Урок русского языка тема: "Времена глагола".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_3.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе (УМК «Школа России»)
Тема: Времена глагола.
Учитель: Караськова Е.Н.
Тип урока: формирования новых знаний
Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.
Задачи:
1. Образовательный аспект: способствовать формированию понятия о временных формах глагола.
2. Развивающий аспект: содействовать развитию у детей умений определять время глагола, находить сходство и различие в изучаемой части, сравнивать и обобщать.
3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы, воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
Предметные: знать понятие о глаголе; имеют представление о об изменении глаголов по временам; формировать навык; умеют находить глаголов в тексте и употребление в речи.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; классифицировать уже изученное о глаголе; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Выполнять правила работы в паре.
Личностные результаты: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.
Основные понятия: Глагол. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее, будущее время.
Оборудование: учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2. Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г.., тетради, мультимедийная аппаратура, презентация, карточки для рефлексии, карточки для домашнего задания.
Ход урока:
I. Мотивация к деятельности
У-Сейчас начнется урок русского языка, на котором мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, мнения, делать выводы и многое другое. Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Минутка чистописания.
У. Послушайте загадку
Интересная часть речи в русском языке живет
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Все расскажет нам… (глагол)
У. С какой буквы начинается слово? Дайте характеристику звуку , который обозначается буквой Г.
Д.(Звук согласный, обозначает два звука [г] и [г‘] …….)
1 строчка Гг
У. Скажите, знаем ли мы словарные слова на эту букву?
Давайте их запишем. (гвоздика, герой, город, горох). Подчеркиваем и проговариваем орфограмму.
У. Вспомните, что вам известно о глаголе, давайте составим кластер
глагол
часть речи
обозначает действие
что делать? что сделать и др.
н. ф. ть чь ти
сказуемое
по числам
У. Хорошо! Вспомнили всю известную нам информацию о глаголе.
III. Постановка проблемы.
- Миша получил письмо от своего друга Джека из Канады, с которым он подружился в международном летнем лагере:
Привет, Миша!
Писать тебе Джек. Помнишь, как мы погуляем в лесу. Ты увидеть белку, а я кормить её. Я прислал тебе фотографии.
Джек
Прочитав письмо, Миша растерялся, потому что не понял текст письма, но стал искать фотографии.
(Учитель предлагает школьникам посмотреть содержание письма)
Почему, получив письмо друга, Миша расстроился?
Школьники высказывали разные версии, но дискуссия показала, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить и обосновать свою позицию.
Есть ли у вас желание научить Джека использовать в речи глаголы так, чтобы они с Мишей понимали друг друга и не огорчались?
Какова же тема урока: Времена глаголов
Задачи: научится определять времена глаголов
Правильно употреблять глаголы в речи
IV. Самоопределение к деятельности
У. Прочитайте предложения
Сегодня в классе дежурит Таня.
Вчера в классе дежурила Лена.
Завтра в классе будет дежурить Нина.
У. Найдите в предложениях глаголы. Почему вы считаете, что это глаголы?
Д. Обозначают действия и отвечают на вопросы что делает? Что делала? Что будет делать?
Запишите глаголы в тетрадь. (Дежурит, дежурила, будет дежурить)
Сравните их. Чем они отличаются? Одинаковы ли эти глаголы по способу действия?
Д. Действие происходит как бы в разное время
У. Посмотрите внимательно на слайд.
- Что общего между часами и глаголами? Назовите тему урока.
V. Работа по теме урока
У. Найдите глагол, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения. (Дежурит)
У. Поставьте вопрос к глаголу.
У. Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? Запишите в листок памятку – настоящее время
У. Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходили до момента речи.
Какой вопрос можно задать? Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? (Дежурила)
Запишите в памятку – прошедшее время
У. Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи? (будет дежурить) Какой вопрос можем задать?
У. Как будет называться форма времени этого глагола? ( Будущее время – записываем в памятку)
У. Какие формы времени вы открыли? (Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов)
Мы с вами уже знаем, что глаголы изменяются по числам, давайте запишем в памятку вопросы для множественного числа.
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
отвечают на вопросы что делает? Что делают? | отвечают на вопросы что делала? Что делали? | отвечают на вопросы что будет делать? Что будут делать? |
VI. Работа с учебником
Откройте учебник на с.111
Найдите упр. 195, прочитайте текст.( Читают текст)
Найдите в первом абзаце глаголы и выпишите их с вопросами. Работаем в парах.
