Технологическая карта урока (русский язык 4 кл.)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Русский язык "Наречие как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_4_kl_narechie_kak_chast_rechi.docx73.92 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок русского языка класс 4 «Б» (УМК Школа России)

Тема

Наречие как часть речи.

Педагогическая цель

Формировать представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками наречия и ролью наречия как части речи в нашем языке; развивать мышление.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Знают, что такое наречие; умеют распознавать наречия среди других частей речи.

Личностные результаты

Проявляют интерес к знаниям русского языка.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

- развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

- активное использование речевых средств;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия

Наречие, признаки наречия

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка, рабочая тетрадь, м/м презентация, карточки.

Этап урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

#1054;рганизация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

#1055;риветствие учащихся, #1069;моциональный настрой учащихся, #1055;роверка готовности к уроку

-Ребята, закройте глаза, и мысленно пожелайте друг другу удачи и добра.

- Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать учебники русского языка, тетрадь, письменные принадлежности.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание.

Пальчиковая гимнастика

#1055;роведение пальчиковой гимнастики

- Прежде чем начать работу, проведем пальчиковую гимнастику:

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг?

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Ставит перед учащимися целевую задачу, осуществляет показ выполнения пальчиковой гимнастики.

Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности.

Минутка чистописания

#1054;формление рабочей страницы тетради

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Обратите внимание на число. На написание какой буквы нужно обратить внимание? (двадцатое)

- Данное слово является словарным, его написание необходимо запомнить.

-Обратите внимание на слово октябрь. В начале пишем букву о. Это словарное слово.

-В слове классная пишем удвоенную с.

Обеспечивает усвоение полученной информации.

Самостоятельно выполняют задание;

анализируют и сравнивают слова; отвечают на вопросы учителя. Записывают предложение в тетрадь и разбирают его.

#1059;пр. в написании букв и их соединений

- Чтобы узнать, в написании какой буквы мы будем упражняться, вам нужно отгадать загадку и назвать эту букву.

Носорог нашёл носок,

Но надеть его не смог.

Он к носку попался в плен

На картинке с буквой …(Н).

- Обратите внимание на доску, перед вами заглавная и строчная буква Н.

- Сначала вспомним написание заглавной буквы Н. Обратите внимание, что заглавная буква состоит из таких элементов, как две наклонные с петлей. Расстояние между ними не должно быть слишком большим или слишком маленьким. При написании этой буквы мы используем нижнее соединение.

- Теперь рассмотрим написание строчной буквы н. Обратите внимание, что две наклонные должны быть строго параллельны друг другу. А соединение двух прямых должно быть параллельно письменной строке. Обратите внимание, какая ошибка у вас может возникнуть при написании: соединение двух прямых начинается от начала нижней письменной строки (демонстрация возможной ошибки), а должно начинаться от середины первой наклонной (демонстрация правильного написания).

- Пропишите в одну строку буквосочетаний заглавной и строчной Н,

обращая внимание на соединение букв.

- Обратите внимание на то, что расстояние между буквами должно быть одинаковым и не забываем про наклон.

Загадывает загадку;

Следит за правильным выполнением задания.

Отгадывают загадку;

Упражняются в написании букв и их соединений

#1059;пр. в написании безотрывного письма слов (работа с предложением)

- Перед вами слова. (Населяют, национальностей, разных, планету, народы, нашу) Вам нужно восстановить предложение. (Нашу планету населяют народы разных национальностей)

- Запишите предложение в тетрадь соблюдая правильное соединение букв.

- Произведем разбор данного предложения.

- Назовите грамматическую основу этого предложения. (Населяют народы)

- Найдите главные члены предложения: Народы – подлежащее, подчеркиваем одной чертой; населяют – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Назовите второстепенные члены предложения: «народы национальностей» - дополнение, подчеркиваем пунктирной линией, «разных» - определение, подчеркиваем волнистой линией.

