? Почему так называются? Есть ли ещё дубы, которым даны чьи-то имена?
2. Подготовь сообщение «Любимые места» о месте, в котором ты живёшь или в котором тебе пришлось побывать. Напиши, чем оно знаменито и чем дорого именно тебе.
4-й класс
1. Найди во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака. Определи, какое из этих слов чаще встречается во фразеологизмах.
2. Сравни толкование двух слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.

Оценивать выполнение представленных проектных заданий также целесообразно по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им.
Это могут быть такие критерии:
1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;
2) доказательность представленного материала, обоснованность выводов;
3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;
4) чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;
5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.
По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного
задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к
выставлению баллов:

3 балла

высокий уровень

«5»

2 балла

средний уровень

«4»

1 балл

ниже среднего уровень

«3»

0 баллов

низкий уровень

«2»

Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение
проектного задания. Безусловно, большинству первоклассников сложно сразу самостоятельно выполнять проектные задания, аналогичные приведенным, поэтому в течение первого года обучения можно использовать и разнообразные проверочные задания, в том числе в тестовой форме. Важно,
чтобы эти задания не носили слишком формальный характер и не приводили
к заучиванию. В последующих классах также можно использовать разнообразные
проверочные задания, чётко осознавая, что важно не допускать формального
подхода, провоцирующего учащихся на механическое запоминание
определённых фрагментов учебного пособия.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ РОДНОЙ ЯЗЫК

1 КЛАСС

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4 5

Секреты речи и текста 6 ч.

1.

Как люди общаются друг с другом

1

2.

Вежливые слова

1

3.

Как люди приветствуют друг друга

1

4.

Зачем людям имена

1

5 - 6

Спрашиваем и отвечаем

2

Русский язык: прошлое и настоящее 5 ч.

7-8.

Как писали в старину

2

9.

Дом в старину: что как называлось

1

10-11.

Во что одевались в старину

2

Язык в действии 4 ч.

12.

Выделяем голосом важные слова

1

13.

Как можно играть звуками

1

14.

Где поставить ударение

1

15.

Как сочетаются слова

1

Резерв 2 ч.

16-17.

Сравниваем тексты

2

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ РОДНОЙ ЯЗЫК

2 КЛАСС

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4 5

Русский язык: прошлое и настоящее -8ч.

1.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше
одевались дети.»По одёжке встречают…»

1

2.

Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы,
поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой.»Ржаной хлебушко калачу дедущко»

1

3.

Слова, называющие то. что ели.. Пословицы, поговорки, фразеологизмы,»Если хорошие щи, так другой пищи не ищи»

1

4.

Секреты семейной кухни. «Каща – кормилица наша»

1

5.

Игры в старину «Любишь кататься, люби и саночки возить»

1

6.

Детские забавы.«Делу время, потехе час»

1

7.

«В решете воду не удержишь»

«Интересная игра», «Почему это так называется?»

1

8

«Музеи самоваров в России». «Самовар кипит = уходить не велит»

1

Язык в действии – 6 ч.

9

Помогает ли ударение различать слова?

1

10.

Для чего нужны синонимы?

1

11.

Для чего нужны антонимы ?

12.

Как появились пословицы и фразеологизмы?

1

13.

Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

1

14.

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

1

Секреты речи и текста 4 ч.

15.

Учимся вести диалог.

1

16.

Составляем развёрнутое толкование значения слова. Устанавливаем связь
предложений в тексте.

1

17.

Устанавливаем связь предложений в тексте.

1

18.

Создаём тексты- инструкции и тексты- повествования.

1

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ Русский родной язык

3 КЛАСС

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4 5

Русский язык: прошлое и настоящее 10 часов .

1.

Где путь прямой, там не езди по кривой.. У стр 4-11

1

2.

Кто друг прямой, тот брат родной. У стр 11- 17

1

3.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. У стр 17- 26

1

4.

Сошлись два друга – мороз да вьюга. У стр 26 -34

1

5 - 6

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и
художественной литературы. «Ветер без крыльев летает.» У стр 34-40

«Какой лес без чудес» У стр 40-49

2

7.

