Что такое суффикс. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
УМК, название и автор учебника: Школа России учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс (1 часть)
Тема урока: «Что такое суффикс?».
Цель урока: создание условий для формирования представления учащихся о суффиксе, как изменяемой части слова и его ролью в предложении.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические (образовательные):
| Предметные:
|
Развивающие:
| Метапредметные
|
Воспитательные:
| Личностные:
|
Этап фрагмента урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактическое средство, интерактивное оборудование | Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные; Р – регулятивные; К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Орг. момент | Организует положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке | Словесный: слово учителя | Учитель приветствует учащихся. Просит улыбнуться друг другу. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Улыбаются друг другу. Проверяют готовность к уроку. | Ф | Языковой материал. | Внешний контроль учителя. | Положительное самоопределение к деятельности на уроке. | Р - умение готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность | Воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности. |
Мотивационный этап | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Словесный: слово учителя | На слайде смарт – презентации пословица: «С малой удачи начинается успех!». Учитель просит объяснить смысл данной пословицы. Учитель мотивирует учащихся на дальнейшую деятельность с помощью пословицы. | Учащиеся объясняют смысл пословицы. Учащиеся настраиваются на работу и сотрудничество. | Ф | Языковой материал. Смарт – презентация. | Внешний контроль учителя. | Осознание значимости изучения русского языка | К - повышение познавательного интереса к предмету | Мотивация к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения | Актуализировать мыслительные операции внимание и мышление. Организовать фиксацию места, где возникло затруднение | Словесный Практический | Учитель просит вспомнить, над каким разделом мы работаем. Учитель спрашивает, с какими частями слова мы уже знакомы. Просит вспомнить правила. Учитель предлагает отгадать загадку: Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок много, а нитки ни одной. Спрашивает, как будет звучать слово, если ёж маленький. Спрашивает, как зовут маму ежа. Учитель спрашивает, как называются такие слова. Просит назвать корень. Спрашивает в чём различие данных слов. Создание проблемной ситуации. Учитель делает акцент на часть слова стоящую после корня. Фронтальная беседа, подведение к теме урока. Спрашивает, как мы можем назвать эту часть слова. Слушает предположения учащихся. | -Состав слова -Корень, окончание, приставка. Вспоминают правила, рассказывают их. Отгадывают загадку. -Ёж -Ёжик -Ежиха Однокоренные -Ёж ЗАТРУДНЕНИЕ Предполагают названия части слова. | Ф И | Смарт-презентация, языковой материал. | Внешний контроль учителя за выполнением задания. | Умение актуализировать знания учащихся о частях слова. | П - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); Р - умение осуществлять контроль и оценку результатов. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Этап целеполагания, постановка учебной задачи | Определить тему, цель, задачи урока | Проблемный диалог, Словесный метод | Просит обратить внимания на слайд. Тема урока высвечивается на слайде. Организация деятельности учащихся по определению темы, цели. Учитель просит продолжить план урока. Просит оценивать себя после прохождения каждого пункта плана. | Произносят тему и цель урока. Дополняют план урока. | Ф И | Смарт-презентация. | Оценка учителем | Умение определять тему, цель, задачи урока | П - умение сохранять и принимать учебную задачу. Р - умение проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения. |
Этап открытия нового знания | Организовать поиск решения учебной проблемы | Частично-поисковый метод Наглядный: работа с Учебником, смарт – презентацией. Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения. | Учитель вместе с детьми выполняет предварительную работу, которая подводит учащихся к новому правилу. Учитель предлагает выполнить упражнение 165 на странице 89. (Упражнение транслируется на слайде). Выполняют упражнение письменно, в тетрадях. Предварительно учитель показывает, каким знаком обозначается суффикс. Спрашивает учащихся: «К какому выводу мы с вами пришли, выполняя эту работу». Предлагает сравнить вывод учащихся с правилом в учебнике. Спрашивает, верны ли были предположения учащихся. Предлагает прочитать правило на слайде. Учитель читает со слайда рубрику «А знаете ли вы?» (В славянских языках основным способом образования новых слов являлась суффиксация. Некоторые суффиксы с течением времени «омертвели» и слились с корнем, поэтому они воспринимаются как принадлежность корня (злак, сукно, дар). История суффиксальных образований заключается в том, что одни суффиксы исчезают, другие появляются. Так появились суффиксы, обозначающие действующих лиц (рыбак, ткач, старик, начальник). Учитель предлагает поработать с правилом. (Аналитическое чтение). Предлагает читать правило по цепочке, по частям. Просит читать вдумчиво. После прочтения, предлагает выполнить интересную работу в парах. Работа на карточках. Учитель предлагает вписать