Что между ними общего? (стоят в форме прошедшего времени). На какие вопросы отвечают эти глаголы? Допишите недостающие в памятку.
Найдите глаголы во втором абзаце и выпишите их с вопросами.
Что между ними общего? (стоят в форме настоящего времени). На какие вопросы отвечают эти глаголы? Допишите их в памятку.
Найдите глаголы в третьем абзаце и выпишите их с вопросом. Что между ними общего? (стоят в форме будущего времени). На какие вопросы отвечают? Допишите их в памятку.
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
отвечают на вопросы что делает? Что делают? | отвечают на вопросы что делала? Что делали? Что сделали? Что сделал? | отвечают на вопросы что будет делать? Что будут делать? Что сделает? |
Откройте учебник на с.112 и прочитайте сведения о языке на этой странице.
- Что скажете о наших предположениях (подтвердились)
- Итак, какие формы времени глагола вы открыли? (наст., прош, буд.)
- Чему теперь будем учиться? (определять время гл).
VII. Первичное закрепление.
А сейчас мы поиграем в следователя. Нам нужно поработать с упражнением 199 и определить, о ком идет речь в тексте.
Прочитайте текст.
Скажите в этом тексте идет речь об одном герое? (Да). Тогда почему он такой разный? (со временем растет меняется).
О ком говорится в первой части текста? О яйце, Найдите глаголы? Что общего? Как определили форму прошедшего времени? (по вопросу, по смыслу, слово-помощник Вчера) Второй? О цыпленке, Найдите глаголы? Как определили форму настоящего времени? (по вопросу, по смыслу, слово-помощник сегодня )В третьей ? о Петухе. Как определили форму будущего времени? (по вопросу, по смыслу, слово-помощник завтра).
Давайте обсудим с вами выделенные орфограммы.
Выпишите глаголы в три столбика н.в, пр.в, б.в.
X. Рефлексия.
Предлагаю вам игру , которая называется «Аккуратный почтальон».
2 ряда – это 2 команды. Для игры необходимы:
Магнитная доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».
Магниты.
Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 9 карточек одного цвета):
иду | пишет | читаем |
берешь | говоришь | возьмешь |
нарисовал | едут | гуляете |
возьму | ловила | съел |
напишем | закроют | споем |
строим | привезли | подросло |
узнаю | поехал | сошьете |
принес | сошьешь | играю |
бегали | надену | говорили |
Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.
У. Наш урок подходит к концу и я хочу предложить вам последнее задание. Я буду высказывать свои мысли, если вы со мной согласны, то будете ставить «+», если не согласны « - ».
У. Я утверждаю, что глагол изменяется только по числам. Я считаю, что глагол может изменяться по числам и временам. Я думаю, что у глагола есть 3 формы времени глагола. Я утверждаю, что глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: что будет делать? что сделают? Мне кажется, что глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? Я считаю, что если глагол обозначает действие, которое совершается сейчас, то это форма глагола настоящего времени.
Получается запись
-, +, +, -, +, +
Самооценка
А теперь оцените урок и свою работу на уроке.
Дети с помощью листа самооценки высказывают свое мнение
Фамилия. Имя._________________________
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался
5. Мое настроение 6. Материал урока мне был | активно / пассивно
не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен |
Домашнее задание
У. Сегодня на дом вы получите индивидуальное домашнее задание. У каждого в файле есть еще один лист, на котором записано задание, выполнять будете его в тетрадях.
- Итог урока.
- Еще раз скажите, ответ на наш главный вопрос урока.
– Как изменяются глаголы?
– В форме какого времени могут стоять глаголы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"
Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....
Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».
Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...
Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"
Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...
Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, различать их и классифицировать.Планируемые результаты:Предметные:- знать о том какие существуют времена глаголов;- уметь оп...
Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Время глагола" (УМК "Школа России", 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний о временах глагола; формирование умения различать и называть времена глагола. Планируемые результаты Предметные: - знать – времена глаг...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "время глагола" (УМК "Школа России", 3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний о временах глагола; формирование умения различать и называть времена глагола. Планируемые результаты Предметные: -знать времена глагола, что обознач...