Формирование грамотного письма младших школьников на этапе обучения грамоте.
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Ширманова Елена Анатольевна

Заниматься этой проблемой меня заставляет в современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие всё более основательно, и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в школьном обучении к функциям языка как средству общения, познания окружающего мира, а также саморазвития ученика как личности со своими интересами, потребностями их осуществить. Язык для ученика уже на начальной ступени обучения выступает не только как важнейшее средство общения людей, но и как возможность познания окружающего мира, речевого и умственного развития человека, взаимовлияния людей друг на друга, эстетического и нравственного воспитания. Вместе с тем язык представляет для школьника и средство познания самого себя как социального субъекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._posobie.rar49.45 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2

Методическое пособие

«Формирование грамотного письма

младших школьников

на этапе обучения грамоте»

Составитель: Е. А. Ширманова

                                                      C:\Users\Елена\Documents\1 сентября\дети\=-0ор.jpg

г. Малоярославец

План:

1. Язык как средство общения людей и возможность познания окружающего мира, речевого и умственного развития:

      а)        языковое образование как результат учебно-познавательной деятельности;

      б)        язык как средство общения.

2.        Уровень подготовки детей к школе.

    Деление класса на группы.

  1. Учебник « Русская азбука» В.Г.Горецкого.
  2. Этапы обучения грамоте.
  3. Принципы обучения чтению и письму.
  4. Виды деятельности на уроках обучения грамоте.
  5. Обучение чтению и письму.

    а)        упражнения для развития фонематического слуха;

    б)        самодиктант;

    в)        проговаривание;

    г)        организация проверки письменных работ учащихся;

    д)        трудности в произношении и написании;

    е)        применение двусторонних карточек;

    ж)        дифференцированная работа заданий по карточкам с
        нарастающей степенью трудности.

  1. Урок, осуществляемый средствами субъективизации.
  2. Выводы.
  3. Практическая  часть.

Введение.

Тема моего методического пособия  « Формирование грамотного письма младших школьников на этапе обучения грамоте».

Заниматься этой проблемой меня заставляет в современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие всё более основательно, и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в школьном обучении к функциям языка как средству общения, познания окружающего мира, а также саморазвития ученика как личности со своими интересами, потребностями их осуществить. Язык для ученика уже на начальной ступени обучения выступает не только как важнейшее средство общения людей, но и как возможность познания окружающего мира, речевого и умственного развития человека, взаимовлияния людей друг на друга, эстетического и нравственного воспитания. Вместе с тем язык представляет для школьника и средство познания самого себя как социального субъекта.

Если характеризовать языковое образование как результат учебно-познавательной деятельности, то под ним, по всей вероятности, следует понимать определённый уровень владения языком, который определяется совокупностью показателей, в частности, готовность учащихся решать практические   задачи (грамматические, орфографические, лексико-стилистические, коммуникативные и т.п.) в учебных ситуациях и применять знания по языку и речеведению в жизненных условиях речевого общения.

Во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребёнка и психологии речевой деятельности, во- вторых, тем, что в методике обучения родному языку на смену грамматическому направлению постепенно, но уверенно приходит коммуникативное, где на первое место ставится обучение русскому языку как средству общения, речевой деятельности, языковой коммуникации или, также желание видеть своих учеников людьми, которые не затрудняются в выборе речевой реакции, адекватной возникшей ситуации общения, могут свободно выразить свою мысль в слове, самостоятельно рассуждать.

Овладение речью на родном языке сложный и длительный процесс   основы которого закладываются ещё в дошкольном возрасте. Но особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми 6-10 летнем возрасте, когда появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорить много и охотно, когда у него пробуждается потребность говорить правильно, когда он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении «языковому существованию» (А.К.Маркова). Этот период обучения очень важен, ведь положительный результат буден виден только в том случае, если предшествовала « долгая, кропотливая робота учителя и учащихся».   (Львов.)

Уровень подготовки детей к школе.

К моменту поступления в школу ребёнок является субъектом разнообразных видов и форм деятельности. К концу дошкольного возраста у него формируется потребность в реализации себя как субъекта и в расширении сферы этой реализации. Именно эта потребность определяет в первую очередь степень готовности ребёнка к школьному обучению, но дети, поступающие в 1 класс, имеют разный уровень подготовки к школе. Зависит это от многих причин:

  • состояния здоровья ребёнка;
  • особенности его раннего развития;
  • степени функциональной зрелости организма?
  • характера внутрисемейных отношений;
  • условий воспитания в семье и др.

Одни дети в свои 6-7 лет знают наизусть много стихотворений и сказок, другие - не знают ни одного стихотворения; одни свободно читают целыми словами, другие - не знают - знают отдельные буквы.

И вот таких различных деток мы чаще всего сажаем в один класс, учим по одним и тем же программам и учебникам и в конце учебного у года проверяем знания и умения по одним и тем же проверочным работам.

В своём классе я провела собеседование и по его итогам разделила ребят на три группы:

  • Первая группа - дети, читающие целыми словами.
  • Вторая группа - дети, обладающие плавным слоговым чтением.
  • Третья группа - дети, у которых чтение слабо-отрывистое слоговое и даже побуквенное.

