Технологическая карта урока
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
русский язык 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_kl._pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_kornyah_slov.docx | 41.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 «Б» классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Правописание гласных и согласных в корнях слов. |
Педагогическая цель | Создать условия для повторения понятий «однокоренные слова» |
Тип урока | Закрепление изученного материала |
Планируемые результаты (предметные) | Распознавать орфограммы (гласные и согласные в корне слова) |
Личностные результаты | Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Основные понятия и термины | Однокоренные слова, корень слова, орфограмма в корне слова. |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная установка, экран. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников при готовности к сотрудничеству | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать. - Проверьте, все ли у вас готово к уроку. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Минутка чистописания (5-7) Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений | Пальчиковая гимнастика Оформление рабочей страницы в тетради | - Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Клён». Ветер тихо клён качает (пальчики растопырены и тянуться вверх) Вправо-влево наклоняет (наклоняют ладошки в правую и в левую сторону) Раз-наклон и два – наклон (Ладошки наклоняют вперёд-назад) Зашумел листвою клён. Начинаем мы писать! - Запишите в тетради число, классная работа. | Осуществляет подготовку руки к письменной работе в тетради. контролирует оформление рабочей стр. тетради | Повторяют движения за учителем. Осуществляют подготовку руки к письму. Оформляют рабочую страницу в тетради. |
Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами | - Начнем урок с минутки чистописания. - Посмотрите на образец написания букв. Какие это буквы? Хх -Напишите пару заглавной и строчной букв Хх в соединении до конца строчки. На второй строчке запишите слова через запятую (я назову значение, а вы назовите и запишите слово по этому значению): -лучший-хороший, -отличающийся смелостью-храбрый, -гостеприимный – хлебосольный -экономично ведет хозяйство - хозяйственный Что объединяет эти слова? (прилагательные отвечают на один и тот же вопрос) -Найдите лишнее слово. (хлебосольный) Почему? (Это сложное прилагательное состоящее из двух корней) Разберите слово хлебосольный по составу Хлебосольный - Вспомним алгоритм разбора слова по составу: 1. Сначала найдём окончание, что для этого нужно сделать (чтобы найти окончание слово необходимо изменить форму слова) 2.Отделить основу слова от окончания 3.Выделим корень слова, что для этого необходимо сделать? (для этого необходимо подобрать однокоренные слова) 4. Выделим приставку 5. Выделим суффикс | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске; контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия; подбирают синонимы, разбирают слово по составу. | |
Словарная работа (обобщение изученных словарных слов) | Сл.1 - А теперь повторим изученные словарные слова -Запишите слова, представленные на слайде и прокомментируйте орфограммы (1 ученик выполняет задание на оценку, по ходу объяснения орфограммы появляются на слайде) Человек (ударение падает на третий слог на гласную букву «е» непроверяемая гласная о) Пожалуйста (ударение падает на второй слог на гласную букву а безударные гласная «о») Хозяин (ударение падает на второй слог на гласную букву «я» безударная гласная «о») Горизонт (ударение падает на третий слог на гласную букву «о» непроверяемые гласные «О») Комбайн (ударение падает на второй слог на гласную букву «а» безударная гласная «о») Комбайнер (ударение падает на третий слог на гласную букву «е» безударная гласная «о») Календарь (ударение падает на третий слог на гласную букву «а» безударная гласная, буква «е») | Формулирует учебную задачу, проводит орфографическую работу со словарными словами, оценивает работу учащихся. | Читают словарные слова, определяют орфограмму, ставят в словах ударение, пишут, выделяя орфограмму графически. | |
