Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Трафимова Анастасия Руслановна

Технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УМК, название и автор учебника: Школа России учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс (2 часть)

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Цель урока: создание условий для формирования представления учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические (образовательные):

  1. Определять грамматические признаки имени существительного;
  2. Систематизировать признаки имени существительного как части речи;
  3. Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;
  4. Вводить в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  5. Учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно;
  6. Классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные через практическую деятельность.

Предметные:

  1. Умение определять грамматические признаки имени существительного;
  2. Умение систематизировать признаки имени существительного как части речи;
  3. Формирование  умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;
  4. Знакомство с терминами: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  5. Учиться  находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно;
  6. Умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные через практическую деятельность.

Развивающие:

  1. Развивать речь посредством построения сообщений в устой и письменной форме;
  2. Формировать умение сохранять и принимать учебную задачу;
  3. Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
  4. Формировать умение проводить анализ учебного материала;
  5. Формировать умение делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.
  6. Формировать умение осуществлять контроль и оценку результатов;
  7. Формировать умение готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
  8. Формировать умение проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
  9. Научить осуществлять самооценку и взаимооценку;
  10. Формировать умение анализировать, делать выводы, сравнивать.
  11. Повышать познавательный интерес к предмету;
  12. Формировать умение донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
  13. Научить взаимодействие в группах, парах.

Метапредметные

  • познавательные:
  1. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;
  2. Умение сохранять и принимать учебную задачу;
  3. Умение ориентироваться в раздаточном материале;
  4. Умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
  5. Умение проводить анализ учебного материала;
  6. Умение делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.
  • регулятивные:
  1. Умение осуществлять контроль и оценку результатов;
  2. Умение готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
  3. Умение проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
  4. Осуществление самооценки и взаимооценки;
  5. Умение анализировать, делать выводы, сравнивать.
  • коммуникативные:
  1. Повышение познавательного интереса к предмету;
  2. Умение донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
  3. Взаимодействие в группах, парах.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к русскому языку;
  2. Воспитывать положительное отношение к школе и учебной деятельности;  
  3. Воспитывать интерес к обучению;
  4. Формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
  5. Формировать мотив учебной деятельности и личностный смысл учения;
  6. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Личностные:

  1. Воспитание любви к русскому языку;
  2. Воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  3. Воспитание интереса к обучению;
  4. Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. Мотивация к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Этап фрагмента урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактическое средство, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные; Р – регулятивные; К - коммуникативные)

Личностные

Орг. момент

Организует положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке

Словесный: слово

учителя

Учитель приветствует учащихся. Просит улыбнуться друг другу. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Улыбаются друг другу. Проверяют готовность к уроку.

Ф

Языковой материал.

Внешний контроль учителя.

Положительное самоопределение к деятельности на уроке.

Р - умение готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность

Воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности.

Мотивационный этап

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Словесный: слово

учителя

 Учитель мотивирует учащихся на дальнейшую деятельность, читая высказывание французского философа Ж.- Ж. Руссо

«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

Учащиеся  настраиваются на работу и сотрудничество.

Ф

Языковой материал.

Внешний контроль учителя.

Осознание значимости изучения русского языка

К - повышение познавательного интереса к предмету

Развитие мотивов учебной деятельности;

Мотивация к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

Актуализировать мыслительные операции внимание и мышление.

Организовать фиксацию места, где возникло затруднение

Словесный

Практический

Учитель предлагает разгадать ребусы на доске. Учитель просит выйти учеников к доске и написать отгадки к ребусам. Напоминает правила СанПин.

(Лес, пальто, машина) Учитель спрашивает, верно, или нет выполнена работа на доске. Просит поднять зелёную или красную карточку. Учитель спрашивает: «К какой части речи относятся слова? Почему?» Просит поделиться своими знаниями об имени существительном. (Правило). Учитель предлагает посмотреть на слайд. (На слайде слова распределены на два столбика 1 - продавец, лиса, ребёнок, синица, жираф. 2 - книга, берёза, дождь, машина, роза.)  Спрашивает, что объединяет все слова.

Соглашается с учащимися, что эти слова имена существительные. Задаёт наводящий вопрос: «Почему они находятся в разных столбиках?». Создание проблемной ситуации.

Учитель предлагает задать вопросы к каждому столбику. Фронтальная беседа, подведение к теме урока. Спрашивает, как мы можем назвать имена существительные каждого столбика.

Слушает предположения учащихся.

Разгадывают ребусы, выходя к доске.

Оценивают учащихся у доски. Самопроверка, взаимопроверка.

-Имя существительное. Вспоминают правило, рассказывают его.

-Эти сова имена существительные.

Учащиеся затрудняются в ответе.

ЗАТРУДНЕНИЕ.

Задают вопрос к каждому столбику.

Предполагают названия.

-Живые, неживые…

Ф

И

Смарт-презентация, языковой материал, карточки оценки.

Внешний контроль учителя за выполнением задания

Взаимопроверка

Взаимооценка.

Умение систематизировать признаки имени существительного как части речи;

Формирование  умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?

П - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

Р - умение осуществлять контроль и оценку результатов;

осуществление самооценки и взаимооценки.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Этап целеполагания, постановка учебной задачи

Определить тему, цель, задачи урока

Проблемный диалог, Словесный метод

Просит обратить внимания на слайд. Тема урока высвечивается на слайде.

Организация деятельности учащихся по определению темы, цели.

Учитель просит продолжить план урока. Просит оценивать себя после прохождения каждого пункта плана.

Произносят тему и цель урока.

Дополняют план урока.

Ф

И

Смарт-презентация.

Оценка учителем

Умение определять тему, цель, задачи урока

П - умение сохранять и принимать учебную задачу.