- Дайте характеристику предложению. (повествовательное, распространённое, простое, полное, односоставное, невосклицательное)

(Один ученик работает у доски)

Дает целевую установку к выполнению задания; корректирует ответы учащихся

Выполняют задания: производят разбор предложения, работают у доски

#1040;ктуализация знаний.

Цель: выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения

1. Словарная работа

2. Беседа

-Ребята, сейчас мы с вами вспомним ранее изученные словарные слова, обратите внимание на слайд. Перед вами загадка, отгадку которой вам необходимо назвать.

Нужно здесь купить белет -

И объедешь целый свет.

Коль богаж на целый пуд,

Ждет носильщик, тут как тут.

И повсюду - слева, справа

Посажирские составы.

(Вакзал)

-Ребята, заметили ли вы, что в присутствующих в этой загадке словарных словах есть ошибки. Вам нужно найти слова с ошибкой, исправить и записать названные слова через запятую с комментированием.

Билет, багаж, пассажирский, вокзал.

- Билет – в слове билет ударение падает на 2 слог, на гласную е, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную и.

Багаж – в слове багаж 2 слога, ударение падает на 2 слог, на гласную а, в первом слоге необходимо запомнить гласную а.

Пассажирский – в слове пассажирский ударение падает на 3 слог, на гласную и, запомнить надо безударные гласные а во 2 и 3 слогах и удвоенную с.

Вокзал – в слове вокзал ударение падает на 2 слог, на гласную а, запомнить необходимо написание безударной гласной о во 1 слоге и согласную к.

- Молодцы, вы справились с заданием. Посмотрите на записанные словарные слова и скажите, какими частями речи мы можем их назвать?

(Существительные: билет, багаж, вокзал; прилагательное: пассажирский)

- На какие вопросы отвечают имена существительные? (Кто? Что?)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какие? Какое?)

- А какая часть речи еще вам известна? (Глагол)

- На какие вопросы отвечает глагол? (Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделал? И т.д.)

-Приведите примеры глаголов. (Ответы детей)

Актуализирует знания учащихся.

Повторение изученных словарных слов.

Вспоминают словарные слова, записывают их в тетрадь.

VI. Целеполагание

Цель:

#1042;ведение в тему урока на основе анализа языкового материала

Создание проблемной ситуации

- А теперь послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи идет речь?

Хорошо и плохо,

Мягко и тепло,

Весело и славно,

Ярко и светло.

Сверху или снизу,

Близко иль вдали.

Все слова знакомы,

Нас определи.

(Слова на доске)

- На какие вопросы отвечают слова? (Как? Где? Когда?)

- Предположите, что они обозначают – признак или действие? (Предположения учащихся)

- Сделайте вывод, знакома ли нам эта часть речи? (Нет)

- Сформулируйте задачу урока? (Знакомство в новой частью речи)

- Чтобы узнать, с какой частью речи мы сегодня познакомимся, откройте учебник на стр 73 и прочитайте, как называется. (Наречие)

Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению

Демонстративность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

#1048;зучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала.

#1056;абота по учебнику

Упр. 124

#1056;абота с правилом

- Для того, чтобы узнать об этой части речи больше, рассмотрите упр. 124. Прочитайте стихотворение выразительно.

- Кто автор этого стихотворения? (Александр Пушкин)

- Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? (Ответы детей)

- Обратите внимание, что в тексте стихотворения присутствуют два выделенных жирным шрифтом слова. Прочитайте первое слово. (Печальные)

- Какая это часть речи? (Прилагательное) Почему? (Потому что отвечает на вопрос какие?)

- От какого слова мы задаем вопрос? (От существительного поляны)

- Задайте вопрос. (Поляны какие? печальные)

- Что обозначает это прилагательное? Признак предмета или признак действия? (Признак предмета)

- Напишите в тетради упр.124 и выпишите словосочетание печальные поляны и укажите графически связь главного и зависимого слова.

(Один учащийся работает у доски)

- Назовите следующее выделенное слово. (Печально)

- Рассмотрите образец графического изображения связи главного и зависимого слова.