Работа с предложением (синтаксический разбор) | Сл.2 - А теперь выполним следующее задание. - Посмотрите на слайд. Можно ли назвать эти слова предложением? Выходят, лесную, рыжий, лосиха, на, лужайку, лосенок, и (данный набор слов нельзя назвать предложением, т.к эти слова не связанные друг с другом по смыслу) - А что такое предложение? (Предложение — это совокупность слов связанные друг с другом по смыслу и имеющие законченную мысль) На лесную лужайку выходят лосиха и рыжий лосенок. -Запишите это предложение в тетрадь, прокомментируйте трудные орфограммы -Дайте характеристику этому предложению (1 ученик выполняет задание на оценку) По цели высказывания-это предложение какое? (повествовательное т.к содержит сообщение.) По интонации? (не восклицательное т.к. оно не содержит радость). Это предложение распространенное или не распространенное? (распространенное т.к. есть второстепенные члены предложения). -Найдите подлежащее и сказуемое. О ком говориться в предложении (кто? Лосиха и лосёнок – однородные подлежащие, выражены именем существительным, подчёркиваем одной чертой). Лосиха и лосёнок (что делают?) выходят -это сказуемое, выражено глаголом, подчёркиваем двумя чертами. На лесную лужайку выходят лосиха и рыжий лосенок. -Прочитайте внимательно предложение и скажите, чем оно осложнено? (однородными членами предложения: однородными подлежащими) -Какие члены предложения мы называем однородными? (которые относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.) | Организует работу с предложением, проводит синтаксический анализ, обобщает знания учащихся об однородных членах предложения. | Составляют предложение, выполняют синтаксический разбор. | |
III Целеполагание Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы и задач урока. | Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. | Сл.3 -Запишите словосочетания и предложения. Подчеркните в корнях безударные гласные и парные согласные. 1) Ходить гоголем, ходячий больной, дать задний ход, ходить ходуном, ходить на ходулях, ход конем, запасный выход, выходцы из России. 2) К нему в гости я больше не ходок. 3) Ходовой товар легко продать. -Назовите фразеологический оборот, объясните его значение. -Какие орфограммы вы подчеркнули? | Создаёт проблемную ситуацию для самоопределения детьми темы и задач урока | Читают предложения, объясняют значение многозначного слова «шляпка», отвечают на вопросы учителя. |
V. Изучение нового материала | Самоопределение к деятельности | Сл.4 -Прочитайте слова. Поздний опоздать поездка Солнце зеленый вылез Честный бежать пробежала -По какому принципу эти слова разделены на три группы? (слова с непроизносимым согласными в корне, слова с проверяемыми безударными гласными в корне, слова с парными согласными в корне). -Найдите среди этих слов однокоренные слова. -Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для непроизносимого согласного звука (опоздать – поздний). -Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для парного согласного звука (бежать – пробежала) -Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для безударного гласного звука (поздний-опоздать, пробежка – бежать). -Сделайте вывод: Как пишутся гласные и согласные звуки в корнях слов? (Они пишутся одинаково в проверяемых и в проверочных словах). -Что объединяет все слова? (Это слова с орфограммами в корне слова). -Тема нашего урока: правописание безударных гласных и парных согласных в корнях слов. | Формулирует учебную задачу; задаёт вопросы для анализа статьи, подводит учащихся к выводу. Формулирует тему и задачи урока. | Читают статью о происхождении слов; отвечают на вопросы учителя. Под руководством учителя определяют тему и задачи урока. |
Упр.89, с. 56-57 (коллективная работа со схемой) | -А теперь внимательно рассмотрите схему (упр.89, с. 56-57). -Назовите корневые орфограммы. -Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать корневые орфограммы? -Какой гласный звук в корне нуждается в проверке? -Какой согласный звук в корне нуждается в проверке? -В чем сходство и различие в подборе проверочных слов для гласных и согласных звуков в корне? (Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции. Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных – где этот звук будет стоять перед гласным). | Формулирует учебную задачу, задаёт вопросы, анализирует ответы детей; организует работу с толковыми словарями; требует от учащихся полных ответов. | Принимают учебную задачу, читают стихотворение, объясняют лексическое значение выделенных слов, работают с толковыми словарями, отвечают на вопросы учителя. | |