Учебник « Русская азбука» В.Г.Горецкого.

В соответствии с учебной программой в 1 классе четырёхлетней

начальной школы обучаю грамоте по учебнику « Русская азбука»

В.Г.Горецкого.

В основе «Русской азбуки» лежит современная аналитико-синтетическая система обучения грамоте, имеющая отчётливо воспитывающую и развивающую направленность. Она предполагает использование основных методов обучения, известных современной дидактике, нацелена на интенсивное интеллектуальное и речевое развитие детей и высокий уровень осознанности ими своего чтения и речи.

«Русская азбука» - это учебник для первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития, умениями читать и писать. В этом одна из особенностей учебника и его отличие от вышедших ранее

«Азбук». Материалы (тексты) для учеников, умеющих читать, знающих алфавит, встречаются уже на странице 24, при изучении буквы А, и обозначены звёздочкой.

Все рисунки, вся графика, всё « живописное поле» « Русской азбуки» выполнено одним художником С.Р.Ковалёвым, за спиной которого богатый опыт иллюстрирования детских книг. Это позволило избежать стилистической пестроты иллюстраций. Дополняя тексты, они достаточно широко и многообразно отражают окружающую действительность, служат источником познания детьми жизни.

Этапы обучения грамоте.

Весь период обучения грамоте складывается из трёх основных этапов:

I - подготовительного, состоящего из двух ступеней:

 1) безбуквенной (14 уроков);

 2) пяти гласных букв (10 уроков).

II        - основного, букварного - 120 уроков;

III        - послебукварного - 18 уроков.

Завершающим этапом в изучении курса родного языка в 1 классе четырёхлетней начальной школы (в качестве составных частей этого центрального курса начальной школы выступают « обучение грамоте и развитие речи», « чтение и развитие речи», « грамматика, правописание и развитие речи») является небольшой по объёму и отводимому для его прохождения времени курс « Русский язык 1» (40 уроков). Назначение этого курса - обобщить, углубить, закрепить и усовершенствовать наиболее значимое, что изучали первоклассники при овладении грамотой.

Итак, обучение грамоте вводит детей в новую для них область - изучение родного языка. А это всё - и дальнейшее развитие, и совершенствование тех устных видов речевой деятельности - слушания и говорения, - которыми дети уже овладели до поступления в школу. Это и освоение новых для ребёнка письменных видов речевой деятельности - чтения и письма.

В процессе исторического развития и становления системы народного образования возникало и сходило со сцены немало разных подходов и способов обучения грамоте, пока господствующее положение не заняла звуковая аналитико-синтетическая система, открывавшая большие возможности наиболее полно учитывать специфику овладения ребёнком письменных видов речевой деятельности, тесно связывать обучение первоначальному чтению и письму с интеллектуальным развитием и нравственным воспитанием школьника, привлекать к организации обучения многое из того, что открыто современной дидактикой, - ведущие принципы, и методы обучения, и т. д.

Принципы обучения чтению и письму.

Для того чтобы выбрать адекватный способ обучения чтению и письму, необходимо прежде всего опираться на особенности графической системы изучаемого языка.

В русском языке единицей, служащей для различения слов, является фонема. Надо знать всего несколько десятков фонем, чтобы научиться читать и писать. И адекватным методом будет звукобуквенный аналитико-синтетический метод обучения.

Виды деятельности на уроках обучения грамоте.

К основным видам деятельности с использованием письменной речи относятся чтение, написание диктанта (или самодиктанта),

списывание.

Чтение - это установление слухового образа на основании его зрительного образа - процедура перекодирования одного знака в другой. Для установления этого соотношения ученик опирается на способность к абстрагированию, правильную артикуляцию, развитый фонематический слух, знание знаков-букв, мелкую моторику руки.

Списывание - это синтетический вид деятельности, в котором сочетаются чтение с письмом под самодиктовку. Таким образом, при списывании требуется весь комплекс психологических образований и психофизиологических функций, необходимых для чтения и диктанта.

Анализ основных видов деятельности с использованием письменной речи приводит к следующим методическим выводам.

Для продуктивного обучения детей чтению, письму под диктовку и списыванию необходимо:

  1. научить детей устанавливать последовательность звуков в словах на
    основе их дифференциации;
  2. развивать у них способность к перекодированию одних знаков на
    другие;

3)        строить обучение чтению и письму в соответствии с уровнем
готовности ребёнка к обучению русскому языку.

Обучение чтению и письму.

Для того чтобы снять у детей потенциальные трудности в усвоении учебного материала, надо позаботиться о развитии у них соответствующих образований.

Для этого провожу задания на несловесном материале. Их отличает многофункциональность. Все они способствуют: формированию основных компонентов учебной деятельности (восприятия задания, выбора средств для его выполнения в соответствии с поставленной целью, контроля и в случае необходимости коррекции сделанного); развитию мыслительных механизмов (анализа, синтеза, обобщения); Развитию психофизиологических функций (слухового, зрительного анализаторов, мелких мышц руки, пространственной, временной и количественной ориентации, столь важной для письма любых знаков). Снимая трудности работы со словесным материалом, такие задания вызывают у учащихся положительное отношение к учебной деятельности, формируют самостоятельность, организованность и необходимый темп деятельности.

