Мягкий знак в конце и середине слова.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Трафимова Анастасия Руслановна

Конспект урока с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_myagkiy_znak_v_konche_i_seredine.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

УМК, название и автор учебника: Якубовская, Коршунова: Русский язык. 4 класс. 1 часть. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ

Тема урока: «Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.»

Цель урока: формирование умения обозначать мягкость согласного звука в середине и в конце слова мягким знаком.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические (образовательные):

  1. Формировать представления учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков мягким знаком;
  2. Формировать навыки соотносить количество звуков и букв, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком;
  3. Подбирать примеры слов с мягким знаком.

Предметные:

  1. Формирование представления учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков мягким знаком;
  2. Формирование навыков соотносить количество звуков и букв, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком;
  3. Умение подбирать примеры слов с мягким знаком.

Развивающие:

  1. Развивать умения распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласные звуки через выполнение игровых заданий;
  2. Формировать и развивать умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности;
  3. Осуществлять контроль и оценку результатов.

Метапредметные

  • познавательные:
  1. Развитие умения распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласные звуки через выполнение игровых заданий.
  • регулятивные:
  1. Формировать и развивать умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
  • коммуникативные:
  1. Осуществление контроля и оценки результатов.

Воспитательные:

  1. Воспитать осознанное отношение к учёбе;
  2. Воспитать ценностное отношение к русскому языку и русской культуре;
  3. Воспитывать включение учащихся в коллективную деятельность.

Личностные:

  1. Воспитание осознанного отношения к учёбе;
  2. Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре;
  3. Воспитание включения учащихся в коллективную деятельность.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Название этапа урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Словесный: Слово учителя

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Руслановна и сегодня я у вас проведу урок русского языка, давайте проверим, всё ли готово у нас к уроку.

Приветствуют учителя. показывают свою готовность к уроку.

Фронтальная

Нет

Мотивация к учебной деятельности

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели.

Словесный: Слово учителя

Девиз нашего урока сегодня «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить».

- Объясните смысл девиза.

Объясняют смысл девиза.

Фронтальная

Нет

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии

организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения.

Словесный:

Беседа

Практический:

Загадка

Какую букву будем изучать, вы догадаетесь, когда прослушаете это четверостишие:

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную писать.

-Какую букву будем изучать?

- Обратите внимание на доску и прочитайте слова.

(рысь письмо тюлень пальто)

- На каком месте в этих словах стоит мягкий знак?

-На какие две группы мы можем разделить слова?

- Хорошо, молодцы!

Слушают учителя.

- мягкий знак.

Читают слова.

- в конце и в середине.

-где мягкий знак стоит в конце и в середине слова.

Фронтальная

Интерактивная доска

Построение проекта выхода из сложившейся ситуации Постановка цели и задач урока

Создание условий для формулировки цели урока.

Наглядный:

тема, цель урока

-Догадались ли о чем будем говорить на уроке?(тема)

-А какую цель мы поставим на урок?

-Давайте проверим

-Вы правы, ребята!

Мягкий знак с согласной дружен.

В слове ей он часто нужен.

За согласными знак пишем,

Если мягкими их слышим.

Высказывают предположения о теме и цели урока

Слушают учителя.

Фронтальная

Интерактивная доска

Открытие новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Словесный:

Слово учителя;

Рассказ учеников;

Беседа

Практический:

Работа в группах

Работа по учебнику

Наглядный:

Иллюстрации в учебнике и на экране

-Ребята, давайте попробуем произнести твёрдые и мягкие согласные: м – мь…

- Почему согласные: мь… мягкие?

- Давайте попробуем подобрать слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце слова.

-А теперь попробуем подобрать слова, где мягкая согласная стоит в середине слова.

- Какой знак пишется после мягких согласных?

- Давайте поработаем в тетради. Запишите число, классная работа. Откройте учебник на стр 44. Давайте прочитаем, что нам нужно сделать в упражнении 1.

(двое учеников работают у доски, остальные в тетрадях)

- Нам нужно соотнести слова в два разных столбика. Первый, где мягкий знак находится в конце слова, второй, где мягкий знак находится в середине слова.

- Давайте проверим, правильно ли выполнили задание.

-Давайте подчеркнём мягкие согласные перед мягким знаком.

Давайте с вами поиграем.

-Встаньте из-за парт.

Игра "Поймай слово".

- Я буду называть слова. Если в них встречается Ь в конце , то вы хлопаете в ладоши, а если посередине , то приседаете.

Слова: ель, мель, мальчик, пальчик, пеньки, олень, тюлень, гусь, учитель, сирень, снегирь, школьник, лебедь, декабрь.

- Что общего у слов?

- Между какими буквами он находится?

- Какую роль он выполняет?

Произносят вместе с учителем.

-Потому что на конце стоит мягкий знак.

Подбирают слова.

- мягкий знак

Открывают тетрадь, записывают число, классная работа.

Упражнение 1

Выполняют упражнение у доски, проговаривая с учителем.

Проверяют правильность выполнения задания.

Подчеркивают

Играют в игру (физминутка)

- в них есть мягкий знак.

- между буквами согласных звуков.

- обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.

Фронтальная

Интерактивная доска

Учебник

Рабочая тетрадь

Первичное закрепление во внешней речи

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала.

Практический:

Интерактивная доска.

- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте предложение. Чего не хватает в словах?

- Давайте вставим мягкий знак, где это он требуется.

Игор_ поймал_ пят_ окун_ков на реч_ке.

Выполняют задание устно.

Фронтальная

Интерактивная доска

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Применение нового знания в типовых заданиях.

Практический

У вас на партах лежит задание, которое вы должны выполнить самостоятельно.

Измените слова так, чтобы они называли один предмет(образуйте от данных слов единственное число).

Медведи – …, гуси – …, лебеди – …, тюлени – …, кони – …, голуби –…

Выполняют самостоятельно

Индивидуальная

Карточка с заданиями.

Подведение итогов

Обеспечение усвоения новых знаний.

Фронтальная беседа

-Какую же тему мы изучали с вами на уроке?

-А какую цель ставили перед собой?

- Добились ли мы ее?

- Почему в конце слова пишется ь? Что он показывает?

- Где и почему пишется ь в словах?

- «Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.»

- Да

- ь в конце слова обозначает мягкость согласного.

- ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

Фронтальная

Нет

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Практический: Карточки

Подведём итог нашего урока. Приготовим наши ладошки.

(Метод «Пять пальцев»)

М (мизинец) – мыслительный процесс.

- Что узнали сегодня на уроке?

(Узнали про слова с мягким знаком согласными.)

Б (Безымянный) – близость цели.

- Чему научились?

(Научились писать слова с мягким знаком в середине и в конце слова после согласных и правильно переносить слова с Ь знаком согласными с одной строки на другую.)

С (Средний) – состояние духа.

- Кому понравился урок?

У (Указательный) – услуга, помощь.

- Чем порадовали друзей?

Б (Большой) – бодрость, физическая форма.

- Что я сделал для своего здоровья?

Оценивают свою деятельность на уроке

Индивидуальная

Презентация

Карточка

Домашнее задание

Словесный: Слово учителя

Учебник, упражнение 2 стр 44.

- Ребята, обратите внимание, что задание состоит из двух уровней. Выполните тот, который вам по силам.

Записывают задание в дневник.

Индивидуальная

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

урок во 2 классе "Правописание мягкого знака в конце и середине слова".

Конспект  урока  для  2  класса  по  программе  "Школа  России"  с  использование  интерактивной  доски...

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными (урок рефлексия)

Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь....

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слов...