Технологическая карта урока (русский язык 4 кл.)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Русский язык "Наречие как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_4_kl_narechie_kak_chast_rechi.docx | 73.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урок русского языка класс 4 «Б» (УМК Школа России) | |
Тема | Наречие как часть речи. |
Педагогическая цель | Формировать представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками наречия и ролью наречия как части речи в нашем языке; развивать мышление. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Знают, что такое наречие; умеют распознавать наречия среди других частей речи. |
Личностные результаты | Проявляют интерес к знаниям русского языка. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: - определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: - активное использование речевых средств; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый, словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Основные понятия | Наречие, признаки наречия |
Образовательные ресурсы | Учебник русского языка, рабочая тетрадь, м/м презентация, карточки. |
Этап урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
#1054;рганизация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. | #1055;риветствие учащихся, #1069;моциональный настрой учащихся, #1055;роверка готовности к уроку | -Ребята, закройте глаза, и мысленно пожелайте друг другу удачи и добра. - Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать учебники русского языка, тетрадь, письменные принадлежности. | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание. |
Пальчиковая гимнастика | #1055;роведение пальчиковой гимнастики | - Прежде чем начать работу, проведем пальчиковую гимнастику: Посмотри скорей вокруг! Что ты видишь, милый друг? Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба-шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. | Ставит перед учащимися целевую задачу, осуществляет показ выполнения пальчиковой гимнастики. | Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности. |
Минутка чистописания | #1054;формление рабочей страницы тетради | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Обратите внимание на число. На написание какой буквы нужно обратить внимание? (двадцатое) - Данное слово является словарным, его написание необходимо запомнить. -Обратите внимание на слово октябрь. В начале пишем букву о. Это словарное слово. -В слове классная пишем удвоенную с. | Обеспечивает усвоение полученной информации. | Самостоятельно выполняют задание; анализируют и сравнивают слова; отвечают на вопросы учителя. Записывают предложение в тетрадь и разбирают его. |
#1059;пр. в написании букв и их соединений | - Чтобы узнать, в написании какой буквы мы будем упражняться, вам нужно отгадать загадку и назвать эту букву. Носорог нашёл носок, Но надеть его не смог. Он к носку попался в плен На картинке с буквой …(Н). - Обратите внимание на доску, перед вами заглавная и строчная буква Н. - Сначала вспомним написание заглавной буквы Н. Обратите внимание, что заглавная буква состоит из таких элементов, как две наклонные с петлей. Расстояние между ними не должно быть слишком большим или слишком маленьким. При написании этой буквы мы используем нижнее соединение. - Теперь рассмотрим написание строчной буквы н. Обратите внимание, что две наклонные должны быть строго параллельны друг другу. А соединение двух прямых должно быть параллельно письменной строке. Обратите внимание, какая ошибка у вас может возникнуть при написании: соединение двух прямых начинается от начала нижней письменной строки (демонстрация возможной ошибки), а должно начинаться от середины первой наклонной (демонстрация правильного написания). - Пропишите в одну строку буквосочетаний заглавной и строчной Н, обращая внимание на соединение букв. - Обратите внимание на то, что расстояние между буквами должно быть одинаковым и не забываем про наклон. | Загадывает загадку; Следит за правильным выполнением задания. | Отгадывают загадку; Упражняются в написании букв и их соединений | |
