МАЛЕНЬКИЕ ПРИЕМЫ БОЛЬШОГО УСПЕХА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА
материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Плисюк Ирина Николаевна

Мастер - класс по формированию грамотного письма младших школьников. Знакомство с приемами работы над проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Прежде чем научить  ученика выполнять работу над ошибками, в первую очередь,  он должен уметь определять "имя орфограммы". Познакомлю с алгоритмом работы "Узнай имя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАЛЕНЬКИЕ ПРИЕМЫ БОЛЬШОГО УСПЕХА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

Из опыта работы

 Человек, выросший в Советском Союзе, привык доверять печатному слову, особенно в плане правописания. Все, что выходило в печать огромной страны неоднократно проходило через руки корректоров и редакторов, не оставляя ошибкам даже маленького шанса. Право на жизнь имела только редкая опечатка.

     Но с распадом Советского Союза началось распространение неграмотности. Сначала ошибка была редкой гостьей печатных изданий, но постепенно обычная грамотность ушла в глухую оборону, и наши улицы запестрели плакатами и объявлениями с множеством ошибок. СЛАЙД.

Главная причина этого явление – снижение контроля над СМИ, а также больше количество самих средств массовой информации, развитие Интернет-пространства. Глядя на это правописание, так и хочется сказать, «Эх, надо было в школе лучше учиться!».

Слайд 2

Перед вами на слайде буквы.

- Какие мысли приходят вам в голову при виде этих букв? (а, о, е, и, я; б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с)

(- орфограммы корня; эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова)

- Правильно, эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова, в основных тринадцати орфограммах начальной школы.

Наш мастер класс будет полезен  молодых педагогам, но, а опытным педагогам будет есть,  что вспомнить потому что, мы думаем каждый  стажист работал над такой темой  самообразования как  «Развитие орфографической зоркости». И мы расскажем вам о маленьких приемах большого успеха.

СЛАЙД 3 ТЕМА

СЛАЙД 4. Выработка орфографического  навыка.

Что значит выработать орфографический навык?.  

-   умение   находить орфограммы;

- умение устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу;

-      умение  применять правило (правильно выполнять алгоритм решения);

-       осуществлять орфографический самоконтроль.

Безударная гласная, проверяемая ударением - одна из самых распространенных ошибок.

Рассмотрим несколько приемов   работы с этой орфограммой.

СЛАЙД 5

 Приём “Одиночное плавание под орфографическим парусом”.

- Парус - это листы бумаги у вас на партах.

- “Одиночное плавание” - это словарный диктант.

Разговаривать нельзя - плавание одиночное, к соседу повернёшься плот перевернётся, а море и без того штормит.

- За работу.

- Я буду диктовать по одному слову, а вы должны писать слова в столбик, и каждый раз сворачивать (загибать листок) ровно на одно слово.

- Мастер командует - Готовы?

- Поплыли! СЛОВА для диктовки)

Волны становятся меньше.

- Море стихает.

- “Поднять паруса!”

- Разворачиваем листки, открывая по слову.

- Начинаем с последнего.

- Проверка.

1 вариант и 2 вариант.

- Найдите букву -и- в 1 слоге, нашли обвели в кружок. Не нашли - придётся проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую, Насквозь. Парус развернули. У кого сколько дырок? Расстроенных нет: одни дети рады, что ни одной, другие - что их вон сколько!

 А дома придётся парус “штопать” (делать работу над ошибками), так как в идеале эту работу нужно проводить ежедневно перед выполнением домашней работы. Важно все слова с ошибками выписывать  в столбик. И ученик начинает работать над каждым словом. И здесь должен быть выработан навык узнавание орфограммы. Эта работа должна вестись  с 1-2  класса.

Условиями формирования орфографических навыков являются:

а)     умение различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные;

б)    умение соотносить написание и произношение слова, устанавливая сходство и различие;

в)     умение разбирать слова по составу;

г)     умение подбирать однокоренные слова;

д)    умение изменять форму слова.

Чтобы ученик смог поработать над ошибкой, допущенной в слове, он должен знать «имя орфограммы». Формирование  этого навыка я провожу  по определенному алгоритму. (Приложение_  

СЛАЙД 6  - алгоритм. 

 Ученики, как правило, не очень любят этот вид деятельности, но без кропотливой работы здесь не обойтись. Необходимо приучить детей выполнять эту работу постоянно. Работа над ошибками может занимать не только фрагмент урока. Иногда такой работе уделяю целый урок. Обычно это уроки, следующие за диктантами, изложениями, сочинениями. Предлагаю еще один прием (индивидуальная работа)

 «Письмо ученому соседу». (Приложение 1)

Этот вид работы был описан в журнале «Русский язык» №5 за 1999 год.. Цель работы – развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.

Учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме. В письме “учёный сосед” должен вставить пропущенные орфограммы. Схема письма следующая:

Как показывает опыт, эти задания вызывают интерес у учащихся и привлекают их внимание к работе над ошибками.

СЛАЙД   7  Работа над  непроверяемыми орфограммами.

 Первый приём “Словарная стена”.

