Урок математики в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме «Единицы массы. Грамм».
методическая разработка по математике (3 класс)
Урок изучения нового материала проводится по программе «Школа России», сопровождается презентацией. Знакомство с новой единицей измерения – граммом – происходит в процессе практической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 20.99 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.3 МБ |
prilozhenie.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме «Единицы массы. Грамм».
Цель:
1. Ввести новую единицу измерения массы – грамм.
2. Познакомить с соотношением между граммом и килограммом.
Задачи:
1. Образовательные:
- ознакомление с новой единицей измерения в процессе практической работы
- совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи с новой единицей массы.
- обобщить знания, полученные в результате проектной деятельности по теме: «Наследие Древнего мира. Весы. Мера веса.»
- формирование умения выделять из предложенного учебного материала информацию о единицах измерения.
2. Развивающие:
- создавать условия для развития устной речи уч-ся, мышления, памяти, воображения.
- развивать адекватную самооценку.
3. Воспитывающие:
- воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за мировые и национальные достижения в создании системы мер и весов.
Литература:
1. Моро М.И. Учебник «Математика. 3 класс».
2. Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 3 класс».
3. Уткина Н.Г. Дидактический материал по математике 3 класс (1-4).
4. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
5.Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма. Статья Резиной Л.В., учителя математики, помещённая на сайте «Фестиваль педагогических идей»
Оборудование:
У учителя: компьютер, презентация (Приложение 1), весы, пакет сахара массой 1 кг, гиря массой 1 кг, 500г, 200г, 100г, 1г.
У детей: учебник, тетрадь, лабораторные весы с комплектом гирь, рис, монета в 1 копейку советского образца, карточки с задачами, таблица «Толстые и тонкие вопросы».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вызов.
1)Мотивационная функция.
- Сегодняшний урок мы начнём с того, что вспомним всё, что нам известно по теме «Величина». (Слайд 1)
- Назовите (напишите на листочек) все слова, которые у вас ассоциируются с этим словом. (Слайд 2)
- Как можно сгруппировать между собой эти понятия? (Слайд 3)
2) Информационная функция.
- Величин изучено много, а какая величина была предметом нашего внимания в течение месячной работы над проектом «Наследие древнего мира»? (Масса)
- Какой меркой мы пользуемся для измерения массы? (кг)
- Как мы определяем массу предметов? (Взвешиванием на весах)
- История развития весов насчитывает много веков.
- Когда появились первые весы? (В древнем Египте более 2000 лет до н.э.)
- Как они выглядели, нам теперь хорошо известно, а как называются эти весы? (Пружинные, бытовые)
- Определим массу пакета сахара. Кто это может сделать?
- Чему она равна? (1 кг)
- Как узнали? (Поставили на весы и посмотрели, сколько кг помещается в этом предмете)
3)Коммуникационная функция.
- А теперь посмотрите на экран. (Слайд 4) Что вы можете сказать о массе курицы? (Больше 1 кг, но меньше 2 кг)
- А можно ли точно определить массу курицы? (Нет)
- Почему?
- Какая нужна единица измерения – больше или меньше килограмма?
- Кто знает, как называется единица массы меньше килограмма? (Грамм)
- Назовите тему нашего урока. (Единица массы. Грамм) Выставляется карточка со словом ГРАММ.
3.Осмысление.
1)Информационная функция.
- Слово грамм сокращается буквой г.
- У меня сегодня на уроке много гирек, а я вам покажу гирьку в 1 грамм.
- Как по-вашему, много это или мало?
- Сейчас вы сами сможете это проверить, используя весы и гири у вас на партах.
- Перед вами лабораторные весы из кабинета физики.
- Как они называются? (Чашечные)
- Кто знает, как определять массу предметов на таких весах? (Ответы)
- На левую чашу кладут предметы для взвешивания, а на правую ставят гирьки. Массу предметов до 5 граммов мы будем определять по шкале с помощью передвижной гирьки. А если масса больше 5 граммов, то нам понадобятся гирьки из набора.
- Мы сейчас узнаем, сколько крупинок риса составляет 1 грамм.
- Возьмите монетку в 1 коп и определите её массу (1 г)
- Теперь вам легко представить массу гири в 1 грамм.
(Рассказ про медные монеты, про то, что их взвешивали, а не считали. )
2)Систематизационная функция.
- Теперь вы поработаете в парах. Определите массу конфет, лежащих у вас на столах, и составьте устно задачу. (Проверка).
- А теперь давайте определим массу гирек, стоящих у меня на столе. Если стрелка весов упала на число 500, то чему равна масса гири? (Аналогично 200, 100, 1кг.)