#1059;пр. в написании безотрывного письма слов (работа с предложением) | - Перед вами слова. (Населяют, национальностей, разных, планету, народы, нашу) Вам нужно восстановить предложение. (Нашу планету населяют народы разных национальностей) - Запишите предложение в тетрадь соблюдая правильное соединение букв. - Произведем разбор данного предложения. - Назовите грамматическую основу этого предложения. (Населяют народы) - Найдите главные члены предложения: Народы – подлежащее, подчеркиваем одной чертой; населяют – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Назовите второстепенные члены предложения: «народы национальностей» - дополнение, подчеркиваем пунктирной линией, «разных» - определение, подчеркиваем волнистой линией. - Дайте характеристику предложению. (повествовательное, распространённое, простое, полное, односоставное, невосклицательное) (Один ученик работает у доски) | Дает целевую установку к выполнению задания; корректирует ответы учащихся | Выполняют задания: производят разбор предложения, работают у доски | |
#1040;ктуализация знаний. Цель: выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения | 1. Словарная работа 2. Беседа | -Ребята, сейчас мы с вами вспомним ранее изученные словарные слова, обратите внимание на слайд. Перед вами загадка, отгадку которой вам необходимо назвать. Нужно здесь купить белет - И объедешь целый свет. Коль богаж на целый пуд, Ждет носильщик, тут как тут. И повсюду - слева, справа Посажирские составы. (Вакзал) -Ребята, заметили ли вы, что в присутствующих в этой загадке словарных словах есть ошибки. Вам нужно найти слова с ошибкой, исправить и записать названные слова через запятую с комментированием. Билет, багаж, пассажирский, вокзал. - Билет – в слове билет ударение падает на 2 слог, на гласную е, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную и. Багаж – в слове багаж 2 слога, ударение падает на 2 слог, на гласную а, в первом слоге необходимо запомнить гласную а. Пассажирский – в слове пассажирский ударение падает на 3 слог, на гласную и, запомнить надо безударные гласные а во 2 и 3 слогах и удвоенную с. Вокзал – в слове вокзал ударение падает на 2 слог, на гласную а, запомнить необходимо написание безударной гласной о во 1 слоге и согласную к. - Молодцы, вы справились с заданием. Посмотрите на записанные словарные слова и скажите, какими частями речи мы можем их назвать? (Существительные: билет, багаж, вокзал; прилагательное: пассажирский) - На какие вопросы отвечают имена существительные? (Кто? Что?) - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какие? Какое?) - А какая часть речи еще вам известна? (Глагол) - На какие вопросы отвечает глагол? (Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделал? И т.д.) -Приведите примеры глаголов. (Ответы детей) | Актуализирует знания учащихся. Повторение изученных словарных слов. | Вспоминают словарные слова, записывают их в тетрадь. |
VI. Целеполагание Цель: | #1042;ведение в тему урока на основе анализа языкового материала Создание проблемной ситуации | - А теперь послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи идет речь? Хорошо и плохо, Мягко и тепло, Весело и славно, Ярко и светло. Сверху или снизу, Близко иль вдали. Все слова знакомы, Нас определи. (Слова на доске) - На какие вопросы отвечают слова? (Как? Где? Когда?) - Предположите, что они обозначают – признак или действие? (Предположения учащихся) - Сделайте вывод, знакома ли нам эта часть речи? (Нет) - Сформулируйте задачу урока? (Знакомство в новой частью речи) - Чтобы узнать, с какой частью речи мы сегодня познакомимся, откройте учебник на стр 73 и прочитайте, как называется. (Наречие) | Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению | Демонстративность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
#1048;зучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала. | #1056;абота по учебнику Упр. 124 #1056;абота с правилом | - Для того, чтобы узнать об этой части речи больше, рассмотрите упр. 124. Прочитайте стихотворение выразительно. - Кто автор этого стихотворения? (Александр Пушкин) - Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? (Ответы детей) - Обратите внимание, что в тексте стихотворения присутствуют два выделенных жирным шрифтом слова. Прочитайте первое слово. (Печальные) - Какая это часть речи? (Прилагательное) Почему? (Потому что отвечает на вопрос какие?) - От какого слова мы задаем вопрос? (От существительного поляны) - Задайте вопрос. (Поляны какие? печальные) - Что обозначает это прилагательное? Признак предмета или признак действия? (Признак предмета) - Напишите в тетради упр.124 и выпишите словосочетание печальные поляны и укажите графически связь главного и зависимого слова. (Один учащийся работает у доски) - Назовите следующее выделенное слово. (Печально) - Рассмотрите образец графического изображения связи главного и зависимого слова. - На