- На какой вопрос отвечает слово печально? От какого слова мы зададим вопрос? (Льет как? печально)

- Выпишите в тетрадь этот образец.

- Подумайте и скажите, что обозначает эта часть речи? Признак предмета или признак действия? (Признак действия)

- Какой частью речи является слово печально. (Наречием) А теперь сделайте вывод, что обозначает наречие? (Признак предмета)

- Верно. Проверим наши предположения с помощью прочтения рубрики «Обратите внимание!»

- Прочитайте правило на стр. 74. Повторите правило.

- Для того, чтобы вам легче было запомнить признаки наречия, вы получите карточки, по которым сможете давать правильные ответы.

- А теперь повторите, какими признаками обладает наречие? (Поясняет глагол, обозначает признак предмета, является второстепенным членом предложения)

Обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;

Совершают активные действия, под руководством учителя

#1056;абота с ММ

- А сейчас мы узнаем еще один интересный признак о наречии.

СЛАЙД

- Прочитайте словосочетания в столбиках

Печальные поляны Льет печально

Печальных полян Льют печально

Печальная поляна Лила печально

- Обратите внимание на первый столбик. Что происходит со словом печальные? (Оно изменяется) Почему? (Изменяется главное слово, поэтому изменяется и зависимое)

- Какие грамматические признаки изменяются у прилагательного? (Число, падеж, род)

- Посмотрите на наречие печально во втором столбике? Какую особенность мы можем выделит? (Оно не изменяется)

- Какой признак добавляется к уже известным?

Слайд Это неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания.

- Кто сможет назвать все признаки наречия. (Ответы детей)

Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; корректирует неправильные ответы.

Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания.

Физминутка.

- А сейчас немного отдохнем.

Отдохнём с тобой, дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

- А сейчас мы узнаем, какую роль в предложениях выполняют наречия.

Предупреждение утомления учащихся.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

#1047;акрепление изученного

Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний

Упр.126 (Письмо с комментированием)

- Найдите на стр. 74 упр. 126. Перед вами несколько предложений. Наречия выделены жирным шрифтом. Сейчас прочитайте первое предложение. Второй раз прочитайте без выделенного наречия.

- Подумайте, какую роль в предложениях выполняют наречия? (Дают дополнительную информацию, уточняют где, когда и как происходит действие)

- Запишите в тетради упр. 126. Вам необходимо выписать наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают, рассмотрите образец: (Где?) впереди, (как?) медленно.

- Так как наречия первого предложения уже показаны вам в образце, мы начнем работу со второго предложения. Прочитайте второе предложение. Назовите наречие и вопрос, в случае затруднения, опираясь на образец.

Я возвращался с охоты вечером. Назовите наречие. (Вечером) От какой части речи мы зададим вопрос. (От глагола)

- Задайте вопрос. (Возвращался когда? вечером ) Запишите. По такому же принципу работаем дальше.

(Как?) слабо, (как?) жалобно, (как? где?) кругом, (как?) ярко, (как?) налево, (как?) направо, (как?) благополучно, (куда?) вниз.

- Перечислите вопросы, на которые отвечает наречие. (Как?, где?, куда, когда?, откуда?)

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельно выполняют задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

IX. Итог урока. Рефлексия

Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности

#1059;стный опрос

- С какой новой частью речи мы познакомились? (с наречием)

- Перечислите признаки наречия с опорой на карточки.

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, намечают дальнейшие цели деятельности.

1Выставление оценок

#1056;ефлексия.

3. Домашнее задание

- Домашним заданием будет выполнение упр. 127 на стр. 74, и выучить правило на стр.74.

- Оценки за урок получают…

- Наш урок подошел к концу.

- Что у вас получилось?

- Что вызвало затруднения?

- Запишите домашнее задание.

- Мне очень понравилось сегодня с вами работать, вы большие молодцы. До свидания.

С помощью вопросов, побуждает учеников к высказыванию своего мнения.

Диктует домашнее задание

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Самостоятельно подводят итоги. Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...