Методическая разработка внеурочного занятия по теме "Антонимы и синонимы" . 1-2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Кадырова Ильгамия Вилдановна

Курс «Путь к грамотности»

Внеурочное занятие

Класс: 1-2

Тема: «Синонимы. Антонимы».

Тип: расширение знаний

Оборудование:  индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, компьютер, проектор.

Цель:  продолжить формирование понятий "синонимы" и "антонимы".

Задачи:

1) способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.

2) содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

3) развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_sinonimy_i_antonimy.docx61.97 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Путь к грамотности»

Внеурочное занятие

Класс: 1-2

Тема: «Синонимы. Антонимы».

Тип: расширение знаний

Оборудование:  индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, компьютер, проектор.

Цель:  продолжить формирование понятий "синонимы" и "антонимы".

Задачи:

1) способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.

2) содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

3) развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

- Доброе утро, ребята. У нас внеурочное  занятие. Продолжаем работать с целой вселенной слов.

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

II. Поисковик.

- Сегодня предстоит выделить из речи две новые лексические группы. Это – синонимы и антонимы. Какие слова называются синонимами,  какие антонимами? (Ответы детей.)

Предлагаю вам работать со словарём. Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом"

Каждая команда сейчас должна найти в словаре лексическое значение одного термина. Первая группа «синонимы», вторая – «антонимы».

         

- Назовите общую часть в словах «синоним»  и «антоним».

По-гречески «онима» значит «имя», а «анти» - «против».

Антонимы – это слова-«противники», слова с противоположным значением.

По-гречески «си» - «вместе», «одинаково».

Синонимы – это слова «одноименные», слова-братья.  На вид разные, но по характеру похожие.

Синонимы (от греч. – «одноименный») – это слова различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению: прекрасный, чудесный, удивительный.

        Антонимы (от греч.- «против» и «имя»)- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение: правда – ложь, добрый – злой, говорить – молчать.

        А теперь –  задание.

        Даны синонимы: мальчик, мальчишка, парнишка, шпингалет, шкет, подросток, пацан. Распределяем эти слова в  группы

        -- Какие из них могут быть употребляться в книжной речи (письменной, официальной)? (Мальчик, подросток.)

        -- Какие из них употребляются в разговорной речи? (Пацан, парнишка, шпингалет, шкет.)

Шпингалет –

  1. Металлическая задвижка для запирания створок окна, двери и т. п. Дверной шпингалет.
  2. Разг. шутл. О юноше или подростке небольшого роста. 

Шкет, -а, м. Прост. Мальчик, подросток. 

Пацан, -а́, м. Прост. Мальчишка.

Карточка 1

Распредели по группам .

Синонимы: мальчик, мальчишка, парнишка, шпингалет, шкет, подросток, пацан.

Слова  могут употребляться в книжной речи

Слова могут употребляться в разговорной речи

III. Использование антонимов и синонимов

  1. Прочитайте стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»  Найдите и выпишите антонимы.

(Антонимы: хорошо – плохо, солнце – град, погода – ненастье, грязная рожица – милый мальчик, грязь – чистота, драчун – защитник, хороший – плоховатый, трусливый – храбрый,  неряха – чистюля.)

  1. Добавьте к ряду синонимов слова, называющие мальчика по-разному. (Кроха, карапуз, сын.)

- Почему В.Маяковский в своем стихотворении использовал синонимы? (Чтобы не было повторов.)

Вы проделали большую интеллектуальную работу, продолжим тренингом.

        Как вы понимаете словосочетание «интеллектуальный тренинг» (Ответы детей.)

IV. Интеллектуальный тренинг

        Сегодня вы будете работать в парах, а на другом занятии возможна индивидуальная работа. Но проверять правильность выполнения всегда будем вместе. Интеллектуальная норма – три задания. Желающие могут выполнить остальное.

  1. Выберите в скобках антоним.

Зима – (холод, весна, снег, лето)

Тихо – (темно, дети, громко).

Конец – (обрыв, начало, все).

Глубокий.- (бездонный, мелкий).

  1. Подберите антонимы.

Время

Качества, свойства

Черты характера

Рано-

рассвет –

осень –

зима -

Далекий –

высокий –

широкий –

грязный –

дорогой –

 полезный -

Храбрый –

ленивый –

молчаливый –

  1. Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Нужны такие слова, чтобы была рифма.

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от …. (работы).