Несмотря на многофункциональность приведённых ниже заданий, в каждом из них выделяется доминирующая направленность.

Срисовывание орнамента или простого узора с доски.

Это задание помогает в определении причин плохой каллиграфии ученика, несоблюдения строки, особенно при написании больших букв.

Например, срисовывать орнамент, который начинается сверху. Следующее задание, зеркальное первому.

Если ученик допускает ошибки, то это свидетельствует о затруднениях в анализе, о нарушениях пространственной ориентации. Эти функции и надо тренировать, начиная с простых заданий типа: ззз и зз зз и переходя р перерисовыванию различных узоров с чередованием и элементов рисунка, и цвета, например:

Но если ребёнок справляется с такими заданиями, то трудности письма кроются в слабом развитии мелких мышц руки. В их тренировке поможет работа с ножницами, пластилином, раскраска, выщипывание из бумаги контуров изучаемых букв, животных и предметов, специальные упражнения для закрепления мышц пальцев, выборочная раскраска или штриховка заданных контуров, нахождение в рисунке «спрятанных» предметов, так называемые «слепые» рисунки, прохождение по нарисованному лабиринту.

Прохлопывание заданного учителем ритма.

Одна из ошибок, которую допускают дети, связана с восприятием ритма, неумением устанавливать временные отношения в заданной группе звуков, в слабой звуковой дифференцировке. Такого рода отставание в развитии психофизиологических функций является существенной причиной отставания ребёнка в чтении и письме под диктовку или при самодиктовке, при списывании текста.

Другая частая ошибка при прохлопывании заданного ритма состоит в том, что многие дети начинают выполнять действия одновременно с учителем, не выслушав его. Можно предположить, что эти ученики не в состоянии одновременно воспринимать три условия: запомнить прохлопывание учителя, то, что хлопать надо после него и точно так же. Проверить это предположение можно на любых других заданиях, снизив количество условий, а затем постепенно их наращивания.

Вариант задания. « Встаньте те, чьё имя я сейчас прохлопаю: один хлопок - один «слог». Какое слово я сейчас прохлопаю: один хлопок - это один звук».

Рисование орнамента или простого предмета под диктовку.

Например, такой вариант: укажите исходную точку, от неё четыре клеточки вверх, из этой точки три клеточки вправо, затем две клеточки вниз и три клеточки влево. Что получилось? Раскрасьте. Фактор времени необходимо включать во все возможные игровые ситуации.

Классификация по заданному признаку: из картинок отобрать только овощи, только домашних животных; отобрать предметы, в названии которых есть заданная буква, или орфограмма; найти слова в тексте, в которых есть заданная буква, две заданных буквы. Для последнего задания заготавливаются карточки с любым текстом. Например, в тексте зачеркните букву т.

Стала девочка учить котёнка говорить.

Усложнить задание: зачеркнуть букву, которая обозначает мягкий

согласный звук, твёрдый согласный звук.

Составление картинки из частей, дорисовывание рисунка, воспроизведение рисунков по заданным точкам.

Сравнение рисунков, отличающихся мелкими деталями. Трудности чтения и письма у детей связаны с плохим запоминанием букв. Провожу специальные задания, которые способствуют запоминанию букв и одновременно могут оживить чрезвычайно монотонные и скучные минуты чистописания.

Задания на восстановление буквы или букв по дополнительным элементам. Можно использовать полу буковки или отдельные элементы букв.

Выкладывание букв при помощи шнурка, проволочки.

Угадывание букв на ощупь. Работа с алфавитом. Используя «Пропись - раскраску», на образце печатной буквы делать обрывную аппликацию по контуру буквы, письменные буквы промазывать клеем, потом посыпать речным песком.

На начальном этапе проходит чтение «Азбуки» в картинках. По ней дети запоминают все буквы алфавита с помощью рисунков предметов и произносят звуки. Следует объяснить, что эти буквы обозначают не весь предмет, а лишь первую букву слова, обозначающего предмет. При чтении дети произносят только твёрдые согласные. Постепенно необходимо добиваюсь увеличения скорости чтения, автоматизма в произношении звуков и в зрительном узнавании каждой буквы.

На втором этапе - работа с алфавитом. Алфавит выписан или напечатан в виде табличек с различным количеством строк и букв в строке.

Абвгдеёж        абвгдеё

Зиклмно        жзийклм

Прстуфхц        нопрсту

Чшщъыьэюя        фхцчшщъ

Ы ь з ю я

Замеряется скорость названия учеником букв выборочно по строчкам, затем по столбикам.

Расскажу об изображении на схемах предложений и слов. Обозначаются они так.

Предложение до деления его на слова.

Предложение с одновременным делением на слова.

Или:

Слово без выявления его слого - звуковой структуры.

Слово, поделённое на слоги.

                         

               

         Слого – звуковая структура слова.

             ⁄

Фонемные характеристики звуков обозначаются с помощью цвета: красный обозначает гласный звук, голубой - твёрдый согласный, зелёный - мягкий согласный.