Р - умение проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Этап открытия нового знания

Организовать поиск решения учебной проблемы

Частично-поисковый метод

Наглядный: работа с

Учебником, смарт – презентацией.

Словесный: слово

учителя

Практический:

выполнение

упражнения.

Учитель вместе с детьми выполняет предварительную работу, которая  подводит учащихся к новому правилу. Учитель предлагает выполнить упражнение 80 на странице 48. (Упражнение транслируется на слайде). Выполняют упражнение письменно, в тетрадях.

Спрашивает учащихся: «К какому выводу мы с вами пришли, выполняя эту работу». Предлагает сравнить вывод учащихся с правилом в учебнике. Спрашивает, верны ли были предположения учащихся.

Учитель предлагает учащимся провести исследовательскую работу и составить правило, которое относится к неодушевленным именам существительным. Предлагает сравнить вывод учащихся с правилом в учебнике. Спрашивает, верны ли были предположения учащихся.

Предлагает прочитать правило на слайде.

Учитель читает со слайда рубрику «А знаете ли вы?»

(Оказывается, наши предки живым считали только то, что ходит, бегает, плавает или летает. Эти предметы считались одушевлёнными и отвечали на вопрос Кто?, а растения не двигаются, они стоят на месте и поэтому их считают неодушевленными, они отвечают на вопрос Что?)

Учитель предлагает поработать с правилом. (Аналитическое чтение). Предлагает читать правило по цепочке, по частям. Просит читать вдумчиво. После прочтения, предлагает выполнить интересную работу в парах. Работа на карточках. Учитель предлагает вписать ключевые слова, на которых держится правило. Просит поменяться тетрадями после окончания работы и провести взаимопроверку. Учитель предлагает сравнить выполненное задание с эталоном на доске. (На слайде друг за другом всплывают слова.) Учитель хвалит учащихся. Напоминает, что это была исследовательская работа. Результатом этой работы стала схема, которая изображена на слайде.

Учащиеся совместно с учителем выполняют упражнение 80 на странице 48. Выполняют упражнение письменно в тетради.

Выводы учащихся приводят их к правилу.

Делают вывод, что выводы схожи с правилом в учебнике.

Проводят исследовательскую работу. Составляют правило.

Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике. Делают вывод, что выводы схожи с правилом в учебнике.

Читают правило на слайде.

Слушают рубрику «А знаете ли вы?»

Работают с правилом. Читают по цепочке, по частям.

Выполняют работу в парах.

Проводят взаимопроверку, сравнивая с эталоном на доске.

Обращают внимание на схему, на слайде.

Ф

И

П

Смарт-презентация; учебник.

Взаимопроверка

Взаимооценка  Внешний контроль учителя за выполнением задания

Умение определять грамматические признаки имени существительного;

умение систематизировать признаки имени существительного как части речи;

формирование  умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;

знакомство с терминами: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

учиться  находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно.

П - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

умение сохранять и принимать учебную задачу;

умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

умение проводить анализ учебного материала;

умение делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Р - умение анализировать, делать выводы, сравнивать.

К - повышение познавательного интереса к предмету;

умение донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

взаимодействие в парах.

Воспитание любви к русскому языку;

воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности;

воспитание интереса к обучению;

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

Создать условия по применению нового знания.

Словесный: слово учителя.

Практический: работа на планшетах.

Учитель предлагает выполнить задание в LearningApps фронтально, транслируя задание на слайде. Далее предлагает выполнить задание в LearningApps индивидуально, на планшетах.

Выполняют задание фронтально. Выполняют задание индивидуально на планшетах.

Ф

И

Смарт-презентация, планшеты.

Устная самостоятельная работа

Внешний контроль учителя за выполнением задания

Самооценка

Умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные через практическую деятельность.

Р - умение осуществлять контроль и оценку результатов

умение анализировать, делать выводы, сравнивать.

осуществление самооценки и взаимооценки.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Организовать

выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

Анализ

синтез

Учитель предлагает учащимся поработать в группах у интерактивной доски. Напоминает правила СанПин. (Учитель делит доску на две части для двух групп.)

(Зимний лес. Поляна. Пролетела хохлатая птичка в красивом пёстром платьице. Это сойка. Сойка может перенимать любой голос: свистеть, как рябчик, стрекотать, как сорока, ворковать, как голубь.)

Предлагает учащимся выписать из текста сначала одушевлённые имена существительные, потом неодушевлённые. Перед каждым именем существительным запишите вопрос, на который оно отвечает.

Выполняют задание в группах у интерактивной доски.

Г

Смарт-презентация

Самостоятельная работа

Умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные через практическую деятельность.

К - умение донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в письменной форме;

взаимодействие в группах.

П - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме.

Формирование представления о богатых возможностях русского языка.

Подведение итогов

Установить соответствие между поставленной целью и результатом урока.

Словесный: слово учителя.

Наглядный:

Презентация.

Учитель задает вопросы на соответствие цели, задач и результатов.

Спрашивает, все ли пункты плана освоили.

Подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя.

Проверяют, все ли пункты плана освоили.

Ф

Смарт-презентация

Устный опрос учителя по подведению урока.

Осознание значимости изучения русского языка.

Р - умение осуществлять контроль и оценку результатов.

Воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности.

Рефлексия

Организовать рефлексию деятельности обучающихся

Анализ

синтез

Проводит эмоциональную и предметную рефлексию с помощью Смарт – презентации. Организует оценку личностных достижений обучающихся в ходе урока.

Проводят самостоятельный рефлексивный анализ

И

Смарт-презентация

Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Помощь учащимся осознать практическую значимость нового материала.

Р  - осуществление самооценки.

Воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)

урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Школа России. Урок с использованием интерактивной доски....

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс

Разработка урока русского языка для 2 класса, содержит подробный сценарий урока, презентацию....