Листья всюду пожелтели.

И кружатся, и летят.

Лишь в бору прохладном ели

Зелень мрачную …(берегут).

  1. *Подберите противоположные по смыслу словосочетания

Ранняя весна – ______________,

смелый мальчик - ________________,

добрый друг -      ________________,

горечь поражения -   __________________,

скромная хижина -  ________________,

сухая возвышенность -   __________________ .

5*. Найдите синонимы в пословицах и поговорках.

        Спеши – не спеши, а поторапливайся.

        Приятелей много, а друга нет.

        Переливает из пустого в порожнее.

        Родня – как старому забору дырявый плетень.

Ответы:

  1. Выберите в скобках антоним.

Зима – лето.

Тихо – громко.

Конец – начало..

Глубокий.- мелкий.

  1. Подберите антонимы.

Время

Качества, свойства

Черты характера

Рано- поздно,

рассвет – закат,

осень – весна,

зима – лето.

Далекий – близкий,

высокий – низкий,

широкий – узкий,

грязный – чистый,

дорогой – дешёвый,

 полезный – вредный.

Храбрый – трусливый,

ленивый – трудолюбивый

молчаливый – болтливый.

  1. Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Нужны такие слова, чтобы была рифма.

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от …. (работы). От труда

Листья всюду пожелтели.

И кружатся, и летят.

Лишь в бору прохладном ели

     Зелень мрачную …(берегут). хранят

  1. *Подберите противоположные по смыслу словосочетания

Ранняя весна –  поздняя осень,

смелый мальчик – трусливая девочка,

добрый друг – злой враг,

горечь поражения -  радость победы,

скромная хижина -  роскошный дворец,

сухая возвышенность -  мокрая низменность .

        5*. Найдите синонимы в пословицах и поговорках.

Спеши – не спеши, а поторапливайся.  (Спеши – поторапливайся.)

        Приятелей много, а друга нет. (Приятель -  друг.)

        Переливает из пустого в порожнее. (Пустое - порожнее.)

        Родня – как старому забору дырявый плетень. (Забор  - плетень.)

V. Подведение итогов занятия.

- Когда в устной речи необходимо умение употреблять синонимы? Например,  при защите проекта.

-А в письменной речи?  (В изложении и сочинении).

Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

 Оценивайте свою работу смайликами

Я доволен своей работой

Я работал неплохо

Мне было трудно

C:\Users\Welcome\Desktop\Семинар\smiley-face-straight-face-frowny-face-clipart.jpg

        

        А вот прощальная игра ...

Нам книгу

Закрывать пора;

Мы все надеемся,

Что с ней

Ты стал немножечко умней,

Узнал ты много

Слов смешных

И много

Всяких всячин.

И, если ты

Запомнил их,

Не зря

Твой день потрачен.

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

«Наоборот»:

Скажу я слово

Высоко»,

А ты ответишь:

«Низко».

Скажу я слово

«Далеко»,

А ты ответишь ...

Скажу я слово

«Потолок»,

А ты ответишь ...

Скажу я слово

«Потерял»,

Ответишь ты ...

Скажу я слово

«Трус»,

Ответишь ты ...

Теперь

«Начало»

Я скажу, -

Ну, отвечай ...!

(Д. Чиарди)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»

В занимательной форме дети повторяют геометрические фигуры, их свойства. Работая в парах и группах, учащиеся решают различные нестандартные геометрические задачи....

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».

Тема:  «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».Цель: Расширить знания детей об овощах, ягодах и фруктах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности, особенно выдели...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: Праздник Здоровья

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классеТема: Праздник Здоровья Задачи: • Воссоздать правила поведения человека для сохранен...

Методическая разработка внеурочного занятия в 4 классе

Занятие разработано в рамках проектной деятельности. Разработка состоит из плана занятия,хода занятия, описания каждого этапа и приложений....

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу «Компьютерная грамотность» для 4 класса по теме: «Элементы логики. Суждение: истинное и ложное»

Данная методическая разработка внеурочного занятия предназначена для учащихся 4 класса, а также для педагогов по внеурочной деятельности преподающих Информатику в начальных классах. Актуальность ...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

Методическая разработка внеурочного занятия для начальной школы "Остров профессий" 4 класс

Цель: создание максимально разнообразных впечатлений о мире профессий у младших школьников, знакомство младших школьников с подгруппой творческих профессий.Задачи: 1. Познакомить учащихся с новым...