Содержательную сторону этих схем я не буду комментировать, так как каждый учитель об этом знает.

Приведу примеры аналитических упражнений, которые использую в своей работе:

  1. во-первых, это вычерчивание схем на доске ( заранее или при
    коллективном участии класса).
  2. во-вторых, это работа с готовыми схемами, данными на страницах «
    Русской азбуки»;

3)        в-третьих, использование наборного полотна, на котором
демонстрируются сборно-разборные схемы-модели: карточки-
прямоугольники для обозначения СГ (слияния) и квадраты красного
цвета.

Например:

  1. Составить звуковую схему слова по картине.
  2. К заданной схеме подобрать слова.

Из ряда слов выбрать только те, которые подходят к данной схеме.

Белка

Зебра

Клетка

Ветка

Булка

Ключевое положение в овладении детьми механизмом первоначального чтения принадлежит усвоению и относительно быстрому безошибочному распознаванию и произнесению двухбуквенных сочетаний типа согласный плюс гласный. Эти слияния являются двузначными открытыми слогами.

От усвоения этих слогов-слияний во многом зависит овладение ими техникой чтения. Процесс чтения складывается из двух сторон - смысловой и технической. Первая из них - это, что чтец извлекает из читаемого текста. Вторая - это достаточно быстрое и точное опознание буквенных знаков и их сочетаний, правильное слитное произнесение по ним звуков, слов, предложений и всего текста. Смысловая сторона подчиняет техническую. Однако техническая особенно на начальных, элементарных этапах формирования умений чтения, играет значительную и важную роль.

В успешности выработки техники чтения первостепенное место принадлежит так называемому полю чтения. Дело в том, что глаз читающего при чтении движется по строке слева направо неравномерно, с маленькими и почти неуловимыми скачками. И опознание того, на что устремлён взор, происходит в момент остановки глаза. И за это сверхкороткое время происходит фиксация, опознавание определённого объекта или его элементов.   В процессе чтения объектами опознавания станут слова, текст, а их элементами выступят буквы, их сочетания.

У начинающего чтеца за одну фиксацию происходит опознание одной буквы, т. е. поле зрения или чтения у ученика ещё крайне узкое и неразвитое. Самое большее, на что можно рассчитывать с таким полем чтения, так это на побуквенное чтение. Оно крайне медленное, отрывистое, без наложенного слияния звуков в воспроизводимых по ходу чтения словах, что затрудняет понимание прочитываемого материала.

Чтобы преодолеть подобное и нежелательное явление, стараюсь помочь ученику преодолеть подобную привязанность к одной букве и подвинуть его к относительно интенсивному расширению поля чтения и скорейшему переходу к охвату за одну фиксацию целого слова или даже нескольких слов сразу.

Одновременно с расширением поля чтения при условии прочного усвоения слияний разрешается ещё одна непременная трудность, с которой сталкивается чтение, - с явлением звукослияния при чтении. Усвоение слияний обеспечивает не зрительное опознавание этого буквосочетания, которое входит в состав слогов, но одновременно со зрительным впечатлением закрепляется в сознании и произносительное речедвижение, соответствующее графически-буквенной записи звуков.

По усвоению слияний использую разные приёмы работы, т.е. научению быстрой зрительной опознаваемости по их графическому изображению и столь же быстрому «озвучиванию» слияния и соединения его с другими слияниями и соединениями его с другими слияниями и отдельными буквами, входящими в состав отдельных слогов и слов.

Это:

  1. чтение слоговых столбиков, которые даны в азбуке;
  2. составление и чтение слияний;
  3. самостоятельное заполнение учениками слоговой таблицы и
    составление отдельных слов из получившихся слогов и отдельных
    букв;
  4. ученикам сообщается шифрованная цифрами запись слов,
    предложения, пословицы и т.д. Ученики устанавливают по цифрам
    клеточку с буквой или слогом-слиянием и таким образом
    «расшифровывают» полученную запись;
  5. ученикам предлагается зашифровать самостоятельно третье, шестое
    или ещё какое-либо слово в определённом букварном тексте;

6)подчёркивание карандашом слияний в словах, а также текстах,
которые даны в азбуке.

   К положительно результативному развитию фонематического слуха ведут упражнения в выделении в слове отдельных звуков, в установлении их последовательности в нём, в таком произнесении звука, при котором ясно обнаруживаются характерные его признаки и свойства.

Наибольшие трудности здесь возникают при произнесении изолированных (в « чистом» виде) согласных звуков. Практически подобного произношения отдельных согласных, например, смычных ([о], [д], [к]) и щелевых ([в], [з]) и др. невозможно вообще добиться, ибо всегда будет присутствовать призвук гласного. Наибольшее приближение к « чистому» согласному достигается, когда ученик будет стремиться к предельно возможному редуцированию, ослаблению, приглушению, усечению гласного, образующего призвук у согласного. Например, возьмём слово кит. Ученик пытается произнести первый звук в этом слове. У него получится что-то вроде къе. Просим его постараться « приглушить» призвук: къ-къ-къ. После этого данный звук можно попытаться классифицировать, дать ему характеристику:

  1. встречает ли воздух какие-либо преграды при произнесении звука,
    при прохождении струи выходящего изо рта воздуха?
  2. Не образует ли согласный слога? Если попытаться какой-либо из
    согласных произнести как можно громче, то рот будет всё более и
    более сжиматься.