- Прорабатываем словарное слово. Вывешиваем  карточку со словарным словом на стенке.                                                          

Стены постепенно покрываются своеобразными обоями. Неделю слова висят, а ребята их “обживают”, рассматривают, “иллюстрируют”. Наступает момент, который называется “Стенка”. Ребятам дают несколько минут для “фотографирования”.

Затем учитель снимает слово со стены, все проговаривают его хором по слогам. Когда все слова сняты, проводим словарный диктант. Затем идёт проверка. Учитель показывает листы со словами, а дети сверяют написанное. Если ошибку в слове никто не сделал, слово отправляют “на пенсию”. Пусть отдохнёт. Если есть ошибка, хоть у одного ученика, несчастное слово возвращают на работу , на стенку.

(При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя).

Давайте попробуем сделать подобную стену (педагоги в группах придумывают визуальный “секрет” запоминания словарного слова, и, оформив их на карточках, помещают на “словарной стене”.

СЛАЙД 8   На  ряду можно « словарную работу» проводить совместно с работой над развитием речи. Например, вместо предложений вспоминать и записывать под диктовку пословицы и поговорки, фразеологизмы. А сейчас давайте поиграем.

Я называю известную русскую пословицу, составленную из антонимов, а вы отгадываете, что это за пословица. Причем, в оригинале каждой пословицы есть словарное слово.

1.Отдых не кошка, в дом не загонишь

(Работа – не волк, в лес не убежит)

2.Что стерто ластиком, можно восстановить пилой

(Что написано пером, не вырубишь топором)

3.Отдых умных ненавидит

(Работа дураков любит)

4.Кошка мяукает, тишина сохраняет ее мяуканье

(Собака лает, ветер носит)

5. Никакой фрукт  не созревает своевременно

 (Всякому овощу – свое время)

6.  И кошка голодная, и  мышка съедена

 (И волки сыты, и овцы целы)

7. Будешь невежественным, надолго сохранишь молодость

(Будешь много знать, скоро состаришься)

8. В солнечный полдень воскресенья

(После дождичка в четверг)

9. Павлину прозу  не читают

(Соловья баснями не кормят)

Следующий приём “Чепушина”.

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д - девочка

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Используя этот приём мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым. Идёт развитие творческих способностей.

- Я вам предлагаю слово (орфография)

На столах лежат листочки, словари (можно ими воспользоваться). Дети тоже пользуются словарями.

СЛАЙД 7. Таким образом, использование разнообразных методов, приёмов, упражнений в работе над формированием орфографической зоркости активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатством родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

Главное – это заинтересованность, желание освоить различные методики, поиск наиболее эффективных методов обучения, стремление овладеть педагогическим мастерством, чтобы дети учились с желанием и видели результаты своего труда.

ГРАМОТНЫМ  БЫТЬ  МОДНО!

Спасибо за внимание!!!

Приложение 1.

Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под..лит..ся с тобой _____________, потому что п..лучил ____. А ошибок всего ______.

Ты зна…ш.., оказывается, слово _______________пишет…ся с буквой ____, так как ___________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово __________пиш..т..ся через ______, потому что _________________. А ещё я д…пустил ошибку в слове _______, но теперь я запомнил, что _______________. Предст..вляеш…, такое пр..стое слово, как _________я написал с ошибкой из(за) собственной невн..мательности Интересно, что , когда писал, сомн..вался в написании.. слова ____________, зато в следующий раз я ни на минуту ( не) усомнюсь и воспользуюсь правилом _________________. Несколько ошибок я д..пустил на правило ____________. А слова _________________ мне следует запомнить. Правда, правило о ___________я ещё (не) изучил, поэтому и слово _______________написал неправильно.

Думаю, что в следующ… работе я учту все зам..чания и нап..ишу её на ______.

А теперь, мой друг, я пр..щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будет полезно и тебе. Но если вдруг я д..пустил ошибку, я об..зательно её проанализирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат..ся, и считаю, что не стыдно ( не ) знать, но стыдно ( не ) учит..ся.

Приложение 2

      Узнай «имя орфограммы»

1.                                 Гласный ?                                                                                                        

2. Ударный      /  Безударный

                                     

                  3.    Часть слова  

             

 Запомн.        3  способа                            нет                 сущ.    

                                                               глаг.  

Алгоритм

                                                                                               

.                              

                                 1.   Согласный ?

2. Парный согласный               Непроизносимый. согласный

                                           3. Часть слова

                                    

           Запомни                          3 способа

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

В этой работе даются рекомендации по приёмам работы над безударной гласной....

Презентация "Формирование грамотного письма младших школьников"

В данной работе  рассказывается об  эффективных  способах  формирования орфографической зоркости  и описывается  система орфографических упражнений для её выработки. Пред...

Формирование грамотного письма младших школьников на этапе обучения грамоте.

Заниматься этой проблемой меня заставляет в современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие всё более основательно, и обоснованно с...

Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

Предупреждение нарушений письменной речи: приемы формирования грамотного письма у первоклассников

Формирование грамотного письма, развитие орфографической зоркости - важнейшая задача  обучения в начальном звене, и начинать это работу необходимо как можно раньше, уже в первом классе....

Профилактика дизорфографии. Приемы формирования грамотного письма у младших школьников на логопедических занятиях.

      В статье  анализируются причины  "невнимательного письма"  у детей, приводящие  к дизорфографии. В  коррекционной работе первостепенное з...