- Посмотрите, а сколько граммов помещается в 1 кг?
- Как определил?
- Сколько же надо взять маленьких граммов, чтобы получить килограмм?
- Какое равенство между кг и г можно записать? (Карточка 1КГ=1000 Г)
3)мотивационная функция.
- Что взвешивают в граммах?
- А где можно использовать гири в 1, 2, 5 граммов, ведь в магазинах и на рынке таких гирь нет? (В аптеках)
- А как назывались единицы массы в прошлом?
Старинные меры веса нашли своё отражение в русских народных пословицах. Кто их запомнил?
А теперь заполним таблицу (Приложение 2) «Тонкие и толстые вопросы», отразив в ней нашу тему сегодняшнего урока. Задайте по 2 вопроса в каждой графе (Слайд5)
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
- Давайте теперь вернёмся к кластеру и внесём изменения, дополнения, исправим ошибки (работа проводится фронтально). (Слайд 6,7)
Физминутка.
4. Рефлексия.
1)Коммуникационная функция.
- А теперь поработаем в учебнике на с.48.
- Найдите у красной черты информацию о разнообразии гирь, рассмотрите внимательно как составлен каждый столбик. Какую закономерность вы здесь увидели? Как изменяется масса гирь в столбиках?
- Используя эту информацию, выполните в тетрадях №1на этой странице и ответьте на вопросы этого номера, записав выражения. Старайтесь, чтобы масса гирь, по возможности, не повторялась.
(7=2+5
80=50+20+10
300=100+200
600=500+100
745=200+500+20+20+5
900=500+200+200)
- А теперь поработаем в парах и выполним работу на карточках. Ответы можно записать прямо на листочках.
- Давайте проверим. (Слайд 8,9,10)
(700+200+100=1000, 4кг800г+200г=5кг, 100+200+200+500=1000)
2) Мотивационная функция.
- Решим задачу с использованием новых знаний.
Учебник с.48 №2.
- Прочитайте задачу. О чём говорится в задаче? Что говорится? Запишем кратко (запись на доске):
ПЕЧЕНЬЕ – 2 п. по 200г
ЧАЙ – 2 п. по 50г
Вопрос будем формулировать по колонкам:
1 колонка. Задача должна решаться сложением; (200×2+50×2=500г)
2 колонка. Задача должна решаться вычитанием;(200×2-50×2=300г)
3 колонка. Задача должна решаться делением; (200×2:50×2=4 раза )
Проверка у доски. Вызвать сразу 3 человек, они записывают решение, формулируют вопрос.
Домашнее задание.
Учебник с. 48 №3,4
3) Информационная функция.
- В заключении составим «синквейн» на листочках.
- Назовите тему урока одним словом. (Грамм)
- Назовите два прилагательных, которые характеризуют грамм. (Маленький, лёгкий, нужный, необходимый, )
- Назовите три действия, которые можно выполнять с граммом. (Взвешивать, сравнивать, уточнять, вычитать, умножать, делить, складывать)
- Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока. (Грамм – мелкая единица массы. В граммах взвешивают маленькие предметы.)
- Как иначе можно назвать грамм. (Копейка, золотник, карат)
4) Оценочная функция.
- Оцените сегодняшний урок на шкале самооценки по двум параметрам: насколько понравился вам урок, ваша работа на нём.
5. Орг. конец.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
измерить величина сравнить время стоимость масса - + : × см м дм мм сек час мин год мес нед см² коп кг площадь руб дм² м² длина
руб коп кг см мм дм м см² дм² м² сек мин час сут нед мес год арифм.действ. стоимость длина сравниват ь измерять время масса площадь ВЕЛИЧИНА
Толстые вопросы дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... Тонкие вопросы кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно...
руб коп кг см мм дм м см² дм² м² сек мин час сут нед мес год арифм.действ. стоимость длина сравниват ь измерять время масса площадь ВЕЛИЧИНА
руб коп кг см мм дм м см² дм² м² сек мин час сут нед мес год арифм.действ. стоимость длина сравниват ь измерять время масса площадь ВЕЛИЧИНА
700
4кг800г 5кг
200 200 100
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Единицы времени" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления"
Урок математики в 4 классе по учебнику А.Моро по теме "Единицы времени" с испорльзованием технологии РКМ...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления. 2 класс Тема «Какими бывают горы» по учебнику О. Т. Поглазова.
Цель урока : развитие критического мышления, участие в проектной деятельности Задачи: ввести понятие горы, горные хребты, познакомить с основным и частями гор, виды гор по высоте, участие в проект...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему«Андрей Платонов&la...