Видный отечественный лингвист, фонетист, член-корреспондент Академии наук СССР В.А. Богородицкий назвал согласные « ртосмыкателями». Гласные звуки (профессор Богородицкий образно называл их

«ртораскрывателями») при произнесении не встречают преград. Это первый их признак. Второй, главный, связан с тем, что гласные способны образовывать слоги, даже если в одиночестве (о-сы, и-ва).

Последовательная дифференциация звуков лежит в основе и правильного чтения, и правильного письма. Это то, что является общим в этих видах деятельности. Но материалы «Азбуки» и «Буква за буквой» предоставляют возможность увидеть и услышать разные варианты расхождений произношения и написания. Сопоставляя эти случаи, дети приходят к выводу: когда они учатся читать, они стремятся уровнять орфоэпические нормы чтения письменного текста и устной речи, т.е. в соответствии с правописанием, последовательно проговаривая каждую букву в слове. Такой самодиктант предупреждает ошибки на пропуск букв и постепенно вырабатывает артикуляционную память на особенно часто встречающиеся слова.

Вначале детям необходимо освоить процедуру проговаривания. Показываю, как надо читать предложение для его последующей записи. Например: У (пауза) Сани (пауза) коса. Звуки сливаются плавно, каждая буква чётко проговаривается. Зрительно фиксируются непроизносимые особенности: большая буква в начале предложения, большая буква в имени, точка в конце. Затем дети точно так же вслух читают предложение, после чего, подстраиваясь под скорость своего письма, они тихонько диктуют сами себе. Так осваивается списывание. Приём правильного самодиктанта закрепляется диктантом учителя с чётким проговариванием всех орфограмм: учитель читает диктант так, как дети должны проговаривать для правильного записывания. После того как дети научатся орфографическому чтению и самодиктанту, можно вводить следующий уровень трудности: после проговаривания предложений учитель закрывает их и диктует обычным способом, после записи он открывает предложения, и дети проверяют свои работы.

Следующий уровень трудности: дети сами, без помощи учителя дважды орфографически прочитывают текст, который затем закрывается, учитель диктует его обычным образом, дети самостоятельно проверяют его без опоры на текст.

Надёжным способом формирования самоконтроля может служить специально продуманная организация проверки письменных работ учеников: учитель не исправляет допущенные ошибки, а предоставляет это детям. У каждого ученика есть памятка, как работать над ошибкой. Каждая ошибка под своим номером. Номер ставлю на полях, ученик читает правило и исправляет ошибку. Использую вид работы - взаимопроверка между учениками.

Все случаи расхождения произношения и написания являются предметом раздела орфографии. Русская орфография опирается на морфемный принцип, который заключается в том, что при выборе написания большинства орфограмм необходимо определить, в какой части слова находится орфограмма. Именно эта процедура затруднительна для многих детей. Одна из причин - бедный словарный запас, который не позволяет быстро определить морфему путём сопоставления родственных слов. Другая — трудность самой процедуры переключения от одного слова к другому в поиске родственных слов, в одновременном сопоставлении частей найденных родственных слов.

На устранение первой причины направлена вся работа по

развитию речи, расширению кругозора и опыта речевого общения. Для преодоления второй трудности могут служить и

наблюдения гнёзд родственных слов и их сопоставление:

Варить

Варенье

Повар

Поварёшка

Поварёнок

Заварка

Развести понятия «родственные слова» и «форма слова» можно,

например, при наблюдении следующей группы слов:

Стол

У  стола По столу За столом О столе

Всё, о чём мы говорим, связано с одним и тем же предметом, с одним и тем же названием. Это формы одного и того же слова. Сравним другие слова: Стол 

Столовая

 застолье

Столоваться и т.д.

Они родственные.

Экспериментирование со словом, которое к тому же способствует и расширению словаря:

-        угадай слово по начальному слогу:

про - гулка, про - мокашка, про - смотреть;

  • в заданном слове переставь буквы и прочитай новое слово:
    колос - сокол;
  • найди, что изменилось в слове: весна - навес, ус - соус;
  • какие слова можно составить из букв слова игрушка;
  • продолжи ряд слов, используя последний слог предыдущего слова:
    рыба - баран - ранка - калоша и т. д.;
  • составь из заданных букв, например, о, с, к, а, п, р, как можно
    больше слов;
  • найди слова с « гласными близнецами» бАрАбАн, сАхАр, зАвтрАк
    мОлОкО, мОлОтОк, бЕрЕг;
  • найди «зашифрованное» слово - из данных слов возьми только
    первые слоги и запиши полученное:

ав - тор

то - варищ        автомобиль

мо - тор

биль – ярд

- разгадывание ребусов, кроссвордов.

Проговаривание скороговорок. Работа с текстом.

