Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка является неотъемлемой частью работы учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело» К.Д.Ушинский
Умения учащихся можно распределить на три группы: 1.Поиск и извлечение информации Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте. 2. Интерпретация и преобразование Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе выводы и оценочные суждения. 3.Оценка и критическое мышление Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыт а.
Приём «Кластер» Кластер является приёмом графической систематизации материала. Приём «Опорный конспект» Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. Приём «Мозаика». Сложение целого текста из частей.
Дифференциальный алгоритм чтения как способ обучения письменного сжатия текста Дифференциальный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма – выделение основного смысла текста или его отрезка. Необходимость использования алгоритма обусловлена избыточностью информации.
Дифференциальный алгоритм чтения содержит следующие блоки: выделение ключевых слов в каждом абзаце текста; составление смысловых рядов; выявление доминанты.
Выделение ключевых слов При выделении ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста должны знать, что - ключевые слова обозначают признак предмета, состояние или действие. - к ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения
Составление смысловых рядов Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. На этом этапе текст подвергается сжатию – количественному преобразованию.
Выявление доминанты Доминанта – это основное значение (главная мысль) текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды.
Осваивая технику дифференциального алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках 3 раза: При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова . Второе чтение – построение смысловых рядов , которые удобнее записывать на отдельном листочке. В третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых формулируется доминанта как главная мысль текста .
Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритма при обучении письменному сжатию текста организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем не исключает творческого толкования текста, допускает некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели.
Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. На аллее я увидал воробышка. Молодой воробей выпал из гнезда. Он не умел летать и сидел неподвижно. Собака, раскрыв пасть, медленно приближалась к птенцу. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он с жалким писком прыгнул к зубастой пасти. Громко пищал и дрожал от страха. Воробей заслонял собой воробышка. Воробей жертвовал собой! Он героически спасал своё детище! Собака остановилась и отступила. 63 слова
Сжатое изложение. Старый воробей Ключевые слова Смысловые ряды
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» И.Г.Песталоцци
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Формирование орфографической грамотности - одна из трудных задач, решаемых в школе. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, знакомясь с орфографиче...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматирваются вопросы:1. Читательская грамотность как планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.2. Формирование читательской грамотности младших...
презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе"
Рассматриваются приёмы формирования функциональной грамотности...
Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира как основа успешного обучения
Выступление на районном семинаре для учителей начальной школы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира средствами инновационных мето...
«Технология многомерных дидактических инструментов для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе»
Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать со...
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе (План и конспект урока)
ТЕМА: «Введение лексики по теме «Дом»Класс: 4. Урок по КТП №18.УМК: «Rainbow English» О. В. Афанасьева, И. В. МихееваТип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: фо...