ключевые слова, на которых держится правило. Просит поменяться тетрадями после окончания работы и провести взаимопроверку. Учитель предлагает сравнить выполненное задание с эталоном на доске. (На слайде друг за другом всплывают слова.) Учитель хвалит учащихся. Напоминает, что это была исследовательская работа. Результатом этой работы стала схема, которая изображена на слайде. | Учащиеся совместно с учителем выполняют упражнение 165 на странице 89. Выполняют упражнение письменно в тетради. Выводы учащихся приводят их к правилу. Делают вывод, что выводы схожи с правилом в учебнике. Читают правило на слайде. Слушают рубрику «А знаете ли вы?» Работают с правилом. Читают по цепочке, по частям. Выполняют работу в парах. Проводят взаимопроверку, сравнивая с эталоном на доске. Обращают внимание на схему, на слайде. | Ф И П | Смарт-презентация; учебник. | Взаимопроверка Взаимооценка Внешний контроль учителя за выполнением задания | Формирование представления учащихся о суффиксе как значимой части слова; формировать умение обозначать суффикс в слове; усвоение умения находить суффикс среди других частей слова; формирование умения самостоятельно образовывать новые слова при помощи суффикса; научиться определять роль суффикса в слове. | П - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; умение сохранять и принимать учебную задачу; умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); умение проводить анализ учебного материала; умение делать выводы в результате совместной работы учителя и класса. Р - осуществление самооценки и взаимооценки; умение анализировать, делать выводы, сравнивать. К - повышение познавательного интереса к предмету; умение донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме; взаимодействие в парах. | Воспитание любви к русскому языку; воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности; воспитание интереса к обучению; формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) | Создать условия по применению нового знания. | Словесный: слово учителя. Практический: работа на планшетах. | Учитель предлагает выполнить задание в LearningApps фронтально, транслируя задание на слайде. Далее предлагает выполнить задание в LearningApps индивидуально, на планшетах. | Выполняют задание фронтально. Выполняют задание индивидуально на планшетах. | Ф И | Смарт-презентация, планшеты. | Устная самостоятельная работа Внешний контроль учителя за выполнением задания Самооценка | Усвоение умения находить суффикс среди других частей слова. | Р - умение осуществлять контроль и оценку результатов умение анализировать, делать выводы, сравнивать. осуществление самооценки и взаимооценки. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения. |
Самостоятельная работа (закрепление способа действия) | Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий | Анализ синтез | Учитель предлагает учащимся поработать в группах у интерактивной доски. Напоминает правила СанПин. (Учитель делит доску на две части для двух групп.) (Тверь — древний русский город. С давних пор тверичи́ славились «резным по дереву мастерством». Знаменитые тверские деревянные ковши с рукояткой в виде конских головок можно встретить во многих городах России.) Предлагает учащимся выписать однокоренные слова, выделите в них корень, суффиксы -ич-, -ск- и окончание. Предлагает выписать по 3 слова каждой группе, в которых есть суффикс -ск-. | Выполняют задание в группах у интерактивной доски. | Г | Смарт-презентация | Самостоятельная работа | Усвоение умения находить суффикс среди других частей слова. | К - умение донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в письменной форме; взаимодействие в группах. П - умение проводить анализ учебного материала; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме. | Формирование представления о богатых возможностях русского языка. |
Подведение итогов | Установить соответствие между поставленной целью и результатом урока. | Словесный: слово учителя. Наглядный: Презентация. | Учитель задает вопросы на соответствие цели, задач и результатов. Спрашивает, все ли пункты плана освоили. | Подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя. Проверяют, все ли пункты плана освоили. | Ф | Смарт-презентация | Устный опрос учителя по подведению урока. | Осознание значимости изучения русского языка. | Р - умение осуществлять контроль и оценку результатов. | Воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности. |
Рефлексия | Организовать рефлексию деятельности обучающихся | Анализ синтез | Проводит эмоциональную и предметную рефлексию с помощью Смарт – презентации. Организует оценку личностных достижений обучающихся в ходе урока. | Проводят самостоятельный рефлексивный анализ | И | Смарт-презентация | Самооценка учащимися своей работы на уроке. | Помощь учащимся осознать практическую значимость нового материала. | Р - осуществление самооценки. | Воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...
Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...
Технологическая карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» 3 класс, по программе "Школа России"
Технологияеская карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...
Презентация к уроку русского языка "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" 3 класс
Презентация к уроку «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...