Оправдало себя и применение двусторонних карточек: на одной стороне даётся напечатанное слово с дополнительными пометами для чтения, на другой - схема этого слова.

Хочу предложить некоторые упражнения по работе с такими карточками, которые выполняются некоторое время под руководством учителя. По мере усвоения материала дети с удовольствием работают самостоятельно.

  1. К слову аист начертим схему:

           ⁄        

а)        определи количество слогов, букв в слове, поставь ударение;

б)        обозначь в слове гласные;

в)        закрась синим цветом твёрдые согласные звуки.

   2.   Запиши слово, раздели его на слоги, выдели ударный слог, составь схему. Сравни схемы слов. Чем они похожи? Чем различаются?

Пи-ло т          

Ко-ло с

На-со с

-        Что помогает нам определить, что в первом слоге слова пилот
согласный звук мягкий?

3. Запиши слово, раздели на слоги, выдели ударный слог, составь схему.

СА – ДЫ                

-        Сколько звуков в первом слоге? Что они образуют? Сколько звуков во втором слоге?

-        Какие звуки образуют слияние? Назови безударную гласную,
которую ты написал. Почему?

-        Вместо знака «?» - а (сады-сад).
Проведена работа с безударной гласной.

4.Аналогичная работа, только с парными согласными в слове сад.

-        Почему в схеме не ставим ударение?
Какую букву напишем в конце слова сад?

                        (сад – садок)

-Почему?

5. К каждой схеме придумай слова, запиши, раздели на слоги, выдели ударный слог.

         лиса, пила, киты, юла.

        Вилы, сила, пена, сито, яма.

     По мере изучения букв слова можно называть или записывать. Регулярная работа по звукобуквенному анализу слов в период изучения « Русской азбуки» даёт возможность учителю акцентировать внимание учеников на « трудных» местах при написании слов, формировать навыки деления слов на слоги, выделение ударных слогов, а также позволяет корректировать логопедические недостатки в развитии ребёнка (из 21 ученика имеют дефекты речи 6 человек). Весь букварный и послебукварный периоды обучения грамоте провожу дифференцированную работу по самостоятельным карточкам с нарастанием степени трудности заданий. Ведь количество упражнений, данное в учебнике, минимально для полного познания схемы слова, его «секретов».

    1.Карточки при изучении гласных звуков и букв. №1. Назвать предмет, изображённый на картинке, напечатать первую букву слова, а для сильных учащихся - написать всё слово или один слог, два слога в отдельности.

№2. Под каждой картинкой (справа рядом) или в тетрадке подписать букву, которая обозначает первый звук слова. - К какой группе они относятся? (Гласные).

    Для детей, знающих буквы алфавита: напечатать всё слово, подчеркнуть все гласные буквы. 

2.Карточки при изучении согласных звуков и букв.

№3. Справа рядом с картинкой напечатать слова, обозначающие предметы на картинках, подчеркнуть согласные. Это задание для сильных учащихся.

-        Записать букву, которая обозначает первый звук слова.
К какой группе они относятся? ( Согласные).

Скажи одним еловой, кто на рисунках? ( Животные).

№4. Напечатать слова, подходящие к схемам и предметным

картинкам (кисти, краски, кактус).

-        Сколько букв в каждом слове? Сколько слогов?

Что общего во всех словах? (Начало с буквы к, два слога.)

№5. Глядя на картинки, назвать и разобрать слова, используя слого-

звуковую схему. ( Стол, стул.)

-        Похожи ли схемы? Почему не стоит знак ударения? (В словах
один слог, он всегда ударный.)

-Чем отличаются слова?

К схеме придумай слова. ( Кран, слон, стар, крот и т.д.) №6. Глядя на картинки, назвать и разобрать слова, используя слого-звуковую таблицу (схему). (Мишка, шишка, машина.)

-        Напечатать слова в тетради. Что объединяет слова? (Есть буква ш.)

-Какое правило применили при записи слов, шишки, машина? (Знаем
твёрдо: ши пиши с и.)

№7. флажок      лыжи

№8.   щука        Щётка

Проводится аналогичная работа, повторяются правила о правописании щу и жи.

№9. Записать слова в два столбика, разделив их на группы.

Животные        Предметы

Карась        Пальто

Конь        Письмо

-        Что заметили общего у всех слов? ( Смягчающий мягкий знак.)

3. Карточки для осознания схемы слов, умение соотносить картинки и схемы слов (карточки используются при закреплении знаний: они более сложные).

№10. Соотнеси: 1) картинки и схемы; 2) схемы и слова; 3) картинки, схемы и слова.

- Вписать в отверстия соответствующие цифры.

№11. Подобрать новые слова к любой схеме.

Назвать одним словом того, кто нарисован на картинках.

На какие две группы разделены животные?

№12. Назвать и написать самое короткое слово. Сколько там букв?

(Пила- четыре буквы; плитка, краски - Шесть букв.)

Назвать слова с одинаковым количеством букв.

Сравни схемы 1 и 5, 2 и 4. В схемах 1 и 5 одинаковое количество букв- 6, два слога, первый слог состоит из одного твёрдого согласного звука, слогослияния и из четвёртого согласного звука. Второй слог состоит из слогослияния. Ударный слог первый. Различия: в первом слоге слогослияние, в схеме 1 с твёрдым согласным, во втором слоге согласный в первом слове мягкий, а в схеме 5 - твёрдый.