Упр. 90 | -Теперь выполним упр. 90, с.57. -Прочитайте. -Назовите слова с пропущенными буквами, подберите проверочное слово. -Какие слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разный смысл? (спишите-спешите, отварите – отворите, слизал-слезал). -Какой вывод можно сделать? (Одна буква в слове может изменить значение, поэтому надо писать слова с безударными гласными грамотно). -Назовите слово с непроверяемым безударным гласным (железо) – это словарное слово. - Найдите значение слова железо в толковом словарике. - Запишите это слово с комментированием (ЖЕЛЕЗО) - А теперь выполним письменное задание к упражнению (работают самостоятельно, с последующей самопроверкой) -Разберите по составу слово железным (ученик работает у доски) | Формулирует учебную задачу, задаёт вопросы, анализирует ответы детей; организует работу со словами, пришедшими в русский язык из разных языков. | Принимают учебную задачу, читают слова, объясняют лексическое значение слов, располагают слова в алфавитном порядке, отвечают на вопросы учителя; записывают слова в тетрадь. | |
ФИЗМИНУТКА | Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, А потом наоборот Повороты корпусом Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели, А теперь за парты сели. | Осуществляет профилактику утомления | Выполняют упражнения в соответствии с предложенным алгоритмом | |
Упражнение 91 | - Продолжаем работу. -Прочитайте выразительно отрывок из произведения К.Паустовского (читает ученик) -Какие картины природы рисует автор? -Какое предложение проиллюстрировал художник? -Какие орфограммы в корнях слов вам встретились? -Назовите слово с безударным гласным и проверочное слово. -Назовите слово с парным согласным и проверочное слово. -Назовите слово с непроизносимым согласным и проверочное слово. -Выполните письменные задания к упражнению (самопроверка). | Формулирует учебную задачу, | Воспринимают учебную задачу учителя, …. | |
Упр.92 (самостоятельная работа) | -А следующее упражнение вы выполните самостоятельно. (Коллективная проверка – ученики по цепочке объясняют написание слов) -Чем интересно стихотворение? (Оно построено как игра слов. Слово такса повторяется, но имеет разное значение) -Как называются выделенные слова? (омонимы) -Прочитайте словарную статью из словаря омонимов на стр. 156. -Выполните звуко-буквенный разбор слова такси (у доски работает 1 ученик) Такси [т а к с’ и’] – 2 слога Т [т] – согл., глух. Парн., тверд. Парн. А [а] – глас., безуд. К [к] – согл., глух.парн.. тверд.парн., С [с’] – согл., глух. Парн., мягк. Парн. И [и’] – глас., удар. 5б., 5зв. | Формулирует учебную задачу, подводит учащихся к выводу. | Слушают учителя, выполняют задание | |
Работа с карточками | Подпишите карточку. -Прочитайте текст на карточке. -Вставьте орфограммы в корнях слов. КАРТОЧКА Белка в лодке. Раннее в…сеннее утро. У…кая длин…ая ло…ка двигалась чере… залитые р…чной в…дой мес…ные луга. Рыбак готовился ставить сеть на л…ща. Он медлен…о подъехал к кустам л…зняка. На одном из кустов в ре…ких в…твях рыбак разгл…дел стран…ый рыжий гри…ок. Вдру… этот уд…вительный гри… взл…тел и прыгнул прямо в рыбачью ло…ку. Дивным гри…ком ок…залась мокрая озя…шая белочка. Рыбак довез рыжую пас…ажирку до берега. Зв…рек выпрыгнул на сушу и уб…жал в л…сную чащу. (По В.Бианки) | Контролирует процесс выполнения задания детьми, осуществляет проверку деятельности учащихся. | Принимают учебную задачу, выполняют упражнение самостоятельно, записывают слова по группам, вставляют пропущенные буквы, осуществляют проверку. | |
VI. Подведение итогов урока Цель: выявить степень сформированности умений. | Обобщающая беседа | -Из каких значимых частей состоят слова? -Какие орфограммы могут быть в корнях слов? Как их найти? -Как проверить слово с орфограммой в корне? | Задаёт вопросы по теме урока, тем самым осуществляет степень усвоения детьми учебного материала. | Отвечают на вопросы учителя, соотносят результат работы с поставленными в начале урока задачами. |
Домашнее задание | Упр. 93, с.58 – подобрать проверочные слова, подчеркнуть орфограммы. | Осуществляет оценку деятельности детей на уроке. | Самостоятельно отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...