Методическая разработка внеурочного занятия по теме "Антонимы и синонимы" . 1-2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Курс «Путь к грамотности»
Внеурочное занятие
Класс: 1-2
Тема: «Синонимы. Антонимы».
Тип: расширение знаний
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, компьютер, проектор.
Цель: продолжить формирование понятий "синонимы" и "антонимы".
Задачи:
1) способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
2) содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
3) развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_sinonimy_i_antonimy.docx | 61.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Путь к грамотности»
Внеурочное занятие
Класс: 1-2
Тема: «Синонимы. Антонимы».
Тип: расширение знаний
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, компьютер, проектор.
Цель: продолжить формирование понятий "синонимы" и "антонимы".
Задачи:
1) способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
2) содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
3) развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
Ход занятия
- Вводная часть.
- Доброе утро, ребята. У нас внеурочное занятие. Продолжаем работать с целой вселенной слов.
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно!
II. Поисковик.
- Сегодня предстоит выделить из речи две новые лексические группы. Это – синонимы и антонимы. Какие слова называются синонимами, какие антонимами? (Ответы детей.)
Предлагаю вам работать со словарём. Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом"
Каждая команда сейчас должна найти в словаре лексическое значение одного термина. Первая группа «синонимы», вторая – «антонимы».
- Назовите общую часть в словах «синоним» и «антоним».
По-гречески «онима» значит «имя», а «анти» - «против».
Антонимы – это слова-«противники», слова с противоположным значением.
По-гречески «си» - «вместе», «одинаково».
Синонимы – это слова «одноименные», слова-братья. На вид разные, но по характеру похожие.
Синонимы (от греч. – «одноименный») – это слова различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению: прекрасный, чудесный, удивительный.
Антонимы (от греч.- «против» и «имя»)- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение: правда – ложь, добрый – злой, говорить – молчать.
А теперь – задание.
Даны синонимы: мальчик, мальчишка, парнишка, шпингалет, шкет, подросток, пацан. Распределяем эти слова в группы
-- Какие из них могут быть употребляться в книжной речи (письменной, официальной)? (Мальчик, подросток.)
-- Какие из них употребляются в разговорной речи? (Пацан, парнишка, шпингалет, шкет.)
Шпингалет –
- Металлическая задвижка для запирания створок окна, двери и т. п. Дверной шпингалет.
- Разг. шутл. О юноше или подростке небольшого роста.
Шкет, -а, м. Прост. Мальчик, подросток.
Пацан, -а́, м. Прост. Мальчишка.
Карточка 1
Распредели по группам .
Синонимы: мальчик, мальчишка, парнишка, шпингалет, шкет, подросток, пацан.
Слова могут употребляться в книжной речи | Слова могут употребляться в разговорной речи |
III. Использование антонимов и синонимов
- Прочитайте стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Найдите и выпишите антонимы.
(Антонимы: хорошо – плохо, солнце – град, погода – ненастье, грязная рожица – милый мальчик, грязь – чистота, драчун – защитник, хороший – плоховатый, трусливый – храбрый, неряха – чистюля.)
- Добавьте к ряду синонимов слова, называющие мальчика по-разному. (Кроха, карапуз, сын.)
- Почему В.Маяковский в своем стихотворении использовал синонимы? (Чтобы не было повторов.)
Вы проделали большую интеллектуальную работу, продолжим тренингом.
Как вы понимаете словосочетание «интеллектуальный тренинг» (Ответы детей.)
IV. Интеллектуальный тренинг
Сегодня вы будете работать в парах, а на другом занятии возможна индивидуальная работа. Но проверять правильность выполнения всегда будем вместе. Интеллектуальная норма – три задания. Желающие могут выполнить остальное.
- Выберите в скобках антоним.
Зима – (холод, весна, снег, лето)
Тихо – (темно, дети, громко).
Конец – (обрыв, начало, все).
Глубокий.- (бездонный, мелкий).
- Подберите антонимы.