В схемах 2 и 4 по пять звуков, по два слога, первый слог - из слогослияния с примыканием, второй слог - слияние, первый слог ударный. Только в схеме 2 согласные все мягкие, а в схеме 4 - все твёрдые.

В этих карточках при выполнении заданий вписываются в отверстия (на листочек) номера схемы рядом с рисунком или словом.

4. Карточки, на которых схемам соответствует не одно слово.

№13. В первый столбик написать слова, которые подходят к схеме 1,

во второй столбик - слова, которые подходят к схеме 2.

Кукла        слива

Буквы        книга грибы

№14. Соотнеси картинки и схемы в виде игры «Каждой схеме - два

предмета». В отверстия рядом с картинкой записать

соответствующий номер, подходящий к схеме.

№15. Соотнеси картинки и схемы. От предметной картинки провести

линию по вырезанному отверстию к нужной схеме. Сколько звуков обозначено в схеме 1? (Пять звуков.) Сколько нужно записать букв в словах, которые соотносятся с этой

схемой? Почему? ( Письмо, пальто - шесть букв, мягкий знак не

образует звука.)

Урок, средствами субъектвизации.

Так же использую методику, осуществляемую средствами субъективизации. Согласно этой методике учащиеся передаётся часть функций учителя. Они принимают активное и осознанное участие в организации и проведении всех или большинства структурных этапов урока. Выполняя специальным образом составленные задания, направленные на углубленное овладение учебным материалом и одновременное развитие ряда их интеллектуальных качеств ( внимания, памяти, мышления, речи и др.), школьники формулируют тему и цель всего урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на отдельных его этапах, принимают активное участие в овладении учебным материалом.

Урок, проводимый средствами субъективизации, начинается с мобилизующего этапа. Он проводится сразу после оргминутки. Его цель: в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлечённости школьника в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств.

Содержание мобилизирующего этапа на первых двух ступенях обучения грамоте составляет группа упражнений, призванных совершенствовать речевые способности, наглядно-действенное мышление и одновременно развивать внимание, память, наблюдательность школьника. Хронологически упражнения такого рода рассчитаны на две-три минуты ежеурочного применения. Среди них выделяются следующие виды:

1)упражнения с детскими игрушками;

2)упражнения с графическим (нецветным) изображением
геометрических фигур;

3)упражнения с графическим (цветным) изображением
геометрических фигур.

Вид упражнений имеет следующую специфику выполнения. Остановлюсь на упражнениях с графическим изображением геометрических фигур. Их набор может быть различным и периодически меняющимся с точки зрения используемых изображений фигур и их цвета. Например, первый набор: красный квадрат, зелёный треугольник, синий прямоугольник, жёлтый круг. Второй набор: фиолетовый прямоугольник, оранжевый круг, зелёный ромб, белый многоугольник и т. д. Учитель ставит набор геометрических фигур на полочку и говорит детям: «Назовите xopoм выставленные на полке геометрические фигуры в той последовательности, в которой они находятся, и постарайтесь запомнить». После этого предлагает детям закрыть глаза, и в это время осуществляет перестановку двух фигур. Затем учитель просит детей открыть глаза и выполнить такое задание: « Скажите, в каком порядке стояли фигуры первоначально и, в какой последовательности они находятся после перестановки? Какие фигуры поменяли свои места?» Постепенно учитель увеличивает количество фигур и число их перестановок. Этот вид упражнений дополнительно активизирует внимание и память детей, соответственно развивая их важнейшие свойства: устойчивость и объём внимания, объём памяти. В процессе выполнения предлагаемых трёх видов упражнений мобилизующего этапа учащиеся составляют рассказ-рассуждение, в котором по мере увеличения числа изображений геометрических фигур увеличиваете* количество слов в предложениях. Работая в этом направлении, школьники с первых уроков обучения грамоте овладевают практическим навыком построения текста, состоящего преимущественно из простых распространённых предложений.

Специфическим и очень важным структурным компонентом урока является формулирование учащимися темы и цели занятия. Подбираю учебный материал и организую работу с ним, чтобы дети на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно, с той или иной степенью точности, предвосхитить и сформулировать предназначенную для изучения тему.

Сразу после этого учащиеся приступают к определению и формулированию цели (образовательной). Это своего рода логическая задача, поскольку основная для данного урока образовательная цель проистекает из его темы и типа. Если это изучение нового, пока ещё не знакомого детям материала, то в определении цели учебной работы употребляем фразы: познакомиться с ...; учиться отличать... и т. д.; на уроке закрепления, повторения изученного - закрепить умение...; повторить то, что... и т. д. Первоначально формулирование цели урока осуществляется коллективно с использованием написанных (на первых порах печатным шрифтом) опорных слов, означающих начало данных фраз. Постепенно дети переходят полностью к самостоятельном формулированию цели.