«Дело мастера боится» У стр 50-59

1

8.

Из истории языка и культуры.»Заиграйте , мои гусли» У стр 59-67

1

9.

«Что ни город, то норов» У стр 67-77

1

10.

«У земли ясно солнышко, у человека – слово» У стр 78 -87

1

Язык в действии -5 часов

11.

«Для чего нужны суффиксы?» У стр 88 - 96

1

12.

Какие особенности рода существительных есть в русском языке ? У стр 96- 99

1

13.

Все ли имена существительные «умеют «изменяться по числам ? У стр 99-104

1

14.

Как изменяются имена существительные во множественном числе ? У стр 104 -110

1

15.

Зачем в русском языке такие разные предлоги? У стр 111- 118

1

Секреты речи и текста- 3часа

Создаем тексты – рассуждения У стр118-124

2

17.

Учимся редактировать тексты У стр124-133

18.

Создаём тексты – повествования У стр 134 -142

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ РОДНОЙ ЯЗЫК

4 КЛАСС

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4 5

Русский язык: прошлое и настоящее 8 ч.

1.

Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение
которых связано с учением. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.» У. с.4-11

1

Слова, называющие родственные отношения. Пословицы, поговорки
и фразеологизмы, возникновение
которых связано с качествами,
чувствами людей, с родственными
отношениями. « Вся семья вместе, так и душа на месте» У.с. 12-20

2

4-5

Русские традиционные эпитеты:
уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях
фольклора и художественной
литературы. Слова, связанные с
качествами и чувствами людей.»Красна сказка складом , а песня- ладом» У.с.20-32

2

6-7

Пословицы, поговорки и
фразеологизмы, возникновение
которых связано с качествами,
чувствами людей.»Красное словцо не ложь» У.с.32-44

2

8

Лексика, заимствованная русским
языком из языков народов России и
мира. Русские слова в языках других народов.» Язык языку весть подаёт» У с.45-56

1

Язык в действии 4 ч.

9

Трудно ли образовывать
формы глагола? « Трудно ли образовывать формы глагола» У с.57-63

1

10.

Можно ли об одном и том же
сказать по разному? «Можно ли об одном м том хе сказать по-разному?» У .с. 64-67

1

11.

«Как и когда появились знаки
препинания?» У.с.68-73

1

12.

Мини-сочинение:«Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

1

Секреты речи и текста 5 ч.

Задаём вопросы в диалоге. У.с.74-78

1

Учимся передавать в заголовке тему
и основную мысль текста. У.с.78-85

1

Учимся составлять план текста. У.с. 85-88

1

16.

Учимся пересказывать текст. У. с. 88-97

1

17.

Учимся оценивать и редактировать
тексты. У.с. 97-109

1

материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-технические средства:

Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Режим доступа:

Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL:
Академический орфографический словарь. URL:

Древнерусские берестяные грамоты. URL:
Какие бывают словари. URL:
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL:
Культура письменной речи. URL:
Мир русского слова. URL:
Обучающий корпус русского языка. URL:
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL:

Портал «Словари.ру». URL:
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:

Русская виртуальная библиотека. URL:
Русская речь. URL:
Русский филологический портал. URL:
Русский язык в школе. URL:
Словари и энциклопедии URL:
Словари и энциклопедии на Академике. URL:
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL:
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»: словари, энциклопедии. URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному русскому языку в 3 классе УМК «Школа России»

      Цель: Развитие личности ученика через прочное усвоение норм грамотной русской речи, расширяя кругозор детей, развивая образное мышление, творческое отношение к родному язык...

Рабочая программа по родному русскому языку для 4 класса. УМК "Школа России"

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС НОО по УМК "Школа России". Программа расчитана на 2 ч в неделю...

Рабочая программа по родному русскому языку. 1 класс. Школа России. 2020

Программа составлена на основе примерной программы  «Русский родной язык» для 1-4 классов (авторы: О. М. Александрова и др.)...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»3Содержание учебного предмета3-4Тематическое планирование4-6...