какой вопрос отвечает слово печально? От какого слова мы зададим вопрос? (Льет как? печально) - Выпишите в тетрадь этот образец. - Подумайте и скажите, что обозначает эта часть речи? Признак предмета или признак действия? (Признак действия) - Какой частью речи является слово печально. (Наречием) А теперь сделайте вывод, что обозначает наречие? (Признак предмета) - Верно. Проверим наши предположения с помощью прочтения рубрики «Обратите внимание!» - Прочитайте правило на стр. 74. Повторите правило. - Для того, чтобы вам легче было запомнить признаки наречия, вы получите карточки, по которым сможете давать правильные ответы. - А теперь повторите, какими признаками обладает наречие? (Поясняет глагол, обозначает признак предмета, является второстепенным членом предложения) | Обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; | Совершают активные действия, под руководством учителя |
#1056;абота с ММ | - А сейчас мы узнаем еще один интересный признак о наречии. СЛАЙД - Прочитайте словосочетания в столбиках Печальные поляны Льет печально Печальных полян Льют печально Печальная поляна Лила печально - Обратите внимание на первый столбик. Что происходит со словом печальные? (Оно изменяется) Почему? (Изменяется главное слово, поэтому изменяется и зависимое) - Какие грамматические признаки изменяются у прилагательного? (Число, падеж, род) - Посмотрите на наречие печально во втором столбике? Какую особенность мы можем выделит? (Оно не изменяется) - Какой признак добавляется к уже известным? Слайд Это неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания. - Кто сможет назвать все признаки наречия. (Ответы детей) | Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; корректирует неправильные ответы. | Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания. | |
Физминутка. | - А сейчас немного отдохнем. Отдохнём с тобой, дружок. Ставим дружно руки в бок. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо, влево, вправо. Потянулись мы на славу. Сядем тихо, мой дружок, И продолжим наш урок. - А сейчас мы узнаем, какую роль в предложениях выполняют наречия. | Предупреждение утомления учащихся. | Учащиеся выполняют физкультминутку. | |
#1047;акрепление изученного Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний | Упр.126 (Письмо с комментированием) | - Найдите на стр. 74 упр. 126. Перед вами несколько предложений. Наречия выделены жирным шрифтом. Сейчас прочитайте первое предложение. Второй раз прочитайте без выделенного наречия. - Подумайте, какую роль в предложениях выполняют наречия? (Дают дополнительную информацию, уточняют где, когда и как происходит действие) - Запишите в тетради упр. 126. Вам необходимо выписать наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают, рассмотрите образец: (Где?) впереди, (как?) медленно. - Так как наречия первого предложения уже показаны вам в образце, мы начнем работу со второго предложения. Прочитайте второе предложение. Назовите наречие и вопрос, в случае затруднения, опираясь на образец. Я возвращался с охоты вечером. Назовите наречие. (Вечером) От какой части речи мы зададим вопрос. (От глагола) - Задайте вопрос. (Возвращался когда? вечером ) Запишите. По такому же принципу работаем дальше. (Как?) слабо, (как?) жалобно, (как? где?) кругом, (как?) ярко, (как?) налево, (как?) направо, (как?) благополучно, (куда?) вниз. - Перечислите вопросы, на которые отвечает наречие. (Как?, где?, куда, когда?, откуда?) | Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Самостоятельно выполняют задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
IX. Итог урока. Рефлексия Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности | #1059;стный опрос | - С какой новой частью речи мы познакомились? (с наречием) - Перечислите признаки наречия с опорой на карточки. | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, намечают дальнейшие цели деятельности. |
1Выставление оценок #1056;ефлексия. 3. Домашнее задание | - Домашним заданием будет выполнение упр. 127 на стр. 74, и выучить правило на стр.74. - Оценки за урок получают… - Наш урок подошел к концу. - Что у вас получилось? - Что вызвало затруднения? - Запишите домашнее задание. - Мне очень понравилось сегодня с вами работать, вы большие молодцы. До свидания. | С помощью вопросов, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Диктует домашнее задание | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Самостоятельно подводят итоги. Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...