С помощью этого подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создаётся внутренняя установка и самоустановка на достижение последней, которая в свою очередь обеспечивает готовность к усвоению знаний. Она действует в течение всего урока и резко стимулирует плодотворную учебную деятельность детей на остальных его этапах. В контексте своего речевого развития первоклассники овладевают при этом практическим умением построения рассказа- умозаключения с использованием сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Ознакомление школьников с новым учебным материалом (понятия

« речь», « слово», « слог», знакомство с новыми звуками и т.д.) происходит с помощью частично-поискового метода. Его основу составляет речевое действие. Оно является словесным оформлением практического мыслительного акта, осуществляемого учеником. Стараюсь предусмотреть последовательность мыслительных операций детей, направляю ход учебных действий, ввожу необходимые при формулировании нового понятия речевые обороты и языковые термины. В процессе речемыслительных действий учащиеся учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировано, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определения понятий.

С первых дней обучения ведётся активная работа по обогащению лексики учащихся, дети овладевают лексическим значением слова как понятием. В процессе беседы-рассуждения дети самостоятельно формулируют определение понятия, выделяя его родовую принадлежность и существенные признаки предмета, обозначенного данным словом (без использования выделенных терминов). Это способствует успешному пополнению словарного запаса, но и эффективно стимулирует развитие логического мышления ребёнка

Чтение слогов, слов с новой буквой совмещается с осуществление     различных интеллектуальных операций: чтение слов с объединением их в группы с учётом того или иного признака; чтение слов с исключением каждого из них по самостоятельно найденному признаку; нахождение и чтение близких по смыслу слов и т.д. Это позволяет во время формирования навыка чтения активно работать над совершенствованием словесно-логического мышления и развитием других важнейших качеств интеллекта, делать процесс чтения более увлекательным и интересным.

Чтение текста предусматривает с момента ознакомления с первыми буквами. Первоначально оно рассчитано на читающих детей. Постепенно к этой работе начинают привлекаться остальные дети. Во время чтения текстов используются специальные приёмы, направленные на развитие распределения, объёма внимания детей, их памяти и призванные совершенствовать технику чтения, повышать уровень понимания прочитанного (чтение слов с пропущенными буквами, чтение предложений с пропущенными словами, чтение предложений с «зашумлёнными» словами, чтение предложений с двойным повтором определённой группы слов, чтение текста с выполнением заранее указанного движения во время прочтения определённых слов и т. д.).

Всё это делает работу с текстом более интересной для детей и более результативной.

Физкультминутка    проводится с дидактическим заданием по теме урока, в русле его сюжетной линии, с небольшой мыслительной нагрузкой. Её содержание составляю не только сама. Периодически такое право предоставляется детям. Подобным образом организованная и проводимая физкультминутка не разрывает, а, наоборот, соединяет между собой структурные части урока. Кроме того, она всегда насыщена положительным эмоциями, снимает у детей напряжение, обеспечивает необходимую разрядку, физическую нагрузку, не отвлекая при этом от темы урока.

Выводы

Методика обучения грамоте будет носить развивающий характер, если будет учитывать:

  • уровень развития каждого ребёнка внутренних предпосылок
    продуктивной деятельности;
  • психологические и психофизические особенности предлагаемой
    школьникам учебной деятельности ( при усвоении письменной речи
  • чтения, записи под диктовку, списывания, создания письменных
    высказываний);
  • особенности каждого раздела русского языка (развития речи,
    обучения грамматике, формирования навыков чтения, правописания,
    письма);
  • особенности каждой изучаемой единицы речи (текста,
    предложения, слова);
  • различия в ситуациях общения и стилях письменной речи.

Дифференциация методических подходов в работе по обозначенным направлениям даёт возможность существенно преобразовать уроки обучения грамоте и в дальнейшем русского языка, на которых ведущей должна стать творческая поисковая деятельность учащихся, сопровождаемая своей многоаспектностью не только для продуктивного обучения, но и в целом для адаптации ребёнка к новым условиям.

Успех детей в букварный период - залог дальнейших их успехов в школе.

Литература:

  1. Бакулина Г.А. «Теоретические основы методики комплексного
    интеллектуального развития младших школьников в процессе
    преподавания русского языка».
  2. Горецкий В.Г. «Методическое руководство к «Русской азбуке».
  3. Рамзаева Т.Г. «Функционально - семантический аспект
    обучения русскому языку в современной начальной школе и
    его реализация в авторских учебниках «Русский язык».
  4. Караулов Ю.Н. «Язык и личность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников на этапе обучения грамоте

Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь — творческая лаборатория, в которой происходит процесс позн...

Презентация "Формирование грамотного письма младших школьников"

В данной работе  рассказывается об  эффективных  способах  формирования орфографической зоркости  и описывается  система орфографических упражнений для её выработки. Пред...

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Пути формирования грамотного письма младших школьников

Русский язык – один из трудных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой – это ш...

Грушина Т.О. Сильченкова Л.С. Формирование орфографической зоркости младших школьников в период обучения грамоте. (статья)

В статье рассматриваются теоретические основы вопроса об орфографической зоркости, раскрывается сущность данного понятия, а также анализируются способы формирования орфографической зоркости первокласс...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...