Время | Качества, свойства | Черты характера |
Рано- рассвет – осень – зима - | Далекий – высокий – широкий – грязный – дорогой – полезный - | Храбрый – ленивый – молчаливый – |
- Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Нужны такие слова, чтобы была рифма.
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от …. (работы).
Листья всюду пожелтели.
И кружатся, и летят.
Лишь в бору прохладном ели
Зелень мрачную …(берегут).
- *Подберите противоположные по смыслу словосочетания
Ранняя весна – ______________,
смелый мальчик - ________________,
добрый друг - ________________,
горечь поражения - __________________,
скромная хижина - ________________,
сухая возвышенность - __________________ .
5*. Найдите синонимы в пословицах и поговорках.
Спеши – не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.
Родня – как старому забору дырявый плетень.
Ответы:
- Выберите в скобках антоним.
Зима – лето.
Тихо – громко.
Конец – начало..
Глубокий.- мелкий.
- Подберите антонимы.
Время | Качества, свойства | Черты характера |
Рано- поздно, рассвет – закат, осень – весна, зима – лето. | Далекий – близкий, высокий – низкий, широкий – узкий, грязный – чистый, дорогой – дешёвый, полезный – вредный. | Храбрый – трусливый, ленивый – трудолюбивый молчаливый – болтливый. |
- Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Нужны такие слова, чтобы была рифма.
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от …. (работы). От труда
Листья всюду пожелтели.
И кружатся, и летят.
Лишь в бору прохладном ели
Зелень мрачную …(берегут). хранят
- *Подберите противоположные по смыслу словосочетания
Ранняя весна – поздняя осень,
смелый мальчик – трусливая девочка,
добрый друг – злой враг,
горечь поражения - радость победы,
скромная хижина - роскошный дворец,
сухая возвышенность - мокрая низменность .
5*. Найдите синонимы в пословицах и поговорках.
Спеши – не спеши, а поторапливайся. (Спеши – поторапливайся.)
Приятелей много, а друга нет. (Приятель - друг.)
Переливает из пустого в порожнее. (Пустое - порожнее.)
Родня – как старому забору дырявый плетень. (Забор - плетень.)
V. Подведение итогов занятия.
- Когда в устной речи необходимо умение употреблять синонимы? Например, при защите проекта.
-А в письменной речи? (В изложении и сочинении).
Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
Оценивайте свою работу смайликами
Я доволен своей работой
Я работал неплохо
Мне было трудно
А вот прощальная игра ...
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин.
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен.
И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
«Наоборот»:
Скажу я слово
Высоко»,
А ты ответишь:
«Низко».
Скажу я слово
«Далеко»,
А ты ответишь ...
Скажу я слово
«Потолок»,
А ты ответишь ...
Скажу я слово
«Потерял»,
Ответишь ты ...
Скажу я слово
«Трус»,
Ответишь ты ...
Теперь
«Начало»
Я скажу, -
Ну, отвечай ...!
(Д. Чиарди)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»
В занимательной форме дети повторяют геометрические фигуры, их свойства. Работая в парах и группах, учащиеся решают различные нестандартные геометрические задачи....
Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».
Тема: «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».Цель: Расширить знания детей об овощах, ягодах и фруктах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности, особенно выдели...
Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: Праздник Здоровья
Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классеТема: Праздник Здоровья Задачи: • Воссоздать правила поведения человека для сохранен...
Методическая разработка внеурочного занятия в 4 классе
Занятие разработано в рамках проектной деятельности. Разработка состоит из плана занятия,хода занятия, описания каждого этапа и приложений....
Методическая разработка внеурочного занятия по курсу «Компьютерная грамотность» для 4 класса по теме: «Элементы логики. Суждение: истинное и ложное»
Данная методическая разработка внеурочного занятия предназначена для учащихся 4 класса, а также для педагогов по внеурочной деятельности преподающих Информатику в начальных классах. Актуальность ...
Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района
Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...
Методическая разработка внеурочного занятия для начальной школы "Остров профессий" 4 класс
Цель: создание максимально разнообразных впечатлений о мире профессий у младших школьников, знакомство младших школьников с подгруппой творческих профессий.Задачи: 1. Познакомить учащихся с новым...